• Mausol?um,
см. Halicarnassus, Галикарнас.
МАВЗОЛЕИ
МАВЗОЛЕЙ
Мавзолей
гр. мausolus) – первоначально – гробница правителя Карии Мавсола в г. Галикарнасе (IV в. до н.э.) – монументальное погребальное сооружение. Современные мавзолеи могут служить одновременно усыпальницей и трибуной.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
МАВЗОЛЕИ
первоначально гробница правителя Карий Мавсола в Галикарнасе, IV в. до н. э,, затем общее название монументальных погребальных сооружений, например, мавзолей В. И. Ленина на Красной площади в Москве, мавзолей Мао Дзедуна в Пекине и др.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МАВЗОЛЕЙ
монумент. надгробное сооруж. Назв. «М.» происходит от гробницы карийского царя Мавсола (сер. 4 в. до н.э.). Камеры (часто подземные), в к-рых помещались останки умершего, иногда включали поминальный зал. Широкое распростр. получили М. в Др. Риме (наиболее известены мавзолей Августа и грандиозный мавзолей Адриана), а также в ср. века в Ср. Азии и Азербайд-жане (напр., Гур-Эмир в Самарканде, мавзолеи в На-хичевани и мн. др.).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Мавзолей
воздвигнутая в сер. 4 в. до н. э. для правителя Карий Мавсола в Галикарнасе усыпальница. Построенная Пифеем гробница, считавшаяся в др. мире одним из «семи чудес света», состояла из высокого квадратного цоколя и колоннады ионийского ордера со ступенчатой пирамидой, увенчанной изваянием Мавсола и его супруги, стоящих на колеснице, запряж. четверкой коней. Над рельефами фриза (теперь в Британском музее) работали величайшие ваятели того времени (Скопас, Леохар, Бриаксий, Тимофей). Позднее М. стали называть монументальные гробницы.
рис. Галикарнасский мавзолей (реконструкция фасада но рисунку Ф. Кришена).
рис. Галикарнасский мавзолей (реконструкция фасада но рисунку Ф. Кришена).
Источник: Словарь античности. 1989
МАВЗОЛЕЙ
в архитектуре монументальная форма погребального сооружения, названного по имени правителя Карии Мавсола в Галикарнасе (4 век до н.э.). Строительство храма-усыпальницы было начато еще при жизни правителя, а закончено его женой Ар-темисией. Галикарнасский мавзолей считался одним из семи чудес света, однако он не сохранился до наших дней, т.к. был разрушен в XV в. рыцарями, завоевавшими побережье Малой Азии. Позднее на месте мав-золея была воздвигнута турецкая крепость Будрун. В подражание этому памятнику были воздвигнуты и дру-гие античные мавзолеи (мавзолей Адриана в Риме, мав-золей в Сен-Реми, мавзолеи восточных правителей). В XX в. традиция возведения официальных репрезентативных мавзолеев-усыпальниц, предназначенных для крупных политических деятелей, была возрождена (Ленина в Москве, Хо Ши Мина в Ханое и др.).
Мавзолей
тип монумент, погребального сооружения, назван по гробнице Мавзола, правителя Карий (М.Азия). Построен в Галикарнасе в IV в. до н. э., одно из семи чудес света. По Витрувию, М. строили архитекторы Пифей и Сатир, скульптурный декор исполнили Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар. Сохран. лишь цокольная часть сооружения, служившая усыпальницей. От наземной постройки дошли архит. детали, блоки скульпт. фризов и-фр-ты колоссальных статуй Мавзола и его жены Артемисии на колеснице, львов, скачущих всадников. Варианты совр. реконструкции М. различаются композицией отд. частей, но сходятся в принципе; гробница имела неск. ярусов: высокий подий, открытую колоннаду со статуями и ступенчатую пирамиду-крышу. Ее венчала скульпт. группа - апофеоз Мавзола и Артемисии. Три ленты скульпт. фриза, изображающего битву амазонок и греков, опоясывали это грандиозное сооружение, в котором соединились традиции Греции и Востока: элементы всех трех ордеров и эллинских форм - с малоазийским высоким подием и классически восточной кровлей в виде ступенчатой пирамиды.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
МАВЗОЛЕЙ
лат. mausoleum, от греч. mausхleion), монументальное погребальное сооружение. Название происходит от имени правителя Карии (царства в Малой Азии) Мавсола. Его усыпальница в Галикарнасе (ныне Бодрум в Турции; 4 в. до н. э.; архитекторы Сатир и Пифей) считалась в древности одним из семи чудес света. Постройка оригинально соединяла в себе греческий ионическийпериптер на высоком ступенчатом постаменте и пирамидальное завершение. Цоколь был украшен рельефным фризом с изображением битвы с амазонками, над которым работали величайшие скульпторы того времени – Скопас, Леохар, Бриаксис, Тимофей. Сооружение венчали статуи Мавсола и его жены Артемисии в колеснице (согласно др. версии, их изваяния находились внизу). Мавзолей простоял почти нетронутым до 15 в., когда был разобран крестоносцами-иоаннитами. Рыцари укрепили его плитами свою опорную крепость на Эгейском море – замок Св. Петра. В 1857 г. английский археолог Ч. Ньютон обнаружил рельефные плиты мавзолея в стенах крепости и окрестных домов (ныне – в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле).
В античности мавзолеи получили особое распространение в Древнем Риме. Мавзолей императора Августа на Марсовом поле представлял собой сложную конструкцию из семи концентрических стен, повышающихся от краев к середине, скрытой под громадным, 87 м в диаметре, холмом. Центром его был мощный столб со статуей Августа наверху, в квадратной камере которого помещалась усыпальница. Цоколь мавзолея высотой ок. 12 м завершался фризом. В стенах кольцевых коридоров размещались склепы членов семьи Августа. В Средние века мавзолеи были распространены на Востоке. Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади в Москве (1929–45; архитектор А. В. Щусев) выполняет одновременно роль правительственной трибуны.
В античности мавзолеи получили особое распространение в Древнем Риме. Мавзолей императора Августа на Марсовом поле представлял собой сложную конструкцию из семи концентрических стен, повышающихся от краев к середине, скрытой под громадным, 87 м в диаметре, холмом. Центром его был мощный столб со статуей Августа наверху, в квадратной камере которого помещалась усыпальница. Цоколь мавзолея высотой ок. 12 м завершался фризом. В стенах кольцевых коридоров размещались склепы членов семьи Августа. В Средние века мавзолеи были распространены на Востоке. Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади в Москве (1929–45; архитектор А. В. Щусев) выполняет одновременно роль правительственной трибуны.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007