Медина (Medina), город в Зап. Аравии, второй по значению свящ. город мусульман. Возник на месте древн. оазиса Ятриб. Здесь в 622 г. Мухаммед основал первую мусульм. общину после хиджры, бегства из Мекки. М. быстро разрасталась и приобрела известность в ислам, мире как Мадинат аль-Наби (город пророка). Когда Омейяды перенесли столицу халифата в Дамаск, М. пришла в упадок, в 1517 г. ее захватили турки-османы. В М. находятся гробницы Мухаммеда и халифа Омара.
Медина
Медина
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
МЕДИНА
город в Сауд. Аравии. Ок. 50 т. ж. (1963). Второй после Мекки, священный город мусульман-суннитов. До ислама город, наз. Ясрибом, был местом поселения иудейских племен (кейнока, курейза, надир) и языческих племен южноараб. происхождения (хазрадж и аус); совр. назв. получил после хиджры. В 632-56 - столица Халифата. При Омейядах и Аббасидах - адм. центр Хиджаза. С 10 в. М. находилась в зависимости от Египта, а после завоевания последнего тур. войсками в 1517 вошла в состав Османской империи. С 1919, после вывода из города тур. гарнизона, вошла в королевство Хиджаз, в 1924 взята войсками Ибн Сауда, с 1932-в составе Сауд. Аравии. Лит.: Burton R., Personal narrative of a pilgrimage to el-Medinah and Meccah, 2 ed., v. 1-2, L., 1857; Rut-ter E., The holy cities of Arabia, v. 1-2, L.-N. Y., 1928.
Медина
город, расположенный в исторической области Хиджаз, на се-веро-западе Аравийского полуострова. Древнее название этого города - Йас-риб. Это название упомянуто в Коране (33: 13) один раз. Мединой (в перево-де с арабского – «город») называл этот город пророк Мухаммад. Это назва-ние и закрепилось за городом после начала мусульманской эры. Медина упомянута в Коране несколько раз в аятах 9: 101, 9: 120, 33: 60, 63: 8. Местность, на которой расположен город была населена с древнейших времен. Здесь поселились кочевые племена джурхумитов и амаликитов, ко-торые перешли к оседлому образу жизни. Это привело к образованию здесь небольшого города. Позднее в эти места пришли иудеи. Они поселились в городе с разрешения местного населения и жили здесь вплоть до начала ис-ламской эры. Возможно, что эти иудеи бежали в Аравию после нашествия царя Вавилона Бухтуннассара (Навуходоносора) на Палестину и поселились в Йасрибе, Вади аль-Курре, Тайме, Хайбаре и других регионах Аравии. Со-гласно другим данным, пришествие в Аравию иудеев относится к более позднему времени, ко времени нашествия на Палестину римских легионов, спасаясь от которых, одна их часть прибыла в Медину и другие города. Тут они испытали сильное воздействие арабской среды и переняли их язык, бы-товые особенности, однако сохранили иудейскую религию. В связи с этим некоторые западные востоковеды считали этих иудеев этническими арабами, принявшими иудаизм, что является только предположением. Спустя некоторое время, иудеи усилились и изгнали из города джурхуми-тов и амаликитов. Первоначально в роли лидеров иудеев выступало племя Кайнука, а затем усилились позиции двух других иудейских племен - Надир и Курайза, которые захватили власть в городе. За время своего владычества, они построили тут хорошо укрепленные крепости и укрепления. Новая страница в истории Йасриба началась с приходом в этот город двух йеменских племен Хазрадж и Аус, которым иудеи позволили поселиться на окраинах города. Затем эти племена усилились, и власть в городе перешла в их руки. Однако и иудеи продолжали там жить. Затем, вплоть до хиджры (переселения) пророка Мухаммада и мекканских мусульман в Медину, племена Хазрадж и Аус враждовали друг с другом. Эта вражда часто приводила их к кровавым столкновениям. Иудеям это по-ложение было выгодно, и они старались усугубить противоречия между этими племенами, часто заключая союз то с одним из них, то с другим. Вражда хазраджитов и ауситов сильно ослабила оба племени. Критическое положение сложилось после кровавой битвы между ними при Буасе, в ре-зультате чего в городе возросло экономическое и политическое влияние иу-деев. Глубокий кризис, который поразил ауситов и хазраджитов привел к тому, что они стали искать какую-то внешнюю силу, которая помогла бы им выйти из тяжелейшего положения. Для этого они отправили в Мекку своих представителей для переговоров с курайшитами. В это время в Мекке уже несколько лет читал свои Боговдохновенные проповеди посланник Аллаха Мухаммад, который и стал тем человеком, к которому обратились мединцы. Благодаря пророку и его первым сподвижникам, которых он послал в Меди-ну, Ислам стал стремительно распространяться в городе. Сами ауситы и хаз-раджиты дали пророку Мухаммаду клятву верности (См. Акаба), после чего началась хиджра (переселение) мусульман в Медину. Принятие Ислама и приглашение в город Мухаммада действительно привело к позитивным пе-ременам среди арабского населения Медины. В городе установилась закон-ность, были закреплены братские отношения между представителями раз-личных племен. Ауситы и хазраджиты отныне стали именоваться общим на-звание «ансары» (помощники), а мусульманские переселенцы из Мекки «мухаджирами» (переселенцами). Эти две социальные группы нового ме-динского общества составили основу первой в истории мусульманской госу-дарственности, которая была образована в Медине во главе с пророком Му-хаммадом. Что же касается иудеев, то они не признали Мухаммада в качестве Божье-го посланника. Поэтому с ними был заключен взаимовыгодный мирный до-говор, в соответствии с которым они являлись равноправными гражданами города и сохраняли за собой свое положение. Однако, несмотря на это, иу-деи не желали усиления арабских племен и начали враждовать с мусульма-нами. Они пытались осуществить покушение на пророка Мухаммада, заклю-чали союзы с язычниками против мусульман. Все эти действия привели к конфронтации этих иудейских племен города с мусульманами. В ходе мно-голетнего противостояния иудеи потерпели поражение, и ушли из города. Сразу после хиджры, пророк Мухаммад распорядился построить в Медине мечеть (Масджид ан-Набави), которая стала не только местом для соверше-ния мусульманами пятикратной молитвы, но и центром политической жизни государства. Отсюда совершалось его управление, решались социальные и военные проблемы. Кроме того, в этой мечети велось обучение основам ре-лигии, здесь останавливались путники. По своему значению, мединская ме-четь является третьей, после Каабы и Аль-Аксы, святыней Ислама. Война между мусульманами и язычниками Мекки, проходившая вначале с переменным успехом, окончилась полным поражением мекканцев. За все это время Ислам распространился по всему Аравийскому полуострову, и Меди-на не только сумела преодолеть междоусобные раздоры, но и стала столицей сильного мусульманского государства, возглавляемого пророком Мухамма-дом. Все это произошло всего за 11 лет. При Праведных халифах Абу Бакре, Омаре, Османе (11/632-35/656) Медина стала столицей Халифата, власть ко-торого распространилась на больших территориях Азии и Африки. При ха-лифе Али (35/656-40/661) столица Халифата была перенесена в Куфу. А по-сле этого, при Омейядах, столицей стал Дамаск. С переносом столицы Халифата в другие города, политическое значение Медины было утрачено. Однако город стал крупным культурным и религи-озным центром мусульманского мира. Здесь население сохранило все тради-ции, которые остались им в наследство от пророка Мухаммада и его спод-вижников. Поэтому все мусульманские мыслители и ученые приезжали в Медину со всех концов Халифата, учиться здесь исламской науке и традици-ям. Здесь существовала крупная школа исламского права (фикха), самым из-вестным представителем которой был Малик ибн Анас. После смерти омейядского халифа Муавии, форма государственной власти в Халифате была изменена, и он стал абсолютной монархией, что не было присуще периоду правления первых Праведных халифов. Наследником пре-стола стал его сын Йазид. Против тирании и монархического строя выступи-ли некоторые ветераны исламского движения, в числе которых был Хусайн - внук пророка Мухаммада и сын Али ибн Абу Талиба. Однако новая власть жесточайшим образом расправилась с Хусайном и его сторонниками, кото-рые погибли при Кербеле. В ответ на это злодеяние мединцы отказались признавать власть Йазида. Восстание возглавил Абдулла ибн Ханзала. В от- вет на это халиф Йазид послал против мединцев 12 тыс. армию во главе с Муслимом ибн Укбой. Абдулла ибн Ханзала сразился с ними, но потерпел поражение и халифские войска вошли с позиции Харра в город, где совер-шили невиданные злодеяния. В течение трех дней город подвергался наси-лиям и грабежам. Еще одно нашествие на город было осуществлено в конце правления Омейядов, но на этот раз хариджитами. Отсюда их лидер Абу Хамза высту-пил на Вади аль-Куру, однако там потерпел поражение от войск последнего омейядского халифа Марвана. Остатки его войск вернулись в Медину, где были окончательно уничтожены горожанами. В последующие века Медине угрожали крестоносцы и монголы, однако к городу они так и не подошли. В связи с внешней угрозой, Бувайхид Адуд ад-Даула построил вокруг города крепостную стену, которая, однако, не охва-тывала весь город. В связи с этим сирийский атабек Нур ад-Дин Занги в 557/1162 построил вторую крепостную стену, охватившую весь город. Большую опасность для Медины представляло извержение вулкана, кото-рое произошло неподалеку от города в 654/1256 году. Однако лава прошла мимо города в северном направлении. Вторым несчастьем, обрушившимся на город, в том же году был пожар, который произошел в мечети пророка по вине одного из служителей. Тогда сгорел минбар (возвышение для пропове-ди) и прочие исторические ценности, которые сохранились от пророка Му-хаммада и его сподвижников. После установления контроля над Мединой со стороны Османских султа-нов, в городе проводилось обустройство и строительные работы. В период правления могущественного турецкого султана Сулеймана I Кануни была выстроена новая крепостная стена высотой около 25 м, вокруг которой был вырыт глубокий ров, наполненной водой. В этот же период улучшилось во-доснабжение Медины, к которой была подведена вода из новых источников. Турецкие султаны, которые носили титул Хадим аль-Харамейн (служители двух святынь),16 раз производили ремонтные работы и реставрацию мечети пророка. В 1804 году Медина была захвачена ваххабитами, которые были выбиты оттуда войсками египетского вассала Османской империи Мухаммада Али в 1814 году. В 1901 году турецкий султан Абдулхамид II, который пытался противо-действовать колонизации мусульманского мира со стороны европейских держав начал строительство железной дороги Стамбул-Медина, которое имело для Османской империи важное военно-стратегическое значение. Строительство дороги было завершено в 1908 году. Однако после начала первой мировой войны, шариф Хусайн перешел на сторону англичан и, объ-явив себя королем Хиджаза, начал войну с турками. После поражения Османской империи в войне, турецкие войска ушли из этого региона. А Хусайн пытался объявить себя халифом всех мусульман, но это не входило в планы англичан и они отказались от его поддержки. Это привело к тому, что контроль над Хиджазом после 1342/1924 года установи-ли представители Саудовской монархии. Саудовские власти еще более обу-строили город, построили в нем различные объекты общественного значе-ния, гостиницы, шоссе и современную инфраструктуру. Мечеть пророка и другие религиозные объекты периодически реставрируются и ремонтируют-ся.