Мейерхольд, Всеволод Эмильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич
(1874—1940) — советский деятель культуры, актер и режиссер, педагог, народный артист России (1923). Театральную деятельность начал в 1898 г. в Московском Художественном театре, который покинул в 1902 г., так как его не удовлетворяла система К. С. Станиславского. В 1902—1905 гг. — режиссер и актер передвижной труппы (с 1903 — «Театр новой драмы»), работавшей в провинции. В 1906—1907 гг. — главный режиссер Театра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. В 1908—1917 гг. работал в Мариинском и Александринском императорских театрах (Петербург), ставил драматические и балетные спектакли, в 1910 г. исполнил партию Пьеро в балете М. М. Фокина «Карнавал». В 1911 г. в театре Шатле (Париж, Франция) поставил балет «Пизанелло» и приобрел европейскую известность. С 1914 г. под псевдонимом Доктор Дапертутто руководил экспериментальной работой студии в Петрограде. В 1914—1916 гг. — редактор-издатель журнала «Любовь к трем апельсинам». Искренне принял Октябрьскую революцию 1917 г. — руководил театральным отделом Наркомпроса (ТЕО): зам. зав. петроградского отделения ТЕО(1918-1919), зав. ТЕО (1920-1921); возглавил движение «Театральный Октябрь» (1920); основал революционный театр (1920, с 1923 — Театр им. Мейерхольда) и руководил существовавшей при нем школой. Ставил революционно-митинговые спектакли («Мистерия-буфф» В.В.Маяковского, 1918; «»Зори» Э. Верхарна, 1920 и др.), классические пьесы XIX в. («Лес» А. Я. Островского, 1924; «Ревизор» Я. В. Гоголя, 1926; «Дама с камелиями» А. Дюмасына, 1934), а также драматические произведения советских авторов, в том числе сатирические — «Клоп» В. В. Маяковского (1929). Развивал символическую концепцию «условного театра», стремился вернуть театру яркость и праздничность, используя приемы русского балагана и итальянской комедии, выдвинул программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра, экспериментировал с театральным реквизитом и декорациями. Разработал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, в которой нашли своеобразное воплощение принципы конструктивизма. В середине 1930-х гг. пересмотрел свое критическое отношение к системе К. С. Станиславского, выступил с докладом «Мейерхольд против мейерхольдовщины» (1936). После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938) был привлечен К. С. Станиславским к работе в руководимом им оперном театре. В 1939 г. был репрессирован; реабилитирован посмертно.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Мейерхольд, Всеволод Эмильевич

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1916)


Род. 28 января (9 февраля) 1874 г., в Пензе, ум. (расстрелян) 2 февраля 1940 г., в Москве. Режиссер-новатор, актер, театральный деятель. Создатель знаменитой биомеханики. Псевдоним — Доктор Дапертутто. Ученик Вл. И. Немировича-Данченко. На сцене с 1898 г. Играл в труппе Московского Художественного театра, воплотил на сцене образы Василия Шуйского ("Царь Федор Иоаннович"), Ивана Грозного ("Смерть Иоанна Грозного"), Тирезия ("Антигона" Софокла), Треплева ("Чайка") и др. С 1902 г. — руководитель собственной труппы (Товарищество новой драмы), выступавшей в провинции, в 1905 г. — московской Студии на Поварской, в 1906 г. — петербургского Театра на Офицерской. В 1908 г. был приглашен на работу в Императорские театры. Издатель журнала "Любовь к трем апельсинам". Был заведующим театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса (1920). В 1920 г. создал в Москве Театр РСФСР 1-й (впоследствии "Театр им. Мейерхольда", а с 1926 г. — Государственный театр им. Мейерхольда (ГОСТИМ или ТИМ), закрытый в 1938 г.). Руководил также Театром Революции (1922—1924). Постановки: "Потонувший колокол" (1902), "Снег" (1903), "Монна Ванна" (1904), "Смерть Тентажиля" (1905), "Гедда Габлер" (1906), "Жизнь Человека" (1906), "Тристан и Изольда" (Р. Вагнер, 1909), "Дон Жуан" (1910), "Шарф Коломбины" (1910), "Живой труп" (1911), "Орфей" (К. В. Глюк, 1911), "Заложники жизни" (1912), "Балаганчик" (1914), "Зеленое кольцо" (1915), "Гроза" (1916), "Маскарад" (1917), "Каменный гость" (А. С. Даргомыжский, 1917), "Мистерия-буфф" (1918, 1921), "Великодушный рогоносец" (1922), "Смерть Тарелкина" (1922), "Доходное место" (1923), "Лес" (1924), "Ревизор" (1926), "Горе уму" (1928), "Клоп" (1929), "Баня" (1930), "Командарм-2" (1929), "Последний решительный" (1931), "Дама с камелиями" (1935), "Пиковая дама" (1935) и др. Пробовал себя в кино: "Портрет Дориана Грея" (1915), "Сильный человек" (1916). Народный артист РСФСР (1923). Автор книги "О театре". Репрессирован.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008