МЕЙЕРХОЛЬД

Найдено 1 определение
МЕЙЕРХОЛЬД
Всеволод Эмильевич (1874–1940) — талантливый российский режиссер-экспери-ментатор, начал свой путь в искусстве как актер труппы Московского художественного театра, тяготевший к резко характерному сценическому рисунку. Став при содействии К. С. Станиславского руководителем Студии на Поварской, Мейерхольд начал осваивать сценические формы театрального символизма — создание воображаемого мира, в котором господствовали субъ-ективное начало, интонация недосказанности, стрем-ление к большим обобщениям, к передаче определенного настроения с помощью пластики, жестов, музыки и цвета. Новой была также идея «неподвижного театра», подчинявшего пластику музыкальному ритму движений. Творческие эксперименты Мейерхольда смогли осуществиться в петербургском Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской, где среди поставленных им пьес были «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Андреева, «Победа смерти» Ф. Сологуба, позволившие режиссеру претворить одну из главных идей условного театра — пересоздание жизни средствами искусства. После победы Октябрьской революции Мейерхольд провозгласил программу «Театрального Октября», целью которой было создание открыто публицистического, митингового театра-балагана. Под-линным манифестом революционного («левого») искусства стала постановка пьесы В. В. Маяковского «Мистерия-буфф» в Театре РСФСР Первом (1921 г.). Режиссер отказался от занавеса, заменил декорации конструкцией из лестниц, мостков и помостов, вынес действие в зрительный зал. С утверждением принципов социалистического реализма в советском театре 30-х гг. постановки Мейерхольда были объявлены «формалистическими». В 1938 г. Государственный театр им. В. Э. Мейерхольда был закрыт, режиссер арестован и после мучительных истязаний расстрелян.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

МЕЙЕРХОЛЬД РЕПЕТИРУЕТ "САМОУБИЙЦУ"

Фельдман Олег
История борьбы Мейерхольда за «Самоубийцу» и записи его репетиций этой пьесы Н.Р. Эрдмана показывают, какой невосполнимой потерей было запрещение ее постановки и для драматурга, и для готовившего центральную роль И.В.
Читать PDF

В. Э. Мейерхольд и его театральное наследие

Сазонова Валентина Александровна
Рассматриваются режиссерские эксперименты выдающегося мастера отечественного сценического искусства Всеволода Эмильевича Мейерхольда в области театра и педагогики.
Читать PDF

МЕЙЕРХОЛЬД В ГВЫРМЕ И ГВЫТМЕ

Фельдман Олег Максимович
Читать PDF

МЕЙЕРХОЛЬД И "ТЕАТР СИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ" АНТРЕПРИЗА КАЗАНСКОГО, 1909 ГОД

Тучинская Александра Яковлевна
Сотрудничество Мейерхольда с петербургским Литейным театром, где антрепренер В. Казанский держал с 1909 г.
Читать PDF

ВС. МЕЙЕРХОЛЬД И КИНО: ОТ "ПОРТРЕТА ДОРИАНА ГРЕЯ" К "ЛЕСУ"

Матвиенко Кристина Николаевна
Вс. Мейерхольд и кино: от «Портрета Дориана Грея» к «Лесу» Статья посвящена творчеству Мейерхольда-кинорежиссера и его вкладу в кинофикацию театра 1920-х годов.
Читать PDF

В.Э. МЕЙЕРХОЛЬД "САМОУБИЙЦА". ЗАПИСИ РЕПЕТИЦИЙ

Читать PDF

Ю. ЮРЬЕВ И В. МЕЙЕРХОЛЬД. "МАСКАРАД"

Золотухин Валерий
Читать PDF

МЕЙЕРХОЛЬД ИГРАЕТ ИБСЕНА

Тучинская Александра
Читать PDF

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ: А.М. РЕМИЗОВ И ВС.Э. МЕЙЕРХОЛЬД

Васильева Александра Юрьевна
Статья рассказывает о влиянии писателя и драматурга Алексея Ремизова на создание и развитие театра символизма в России.
Читать PDF

Пьеро, мечтавший стать Арлекином: ранний Мейерхольд на подмостках театра, поэзии и истории

Ваняшова Маргарита Георгиевна
В центре статьи «Пьеро, мечтавший стать Арлекином» гипотетический сюжет о «рикошетном» романе молодого актера и режиссера Всеволода Мейерхольда на подмостках театра, поэзии и истории в период его первых лет службы в МХТ, 1900-1902
Читать PDF

МЕЙЕРХОЛЬД — ОСТРОВСКИЙ — АПОЛЛОН ГРИГОРЬЕВ. ГРАНИ СОПРЯЖЕНИЯ

Титова Галина Владимировна
Данная статья — часть фундаментальной работы, посвященной диалогу художников разных эпох. Спектакли В.Э. Мейерхольда «Доходное место» (1923) и «Лес» (1924), в основу которых легли классические пьесы А.Н.
Читать PDF

М.А. БУЛГАКОВ И В.Э. МЕЙЕРХОЛЬД: К ПОЭТИКЕ АВАНГАРДИСТСКОЙ ФОРМЫ "ТЕАТР ДЫБОМ" И ЭРОТИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ

Колчанов Владимир Викторович
Проанализирована аллюзия из повести М.А. Булгакова «Роковые яйца», в которой, по мнению большинства литературоведов, видятся взаимоотношения, сложившиеся между М.А. Булгаковым и В.Э. Мейерхольдом.

Похожие термины:

  • Мейерхольд, Всевол. Эмил

    режиссер-символист, автор статей и перев. пьес, ред.изд. журн. "Любовь к трем апельсинам", р. 28 янв. 1874 в Пензе, с. заводчика, режис. Имп. театров. {Венгеров}
  • Мейерхольд, Всеволод Эмильевич

    Род. 28 января (9 февраля) 1874 г., в Пензе, ум. (расстрелян) 2 февраля 1940 г., в Москве. Режиссер-новатор, актер, театральный деятель. Создатель знаменитой биомеханики. Псевдоним — Доктор Дапертутто. Ученик
  • Мейерхольд Всеволод Эмилиевич

    (1874-1940) – выдающийся режиссер. Создатель нового русского театра. Сценическую деятельность начал в 1898 г. в Московском художественном театре. Начало известности Мейерхольда как режиссера относится
  • МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод (Карл) Эмильевич

    (28.1.1874, Пенз. – 2/3.2.1940, М.), реж. и актер, нар. арт. РесПенз. (1923). Из купеч. семьи Мейергольдов. При крещении по лютеранскому обычаю получил три имени – Карл Теодор Казимир. Увлечение родителей театром, м