Михайлов, Адриан Федорович

Найдено 1 определение
Михайлов, Адриан Федорович

Михайлов А. Ф.


[(1853—1929). Автобиография написана в мае 1926 г. в гор. Ростове-на-Дону.] — Родился я 5 августа (ст. ст.) 1853 г. в станице Полтавской Кубанской обл. Тогда, насколько помнится, эта часть области, заселенная потомками переселенных сюда Екатериной II запорожцев, называлась "земля Черноморского войска". Мать умерла, когда мне было 4 года. Я помню только картину ее смерти. Следов ее влияния на меня память мне не сохранила. Не то — отец. Его потерял тоже рано. Мне было 10 лет. Но эти пять-шесть лет, между смертью матери и смертью отца, свежи в моей памяти. Когда впоследствии, довольно рано, я прочел некрасовского "Филантропа", я подумал: "А ведь это он, мой отец; и в провиантской комиссии он служил и, служа у этого источника всяких благ, покупал свою провизию". Была и эта полоса в жизни отца. "Правдолюб" былых времен, "обличитель", он везде был не ко двору, и эти пять-шесть лет жизни с отцом являлись кочеванием с места на место. Первой остановкой после станицы Полтавской был Ставрополь Кавказский. В мою память эта остановка врезала такую картину: я — восьмилетний мальчуган — на площади в толпе. По площади проходит какая-то воинская часть, но не с музыкой и залихватскими песнями, на что так любили смотреть обыватели, нет: солдаты шли молчаливые, сосредоточенные, хмурые. "Куда идут солдаты, отчего они такие?" — обратился я к стоящему около "дяде" в чуйке. "В Масловом Куте крестьяне бунтуют. Солдаты идут усмирять. Сам губернатор поехал", — недовольно буркнул дядя. Придя домой, я обратился с расспросами к отцу. Он сидел и читал. Оторвавшись от чтения, он долго, внимательно и хмуро рассматривал меня. "Тебе еще рано: вырастешь — узнаешь", — наконец сказал он. "Вырастешь, Саша, узнаешь" — впоследствии прочел я и вспомнил отца. Загадка так и осталась для меня загадкой, но разгадка пришла сравнительно скоро.


В Ставрополе отец продержался недолго. Из-за раскрытия какой-то "неправды" он — "беспокойный человек", был переведен для "пользы службы" в Георгиевск — гиблое захолустное место, где свирепствовала малярия. Часть местного кладбища называлась — кладбище коллежских асессоров: в Георгиевск переводили неугодных чиновников с производством в коллежские асессоры. Здесь они и погибали, недолго пробыв в этом, дававшем тогда дворянство, чине. В Георгиевске умер отец.


Я в это время заканчивал Георгиевское уездное училище. Через несколько дней после смерти отца училище посетил директор Ставропольской гимназии, объезжавший подведомственные ему учреждения (директора гимназий в то время исполняли обязанности и директоров народных училищ). Смотритель училища вызывал для начальства учеников, конечно, на показ. Был вызван и я. Директор, тип благожелательного самодура тогдашних времен, остановил почему-то на мне внимание и по окончании урока подошел. "Ты кончаешь училище, хочешь в гимназию?" — спросил он. Я, конечно, "хотел". — "Он только что потерял отца, средств никаких", — вставил смотритель. "Ну, это мы устроим, — сказал директор, и, обращаясь уже ко мне, добавил: — Поезжай в Ставрополь и обратись прямо ко мне".


И вот я, сопутствуемый старшей сестрой, единственным оставшимся около меня близким человеком, опять в Ставрополе. Являемся прямо на квартиру директора гимназии. Он дает сестре какую-то бумажку. И я водворяюсь в пансион при гимназии.


Пансион при Ставропольской гимназии оказался очень своеобразным учреждением. Гимназия эта была в то время единственной на всем северном Кавказе. Сюда свозили жаждущих ученья со всего огромного края. И вот для них-то и был организован пансион при гимназии. В мое время в нем было свыше 300 пансионеров. Из них больше половины были горцы. Помню, во втором классе я застал оставшегося на второй год женатого горца. При таком составе пансиона начальству не приходилось уже думать о дисциплине. Каникулы перехода из первого во второй класс я провел на Черноморском побережье Кавказа. Шестидесятилетняя война — "покорения Кавказа" — только что закончилась. "Непокорные" горцы, т. е. не желавшие принять "подданство", были выселены в Турцию именно через это Черноморское побережье. Часть их пыталась вернуться на свои пепелища. Происходили стычки с ними. И побережье оставалось на военном положении. В крепостцах, укреплениях, станицах стояли воинские части. Командный состав вел ужасную жизнь: беспробудно пили, играли в карты. Немногие, не желавшие опускаться, спасались в чтении. К моему времени у них составлялись и накоплялись библиотечки. Именно у одного из обладателей такой библиотечки я и провел первые гимназические каникулы. Войдя в комнату, как одержимый страстью читательства, прежде всего ощупал глазами комнату по части книг. В моей памяти не сохранилось указания времени, когда я научился читать. В ней хранятся мелочи моей жизни с 4-летнего возраста, но я помню себя уже читающим, очевидно, я научился читать раньше. Думаю, что этим я обязан отцу. Его я помню всегда за книгой. И вот я с удовлетворением заметил довольно большую этажерку с книгами и сразу же прирос. Обладатель этажерки попытался "руководить" моим чтением и отобрал детские книги. Эта литература была очень скудная, главным образом издания гремевшего в то время М. О. Вольфа. Меня это не удовлетворило, и я уже сам перебрал остальные книги. Мой "руководитель" наконец не выдержал и сказал мне: "Ты не читаешь, а роешься. Чего ты ищешь?" Как мог, я рассказал ему, что ищу разгадки той загадки, которую задал мне Ставрополь в мое первое пребывание в нем. "Руководитель" долго и внимательно рассматривал меня и сказал: "Ну хорошо, пойдем поищем". Пришли в чулан, где у стены оказались полки тоже с книгами. "Поройся — может, найдешь что интересное", — сказал он и ушел. Я стал "рыться". Мое внимание остановила книга, на обложке которой в барельефе пять портретов. Название книги "Полярная звезда". Внизу "Русская вольная типография". К этой книге я и присосался. Читал с увлечением, но спотыкался. Нужен был если не руководитель, то путеводитель. На мое счастье нашелся и он. К сыну в гости приехал на лето старик-отец, лет восьмидесяти. Давно в отставке, он молодые годы службы проходил здесь, в разных местах побережья. Встречался с высланными "на Кавказ" декабристами, как с теми, которые были сосланы "с разжалованием в рядовые", так и с подлинными рядовыми. Много и охотно рассказывал он о своих встречах и переживаниях. Он же дал мне и разгадку Маслового Кута. Оказалось, это был один из эпизодов, когда крестьянам вместо долгожданной и страстно желанной "воли" было объявлено "положение об улучшении быта". После долгих и многодневных бесед мой "путеводитель" дал мне на "прочтение" пожелтевшую, старательно каллиграфически написанную тетрадку. Это было переписанное самим обладателем ее письмо Белинского к Гоголю. Боясь за ее сохранность, старик всегда хранил ее при себе.


Быстро промелькнули каникулы, и я вернулся в читательскую пустыню пансиона. Но и тут счастье не покидало меня. Я сдружился с таким же страстным "читателем". Это был... сын начальника жандармского управления Сергей Голоушев, впоследствии судившийся по процессу "193-х". Отец его, по рассказам, не был жандармом по призванию, а отбывал службу. По-видимому, в жизни сына он не играл никакой роли. Мальчик рос исключительно под влиянием матери. Это была, как она себя называла, "социалистка от евангелия". Вот этот-то Сережа Голоушев знал, где можно "почитать". В одно из воскресений он повел меня в общественную библиотеку, где у него была знакомая библиотекарша. После каких-то таинственных для меня перешептываний мы с Сережей забрались на чердак, заваленный книгами. Это были книги, "изъятые из общего пользования". И здесь, на чердаке, у слухового окна, мы глотали книги по его выбору — он был уже свой человек в этом уголке и в груде сваленных книг легко находил, что было нужно.


Начал я с "Что делать?". Все праздники этого учебного года просидел над "Современником" и к концу года уже перечитал Чернышевского и Добролюбова. К сожалению, в моем распоряжении были только праздники — как пансионер я не мог отлучаться в учебные дни; Сережа же был приходящим и мог свободно располагать и учебными днями.


Следующие каникулы я провел опять на Черноморском побережье. Мои знакомства расширились. В мои руки попадали все новые для меня рукописи: "Ода временщику" Пушкина; заботливо переплетенная и старательно переписанная тетрадь с заголовком: "Горе от ума". К этому заголовку я сначала отнесся пренебрежительно, заявив: "Это я уже читал печатным в нашей гимназической библиотеке". "Это совсем не то, что ты читал, — сказал обладатель тетрадки, — там у вас подстриженная цензурой, а здесь полная". Прочел; оказалось действительно "не то". Лето закончилось литографированной тетрадью "Историческое развитие революционных идей в России. А. И. Герцен".


Вернувшись в гимназию, я уже не нашел Сережи Голоушева; его отец был переведен на ту же должность в Оренбург. Оттуда и был извлечен Сергей Голоушев и после четырехлетнего сидения предстал перед особым присутствием сената как глава Оренбургского кружка революционеров.


Впоследствии, по выходе с каторги на поселение, я часто встречался со следами глубокого духовного влияния декабристов. Невольно вспомнил Черноморское побережье и поразился, какую большую работу проделало русское самодержавие в деле революционизирования окраин, ссылая туда своих врагов. Коснулась эта работа и Ставрополя. Появились высланные. Первым из них на моей памяти был Герман Лопатин. Он вел большие знакомства, имел большое влияние. По распоряжению из Питера был здесь арестован. Содержался изолированно на военной гауптвахте и отсюда совершил нашумевший побег. Затем в Ставрополе появилась сразу целая группа высланных: среди них брат Германа Лопатина, Всеволод, судившийся потом по процессу "193-х".


Для гимназистов это был богатый источник революционного просвещения. Помогало этой работе, само того не желая, и гимназическое начальство, помогало разными путями. В один из учебных дней во всех классах гимназии, начиная с пятого, очередной третий урок был заменен лекциями соответствующих учителей о "пагубной работе революционеров". Оказалось, что свооеобразные уроки-лекции были проделаны по распоряжению из Питера. Как раз после этого произошла в гимназии смена начальства. Старик-директор, тот самый, благодаря которому я попал в гимназию, был уволен как "распустивший гимназию". Его место занял присланный из центра молодой человек (35 лет), Марков, брат в свое время известного Евгения Маркова, автора "Черноземных полей". Новый директор избрал и новый путь "отвращения учащихся от пагубного влияния революционеров". Он прежде всего организовал при гимназии библиотеку-читальню. Стены ее украсил портретами общественных деятелей. Здесь были между прочим и Белинский, и Добролюбов. Произведения последнего в библиотеку допущены не были. Их нам пришлось добывать на стороне. И, наконец, на одном из столов появился розовый "Вестник Европы". В февральской книжке (это был 1872 год) я прочел статью И. К-на (Кауфмана) о первом томе "Капитала" К. Маркса. Стал искать самый "Капитал", но безуспешно — по-видимому, его еще не было. Но первый и единственный на русском языке том Лассаля мы нашли и зачитывались им. Наряду с библиотекой и в связи с ней директор организовал "научные беседы". К нему на квартиру приглашались ученики 7 и 6 классов (последние по выбору), и здесь кто-нибудь из учителей делал доклад (на заданную директором тему), и затем доклад этот обсуждался. Первый доклад был о Ломоносове, затем шел ряд докладов по истории словесности русской и всеобщей. Последним был доклад о великой французской революции с восхвалением жирондистов.


Заканчивался учебный год. Подходили экзамены. Для нас, семиклассников, — это последние экзамены. За ними вырисовывались, манили столицы, высшие учебные заведения, студенчество, широкие горизонты. Но из центра нас окатили холодной водой. Был получен знаменитый устав 1872 г. (творцы его Катков и Леонтьев). Устав было предписано ввести немедленно. Уставом вводился 8-й класс. На последнем уроке 7-го класса появился директор, огласил основные положения устава и заявил: "Инструкция к уставу не возбраняет желающим держать экзамены, но, знайте, мы не пропустим ни одного". Желающих попытать счастья не оказалось, и мы разошлись с гнетущей мыслью, что "в стенах неволи" проведем еще год. Странным оказался с учебной стороны этот год. На вопрос: "Что же мы будем делать в 8-м классе", нам ответили: это будет год "повторения пройденого". По существу, это был год "неделания". И мы постарались использовать его для чтения внегимназической литературы и усиленных сношений с внешним миром.


Наконец наступили и выпускные экзамены, экзамены на аттестат зрелости с их знаменитыми письменными работами, обысками учащихся перед впуском в экзаменационный зал, запечатанными в конверт темами, заранее купленными выпускниками.


Во время экзаменов учебный округ объезжал попечитель Кавказского учебн. окр. — ведь это был первый выпуск "зрелых". Попечителем был один из немногих оставшихся в живых "людей сороковых годов", член кружка Станкевича, Януарий Михайлович Неверов. Имя его было уже нам известно из литературы о деятелях 40-х годов. Нас собрали в актовом зале, и Неверов сказал нам напутственную речь, закончив ее так: "Вы оканчиваете гимназию; поедете в университет. После него выйдете на широкую работу жизни. И вот тут, на этой работе, вы должны, вы обязаны помнить, что всем вашим образованием, всеми вашими знаниями вы обязаны никому иному, как русскому крестьянину: он своим тяжелым неустанным трудом дал вам возможность получить ваше образование и ваши знания. И ему вы обязаны посвятить ваши силы, ваши знания и тем заплатить ваш долг ему". Эта заключительная часть речи так врезалась в память, что почти дословно воспроизвожу ее. Мы "запомнили".


А через два дня нам была сказана и другая речь. Проездом через Ставрополь в Питер заехал в гимназию наместник Кавказа, брат Александра II — Михаил. Опять тот же актовый зал, то же полное собрание педагогического персонала и опять напутственная речь: "Вот вы оканчиваете гимназию. Поедете в университет. Там вас будут соблазнять служением мужику, т. е., попросту говоря, бунтовать его. Так запомните твердо: если соблазнитесь, пощады не будет". "Запомнили" и это.


Закончены экзамены; получены аттестаты зрелости, и мы укатили в столицы — я с группой товарищей в Московский университет.


Новый мир. Новые знакомства. Новые товарищи со всех концов России. Шумные аудитории. Перед лекциями, куда забирались возможно раньше, и между ними шумные разговоры и споры. И страстная жажда знания. В погоне за ним кочевали по аудиториям вне избранных специальностей и оставались неудовлетворенными. Все это не то, что нужно для постижения жизни. Источников, чтобы постигнуть ее, нужно искать где-то в другом месте. Стали возникать кружки самообразования. Группировались земляки. Сгруппировались и мы, бывшие ставропольские гимназисты. Начали с Милля с комментариями Чернышевского. Продолжили "Капиталом" Маркса. Изучение увлекало. Но в двери стала стучаться жизнь. В шумное, но мирное течение учебных занятий врывались иные звуки. Помню один вечер работ в анатомическом театре, куда на втором семестре были допущены к практическим занятиям и мы, первокурсники. Бывало и раньше, что та или иная пара работающих на одном препарате напевала что-нибудь. Но это не останавливало внимания остальных. На этот раз было не то. Все остановились и стали прислушиваться. Пелась "Барка". Этой "Баркой" заявил о своем появлении "Сборник революционных песен". За сборником, первой для нас подпольной ласточкой, появилась первая книжка "Вперед". За ней "Государственность и анархия", "Историческое развитие интернационала". Подпольная литература, заграничная и выходившая в самой России, нарастала. Чтения было в изобилии. Но рядом с литературой приходили вести, которые толкали от чтения и слов к делу. Пришли сообщения об арестах в Питере (долгушинцев, чайковцев). По кружкам, но только по кружкам — больших сходок еще не было, стали обсуждать вопрос, что делать, именно "делать". Настроение нарастало. Но академический год закончился для нас без определенных решений. И летом я успел побывать на родине.


Следующий учебный год начался и весь прошел в бурных сходках студенчества — универсантов, петровцев, техников. Властно звучал призыв "в народ". И сходки страстно обсуждали только вопрос: готовы мы или не готовы, продолжать ли подготовку или идти сейчас. На сходках появились и питерцы, Натансон, Драго, Таксис. Одним из постоянных участников сходок был В. Г. Короленко, с которым я здесь и познакомился. Бурные сходки заполнили весь этот академический год: днем учились, вечером сходки.


Лето я провел уже в деревне. Оно для меня выяснило, что я для "народа" чужой, "скубент". Надо стать "своим". И, съехавшись после лета, наш кружок решил основать ферму, которая вырабатывала бы пропагандистов-земледельцев — эти земледельцы были бы "в народе" своими людьми.


Ферма и была основана на моей родине, вблизи Анапы. По числу желающих было арендовано 100 десятин. Для подготовительных работ отправилось трое: из кружка студент-медик, ныне покойный, Пожидаев, мой одноклассник по ставропольской гимназии и я, из не членов кружка, тоже покойный, Харизоменов. Пожидаев должен был изображать из себя арендатора, Харизоменов — его управляющего и я — батрака. Приехали. Участок земли оказался без жилья. Но не беда: поставили "курень" — пирамидка из жердей, покрытая сеном. Купили телегу, лошадь, две пары волов и плуг. И приступили к работе. Но оказалось: земля — крепкая черноземная целина; нужны не две, а четыре пары волов, а средства, взятые нами из кассы кружка, были уже на исходе. Хоть бросай. Нас выручил только что переселившийся из Полтавской губернии крестьянин. Были у него две пары волов и пустой карман, а за аренду нужно было платить вперед. Пригласили его в компанию и уже четырьмя парами волов стали поднимать целину. С конспиративной стороны дело сложилось совсем плохо: в Москве начало лекций, и никто из желавших работать к нам не приехал. С внешней стороны получилась странная картина: арендатор — по паспорту дворянин, его управляющий и один единственный работник — по паспорту крестьянин Тверской губ. Но в полицейском отношени времена на Кубани были еще патриархальные; жандармского управления не было; стражники, урядники еще не существовали, а казачье начальство не замечало нас. Мы все же решили придерживаться наказа, данного нам в Москве: "беречь ферму и пропагандой не заниматься". Моим двум товарищам легко было выполнить этот наказ: для разбросанного маленькими хуторками окрестного населения, тоже арендаторов — один из них был "барин", другой — управляющий, тоже "большой цобе" (вол); к ним шли только с делом. Я же был "свой человек", работник, со мной можно было вести всякие разговоры. Мне было 22 года, и я не устоял от соблазна — пропагандировал при всяких встречах. Постоянным собеседником моим был наш соарендатор; с ним были неразлучны, от зари до зари пахали, ночью караулили волов, чтобы они не подобрались к чужому стогу сена: была глубокая осень, трава становилась все скуднее, свое сено было далеко, у нашего куреня, а чужое под боком, и волов тянуло к нему. Моему соработнику так естественно было в обеденный перерыв, тут же, на пашне, и ночью, когда мы лежали около волов на осенней траве, ежась от холода под свитками, обращаться ко мне со всякими вопросами. В его глазах я был хоть и молодой, но бывалый хлопец. И мы бесконечно разговаривали. В оценке окружающего сошлись скоро: собственник земли — казачий офицер, живет в Екатеринодаре, получает жалование, сыт, одет, обут, и ему же правительство подарило землю (земля горцев, после их, большей частью принудительного, выселения в Турцию, была роздана офицерам, служившим в местных войсках во время "покорения Кавказа"). И за эту землю офицер получает аренду с тех, кто на ней работает. Дошли мы и до правительства, которое роздало ее чужим этой земле людям. Сошлись и тут легко. Но ведь во главе правительства стоит царь, его рука — владыка. На этом вопросе мы изрядно задержались. И, наконец, помню этот обеденный перерыв, после того как я рассказал о царских землях и их размерах, мой собеседник приподнялся, мы лежали на земле, опасливо оглянулся по сторонам и сумрачно сказал: "Мабуть и вин такий же". Но ведь он — помазанник божий, сам бог велел повиноваться царю, а бог — сама правда. Вот тут я наткнулся на непреодолимое препятствие. Стали обсуждать вопрос о бытии бога. "Да откуда же все это?" — широко обвел рукой мой собеседник. "А вот ученые говорят", — начал я и стал излагать ему, как можно проще, Канта-Лапласовскую гипотезу. Собеседник напряженно слушал, но отрицательно покачивал головой. Вопрос занял ряд дней, пока я не понял безнадежность моих усилий. Для меня стало ясно положение дела. Собеседник мой отчетливо, реально рисует себе картину: громадный старик с длинной белой бородой обитает там, "в горних высях", и оттуда правит миром. Это вполне оформленная фигура. Но бесформенная космическая материя не укладывалась в голове моего собеседника. Вспомнился мне один из новогодних приемов Наполеона I. С поздравлением явилась французская академия наук. Наполеон отвечает, говорит о заслугах академии и, обращаясь лично к Лапласу, заявляет: "С большим интересом прочел я ваше произведение ("Об образовании миров") и нахожу в нем один громадный недостаток — в нем ни разу не упомянут бог". — "Ваше величество, я не нуждался в этой гипотезе". — Мой собеседник нуждался в ней, и мне стало ясно, что пока он этой нужды не изживет, все мои усилия будут бесплодны.


Наконец мы отпахались, с озимыми отсеялись. "До Евдокии" (1 марта) делать нечего, и мы уехали в Москву. Чтобы не терять времени, стал я искать других путей технического снаряжения, чтобы идти в народ. Организовывалась в Москве слесарная мастерская. Пристал я к ней. Но дело затягивалось. Бросился я на новые поиски. Выручила меня встреча и знакомство с Юрием Николаевичем Богдановичем, который в это время был в Москве. Узнав о моих поисках, он рассказал мне о кузнице своего брата Николая, где кузнечеству уже обучаются такие же, как и я. Снабдил меня письмом к брату, и я немедленно отправился, решив сделать небольшой крюк — заехать в Питер, куда приглашал меня Марк Натансон. Здесь через Натансона же я познакомился с Кравчинским и Клеменцом. Из бесед с ними выяснилось, что оба они стояли на перепутье между налетным хождением в народ, потерпевшим крушение, и оседлыми поселениями среди него. Мысль об этих последних настойчиво проводил Натансон. Кравчинский и Клеменц одобрили цель моей поездки, а Клеменц дал мне ряд практических указаний — он уже был в имении Николая Богдановича и хорошо знал местную обстановку.


Новые знакомства были увлекательны. Но я нетерпеливо рвался к работе и через несколько дней, захватив с собой новинки подпольной литературы, выехал к цели моего путешествия. Небольшое имение Николая Богдановича, усадьба "Воронино", была расположена в 26 верстах от Торопца (Псковской губ.). Приехав в Торопец, стал расспрашивать хозяйку постоялого двора, где я остановился, как проехать в Воронино. Она ответила: "Да Николай Николаевич здесь же, он останавливается у меня; должно быть, скоро придет".


Скоро пришел и он. Перечитав привезенные мною письма брата Юрия и Клеменца, сказал: "Ну, мы сейчас едем". В Воронино Н. Н. немедленно повел меня в кузницу — он любил ее и гордился ею. Ее специальностью были топоры, серпы и косы. Но попутно, удовлетворяя спрос ближайшего населения, производили и все кузнечные работы, необходимые крестьянину. Это как раз то, что мне нужно, подумал я. Здесь же, в кузнице, Н. Н. познакомил меня с Соловьевым. Александр Константинович, оставив учительствование в Торопецком городском училище, работал в воронинской кузнице молотобойцем. На следующий же день стал и я на работу, тоже молотобойцем. Рабочий день в кузнице был от 6 часов утра до 6 вечера, с 2-часовым перерывом на обед. Обеденные перерывы и вечера мы с Соловьемым посвящали беседам. Сошлись мы с ним довольно скоро, несмотря на то что А. К. был человек замкнутый. За время нашей совместной работы и наших бесед для меня вырисовался духовный образ Соловьева. В это время он был вполне сложившийся человек: беззаветно и безраздельно преданный идее служения народу, готовый в любой момент принести себя в жертву, но скромный и неуверенный в себе и своих силах. Ему все казалось, что для большого дела, которому он решил посвятить себя, его собственные силы слишком малы. Нередко можно было видеть, как он, держа на коленях книгу, старался пронизать пространство мучительно-вопрошающим взглядом. Я понимал этот взгляд. Старался придти к нему на помощь. Разубеждал. Но безуспешно.


Было решено, что А. К. достаточно подготовлен как кузнец и может идти на революционную работу в народе. И он особенно сосредоточенно мучил себя расценкой своих сил. Недалеко от воронинской кузницы сорганизовалась земледельческая колония в небольшом имении Казиной. Казина была сотрудницей "Отечественных Записок". Ее "Картинки домашнего воспитания" в свое время произвели впечатление. С нею были знакомы участники революционного движения. И ее именьице было использовано для земледельческой колонии.


В одно из весенних воскресений Н. Н. (Богданович) предложил пойти посмотреть колонию и познакомиться с ее обитателями. Пошли он, Соловьев и я. Членов колонии оказалось 10. Это были: Александр и Виктор Шлейснеры — родные братья Ольги Натансон, отставной полковник Фалецкий, отставные артиллерийские поручики Вульферт и Мельников, рабочий Шевырев, Алексей Оболешев, Е. П. Карпов, курсистка Каминер и питерская швея, фамилию которой я не помню. С Шлейснерами я познакомился проездом через Питер у Натансонов; с Оболешевым сблизился еще на первом курсе в университете. С остальными я познакомился только здесь. Из разговоров с Оболешевым выяснилось, что члены колонии не были объединены одной и той же целью. Большинство обучалось земледелию, чтобы затем идти в народ. Из остальных часть желала "опроститься", другая — в земледельческом труде найти отдых от городской жизни. Но все работали добросовестно, от зари до зари. Из конспиративных соображений кузница и колония старались не выявлять своей близости, и взаимные посещения ее были сравнительно не часты.


Наступал конец лета, и члены кузницы и колонии стали разъезжаться. Первым уехал Соловьев. Кузнецом он считал себя плохим, но рвался на работу в народе. За ним уехали Оболешев и Карпов. Свидания кузнецов и земледельцев стали совсем редки. Я в это время стоял у горна, т. е. был не молотобойцем, а мастером. Был сносным топорником, серповиком, ковал лошадей, стянул к себе крестьянскую работу по починке всякой мелочи, приносимой и привозимой крестьянами, и к концу года был сносным деревенским кузнецом.


В январе 1877 г. я был уже в Москве. Остановился у одного из своих одноклассников по гимназии и однокурсников по университету, Сергея Васильевича Мартынова.


От него узнал о питерской организации народников, во главе которой стоял Натансон. Решил раньше чем поселиться в деревне войти в связь с этой организацией. В беседах с Мартыновым, отвечая на его расспросы, между прочим упомянул, что все свободное от кузнечной работы время я посвятил изучению экономического материализма К. Маркса. Мартынов заинтересовался. Заставил изложить и, выслушав, заявил: "С этим необходимо познакомить здешнюю публику". Предложил прочесть реферат. Сам же устроил собрание. Помню, это было в квартире С. Я. Елпатьевского, тогда студента-медика 4 курса. Собрание было немноголюдно. Выслушали внимательно. Реферат был на тему: "Экономический материализм как историко-философская и социологическая теория". Начались прения. Самой горячей оппоненткой была жена Елпатьевского, урожденная Сокологорская, женщина умная и значительно начитанная. Она же сформулировала отношение слушателей к реферату: "теория односторонняя". Но интерес был возбужден, и, как мне потом рассказывал Мартынов, ряд дней был посвящен участниками собрания горячему обсуждению новой для них теории.


Но вот я опять в Питере. В квартире Натансонов было устроено собрание наличных членов "Основного кружка" для принятия меня как нового члена. Из знакомых мне здесь были Марк и Ольга Натансон, Алексей Оболешев и Сергей Харизоменов. Последний изложил мне программу организации. Программа эта изложена О. В. Аптекманом в его "Земле и Воле". Программа была чисто практическая — теоретическое обоснование в ней отсутствовало. Но в это время для членов организации, и для меня в частности, это не было важно — время не терпело. Сговорились мы в один вечер в течение пары часов, и я был принят в члены "Основного кружка" — руководящий центр организации, впоследствии называвшейся "Земля и Воля", а тогда не носившей никакого названия. В другое время и при других обстоятельствах я надолго задержался бы здесь, чтобы лично сблизиться с этой семьей, именно семьей, выдающихся работников революции и обаятельных людей, ярких индивидуальностей. Но меня слишком тянуло туда, "в народ", — могучим порывом этого народа, мы верили, скоро будет свергнут ненавистный строй. Центром революционных поселений уже было намечено Поволжье, с его революционным прошлым и отрицательным отношением к тогдашнему строю его населения — раскольники крайних толков — в настоящем. Часть членов организазации была уже там. Через несколько дней туда же уехал и я.


С котомкой за плечами, в которой был самый необходимый кузнечный инструмент, обошел я правый и левый берег Волги в поисках ударного места, где население наиболее готово к выступлению. Выбор остановился на окрестностях Хвалынска. Довольно значительная деревня Елшанка предоставила мне бесплатно пустующую кузницу — кузнеца давно уже в деревне не было, а нужда в нем была большая. В ближайший базарный день группа елшанцев, ехавшая в город за покупками, свезла меня на лодке в город. Закупил я там уголь и железо и с той же группой привез все это в Елшанку. На следующий же день начал работу. Работы оказалось много: до моего появления за всякими деревенскими кузнечными поделками ходили или ездили лодкой в город — теперь пошли ко мне. И у каждого самое неотложное дело. Каждому нужно сделать "сегодня же". А мое положение "обязывало": население сплошь "федосеевцы" (раскольничий толк, близкий к "странникам"), я — "никонианец". Обидеть кого-нибудь отказом или отложить на "завтра" — было нельзя. И я долгий летний день (май, июнь, июль пробыл я здесь) работал от зари до зари. Результаты сказались — я слег. "Надорвался, парень", — сказал навестивший меня старик-начетчик, с которым я успел подружиться.


Отлеживаться здесь не имело смысла: терялось время. И я уехал в Москву. Но отлежаться и здесь не пришлось. Еще в Елшанске я получил сообщение об аресте Марка Натансона. А приехавшая из Питера одновременно со мной Ольга Натансон познакомила меня с положением наших дел: о боголюбовской истории, об арестах. В Москве был арестован рабочий "Петро", один из крупных работников нашей организации, которого мы очень любили и ценили. Рассказала мне Ольга, что на надругательство над Боголюбовым решено в нашем центре ответить убийством Трепова, что за ним ведется наблюдение, что Марк сидит в Петропавловке, а потому об освобождении его и думать нечего, но к освобождению Петро необходимо приступить немедленно. Через пару дней в Москве оказался "Жорж" (Плеханов), с которым я встретился впервые. Втроем мы набросали план освобождения, и я поехал в Питер за "Варваром", который год тому назад увез из-под стражи Кропоткина. "Варвар" в это время находился у О. Э. Веймара. Свели меня к Веймару — с ним я еще не встречался. Забегая несколько вперед, скажу: Орест Эдуардович Веймар никогда не был профессиональным работником революции, ни к какой революционной организации никогда не принадлежал — да по своему характеру не укладывался он ни в какую организацию. Но в революционном мире имел большие знакомства. И к отдельным предприятиям привлекался как незаменимый участник: храбрый, решительный и хладнокровный, он не терялся в самых опасных положениях. Эти качества он в высокой степени проявил при освобождении Кропоткина.


Взял я "Варвара" и отправился с ним на вокзал. Погрузкой меня с "Варваром" в товарный поезд руководил Лизогуб ("Дмитро" по "Основному кружку"). В Москве меня принимал с поезда "Филипп Михайлович", тот самый "радикальный мужичок" московских револ. кружков, о котором рассказывала в своих воспоминаниях Викторова-Вальтер ("Каторга и ссылка", № 4 [11]) и С. И. Мартыновский ("Канд. звон", № 1). Фил. Мих. устроил меня с "Варваром" у одного из своих приятелей в подмосковной деревне Зыково. Здесь мы с "Варваром" пробыли свыше недели, пока в Москве нашли подходящее помещение. В одной из гостиниц был снят для имеющего приехать помещика хорошо обставленный номер с конюшней для "барского рысака". "Помещик" скоро прибыл. Его изображал наш "Семен" (Баранников). Сношения с Петро (арестован и сидел по паспорту как "Крестовоздвиженский") были уже заведены Викторовой-Вальтер, переписывавшейся с Дуней Ивановской (впоследствии Короленко), которая сидела в той же городской части, где и Петро. А через Викторову-Вальтер и Дуню мы кружным путем переписывались с Петро. Но я искал для верности вспомогательного пути сношений и скоро нашел его. Не помню, каким образом познакомился я с одним городовым той же городской части, где сидел Петро. Сам этот городовой не имел никакого отношения к тюрьме гор. части, но среди тюремной стражи у него был приятель. Через эти два звена был установлен и второй путь сношений с Петро.


Водворившись в гостинице, мы в один из ближайших дней поехали осмотреть место действия — путь от гор. части до бани, куда раз в две недели водили "политиков" заключенных. Путь оказался чрезвычайно неблагоприятным. Набережная Москвы-реки, по которой пролегал этот путь, утрами, когда водили в баню, бывала запружена дрововозами. Именно из-за этого пришлось привлечь много участников — они должны были в любом месте устроить перерыв в движении дрововозов, чтобы пропустить Варвара. Участвовали: кружок межевиков с Мартыновским во главе, 2 брата Малышевых ("петровец" и "техник"), тот же Филипп Михайлович, группа петровцев, из нашей организации В. Н. Игнатов, всего свыше 20 человек. Переписка с Петро точно установила день и час бани. И мы на месте. Та же досадная непрерывная вереница дрововозов. Но многочисленность наших участников дает уверенность, что с Варваром проскочить удастся. Прошел "Василий" (Игнатов), подав знак: "идет". Варвар шел шагом. Петр под охраной трех городовых поравнялся с нами. Вид его был непривычный для меня: землисто-бледное лицо и тусклый взгляд. Этот взгляд, так несвойстственный Петро, поразил меня. Взглянул, слабо улыбнулся и, низко опустив голову, продолжал игти. Пропустив их шагов на 50, перевел я Варвара на легкую рысь. Нагнал. Опять тот же взгляд, та же слабая улыбка, так же низко опускается голова, и ни тени попытки броситься к нам. Идут дальше. Я повторяю маневр: вновь нагоняю и подъезжаю уже вплотную к тротуару. Опять то же. Но городовые тревожно смотрят на нас, и ближайший нерешительно извлекает свисток. Еще тревожный взгляд на нас. И свист. Петро вздрогнул, точно очнулся. Но, даже не взглянув на нас, продолжал свой путь. Свисток городового был для нас сигналом к отступлению. Вечером я был у своего друга — городового. Он не был посвящен в организацию побега, не знал о ней. Но на вопрос: "Что нового?" подробно рассказал, что было этим утром. Рассказал ему об этом один из конвоировавших Петро городовых. В городской части был большой переп

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008