Моретто

Найдено 1 определение
Моретто
, Алессандро (Moretto, Alessandro), наст. имя Алессандро Бонвичино (Alessandro Bonvicino) Ок. 1498, Брешия — 1554, Брешия. Итальянский живописец. Мастер брешианской школы. Работал в Брешии, выполнял заказы для церквей Бергамо, Вероны, Венеции. Самый младший из ведущих брешианских живописцев 1-й пол. XVI в. Моретто испытал влияние Савольдо и Романино, усвоив у них интерес к натуре, типажу, свойственную брешианской школе живописную манеру, пластическую отчетливость лепки форм, утонченность холодной цветовой гаммы. В то же время Моретто, наделенный спокойным, ясным художественным темпераментом, прирожденным чувством гармонии форм и красок, оказался в гораздо большей мере, чем его брешианские современники, восприимчивым к "большому стилю" Высокого Возрождения с его возвышенностью и величием. Это сказалось уже в серии картин, написанных для капеллы Сан Сакраменто (1521—1524, Брешия, церковь Сан Джованни Эванджелиста), где Моретто работал одновременно с Романино. Наибольшей гармонии и классической ясности достигает Моретто в работах 1530-х: Мадонна дель Паитоне (ок. 1538, Паитоне, святилище), Св. Юстина с донатором (ок. 1533, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со св. Николаем (1539, Брешия, пинакотека Тозио-Мартиненго), навеянной Мадонной Пезаро Тициана. Органического единства брешианских традиций стиля Высокого Возрождения, бытовой достоверности и гармонической упорядоченности изобразительного языка достигает мастер в Трапезе в доме Симона Фарисея (1540-е, Брешия, церковь Санта Мария ин Калькера); одноименное монументальное полотно (1544, Венеция, церковь Санта Мария делла Пьета) предвосхищает Пиры Веронезе. В немногочисленных портретах Моретто житейская достоверность облика модели, смягченная тяготением художника к гармоническому началу, изысканной красоте колорита, соединяется с задумчиво-созерцательным настроением, навеянным традициями круга Джорджоне. Моретто принадлежит один из первых в итальянской живописи портретов в полный рост (Портрет Фенароли, 1526, Лондон, Нац. галерея).
Лит.: Смирнова И. А. Крупнейшие художники венецианской Террафермы 1-й половины XVI века. М., 1978; Roselli C. Il Moretto. Brescia, 1964.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
244.80 кб

2013. 03. 019. Моретти К. Геро и Леандр: разработка мифа. Пересекающиеся версии Марло, Чапмена и Нэш

Махов А. Е.
Читать PDF
204.20 кб

2006. 04. 003. «Дистантное чтение» Ф. Моретти и абстрактные модели в литературоведении. (обзор)

Лозинская Е. В.
Читать PDF
88.76 кб

Франко Моретти: между марксизмом, поэтикой и структурализмом

Трыков Валерий Павлович
Рецензия на издание: Моретти Ф. Буржуа: между историей и литературой. М. : Издательство Института Гайдара, 2014. 264 с.
Читать PDF
416.06 кб

РАСТВОРЕНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ (ФРАНКО МОРЕТТИ.БУРЖУА)

Рондарев Артем

Похожие термины:

  • МОРЕТТИ АНДРЕ

    Родился в Сиене в середине XVI века. Он был артистом–виртуозом на “катаррене”, инструменте, который он привез из Польши и который был очень популярным в то время. Он долгие годы жил в Болонье и изуч
  • МОРЕТТИ ГРАФ ДОН ЛУИДЖИ

    Гитарист и композитор первой половины XIX века. В ценном собрании сочинений для гитары, принадлежавшем гитаристу–любителю, аргентинцу доктору Фернандо Крусу Кордеро, я смог ознакомиться наряду с
  • МОРЕТТИ ФЕДЕРИКО

    Великий итальянский гитарист и композитор, камерный виолончелист Его Величества короля Испании и командир бригады в испанской армии. “Вдохновляемый этой правдой, – говорит Моретти, – и увлекшис