• Moschus,
см. Theocritus, Феокрит.
Мосх
МОСХ
Мосх
(род. ок. 150 до н. э.), греч. грамматик и поэт-буколик, уроженец Сиракуз (Сицилия); автор написанною гекзаметром эпиллия «Европа» о похищении Зевсом Европы. Для этого произведения характерно сочегание фривольного содержания с умелым владением приемами стихосложения. Из его «Буколик» (пастушеская поэзия) сохранились 3 стихотворения. В написанном текзаметром «Убежавшем Эросе» рассказывается, как Афродита ищет сбежавшего сына.
Источник: Словарь античности. 1989
Мосх
из Сиракуз, II в. до н. э., греческий поэт. Имя, возможно, представляет собой литературный псевдоним (оно обозначает молодого бычка). Высший расцвет его таланта (akme) приходится на 150 г. до н. э. Был, вероятно, учеником Аристарха Самофракийского. Хронологически М. занимает среднее место в тройке величайших греческих буколических поэтов (Феокрит, Мосх, Бион). Сохранились 3 фрагмента из Буколик М.: первый сравнивает труд селянина с беспокойной жизнью моряка, в двух других эротическая тематика никак не связана с сельской элегией. Все они представляются лаконичными единствами, приближенными к эпиграмме. Это могли быть песни пастухов из крупных буколик. Более обширное произведение Эрос-беглец (Eros drapetes) и эпиграмма об Эросе-пахаре приближены к анакреонтикам. М. приписывают также эпилион Европа (повесть о похищении Европы Зевсом в образе прекрасного быка), а некоторые источники — и эпилион Мегара и Эпитафию на смерть Биона (Epithaphios Bionos). Последняя, несомненно, написана одним из учеников Биона и является много более поздним произведением. Спорным представляется авторство Мегары, содержание которой составляет разговор жены Геракла Мегары с его матерью Алкменой о бедах и заботах, которые им доставляет Геракл.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Мосх
(1-я пол. II в. до н.э.)
др.-гр. поэт, последователь Феокрита. Родом из Сиракуз. Под именем М. известны 4 небол. стихотв. и 2 эпиллия: «Эрот-беглец» и «Европа». В первом из них Афродита объявляет о розыске сбежавшего от нее Эрота, перечисляя в ритор, антитезах его опасные для смертных черты. В другом описывается похищение Зевсом Европы, причем характеристика действ, лиц не лишена юмора, а в изобр. морской стихии, окружающей Зевса и Европу, М. вкладывает непосредственное чувство. Типично для александрийской поэзии вплетенное в ткань поэмы описание1 предмета иск-ва - золотой корзины для цветов, на к-рой вычеканены странствия Ио. Приписываемый в нек-рых рукоп. М. «Плач о Бионе» не может принадлежать ему ни по хронологическим, ни по художественным соображениям и явл. тво´р-вом к.-н. позднего последователя Биона, использовавшего мотивы его «Плача об Адонисе».
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
* * *
Греческий поэт-буколик из Сиракуз, живший ок. 150 до н. э. Поэма "Плач по Биону", которую традиционно приписывали Мосху, не могла быть в действительности им написана, так как Бион жил значительно позже; эпиллий "Европа", возможно, также приписывается Мосху ошибочно. В "Европе" изложена не только история Европы, но и, например, сюжеты, изображенные на принадлежащей Европе цветочной корзине - типично александрийская черта. Фривольное содержание сочетается с мастерством стихосложения.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)