Модест Петрович (1839–1881) — талантливый русский композитор и пианист, один из самобытнейших композиторов XIX в. в отечественной музыке. Мусоргский вошел в историю мирового музыкального искусства как гениально одаренный музыкант- новатор, гуманист и демократ, ярко выразивший в му-зыке общественные идеи своего времени. Характерными чертами его творчества были самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание выразительности и изобразительности, психологическая проницательность, своеобразие музыкального языка, отказ от исторически сложившихся форм во имя неизвестной правды.
Вершиной творчества Мусоргского являются его монументальные оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», которые не имеют себе равных в мировом музыкальном искусстве по силе и глубине воплощения со-циально-исторических образов, по правдивости и яркости изображения народных масс. Живость, разно-образие социальных и индивидуальных характеристик, психологическая проникновенность, высокий драматизм сочетаются в операх Мусоргского с новизной и богатством музыкальновыразительных средств. Использование двенадцатиполутоновой гаммы позволило композитору гибко передать интонации живой речи, души, создать тонкие психологические зарисовки. Му-зыкальное новаторство Мусоргского не было по досто-инству оценено современниками. Непривычные для слуха звукосочетания, нетрадиционные формы и при-емы оркестровки делали его стиль труднодоступным. Лишь в XX в. было осознано национальное и мировое значение творчества Мусоргского, открывшего новые пути развития музыкального искусства.
0.00 байт
Тема раскола в искусстве XIX века: М. П. Мусоргский, В. И. Суриков
Рассматриваются вопросы методологии и научного анализа произведений русского искусства (музыки и живописи), в которых отображена тема старообрядческих движений второй половины XVII в. В музыке это опера «Хованщина» М. П.