МУСОРГСКИЙ

Найдено 1 определение
МУСОРГСКИЙ
Модест Петрович (1839–1881) — талантливый русский композитор и пианист, один из самобытнейших композиторов XIX в. в отечественной музыке. Мусоргский вошел в историю мирового музыкального искусства как гениально одаренный музыкант- новатор, гуманист и демократ, ярко выразивший в му-зыке общественные идеи своего времени. Характерными чертами его творчества были самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание выразительности и изобразительности, психологическая проницательность, своеобразие музыкального языка, отказ от исторически сложившихся форм во имя неизвестной правды.
Вершиной творчества Мусоргского являются его монументальные оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», которые не имеют себе равных в мировом музыкальном искусстве по силе и глубине воплощения со-циально-исторических образов, по правдивости и яркости изображения народных масс. Живость, разно-образие социальных и индивидуальных характеристик, психологическая проникновенность, высокий драматизм сочетаются в операх Мусоргского с новизной и богатством музыкальновыразительных средств. Использование двенадцатиполутоновой гаммы позволило композитору гибко передать интонации живой речи, души, создать тонкие психологические зарисовки. Му-зыкальное новаторство Мусоргского не было по досто-инству оценено современниками. Непривычные для слуха звукосочетания, нетрадиционные формы и при-емы оркестровки делали его стиль труднодоступным. Лишь в XX в. было осознано национальное и мировое значение творчества Мусоргского, открывшего новые пути развития музыкального искусства.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Тема раскола в искусстве XIX века: М. П. Мусоргский, В. И. Суриков

Молзинский Владимир Владимирович
Рассматриваются вопросы методологии и научного анализа произведений русского искусства (музыки и живописи), в которых отображена тема старообрядческих движений второй половины XVII в. В музыке это опера «Хованщина» М. П.
Читать PDF
0.00 байт

Шостакович и Мусоргский: музыковедческие саморефлексии

Цукер Анатолий Моисеевич
Статья посвящена самоанализу процесса изучения творчества Шостаковича и Мусоргского с целью отразить общий процесс изживания стереотипов в отечественном музыкознании.
Читать PDF
0.00 байт

«Борис Годунов»: первоначальнальный план трагедии Пушкина и первая версия оперы Мусоргского

Михайлова Елена Андреевна
В статье выявляется связь общей концепции и драматургии крупного плана полного художественного текста первой версии оперы Мусоргского «Борис Годунов», созданной в 1869 г.
Читать PDF
0.00 байт

Загадки духовного творчества Мусоргского (об авторстве песнопения «Ангел вопияше»)

Лебедева-емелина Антонина Викторовна, Наумов Алексей Александрович, Виноградова Анна Сергеевна
В наследии великого классика Модеста Петровича Мусоргского долгое время находилось песнопение «Ангел вопияше» для смешанного хора. Атрибуция сочинения возникла в регентской среде, в научный обиход его ввел Е. М. Левашев.
Читать PDF
0.00 байт

Изучение хоровых сцен оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в процессе вузовской подготовки дирижё

Малацай Л. В.
Цель проводимого исследования заключается в раскрытии особенностей изучения хоровых сцен оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» на дисциплинах дирижирование, хоровой класс и дирижерско-хоровая практика.
Читать PDF
0.00 байт

«Картинки с выставки» М. Мусоргского в стилевых диалогaх с современностью

Скрябина Анастасия Сергеевна
Стилевые диалоги академической музыки, джаза, рока и других сфер музыкального искусства традиция, которая возникла в ХХ веке и активно развивается сегодня.
Читать PDF
0.00 байт

Работа над художественным образом в вокальном цикле М.П. Мусоргского «Детская»

Уварова И.В.
Читать PDF
0.00 байт

Борис Годунов М. П. Мусоргского: о связях "персонажей-бесов" и носителя власти в контексте народно-с

Бериглазова Екатерина Васильевна
В статье рассматриваются художественные образы «персонажей-бесов» из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» в контексте народно-смеховой культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Историческое значение оперы «Женитьба» М. П. Мусоргского в развитии музыкального театра XX века

Красная Н. С.
В статье автор выявляет историческое значение творчества М.П. Мусоргского в истории развития отечественного музыкального театра.
Читать PDF
0.00 байт

Слово Пушкина в опере Мусоргского «Борис Годунов»

Михайлова Елена Андреевна
Задача статьи проследить процесс воплощения слова Пушкина в художественном тексте оперы Мусоргского «Борис Годунов» (первая версия). Особое внимание уделено использованию различных стилей речи в трагедии и опере.
Читать PDF
0.00 байт

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА ДВУХ ДЕТСКИХ ВОКАЛЬНЫХ ЦИКЛОВ МУСОРГСКОГО

Немировская Иза Абрамовна
Статья посвящена выявлению принципиальных отличий вокальных циклов Мусоргского о детях — «Детской» и «На даче» — путем рассмотрения истории их создания, концептуальных особенностей, характеристик героев, содержательных модусов, жа
Читать PDF
0.00 байт

ИСТОРИЗМ МУСОРГСКОГО

Цукер Анатолий Моисеевич
Статья посвящена особенностям исторического мышления Мусоргского – явления уникального в истории музыкального искусства.

Похожие термины:

  • Мусоргский, Модест Петр

    композитор, р. 16 мар. 1837 г., † 16 мар. 1881 г. {Половцов}
  • МУСОРГСКИЙ Модест Петрович

    (1839-1881) – великий русский композитор. В 1856-1857 Мусоргский познакомился с А.С. Даргомыжским и вошел в кружок молодых музыкальных деятелей, впоследствии составивших творческое объединение «Могучая к
  • Уральская Государственная консерватория им. М.П.Мусоргского

    до 1946 -Свердловская государственная консерватория), осн. в 1934. Первый ректор - М.П.Фролов. Обучение осуществляляется по специальностям: фортепиано, сольное пение, струнные, духовые, нар. инструменты,
  • Мусоргские

    Мусоргские - русский дворянский род, происходящий от князей Смоленских: Роман Васильевич Монастырев, по прозвищу Мусорга, был родоначальником М. Петр Иванович М. был воеводою в Старице (1620). Из этог