Сергей Геннадиевич (20.IX.1847 - 21.XI.1882) - рус. революционер, заговорщик анархистского толка. Вольнослушателем Петерб. ун-та в кон. 1868 - нач. 1869 участвовал в студенч. волнениях, затем скрылся за границу, распустив слух о своем аресте и бегстве из Петропавловской крепости. В эмиграции сблизился с М. А. Бакуниным, совместно с ним издал от имени фиктивного "Всемирного революц. союза" серию манифестов и док-тов ("Постановка революц. вопроса", "Начало революции", No 1 журнала "Народной расправы"). Классич. воплощением псевдореволюционности явился "Катехизис революционера". Он предлагал революционерам во имя революции подавлять в себе все человеч. чувства, разорвав с законами, приличиями и нравственностью существующего мира, прибегать к убийствам, компрометации в отношении "высших" категорий общества, к шантажу и провокациям в отношении оппозиц. элементов, "праздно глаголящих в кружках и на бумаге". В основу орг-ции был положен диктаторский централизм, предполагавший полную откровенность "от членов к организатору" и исключавший "всякие вопросы от членов к организатору". Рядовые революционеры должны были знать "только те части дела, которые выполнить пало на их долю".
К воплощению этих теоретич. и орг. принципов Н. приступил, вернувшись в Россию в авг. 1869. Человек сильного характера и большого мужества, фанатически преданный идее революции, Н. в то же время руководствовался прежде всего интересами личной славы и честолюбия. В Москве Н. пытался создать подпольную заговорщическую орг-цию "Народная расправа" - гл. обр. из студентов Петровской с.-х. академии. Методы мистификации, взаимного обмана, шантажа, практикуемые Н., вызвали протест члена орг-ции студента И. И. Иванова. Боясь разоблачения, Н. организовал убийство Иванова, дабы "сцементировать кровью" орг-цию, а сам скрылся за границу. В No 2 "Народной расправы" (Женева, 1870) Н. пытался оправдать совершенное убийство "логикой" дела, выступил с программной статьей "Гл. основы будущего общественного строя", где, ссылаясь на Коммунистич. Манифест, рисовал "коммунизм", как строй, при к-ром господствует принцип "производить для общества как можно более и потреблять как можно меньше", труд обязателен под угрозой смерти, а всеми делами распоряжается никому не подотчетный и никому не известный к-т, принудительно регламентирующий все человеч. отношения в обществе. К. Маркс и Ф. Энгельс называли придуманный Н. строй "образчиком казарменного коммунизма" (см. Соч., 2 изд., т. 18, с. 414).
Отвергнутый всей рус. революц. эмиграцией (в т. ч. и Бакуниным), Н. нек-рое время скитался по Европе. В 1870 вместе с Н. П. Огаревым сделал попытку возобновить "Колокол" (6 NoNo). В 1872 швейцарская полиция передала Н. рус. властям как уголовного преступника. Приговоренный к 20 годам каторги, Н. спустя 10 лет умер в Алексеевской равелине.
История Н. нашла широкий отзвук в европ. и рус. революц. движении. Систематич. злоупотребления Н. именем Интернационала вынудили Генсовет в 1871 официально отмежеваться от него. Программу и деятельность Н. резко критиковали Маркс и Энгельс. За исключением отдельных бакунистов и П. Н. Ткачева, представители различных направлений в рус. освободит. движении 70-80-х гг. (В. И. Засулич, О. В. Аптекман, Н. А. Чарушин, П. Л. Лавров и др.) единодушно осуждали нечаевские методы организации и борьбы.
Попытки Н. подчинить освободит. движение принципу "цель оправдывает средства" сделали нечаевщину символом псевдореволюционности, воинствующего невежества, пытающегося бороться с мерзостью старого мира его же собственными грязными средствами.
Реакция использовала образ Н. и нечаевщину для дискредитации революционеров и клеветы на Интернационал, а нек-рые совр. бурж. историки пытаются найти в нечаевщине один из "корней большевизма". Особенно широко используется в зап. антикоммунистич. лит-ре роман Ф. М. Достоевского "Бесы", дающий извращенную интерпретацию рус. революц. движения.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Альянс социалистич. демократии и Междунар. Товарищество Рабочих, Соч., 2 изд., т. 18; Бакунин M. A., Речи и воззвания, СПБ, 1906; Историко-революц. хрестоматия, т. 1, М., 1923; Кантор Р. М., В погоне за Нечаевым, П., 1922; Гамбаров А., В спорах о Нечаеве, М.-Л., 1926; Козьмин Б. П., С. Г. Нечаев и его противники в 1868-1869 гг., в кн.: Революционное движение 1860-х гг. Сб., М., 1932; Карякин Ю. P., Плимак Е. Г., Нечаевщина и ее современные бурж. "исследователи", "ИСССР", 1960, No 6; Карякин Ю. Ф., Антикоммунизм, Достоевский и "достоевщина", "ПМиС" 1963, No 5; Rrawdin M., The unmentionable Nechaev. A key to bolshevism, L., 1961 (библ.).
E. Г. Плимак. Москва.