НИКИФОР ВЛЕММИД

Найдено 1 определение
НИКИФОР ВЛЕММИД
1197 – 1272) – уроженец Константинополя, государственный и церковный деятель, философ, педагог, писатель и поэт. В «Автобиографии» состоявшей из двух частей и напоминавшей жития святых, он рассказал о своих родителях и о своем детстве; о занятиях теоретической и практической медициной со своим отцом; о первой возлюбленной и разочаровании в ней; об отъезде из столицы после ее взятия крестоносцами в 1204 г. и о нападении пиратов; о своей «любознательности и усердии» в изучении грамматики, философии, риторики, астрономии, поэзии, геометрии, физики в малоазийских городах Пруссе, Скамандре, Смирне, Нимфее, Никее; о своем участии в переговорах с папскими легатами по вопросу объединения восточной и западной церквей и о своих попытках примирить греков и латинян; о догматических спорах с латинянами в 1234 и в 1250х гг. Из «Автобиографии» известно также, что Никифор Влеммид возглавил в Никее философскую школу в 1238 г. и совершил поездки во Фракию, Фессалию, Афон, Македонию по поручению никейского императора Иоанна III Ватаца (1222 – 2254) в поисках греческих рукописей. Изза столкновений с императором ученый вынужден был удалиться в Имафейский монастырь, основанный им в 1249 г., где он открыл собственную школу, занимался преподаванием и научной деятельностью. В философских трудах («Краткая логика», «Физика краткая», в 5 главах которой рассказывалось о Солнце, Луне, звездах, эфире и о положении Земли на небосводе) Никифор Влеммид дал определение науке и искусству, а также составил классификацию философских дисциплин, которые он считал особенно полезными для правителя. С его точки зрения, наука – это «безошибочное и непоколебимое знание всеобщего», осуществляемое с помощью познавательных сил души: разумных (мышление, ум), внеразумных (чувственное восприятие, воображение), смешанных (мнение). Главную ценность искусства как «универсального знания с участием разума, имеющего меняющийся предмет», он видел в его общественной пользе. Разделив философию на «умозрительную», изучающую «сущее», и «практическую», улучшающую «нравы» «посредством законодательства и правосудия», Влеммид выделил в «умозрительной» философии «философию о естестве», математику (арифметику, геометрию, астрономию, музыку) и богословие, а в «практической» – этику, экономию и политику. В географических сочинениях Никифора Влеммида («История Земли», «Всеобщая география» и др.), предназначенных для школьного обучения, содержались сведения о Европе, о Малой Азии, о болгарах, половцах и о племенах, населявших Древнюю Русь. Его учебные пособия, составленные на основе античных образцов, были распространены не только в Византии, но и в Западной Европе. В риторическом трактате «Царская статуя», посвященном Феодору II Ласкарису (1254 – 4258), ученику Влеммида, даются советы, как лучше управлять государством, подкрепленные большим количеством примеров из античной истории (рассказы об Александре Македонском и его отце Филиппе, о героях Марафонской битвы, о персидских царях Дарии и Кире) и мифологии (о сыновьях Борея, о Геракле и Прометее, об Икаре), из сочинения Аристотеля «Политика» и других источников. Царь как неусыпный страж должен заботиться о том, чтобы народ жил в безопасности и мире, а подданные должны оказывать ему всяческое содействие: ремесленники должны платить дань, ученые – пробуждать в нем любовь к мудрости и философским размышлениям. В поэтических произведениях Никифор Влеммид прославлял деятельность Иоанна III Ватаца, основавшего Сосандрский монастырь и украсившего его великолепными мозаиками и фресками. В одной из од он воспел рождение «младенца государя, цвета престола», у своего воспитанника Феодора II Ласкариса. Никифор Влеммид обращался и к популярному в византийской литературе жанру экфразиса в описании аллегорической живописи древних.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
87.33 кб

Никифор Влеммид и его «Логика»

Тоноян Л. Г.
В статье анализируется трактат византийского философа и богослова Никифора Влеммида «Сокращенная логика» с целью выяснить взаимовлияние западной и восточной схоластических логик, усилившееся в XIII в.