сер. I в. н. э.)
анонимное соч., ошибочно приписанное философу и ритору Кассию Лонгину (III в. н. э.). Адресованное некоему Постумию Терентиану, оно, вер., хранилось в семье последнего и осталось неизвестным в античности. Впервые обнаружено в сер. XVI в. Автор соч., написанного по-гр., скорее всего был учителем риторики, но обладал при этом обширными знаниями в обл. гр. и рим. литературы: он цитирует св. 50 писателей. Трактат О В. направлен против не сохран. одноимен. соч. ритора Цецилия, ярого защитника аттикизма, к-рый рассматривал возвышенное лишь как стал, категорию. Автор соч. О В. применяет термин «возвышенное» для обозначения не только «величественного» стиля, но и эстетич. категории: так названо все лучшее, что создано в поэзии и прозе. Осн. содержание соч. составляет анализ источников возвышенного. Из них первые два (величие мысли и сила чувств как заложенные природой потенции автора) явл. средством постижения величия мира. Три след, источника (умение пользоваться фигурами речи, благородство фразеологии и лексики, величественная композиция) относятся к мастерству и составляют средство передачи знаний другим. Автор разбирает также разл. стилистические излишества и злоупотребления писателей, рассуждает о развращенности совр. ему общ-ва, в к-ром невозможны подлинные величие мысли и сила чувств. Хотя соч. О В. дошло в поврежд. виде, оно оказало огромное влияние на формирование лит.-крит. и эстет, мысли Нового вр.
Соч.: О возвышенном. М.; Л., 1966. (то же - 1994).
Р.3.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
0.00 байт