Одиссей

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОДИССЕЙ
Улисс — в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи».

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ОДИССЕЙ
легендарный царь острова Итаки, греческий герой, участвовавший в Троянской войне и прославившийся своей хитростью и красноречием. Он был сыном Лаэрта, мужем Пенелопы и отцом Телемаха; принял участие в Троянской войне лишь после долгих просьб Агамемнона. Троя была взята благодаря хитрости и предприимчивости Одиссея при помощи построенного деревянного коня. После разрушения Трои Одиссей отправился на родину, но в течение двадцати лет не мог добраться до Итаки. В это время он пережил целый ряд приключений, подробно описанных в «Одиссее» Гомера. Он посетил Цирцею, Полифема, лотофагов, Калипсо, Алкиноя и испытал множество опасностей (Сцилла, сирены), спасался от кораблекрушения и, наконец, прибыл на родину на корабле, полученном от Алкиноя. На Итаку он явился под видом нищего, был принят своим старым свинопасом и открылся сыну своему Телемаху, с которым решил отомстить многочисленным женихам своей верной жены Пенелопы. Одиссей принял участие в состязании женихов в стрельбе из лука иубил их. Затем он открылся Пенелопе и своему отцу Лаэрту. По последующим сказаниям, сын Одиссея от Цирцеи, Телегон, отправился искать отца, был прибит бурей к Итаке и стал грабежом добывать себе пищу. Одиссей и Телемах схватили его, но он пронзил отца своего копьем, не зная, кого он убивает. Телегон женился на Пенелопе, у них был сын Итал.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Одиссей
(лат. Odysseus и Ulixes), в греч. мифологии храбрый, «хитроумный» герой троянского цикла мифов, царь Итаки, сын Лаэрта (называемый поэтому Лаэртидом) и Антиклеи. В послегомеровской мифологии считался также сыном Сизифа. О. побудил всех женихов Елены поклясться, что в случае опасности они придут на помощь ее избраннику. Когда после похищения Елены О. должен был принять участие в войне против Трои, он притворился безумным, т. к. оракул предсказал ему, что он вернется лишь спустя 20 лет. Паламед разоблачил его; тогда, поручив своему другу Ментору свою жену Пенелопу, сына Телемаха и свое имущество, он отправился на войну. Он разыскал Ахилла, заманил Ифигению в Авлиду и мужественно сражался за Трою, помогая грекам в трудных ситуациях своей мудростью и красноречием. Вместе с Диомедом он взял в плен троянского лазутчика Долона; вместе с Аяксом (Теламонидом) отвоевал тело Ахилла и получил его оружие. От взятого в плен троянского прорицателя Гелена он узнал условия, при которых Троя могла быть завоевана, и привез под Трою Филоктета с о. Лемнос и Неоптолема со Скироса. Хитростью он добился смерти Паламеда. Вместе с Диомедом он похитил из Трои Палладий (статую богини Афины). Он дал совет построить деревянного коня. После завоевания Трои, во время своего десятилетнего возвращения домой, О. пережил множество приключений у киконов, лотофагов и у киклопа Полифема. Уже почти достигнув Итаки, неразумные спутники О. развязали мешок с противными ветрами, который О. получил от владыки ветров Эола, и корабли отнесло вновь в море. После того как от людоедов лестригонов ускользнул лишь один корабль, О. по совету Кирки у спуска в царство мертвых вопросил о будущем тень Тиресия. После этого он уберег спутников от помрачающего разум пения сирен и провел корабль через про л., охраняемый Сциллой и Харибдой. Спутники О., несмотря на предостережение Тиресия, закололи солнечных быков Гелиоса на о. Тринакрия, поэтому корабль затонул, и лишь один О. спасся на о. Огигия, где пробыл семь лет у нимфы Калипсо. На пути домой он был спасен во время кораблекрушения покрывалом Левкотеи. Достигнув острова феаков, он был приведен Навсикаей к ее отцу, царю феаков Алкиною, и с его помощью наконец достиг Итаки. Переодетый нищим, неузнанный, он с помощью Телемаха перебил женихов Пенелопы. Впоследствии он был случайно убит своим сыном Телегоном, не узнавшим отца. Приключения О. со времен античности были излюбл. объектом литературы и искусства, но из-за обширности материала в большинстве случаев представлены лишь отрывки. Живопись: пейзажи Одиссеи, рим. фрески 1 в. до н. э.; картины Г. фон Балена, Рубенса, Тьеполо, Г. Преллера Старшего, А. Беклина, Л. Коринта, Пикассо. Оперы Монтеверди, Глюка. Поэзия часто представляла О. страдальцем, лишенным родины, но также и виновником чужих страданий. Драма: Г. Сакс, Кальдерон, Г. Гауптман; эпос: Н. Казандзакис; роман: Дж. Джойс, Л. Фейттвангер, В. Йене.

Источник: Словарь античности. 1989

ОДИССЕЙ
Улисс — в греч. миф. царь о-ва Итака, сын Лаэрта и Антиклеи. Генеалогия О. тесно связана с общим х-ром героя — умного и хитрого. по нек-рым вариантам мифа, О. — сын Сисифа, к-рый соблазнил Антиклею еще до ее брака с Лаэртом. Более того, отец Антиклеи Автолик — «великий клятвопреступник и вор» — был сыном Гермеса и помогал ему во всех хитростях, отсюда наследственные, идущие от Гермеса, ум, практицизм, ловкость. О. проявл. себя еще до того, как началась Троянская война. Находясь среди многочисл. женихов царицы Елены, О. предпочитает ее двоюродную сестру Пенелопу — племянницу Тиндарея — и берет ее в жены. Тем не менее после похищения Елены Парисом О. должен принять участие в походе под Трою. Не желая оставлять любимую супругу и только что род. сына Телемаха, О. притворяется безумным, но его изобличает в притворстве Паламед (за это впослед. погубленный О.), испытав О. на его любви к сыну. Под Трою О. отправляется с 12 кораблями. В свою очередь, он помогает грекам установить местонахожд. Ахилла, спрят. Фетидой на о-ве Скирос, и обнаруж. его среди служанок Деидамии, дочери царя Ликомеда. Затем О. поручается доставить в Авлиду обречен. на заклание Артемиде Ифигению. По его же совету греки оставл. на о-ве Лемнос раненого Филоктета (к-рого впослед., на десятом году войны, он привозит вместе с луком под Трою). До нач. воен. действий О. вместе с Менелаем направл. в Трою, безуспешно пытаясь уладить дело миром. Во время осады города О. коварным способом мстит Паламеду, считая его своим врагом. В последний год войны О. вместе с Диомедом берут в плен троян. разведчика Долона и соверш. ноч. вылазку против только что прибывш. на помощь троянцам фракийск. царя Реса. После смерти Ахилла ему присужд. доспехи погибш. героя, на к-рые претендует также Аякс Теламонид. Захватив троян. прориц. Гелена, О. узнает от него, что одним из условий победы явл. облад. статуей Афины Паллады (палладием), наход. в ее храме в Трое. Под видом нищего О. проникает в осажд. город и похищ. палладий. О. поручается доставить с о-ва Скирос Неоптолема; ему же принадлежит, по одной из версий, мысль о постройке дерев. коня. Авантюрно-сказоч. сюжеты биографии О. пронизаны драматич. мотивом страдания О. Он «многострадальный», и это знают боги. При постоянном своем благочестии О. попадает в такие ситуации, когда это благочестие нарушается либо им самим, либо его спутниками, и это приводит к новым страданиям и смертям. О. мирно умер в Этолии или Эпире, где почитался как герой, наделен. даром посмертного прорицания. Возможно, что здесь издавна существовал местный культ О., распростр. затем в Италии. «ОДИССЕЯ» — вторая др.-греч. эпич. поэма, приписы-ваемая Гомеру. Составлена, по-видимому, в 1-й пол. 7 в. до н.э. «О.» отличается от «Илиады» преобладанием фольк-лорных мотивов (возвращ. отсутств. героя, избиение его соперников, странствования в сказочных странах) и в то же время наличием множ. бытовых штрихов и сведений о соц.-экономич. отношениях. Нек-рые элементы описаний царских дворцов (гл. обр. самого Одиссея) отражают обстановку микенск. времени, т.е. до 12 в. до н.э.; в то же время частые упоминания о железе, сведения о финик. и тафийской работорговле, географич. представления о соседних странах напоминают обстановку кануна великой колонизации (сер. 8 в. до н.э.). В «О.», как и в «Илиаде», отсутст-вуют к.-л. данные, позволяющие судить о существ. госуд.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Одиссей
в греческой мифологии царь острова Итака, сын Лаэрта и Антиклеи (отец Антиклеи Автолик был сыном Гермеса и помогал ему во всех хитростях; отсюда наследственные от Гермеса ум, ловкость, практицизм Одиссея). В переводе с греческого языка имя «Одиссей» означает «человек божественного гнева». Находясь среди женихов царицы Елены, Одиссей предпочел ее двоюродную сестру Пенелопу и взял ее в жены. Но после похищения Елены Парисом Одиссей должен был принять участие в походе на Трою. Не желая оставлять супругу и недавно родившегося сына Телемаха, Одиссей притворился безумным, но был изобличен Паламедом (за это впоследствии Одиссей погубил его). На Трою Одиссей отправился с 12 кораблями. Он помог грекам установить местонахождение Ахилла, спрятанного Фетидой на острове Скирос, и обнаружить его среди служанок Деидамии. Далее Одиссей поручился доставить в Авлиду обреченную на заклание Артемиде Ифигению. По его совету греки оставили на острове Лемнос раненого Филоктета (через некоторое время, на 10-м году войны, Одиссей привез его вместе с луком под Трою). До начала Троянской войны Одиссей вместе с Менелаей направились в Трою, пытавшись мирно уладить дела, но безуспешно. Во время осады Трои Одиссей отомстил Паламеду, посчитав его своим врагом. После смерти Ахилла Одиссею присудили доспехи погибшего героя (на них претендовал также Аякс). Захватив троянского прорицателя Гелена, Одиссей узнал от него одно из условий победы в Троянской войне — обладание статуей Афины Паллады, находившейся в ее храме в Трое. В образе нищего Одиссей проник в осажденный город и похитил статую. Одиссей поручился доставить с острова Скирос Неоптолема. Одиссею принадлежала мысль о постройке деревянного коня. Десятилетнее возвращение Одиссея на Родину началось после падения Трои. Буря забросила корабли Одиссея на землю киконов (на фракийском побережье), где Одиссей вступил с ними в сражение и разорил город Исмар, но затем вынужден был отступить. Через девять дней после этого Одиссей попал к лотофагам. Затем в страну киклопов, где вместе с двенадцатью спутниками оказался в плену одноглазого людоеда-великана Полифема. Потеряв шесть друзей, Одиссей напоил Полифема фракийским вином; когда тот уснул, Одиссей выколол ему единственный глаз заостренным колом. Одиссей и его друзья выбрались из пещеры на брюхе баранов, которых Полифем выпустил утром на пастбище. Находясь на корабле, Одиссей назвал себя ослепленному великану, и Полифем призвал на него проклятья своего отца бога Посейдона, чей гнев преследовал Одиссея до возвращения на Родину. На острове бога ветров Эола Одиссей получил подарок от хозяина — мех, в котором были завязаны ветры для облегчения возвращения домой. По дороге путники из любопытства развязали мех — вырвавшиеся на свободу ветры прибили флот Одиссея снова к острову Эола, который отказался от дальнейшей помощи. После нападения на флот Одиссея великанов-людоедов лестригонов из 12 кораблей смог спастись один корабль с Одиссеем, который пристал к острову Эя, где царила волшебница Кирка. Она превратила в свиней половину его спутников. Одиссей избежал этого через чудодейственный корень «моли», отвращавший действие волшебства. Одиссей вынудил Кирку вернуть человеческий образ его товарищам, а сам по совету Кирки посетил подземное царство, где от тени умершего прорицателя Тиресия узнал об опасностях по пути на Родину. Проплывая побережье со сладкоголосым пением сирен, Одиссей избежал этой опасности, заткнув себе и своим спутникам уши воском. Корабль Одиссея остался также невредимым, проплыв через узкий пролив между Сциллой и Харибдой. Новое испытание кораблю Одиссея послал Зевс за покушение на священных коров (их поедание) его спутниками — бросил молнию на корабль. В результате смог уцелеть только Одиссей. Его прибило к острову Огигия. Жившая там нимфа Калипсо удерживала у себя Одиссея в течение семи лет, пока боги по настоянию Афины, покровительствовавшей Одиссею, не приказали отпустить пленника на Родину. Находясь в плавании, Одиссей сражался с ухищрениями Посейдона и воспользовался волшебным покрывалом, которым его снабдила Левкофея. Одиссей достиг острова Схерия, где жил народ феаков. С помощью царевны Навсикаи Одиссей нашел путь к дворцу феакийского царя Алкиноя, где стал участником пира, на котором сказитель Демодок исполнил песнь о взятии Трои. Под наплывом воспоминаний Одиссей рассказал обо всем пережитом им. Феаки собрали богатые дары и на быстроходном корабле доставили его на родину. Преображенный Афиной в образ старого нищего, Одиссей нашел приют у бедного слуги — пастуха Эвмея. Одиссей позволил опознать себя Телемаху и, более никем не узнанный, пришел в свой дом. Там Одиссей стал свидетелем бесчинств женихов, побуждавших Пенелопу выбрать себе нового мужа. Старая няня Эвриклея, которой Пенелопа поручила вымыть ноги страннику, узнала Одиссея по шраму на ноге, но под страхом наказания продолжала хранить тайну. В день, когда Пенелопа устроила для женихов состязания в стрельбе из лука, принадлежавшего Одиссею, никто из них не был в состоянии натянуть тетиву. Последний завладел луком и стрелами и вместе с Телемахом убил оскорбителей. Одиссей предоставил возможность Пенелопе и Лаэрту узнать себя по одним им известным приметам. Афина установила мир между Одиссеем и родственниками убитых женихов. Одиссей остался мирно царствовать на Итаке. Во время одного из странствий Одиссея на Итаку прибыл Телегон, сын Одиссея и Кирки, посланный матерью на розыски отца. Между пришельцем и Одиссеем произошло сражение, в ходе которого Телегон смертельно ранил не узнанного им отца. После запоздалого опознания Телегон забрал тело Одиссея для его погребения на острове Кирки. Образ Одиссея отражен в художественном (П. Рубенс, У. Тернер, А. Беклин), литературном (Лопе де Вега, Кальдерон, Корнель, Дж. Джойс) творчестве.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ОДИССЕЙ
   • Odysseus,

         ????????, Ulixes (неправильно Ulysses), царь острова Итаки. Отец его бал Лаерт, сын Аркейсия, а мать Антиклея, дочь мудрого Автолика; жена его Пенелопа была дочь Икария и Перибэи или Поликасты (см. Hippocoon, Гиппокоон, 1). Послегомеровские сказания, которые старались связать родством доисторические личности, отличавшиеся остротой ума, делают его сыном Сисифа и Антиклеи до брака ее с Лаертом. Soph. Phil. 417. Ov. met. 13, 32. Тотчас по рождении Автоликом, который пришел тогда с Парнасса в Итаку, мальчику было дано имя О., «сердитый», «ибо я пришел на землю сердитый на многих». Ноm. Od. 19, 406 слл. Имя это, вероятно, имеет отношение к гневу, в котором О. избивает женихов. В «Одиссее» же имя имеет страдательный смысл (1, 60 слл.): «подверженный гневу богов». Из обстоятельств его юношеского возраста Гомер упоминает, как он, посетив деда своего Автолика, был там ранен на охоте диким кабаном (Ноm. Od. 19, 413 слл.), далее о его путешествии в Мессену, куда послал его Лаерт, чтобы он потребовал вознаграждения за похищенных мессенянами с Итаки овец. Там встретил он ищущего своих лошадей Ифита, который подарил ему огромный лук своего отца Еврита, получив от него взамен меч и копье. Ноm. Od. 21, 13 слл., ср. далее Ноm. Od. 1, 259 слл. По одному позднейшему сказанию, Пенелопа досталась ему в жены как приз за состязание в беге, а по другому, ее сосватал за О. Тиндарей у брата своего Икария в благодарность за то, что он дал ему разумный совет заставить поклясться женихов Елены, что они будут мстителями за всякое оскорбление избранному ею жениху. Телемах, сын О. и Пенелопы, был еще грудным ребенком, когда О. после долгих просьб Агамемнона решился принять участие в походе под Трою. Ноm. Od. 11, 447. 24, 116. На 12 кораблях он повел туда кефаленцев (Il. 2, 631). Под Троей О. отличался храбростью, смелой предприимчивостью, красноречием, хитростью и ловкостью и поэтому преимущественно употреблялся для посольств и переговоров. Примеры деятельности его в этом роде см. Il. 1, 311. 9, 169. 225. 19, 154. 238 слл. 10, 254 слл. Ноm. Od. 4, 242 слл. 262 слл. 11, 508. По смерти Ахилла ему достается в споре с Аяксом (Эантом), сыном Теламона, оружие героя (Ноm. Od. 11, 545. Ov. met. 13, 1 слл.). Он был вообще первым лицом в греческом лагере, и благодаря его разумным советам и деятельному участию Троя наконец была взята (см. Troianum bellum, Троянская война). Когда после разрушения Трои он вместе с другими греками отправился в отечество (Ноm. Od. 3, 153. слл.), то морская волна прибила его к Исмару, городу киконов на фракийском берегу, где при ночном нападении на город он потерял 72 своих спутника. Ноm. Od. 9, 39. слл. При дальнейшем плавании, когда он хотел обогнуть мыс Малею, буря опять угнала его корабли и после 9 дней пригнала их к земле лотофагов на ливийском берегу (9, 82 слл.). Трое из его спутников, посланные на разведку, были угощены жителями сладким лотосом и пожелали остаться в земле лотофагов, так что О. палкой должен был загнать их на корабли. Земля лотофагов есть последний реальный пункт в странствованиях О., дальнейшее плавание его происходит в фантастических странах отдаленного Запада, в стране чудес, отдельные местности которой географически невозможно определить. Прежде всего прибыл О. в землю циклопов, где он с 12 спутниками входил в пещеру великана Полифема, сына Посейдона и нимфы Фоосы. Полифем заложил вход в пещеру огромным камнем, съел уже 6 из его спутников, тогда О. напоил его вином и ослепил, а сам с остальными спутниками выбрался из пещеры, спрятавшись под брюхом баранов. Циклоп молит о мщении отца своего Посейдона, который с этого времени преследует О. и не допускает его до отечества (9, 116 слл.). Затем О. прибывает к острову Эола (Ноm. Od. 10, 1 слл.), потом к лестригонам (см. Лестригоны), питающимся человеческим мясом, от которых он уходит только с одним кораблем (10, 80 слл.). На острове Ээе волшебница Цирцея, дочь Гелиоса и Персеи, сестра Эета и Гекаты, обращает часть спутников его в свиней, но по просьбе О. вновь возвращает им человеческий облик (10, 133 слл.). Целый год живут они здесь в довольствии и веселье, пока наконец спутники О. напоминают ему об отъезде (10, 466 слл.). Но Цирцея прежде приказывает герою отправиться через океан на далекий Запад, чтобы там в рощах Персефоны, в преддверии ада, спросить душу Тиресия о том, как ему достигнуть отечества. О. исполняет это (Оd. 11). Когда он принес предписанные Цирцеей жертвы и обеты теням умерших, являются ему из мрака ада тени не только Тиресия, но и многих героев и героинь, а также матери его Антиклеи. Тиресий возвещает ему, что Посейдон затрудняет ему возвращение в отечество, но, впрочем, они могут достигнуть отечества, если пощадят стада Гелиоса на Фринакии. Тогда О. возвращается на остров Цирцеи, которая указывает ему дальнейший путь, сообщает средства избавиться от опасности и посылает попутный ветер (12, 1 слл.). Они благополучно проходят мимо островов Сирен (см. Сирен острова) и Планкт (блуждающие скалы, то сталкивающиеся, то останавливающиеся неподвижно, отличные от Симплегад) (12, 166 слл.), между Сциллой (см. Скилла) и Харибдой, (см. Харибда), и приходят к острову Фринакии, где пасутся священные стада Гелиоса (12, 260 слл.). Спутники принуждают О. пристать к острову, и он берет с них клятву, что они не убьют ни одного животного из стада. Но мучимые голодом они убивают лучшего быка в то время, когда О. спал. За это Зевс, по жалобе Гелиоса, поражает молнией их корабль, когда они были опять на море, и все они погибают в волнах, за исключением одного О., который на обломках корабля спасается на Огигию, остров нимфы Калипсо, дочери Атланта (12, 403-453). Семь лет проводит он у прекрасной нимфы, которая хочет сделать его своим мужем и удерживает от возвращения домой, обещая ему бессмертие и вечную юность. Но льстивые речи ее не могут заглушить в сердце героя тоски по родине и дорогой супруге. Наконец над ним сжалилась Афина, его божественная покровительница, и во время отсутствия Посейдона она доводит дело в собрании богов до того, что Зевс решает возвратить О. на родину и посылает Гермеса к Калипсо с приказанием отпустить О. Ноm. Od. 1, 13. 43 слл. 4, 555 слл. 5, 1 слл. 7, 244 слл. Отплыв на приготовленной им самим лодке, он на 18-й день приближается к Схерии, острову феаков, но его замечает Посейдон и разбивает его лодку. Инона Левкофея спасает его на землю моряков феаков (5, 278 слл.). На берегу он встречается с дочерью царя Навсикаей, которая и приводит его к своим родителям Алкиною и Арете; они приняли его дружелюбно (Ноm. Od. 6) и, богато одарив, отсылают в отечество (Ноm. Od. 13). После двадцатилетнего отсутствия он наконец приходит в свое отечество. Дом его в последние три года терпит большие притеснения, т. к. 100 благородных мужей из Итаки, Самы, Дулихия и Закинфа ищут руки его прекрасной, благоразумной и верной супруги Пенелопы и расточают его имущество, между тем как престарелый Лаерт в уединении доживает свои печальные дни (1, 245. 13, 377). Пенелопа умела посредством хитрости отдалить свое решение и заставить долго ждать докучливых соискателей ее руки: она упросила их обождать, пока она окончит гробовое покрывало своему тестю. Но что она успевала соткать днем, то распускала ночью, и так продолжалось три года, пока на четвертый год одна из служанок не выдала ее тайну женихам, которые и принудили ее окончить работу. 2, 88 слл. Теперь она должна была сделать решительный выбор, и она обещала избрать из них того, который при состязании в стрельбе из лука окажется победителем, стреляя из лука О., в надежде, что никто из них не будет в состоянии натянуть его. Накануне дня состязания возвращается домой О. Превращенный Афиной в старого нищего, он из гавани отправляется в свой хутор, где вел хозяйство его старый верный слуга Евмей (????? ????????) (Ноm. Od. 14); там он встретился с сыном своим Телемахом (Ноm. Od. 16), который только что возвратился из Пилоса и Спарты, где он спрашивал о судьбе отца и едва избежал козней женихов. Эти последние порешили избавиться от него, т. к. он в последнее время, достигнув зрелого возраста и наделенный Афиной мужеством и силой, представлял значительную помеху их планам (Ноm. Od. 1-4). Отец с сыном обдумывают план мести, и О. под видом нищего отправляется в город, где он в своем доме как нищий сносит много оскорблений от высокомерных женихов (Ноm. Od. 17. 18). На следующий день, в праздник мстительного стрелка Аполлона, было устроено состязание в стрельбе из лука О., но ни один из женихов не мог натянуть огромный лук. Тогда нищий натягивает лук и, попав в цель, направляет стрелы на женихов, которых и убивает всех с помощью Афины, Телемаха и некоторых верных слуг (Od. 21. 22). После этого он открывает супруге, кто он, и идет отыскивать своего старого отца. Между тем родственники женихов, получив известие о гибели их, поднимают оружие, но Афина в образе Ментора улаживает мирно дело (Od. 23. 24). О распределении этого материала в «Одиссее» см. Homerus, Гомер. У Гомера О. является ловким, хитрым и изобретательным человеком; он обладает красноречием, благоразумием и мудростью; вместе с тем он отважный и смелый воин и терпеливый страдалец. В позднейших сказаниях он является, напротив, трусливым, лживым и коварным. Verg. Aen. 2, 164. Ov. met. 13, 6 слл. О кончине О. Тиресий (Ноm. Od. 11, 134 слл.) предсказал, что отрадная смерть постигнет его вне моря (??? ????? = ´??? ?????), которая мирно унесет его в то время, как народы вокруг будут благоденствовать и процветать. На основании гомеровского ??? ?????, последующие сказания создали легенду, что Телегон, сын О. и Цирцеи, был послан матерью отыскивать отца. Пригнанный бурей к берегам Итаки, он начал грабежом добывать себе пищу, и когда О. и Телемах схватили его, то он убил отца и труп привез в Ээю (отсюда Telegonus parricida, Horat. Od. 3, 29, 8). Острие умертвившего его копья было из иглы морского ежа, т. к. смерть его должна была выйти из моря. По одним сказаниям, Цирцея воскресила мертвого, по другим — он привезен был в Тиррению, где и сожжен на горе Перг. Телегон, говорят, женился на Пенелопе, которая вместе с Телемахом следовала за трупом О. на Ээю. От этого брака родился Итал. Телегон считался основателем Тускула и Пренеста. Ov. fast. 3, 92. Hor. в названном месте. Телемах же женился на Цирцее и имел от нее сына Латина; по другим сказаниям, он женился на Кассифоне, дочери Цирцеи, убил Цирцею, за что в свою очередь был убит Кассифоной. Говорят, что у него была еще дочь Рома, вышедшая замуж за Энея, а от Поликасты, дочери Нестора, или Навсикаи, дочери Алкиноя, у него был, говорят, сын Персептолис. По Гесиоду (Hesiod. theog. 1011 слл.), у О. от Цирцеи, кроме Телегона, были еще сыновья Агрий и Латин, а от Калипсо Навзифой и Навзиной.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
177.25 кб

Патриотическое воспитание в детско-молодежном экскурсионно-туристическом клубе «Одиссей»

Антонов Евгений Борисович
Читать PDF
126.02 кб

2003. 03. 005. Одиссей. Человек в истории. М. : ИВИ РАН, 2002. 426 с

Ястребицкая А. Л.
Читать PDF
120.04 кб

2005. 03. 009. Одиссей. Человек в истории. - М. : ИВИ РАН, 2004. - 511 с

Ястребицкая А. Л.
Читать PDF
105.14 кб

2004. 04. 007. «Одиссей». Человек в истории. - М. , 2003. - 447 с

Ястребицкая А. Л.
Читать PDF
381.51 кб

Одиссей на празднике Фесмофорий

Левинская (Ахунова) Ольга Леонидовна
Анализируется знаменитый эпизод из 10-й песни «Одиссеи», в котором волшебница Кирка превращает в свиней спутников.
Читать PDF
542.85 кб

98. 02. 002. Егоров Б. Ф. Об изменениях в методе Ю. М. Лотмана. // Одиссей. Человек и история. - М.

Красавченко Т. Н.
Читать PDF
91.23 кб

Мифология в романах Г. Л. Олди «Герой должен быть один» и «Одиссей, сын Лаэрта»

Юданова Мария Васильевна
Читать PDF
132.24 кб

Ранневизантийская традиция в романе «Одиссей Полихрониадес» К. Н. Леонтьева

Кунильская Дарья Сергеевна
В статье рассматривается одно из наименее изученных произведений К. Н. Ле- онтьева – роман «Одиссей Полихрониадес». Исследуется проблема взаи- мовлияния античных и христианских традиций в наследии этого художника и мыслителя.
Читать PDF
133.76 кб

«Литературный» Византизм в романе К. Н. Леонтьева «Одиссей Полихрониадес»

Кунильская Дарья Сергеевна
В данной статье исследуется византийский цитатный план в романе К. Н. Леонтьева «Одиссей Полихрониадес». Отмечается, что этот роман признавался автором как лучшее художественное произведение из всех написанных.
Читать PDF
496.66 кб

Бинарные оппозиции в творчестве К. Н. Леонтьева (на примере произведений «Дитя души» и «Одиссей Поли

Кривенко Ольга Анатольевна
В статье рассматривается проблема структуры личности, включающей в себя важные сущностные характеристики, отражающие ее духовно-нравственную сферу.
Читать PDF
242.84 кб

Икона Божией Матери в романе «Одиссей Полихрониадес» К. Н. Леонтьева

Кунильская Дарья Сергеевна
В статье рассматривается образ иконы Божией Матери в романе «Одиссей Полихрониадес» К. Н. Леонтьева. Лики Богоматери в произведении становятся связующим звеном между греческой и русской православной традицией.
Читать PDF
395.19 кб

Поэтика «Идеального»: античная и христианская традиции в романе «Одиссей Полихрониадес» К. Н. Леонть

Кунильская Дарья Сергеевна
Рассматривается вопрос о взаимодействии античной и христианской миросозерцательных традиций в романе К. Н. Леонтьева «Одиссей Полихрониадес». Христианские идеи Леонтьев транслирует через образы греческих героев.
Читать PDF
0.00 байт

Античная и христианская традиции в романе «Одиссей Полихрониадес» К. Н. Леонтьева

Кунильская Дарья Сергеевна
Рассматривается вопрос о взаимодействии античной и христианской традиций в романе К.Н. Леонтьева «Одиссей Полихрониадес». Концепция положительного исключительного героя писателя исследуется в контексте двух культурных традиций.
Читать PDF
247.64 кб

Влечение к обману, или чем хитроумный Одиссей лучше правдивого Ахиллеса

Разинов Ю. А.
В статье анализируется античная трактовка лжи и обмана в контексте греческого спора «кто лучше?»: правдивый Ахиллес или лгущий Одиссей.
Читать PDF
222.62 кб

Одиссей и Полифем: парадигмы истины и справедливости в индивидуализированном обществе

Артеменко Андрей Павлович
Исследуются представления об истине и справедливости в модерной и постсовременной философской литературе. Отмечается общая тенденция отказа от «трансцендентальной грамматики» в философско-правовой литературе.

Похожие термины:

  • ПОСМЕРТНАЯ ОДИССЕЯ МАРТИНА БОРМАНА

    По материалам Д. Прохорова)   Из всех главных фигур фашистской Германии самой загадочной считается рейхсляйтер Мартин Борман — начальник Партийной канцелярии. В отличие от Геринга, Геббельса и с
  • ПОСЛЕВОЕННАЯ ОДИССЕЯ КОРВЕТТЕНКАПИТАНА ФОН РЕТТЕЛЯ

    По материалам В. Ильина)   Ранним солнечным утром 9 мая 1945 года корветтенкапитан Пауль фон Реттель, командир немецкой подводной лодки U-2670, охотившейся за транспортами союзников в Атлантике, получи
  • ГИТЛЕР: ОДИССЕЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ

    В июле 1945 года некоторые аргентинские газеты напечатали сенсационное сообщение о высадке с подводной лодки на побережье этой страны Гитлера и его жены Евы Браун. Скорее всего, причиной подобных п
  • ОДИССЕЯ КАТЮШИ

    По материалам А. Первушина)   14 июля 1941 года на одном из участков обороны 20-й армии, в лесу восточнее Орши, взметнулись к небу языки пламени, сопровождавшиеся непривычным гулом, совсем не похожим на
  • Одиссея

    гомеровский эпос, описывающий странствия Одиссея и его возвращение на родину.