ОЛЕША

Найдено 1 определение
ОЛЕША
Юрий Карлович (1899, Елизаветград, ныне Кировоград, Украина – 1960, Москва), русский писатель. Родился в обедневшей дворянской семье. Детские и юношеские годы провел в Одессе. Окончил Ришельевскую гимназию, два года учился на юридическом факульте Одесского университета. Вместе с В. П. Катаевым, Э. Г. Багрицким, И. Ильфом входил в «Коллектив поэтов»; после установления в Одессе советской власти сотрудничал с Бюро украинской печати (БУП) – своеобразным филиалом «Окон РОСТА» на юге страны. С 1922 г. жил в Москве, работал в газете «Гудок», вокруг которой группировались в те годы многие молодые литературные таланты. В 1924 г. написал роман для детей «Три толстяка» (опубл. в 1928), соединивший жанровые черты сказки, памфлета, театрально-циркового празднества, приключенческого повествования и сразу ставший одной из любимых книг юных читателей. Широкую известность принес писателю роман «Зависть» (1927), вызвавший в то же время острые дискуссии из-за неоднозначности основных героев: олицетворяющего старый мир и гибнущего вместе с ним «завистника» с развращенным сознанием, апологета «чувств» Николая Кавалерова и его антагониста, носителя идей нового, «индустриального» века, «правильного», но при этом эмоционально обедненного Андрея Бабичева. В созданной Олешей по мотивам «Зависти» пьесе «Заговор чувств» (1929) антимещанский пафос выразился в противопоставлении мелких страстей обывателя романтизму строителей социализма. Очевидная прямолинейность коллизии здесь отчасти снималась иронией автора при передаче мечтаний влюбленной положительной героини о будущем научном «институте эмоций». В драме «Список благодеяний» (1931) писатель говорит о преступлениях и добрых делах революции, о ценности человеческой личности и месте творческой интеллигенции в новом мире. Кинопьеса «Строгий юноша» (1934) представила искреннюю попытку Олеши создать «образцовый» тип молодого героя, которая была более удачной в живых и поэтичных рассказах сборника «Вишневая косточка» (1931. Автор многих киносценариев и инсценировок, активно сотрудничавший с театрами, Олеша был также взыскательным и вдумчивым художественным и литературным критиком, что, в частности, нашло отражение в книге автобиографических и дневниковых записей писателя «Ни дня без строчки» (опубл. в 1965).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Николай Гумилев и Юрий Олеша: мифология личного имени

Десятов Вячеслав Владимирович, Куляпин Александр Иванович
Статья посвящена связи личных имен русских писателей с их персональными мифологиями, а также со стратегиями их жизнетворчества. Рассматривается ориентация носителя имени на круг культурных ассоциаций.
Читать PDF
0.00 байт

Тяжкое бремя интеллигентности. Юрий карлович Олеша (1899-1960)

Подольский Наль Лазаревич
Читать PDF
0.00 байт

Рец. : Олеша Ю. К. Зависть. Заговор чувств. Строгий юноша / Подгот. Текстов А. В. Кокорина, коммент.

Вьюгин Валерий Юрьевич

Похожие термины:

  • Олеша, Юрий Карлович

    [1899—] — советский писатель. Род. в интеллигентской семье. Первоначально писал стихотворные фельетоны в газ. "Гудок" под псевдонимом "Зубило". Значительная в художественном отношении пов