Олимпия
Олимпия
греческое понятие, обозначавшее святилище Зевса в Элиде, место проведения Олимпийских игр. Святилище Зевса основал Геракл, учредивший в честь своего отца всегреческие игры.
ОЛИМПИЯ
древнегреческий город в Элиде, северо-западная часть Пелопоннеса, место культа Зевса и проведения Олимпийских игр. В 426 г. сожжена по приказу римского императора Феодосия II.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ОЛИМПИЯ
равнина в Элиде, где происходили Олимпийские игры. На этой равнине находился храм Зевса с огромной статуей этого бога работы Фидия. По Олимпийским играм, происходившим через каждые 4 года, греки вели свое летосчисление, каждый промежуток между играми назывался олимпиадой.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Олимпия
древнегреческий город в Элиде (северо-западная часть Пелопоннеса, Греция). Религиозный центр, место культа Зевса и посвященных ему Олимпийских игр. Архитектурный облик города сложился в основном в 7- 4 вв. до н.э. Центр города представлял храм Зевса Олимпийского (468- 456 гг. до н.э.), в котором находилась статуя Зевса работы Фидия. С отменой римским императором Феодосием I Олимпийских игр в 394 г. город пришел в упадок, в 426 г. был разгромлен императором Феодосием II.
Источник: Исторический словарь
ОЛИМПИЯ
др.-греч. город в Элиде (сев.-зап. часть Пелопоннеса), религ. центр, место культа Зевса и посвящ. ему Олимпийских игр; важнейший худож. центр Др. Греции, созданный в теч. веков усилиями большинства греч. городов. Архитект. ансамбль О. в основном сложился в 7 — 4 до н.э. Его центром был храм Зевса Олимпийского (построен арх. Либоном в 468 — 456 до н.э.), в к-ром находилась статуя Зевса, выполн. Фидием. На терр. Алтиса (свящ. рощи О.) находились также храм Геры (кон. 7 в. до н.э.), святилище Пелопса (восходит к кон. 2-го тыс. до н.э.), Метроон (1-я пол. 4 в. до н.э.), храм Матери богов, многочисл. алтари и жертвенники, тысячи статуй богов, героев, атлетов — победителей в Олимп. играх. Сохранились статуи Нике (ок. 455 или ок. 420 до н.э.) работы Пеония, Гермеса с младенцем Дионисом (ок. 340 до н.э.) Праксителя. По указанию Филиппа 2 в. 338 — 334 до н.э. было построено здание Филиппейона и во 2 в. н.э. Иродом Аттиком — экседра (полукруглая ниша). О. пришла в упадок с победой христианства, а в 426 была разгромлена рим. имп. Феодосием II.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Олимпия
Блестящий успех Оуэнса и еще девятерых чернокожих американских спортсменов поставил Гитлера в трудное положение. В соответствии с арийской расовой теорией, ему предстояло награждать граждан второго сорта, негров и евреев. Люди, чьи предки вышли из джунглей, как объяснял Гитлер, являлись первобытными созданиями, но их физические данные оказались значительно выше способностей цивилизованных белых спортсменов. Гитлер намекнул, что эти соревнования на самом деле были несправедливыми, и что негров следует не допускать на будущие Олимпийские игры. Хотя фюрер и присутствовал во время соревнований, когда Оуэнс завоевал свою третью золотую медаль, однако он многозначительно покинул стадион еще до того, как стали вручать награды спортсменам.
Гитлер с огромным воодушевлением следил за теми соревнованиями, в которых в числе победителей оказывались немецкие спортсмены. Но многое в этих Олимпийских играх доставляло ему раздражение. Например, когда французские атлеты, проходя мимо ложи фюрера, подняли руки в знак приветствия, отчего публика взорвалась громом аплодисментов. Долго не смолкающие овации продемонстрировали Гитлеру, что большая часть немецкого народа стремится к миру и согласию со своим западным соседом. Это весьма обеспокоило Гитлера, который не оставлял надежды на военное решение франко-германских проблем.
Гитлер с огромным воодушевлением следил за теми соревнованиями, в которых в числе победителей оказывались немецкие спортсмены. Но многое в этих Олимпийских играх доставляло ему раздражение. Например, когда французские атлеты, проходя мимо ложи фюрера, подняли руки в знак приветствия, отчего публика взорвалась громом аплодисментов. Долго не смолкающие овации продемонстрировали Гитлеру, что большая часть немецкого народа стремится к миру и согласию со своим западным соседом. Это весьма обеспокоило Гитлера, который не оставлял надежды на военное решение франко-германских проблем.
Источник: Энциклопедия третьего рейха. 2004
Олимпия
Олимпия (Olympia), др.-греч. культовый центр в Эли-де (сев.-зап. Греция), где находились самое почитаемое святилище бога Зевса и его оракул (религия греков). Каждые четыре года в О. устраивались соревнования в честь Зевса. Грандиозный комплекс религ. и светских сооружений был разрушен в 426 г. по приказу рим. императора Феодосия II. Археологи обнаружили в О. немало ценного, в т.ч. многочисл. скульптуры из храма Зевса (5 в. до н.э.), а также мастерскую, где в 430-х гг. до н.э. афинский скульптор Фидий создавал статую Зевса, отделанную золотом и слоновой костью. 1-я Олимпиада датируется 776 г. до н.э., хотя есть сведения, что игры проводились здесь и раньше. По традиции этот год считается «началом» архаического периода греч. истории. Игры, первоначально имевшие лишь местное значение, стали со временем привлекать участников из разл. частей Греции. В 5 в. прежн. однодневные соревнования по легкой атлетике и борьбе растянулись на пять дней и включали мн. др. виды спорта — конные скачки, гонки колесниц, борьбу и бег в полном вооружении. Тем не менее самым популярным оставался бег на одну длину стадиона (ок. 200 м). Победители получали оливковые венки и приносили славу своим городам, к-рые, в свою очередь, предоставляли им разл. привилегии. В честь победителей сочиняли поэмы и гимны, напр, победные оды Пиндара. Игры начинались и заканчивались жертвоприношениями и пирами. В 393 г. рим. император Феодосий I Великий запретил Олимпиады.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ОЛИМПИЯ
´Olympia) - др.-греч. город в Элиде (сев.-зап. часть Пелопоннеса), религ. центр, место культа Зевса и посвященных ему Олимпийских игр; важнейший художеств. центр Др. Греции, созданный в течение веков усилиями большинства греч. гг. Архитектурный ансамбль О. в основном сложился в 7-4 вв. до н. э. Его центром был храм Зевса Олимпийского (построен арх. Либоном в 468-456 до н. э.), в к-ром находилась статуя Зевса, выполненная Фидием. На терр. Алтиса (священной рощи О.) находились также храм Геры (кон. 7 в. до н. э.), святилище Пелопса (восходит к кон. 2-го тыс. до н. э.), Метроон (1-я пол. 4 в. до н. э.) - храм Матери богов, многочисленные алтари и жертвенники, тысячи статуй богов, героев, атлетов - победителей в Олимпийских играх. Сохранились статуи Нике (ок. 455 или ок. 420 до н. э.) работы Пеония, Гермеса с младенцем Дионисом (ок. 340 до н. э.) Праксителя. По указанию Филиппа II в 338-334 до н. э. было построено здание Филиппейона и во 2 в. н. э. Иродом Аттиком - экседра (полукруглая ниша). О. пришла в упадок с победой христианства, а в 426 была разгромлена рим. имп. Феодосием II. Регулярные раскопки, в ходе к-рых было открыто более 130 статуй, ок. 13 тыс. бронзовых предметов, до 10 тыс. надписей на бронзовых табличках и т. д., проводились нем. археологами под рук. Э. Курциуса с 1875 по 1881. Лит.: Олимпия, по В. Лалу и П. Монсо, изложил К. Мазурин, М., 1892; Boetticher A., Olympia, das Fest und seine St?tte, 2 Aufl., В., 1886; Gardiner Е. N.. Olimpia, its history and remains, Oxt., 1925. И. В. Поздеева. Москва.
Олимпия
святилище Зевса в Элиде, место проведения Олимпийских игр. Согласно мифу, сын Тантала Пелопс победил в колесничном беге царя Писы Эномая и получил в жены, как приз за победу, дочь Эномая Гипподамию. В его честь начали проводить состязания на колесницах. Святилище Зевса основал Геракл, учредивший в честь своего отца всегреч. игры, которым О. обязана своей славой. Важнейшие культовые сооружения находятся на терр. святилища (Алтис, свящ. участок). Древнейшая постройка, от которой сохранился лишь цоколь, — храм Геры (сер. 7 в. до н. э.), разруш. пожаром и вновь отстроенный ок. 600 до н. э., представляет собой дорич. периптер с глиняными стенами и деревянными колоннами. Первый храм Зевса был сооружен в 5 в. до н. э. (закончен не позднее 456 до н. э.). Этот дорич. периптер зрелого стиля был разрушен землетрясением; уцелела наряду с частями здания значительная часть скульптурного декорума фронтонов и метоп (сима с водостоком в виде львиной головы находится в Берлинской коллекции антиков). Знаменитая статуя Зевса работы Фидия — сидящая фигура из золота, слоновой кости и дерева — считалась одним из семи чудес света. Судить о ее великолепии можно по изображениям на монетах и геммах и по описанию Павсания. Сохранились остатки сокровищниц и мн. построек эллинистич. и рим. периода. Наиболее известны Филиппейон — круглое здание, сооружение которого было начато Филиппом II и завершено Александром Македонским, — и Феоколеон — жилище верховных жрецов. Первые крупные научные раскопки в О. были начаты по инициативе Э. Курциуса (1875–1887) и проводились нем. архитекторами и археологами. В 1936 и 1952 они с успехом возобновлялись.
рис. 1. Олимпия. План храма Зевса.
рис. 2. Олимпия. План святилища.
рис. 1. Олимпия. План храма Зевса.
рис. 2. Олимпия. План святилища.
Источник: Словарь античности. 1989
Олимпия
греч. Olympia)
греческий город в Элиде, центр культа Зевса и место проведения Олимпийских игр. Архитектурный ансамбль О. сложился в основном в VII - IV вв. до н.э. Его центром был храм Зевса Олимпийского, построенный в 468 - 456 гг. до н.э., в котором находилась статуя Зевса работы Фидия - одно из семи чудес античного мира.
В связи с запретом в 394 г. н.э. императора Феодосия I проводить Олимпийские игры О. пришла в запустение; в 406 г. Феодосии I приказал стереть О. с лица земли - были разрушены и сожжены храмы, здания, стадион, ипподром и т.п. Вскоре после этого два сильных землетрясения похоронили О. под слоем песка и речного ила.
Немировский А.И. Нить Ариадны: Из истории классической археологии. Воронеж, 1989. С. 92-102; Соколов Г.И. Олимпия. М., 1981.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
др.-гр. культовый центр с оракулом Зевса в Элиде (Пелопоннес). Знаменит общегр. спортивными играми. По преданию, основана в микен. время как святилище царя Пелопа. Элида ввела в О. культ Зевса. Первонач. О. - роща с местами для жертвоприношений: курган Пелопа, алтарь-зольник Зевса, жертвенник Геи. На горе над О. почитался Кронос, у подножия - Афродита Урания. Культовые постройки известны с VII в. до н. э. В VI в. формируется архитектурный ансамбль: возводятся сокровищницы вдоль свящ. пути, храм Геры (дорич. периптер с тремя нефами и статуей Геры на троне). К югу от рощи строится стадион (по мифу, его длину определил Геракл). Расцвет О. наступает после Греко-персидских войн: строится храм Зевса (периптер с тремя нефами, боковыми галереями на двухъярусных колоннадах и с наосом, перекрытым над статуей Зевса, работы Фидия) - шедевр иск-ва ранней классики, предшественник Парфенона. На его фронтонах - скульпт. композиции (миф об Эномае и Пелопе и битва лапифов с кентаврами), над входами - метопы с подвигами Геракла, перед вост. фасадом - статуя Ники работы Пэония. В IV в. достраивается ипподром, святилище Деметры и храм Матери всех богов - Метроон. Возводится сокровищница македон. царей Филиппейон и портик Эхо, семь раз отражающий звук. В рим. вр. значение О. как культового центра сохран., но Метроон превращен в храм Августа, построен дворец Нерона. Последний расцвет О. пережила во II в. н. э.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
греческий город в Элиде, центр культа Зевса и место проведения Олимпийских игр. Архитектурный ансамбль О. сложился в основном в VII - IV вв. до н.э. Его центром был храм Зевса Олимпийского, построенный в 468 - 456 гг. до н.э., в котором находилась статуя Зевса работы Фидия - одно из семи чудес античного мира.
В связи с запретом в 394 г. н.э. императора Феодосия I проводить Олимпийские игры О. пришла в запустение; в 406 г. Феодосии I приказал стереть О. с лица земли - были разрушены и сожжены храмы, здания, стадион, ипподром и т.п. Вскоре после этого два сильных землетрясения похоронили О. под слоем песка и речного ила.
Немировский А.И. Нить Ариадны: Из истории классической археологии. Воронеж, 1989. С. 92-102; Соколов Г.И. Олимпия. М., 1981.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
др.-гр. культовый центр с оракулом Зевса в Элиде (Пелопоннес). Знаменит общегр. спортивными играми. По преданию, основана в микен. время как святилище царя Пелопа. Элида ввела в О. культ Зевса. Первонач. О. - роща с местами для жертвоприношений: курган Пелопа, алтарь-зольник Зевса, жертвенник Геи. На горе над О. почитался Кронос, у подножия - Афродита Урания. Культовые постройки известны с VII в. до н. э. В VI в. формируется архитектурный ансамбль: возводятся сокровищницы вдоль свящ. пути, храм Геры (дорич. периптер с тремя нефами и статуей Геры на троне). К югу от рощи строится стадион (по мифу, его длину определил Геракл). Расцвет О. наступает после Греко-персидских войн: строится храм Зевса (периптер с тремя нефами, боковыми галереями на двухъярусных колоннадах и с наосом, перекрытым над статуей Зевса, работы Фидия) - шедевр иск-ва ранней классики, предшественник Парфенона. На его фронтонах - скульпт. композиции (миф об Эномае и Пелопе и битва лапифов с кентаврами), над входами - метопы с подвигами Геракла, перед вост. фасадом - статуя Ники работы Пэония. В IV в. достраивается ипподром, святилище Деметры и храм Матери всех богов - Метроон. Возводится сокровищница македон. царей Филиппейон и портик Эхо, семь раз отражающий звук. В рим. вр. значение О. как культового центра сохран., но Метроон превращен в храм Августа, построен дворец Нерона. Последний расцвет О. пережила во II в. н. э.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ОЛИМПИЯ
• Olymp?a,
?? ???????, первоначально площадь, принадлежащая к храму перед воротами Писы в Элиде в том месте, где Клодей (или Кладаос) вливается в Алфей. После разрушения Писы, в 641 г., элейцы не позволили возникнуть здесь новому городу и, таким образом, навсегда удержали за собой право заведования святилищем, находящимся в О. Этой цветущей местности дарован был вечный мир, вооруженное войско не могло перейти его границы, т. к. вся Элида была посвящена олимпийскому богу. О. лежала у подножия Олимпа с южной стороны и холма ???????, на расстоянии 300 стадий от Элиды и 1485 от Афин (Hdt. 2, 7); она состояла из двух резко отделенных одна от другой частей по эту и по ту сторону ´?????, т. е. рощи и двора олимпийского Зевса. В ´????? находились только предметы, относящиеся к богам. С западной стороны ее тянулась построенная Гераклом стена до поросшего платаном Кладея и, проходя на юг по верхнему течению Алфея, на востоке примыкала к стадию. Она имела несколько ворот, из которых только одни были входные; пестрый портик этих ворот обозначал фронтовую сторону ´????? и только через эти ворота процессии могли вступать на священные земли ´?????. Внутри стены направо, недалеко от входа, находилось священное дикое оливковое дерево, ?????? ?????????????, с которого мальчик, родители которого должны были быть еще живы, срезал золотым ножом ветки для венков победителям. В ограде, которой было окружено это дерево (некоторые ошибочно называют ее пантеоном), возвышался алтарь дарующих росу нимф, а за деревом находился величественный храм олимпийского Зевса, начатый ок. 52 ол. элейцем Либоном, но оконченный только в 85-86 ол. Фидием. Фундамент, колонны и картины этого храма были найдены и возобновлены в прежнем виде, благодаря раскопкам, произведенным в 1875 г. под наблюдением Е. Курциуса за счет Германии. Храм этот был так называемый ´???????? (под открытым небом) и именно дорический периптер с 6-ю колоннами по ширине храма и 13-ю по длине его, сделанный из раковинного известняка (пороса) на фундаменте из известкового камня, вышиной в 22 м, шириной в 27 м, длиной в 64 м. Здесь находилась статуя Зевса работы Фидия, самое прекрасное произведение греческой пластики. Она была сделана из золота и слоновой кости под влиянием описания Гомера (Il. 1, 528 слл.). Массивный пьедестал почти в 12 футов высоты был украшен позолоченными фигурами, изображавшими олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа, находился трон, сделанный из золота и дорогих камней с множеством разных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса, почти в 40 футов вышиной, с выражением мироправящего могущества и вместе отеческой нежности, представлена была сидящей на троне. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой левой руке стояла богиня Нике из золота и слоновой кости. По первому взгляду кажется невероятным, как храм мог вместить эту статую. Paus. 5, 11, 1 слл. На восточном фронтоне находилась группа Пеония (см. Paeonius, Пеоний) из Меиды, представляющая приготовления к состязанию между Эномаем и Пелопсом (см. Пелопс), а на западном — группа Алкамена из Афин, представляющая битву лапифов с кентаврами (см. Sculptores, Скульпторы, 6). На метопах были представлены 12 подвигов Геракла. На западе от храма находился ????????????, храм Пелопса, а дальше — Геры, в котором хранились замечательные древности и драгоценные сосуды. Здесь была найдена статуя Гермеса («Олимпийского») работы Праксителя, самое прекрасное из сохранившихся произведений древнего ваяния. На расстоянии 15 метров на запад от храма Геры по направлению к Кладею стоял ???????????, основанный Филиппом Македонским после Херонейской битвы, вновь открытый в 1878 г. Это была ротонда с 18 ионийскими колоннами, частью из мрамора, частью из пороса, в котором находились пожертвованные царем Филиппом дары. Он интересен тем, что единственная известная нам ротонда греческого (не римского) происхождения. Далее к северо-востоку находились Пританей, храм Гестии и праздничная зала, фундаменты которой были раскопаны в 1878 г. К востоку от храма Зевса находился большой алтарь Зевса, бывший средоточием ´????? не только относительно занимаемого им пространства, но и по своему религиозному значению. Он был сделан из золы сжигаемых костей жертвенных животных, смешанной с водой Алфея, и стоял на каменном основании, имевшем 125 футов в окружности (так называемый Профисис, на котором были убиваемы жертвенные животные). Между этим алтарем и храмом Зевса находилась крытая галерея на четырех колоннах, покрывавшая деревянные столбы, — остаток дома Эномая. В южной части Алтисы лежала ратуша (????????????) элейцев, открытая в 1879 г.; она состояла из главного здания и двух флигилей. У подножия выступающей части холма Крониона находились 14 сокровищниц различных городов. Самая замечательная среди них была сокровищница мигарян; она имела форму дорийского храма; группа на фронтоне древнейшего стиля изображала бой с гигантами. Напротив сокровищницы находились медные статуи Зевса (??????), сооруженные на деньги, собранные за штрафы с атлетов. На востоке от них находился ????????, периптер в дорийском стиле; между ним и храмом Геры так называемая Экседра Герода Аттического. Она была украшена многочисленными статуями; между двумя балдахинами, каждый по 8 коринфских колонн, находился бассейн, в который втекала вода из мраморного быка. На восток от сокровищниц и ?????? лежали параллельно друг с другом, по направлению от востока к западу стадий и гипподром. Гипподром был вдвое длиннее стадия и тянулся далее к востоку. К северной стороне стадия примыкал храм Деметры, жрица которого, единственная замужняя женщина, имела почетное преимущество смотреть на игры, помещаясь напротив судей состязания. У самого склона Крониона находился театр, а немного выше — храм, посвященный двум божествам: Эйлейфии и ее сыну Сосиполису, гению Олимпии, покровителю мира и благополучия. За стеной, окружающей ´?????, находился Гимназион (?) с помещениями для атлетов, окруженный открытыми к солнцу площадками для борьбы и с тенистыми аллеями для прогулок. С высоты холма Крониона посетитель мог видеть внизу бесчисленные приношения в храм и статуи; то были памятники всех важнейших событий: ´????? — это был архив греческой истории, в котором хранились медные и мраморные документы. Т. к. место для выставки приносимых к храму предметов было слишком мало, то их ставили на стену. На пространстве, не считавшемся уже священным, между ´????? и Алфеем, находились незначительные здания; так, там был Леонидей, в котором во время римских императоров принимали римских важных лиц; вблизи находится мастерская Фидия. С древними обитателями пеласгического племени, царя которых Эномая сказание называет властителем Писы, соединились впоследствии ахейские племена, пришедшие сюда под предводительством Пелопса. В честь Пелопса были учреждены погребальные игры, совершаемые на берегах Алфея и соединенные с почитанием пеласгического Зевса. То и другое осталось и после того, как сюда пришел Геракл, имя которого служит мифическим выражением дорического влияния. Геракл, деяния которого суть отражения учреждений дорян, является теперь учредителем олимпийских празднеств, возобновителем игр Пелопса и основателем тех учреждений, благодаря которым О. сделалась средоточием не только Пелопоннеса, но и всей Греции. Историческое время игр начинается с того времени, когда Ликург Спартанский и Ифит Элидский заключили священный союз, которым устанавливался порядок Олимпийских игр и текст которого, кругообразно написанный на металлическом диске, показывали еще в 200 г. от Р. X. Скоро после этого (после победы Корэба в стадии, в 776 г. до Р. X.) начали считать года по олимпиадам, т. е. по периодам игр, повторяющихся через каждые 4 года на 5-й, а измерять стадиями. Со времени 15 ол. участие в играх сделалось более общим, с 30 ол. оно распространилось на всю Грецию, а с 40-й участниками игр сделались малоазиатские греки, греки Великой Греции и Сицилии. Цветущий период их продолжался до 90 ол. и дольше. Волнения Ахейского союза не прерывали их, также как и господство римлян: Тиберий и Нерон, напротив того, сами являлись состязателями на Олимпийских играх. В 10-м году царствования Феодосия Великого, в 394 г. от Р. X., после 293 ол. со времени Корэба, Олимпийские игры прекратились навсегда. В первые олимпиады игры состояли только в беге в один конец стадии до столба, а с 14 ол. был введен и обратный бег от столба, так называемый ???????, с 15 ол. — продолжительный бег, долихос; длина пробегаемого при этом пространства определяется различно, от 7 до 24 стадий, в последнем случае, следовательно, больше 3,5 версты. С 18 ол. введена была борьба и так называемый пентатлон, т. е. состязание, состоящее из 5 экзерциций: ´????, ??????, ??????, ????, ??????????, а с 23 ол. и ?????. С 25 ол. начались бега на колесницах, запряженных четырьмя лошадьми; с 33-й — бега на верховых лошадях (´????? ?????) и панкратион (борьба и состязание на кулаках); с 37 ол. введено состязание для мальчиков; с 65-й — бег вооруженных; с 70-й — состязание в беге мулов; с 93-й — состязание на двухконных колесницах, а после — и другие состязания. С того времени, когда число состязаний увеличилось, они происходили все 5 дней праздника, с 11 по 16 число священного месяца во время поворота солнца, и праздник оканчивался во время полнолуния. Вообще принимают за начало олимпийского года 1 июля. К участию в играх допускались только свободные греки, из которых тоже не могли участвовать ´??????, ?????????, ?????????. В законах об Олимпийских играх было все в точности определено, и за соблюдением относящихся сюда правил следили особые судьи, ???????????, которых сначала было 1, потом 2, в позднейшее время 9 (считают также 8, 10 и 12). Они носили пурпурные одежды и имели особое почетное место для сидения со стороны стадиона, вблизи медной статуи Зевса. В последний день праздника победитель получал оливковый венок из священного оливкового дерева, ему вручалась также пальма и он приобретал право поставить памятник своей победы в ´?????; его имя, имя его отца и отечества торжественно объявлялись. Во время пира, следовавшего за состязанием, пелись победные песни (?????????). При возвращении победителя в его родной город происходили те же почести. Победители на Олимпийских играх были свободны от всех государственных повинностей и пользовались почетным местом на играх и праздниках. Со времени 80 ол. вошло в обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения (???????????) и произносить стихи; так, Геродот, говорят, читал там отрывки из своей истории Персидских войн. Если кому следовало оказать почет, то имя произносилось громогласно герольдом и скоро делалось известным всей Греции. На столбах (???????) были вырезаемы официальные договоры и документы. Thuc. 5, 18. Зрителями вообще могли быть только мужчины и ни одна замужняя женщина; если девушки, как говорит Павсаний, и допускались, то только спартанские или элидские. С празднеством соединялась обыкновенно ярмарка. Победителям на играх обыкновенно велись списки, и писатели (особенно Диодор) называли год олимпиады именем победителя. Пелопоннесские олимпийские игры впоследствии служили образцом, особенно во времена римских императоров, для подобных игр в греческих городах, особенно в Азии. Из изображений на монетах и надписях на камнях нам известны подобные игры в 27 городах. Strab. 8, 353 слл. Paus. 5, 7 до 6, 21. Е. Curtius, Olympia (1852); Peloponessos, II, стр. 52 слл. Bursian, Geographi von Griechenland, II, стр. 290 слл. Многие спорные вопросы были разрешены раскопками, начатыми в 1875 г., результаты которых были опубликованы в 5 томах (1877-1882) Адлером и Курциусом: Die Ausgrabungen zu Olympia.