ОСТРОВСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОСТРОВСКИЙ
Александр Николаевич (1823—1886) — деятель российской культуры, драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863). В 1843 г. служил в канцелярии московского Совестного суда, в 1845— 1851 гг. — в Коммерческом суде. Собрал массу наблюдений, которые использовал в своих произведениях. Литературной деятельностью начал заниматься во второй половине 1840-х гг., став последователем гоголевской традиции, ориентированной на реализм. В начале 1850-х гг. — редактор и критик в консервативном журнале «Москвитянин» (М. П. Погодина). С 1856 г. — постоянный сотрудник журнала «Современник», сблизился с деятелями демократической русской журналистики. В комедиях и социально-психологических пьесах отразил колорит русской жизни и создал разнообразную галерею психологических типов — от охваченных страстью к «деланию денег» своевластных, жестоких купцов, чиновников и помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников («Свои люди — сочтемся!», 1850; «Бедность не порок», 1853; «Доходное место», 1856; «Гроза», 1859; «Горячее сердце», 1868; «Бешеные деньги», 1869; «Волки и овцы», 1875); показал трагедию одаренных, тонко чувствующих женщин («Бесприданница», 1878) и судьбы людей из актерской среды («Лес», 1870; «Таланты и поклонники», 1881; «Без вины виноватые», 1883); рассказал о похождениях скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, 1857—1861). Особое место в его творчестве занимали пьеса в стихах — поэтическая «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873), которая легла в основу одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова, а также цикл исторических пьес («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», 1861; «Воевода», 1864; «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», 1866; «Тушино»; 1866). Творчество драматурга заложило основы национального репертуара русского театра. Он остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его современная литературная критика, но создателем русского демократического театра. Его пьесы и в наши дни не сходят с русской сцены, а Малый театр, в котором они ставились, называют домом Островского.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ОСТРОВСКИЙ
Николай Алексеевич (1904, с. Вилия Острожского у. Волынской губ., ныне Ровенской обл., Украина – 1936, Москва), русский писатель. Родился в семье рабочего. После окончания церковно-приходской школы (1913) работал на кухне вокзального ресторана в г. Шепетовка; в 1919 г. там же окончил двухклассное начальное училище, затем был подручным кочегара на городской электростанции. В июле 1919 г. вступил в комсомол и ушел добровольцем на фронт. Сражался сначала в составе дивизии Г. И. Котовского, затем в 1-й Конной армии С. М. Буденного. Осенью 1920 г. был тяжело ранен. После демобилизации служил в органах ВЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем). В 1921–22 гг. – помощник электромонтера в Киевских железнодорожных мастерских, в 1923–24 гг. – на руководящей комсомольской работе в пограничных районах Украины. С 1927 г. прикованный к постели из-за неизлечимой болезни, с нач. 1929 г. ослепший, Островский, успевший к этому времени заочно закончить «первый круг» Коммунистического ун-та им. Я. М. Свердлова и прочитать огромное количество книг, взялся за создание художественного произведения. В 1927–28 гг. он пишет повесть о бригаде Котовского; рукопись, будучи послана в Одессу для проверки фактов и обсуждения боевыми товарищами, затерялась на почте. Потрясенный, но не сдавшийся Островский в 1930–32 гг. пишет новый, автобиографический роман «Как закалялась сталь» – о становлении советской власти и героической, самоотверженной жизни комсомольца Павла Корчагина. Этот образ в значительной мере определил тип положительного героя советской литературы и стал одним из нормативных в эстетике социалистического реализма, обретя стойкую популярность и за рубежом среди людей, увлеченных революционными идеями. Редкий по силе воздействия на читателя эффект данного произведения, по выражению некоторых критиков, «нового Евангелия» романтиков революции, определяется неповторимым сплавом фактической достоверности, непосредственности личностных переживаний, масштабности описываемого исторического слома и высокого идеализма моральных установок, ориентированных на альтруизм, на радостную готовность к самопожертвованию во имя общего блага. Остался незаконченным второй роман Островского – «Рожденные бурей» (1935–36), задуманный как повествование о борьбе пролетариата Западной Украины против панской Польши, о грядущем противостоянии фашизму, пронизанный светлым лиризмом, подкупающий образами благородных, честных и мужественных людей.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ОСТРОВСКИЙ
Александр Николаевич (1823, Москва – 1886, имение Щелыково Костромской губ.), русский драматург, театральный деятель.
Детство и юность прошли в Замоскворечье, купеческие типы которого писатель позже воспроизведет в своих комедиях. Островский окончил 1-ю московскую гимназию, в 1840–43 гг. учился на юридическом ф-те Московского ун-та, но курса не окончил. По желанию отца Островский служил писцом в суде, где продолжал наблюдения над своеобразными замоскворецкими типами и много писал. В 1847 г. в «Московском городском листке» появилась комедия «Картины московской жизни. Картина семейного счастья» (2-я ред. – «Семейная картина», 1856), которую Островский считал началом своей литературной деятельности. Самым памятным днем он называл 14 февраля 1847 г., когда на вечере у С. П. Шевырева чтение этой пьесы принесло ему похвалы. В 1846 г. Островский задумал комедию «Несостоятельный должник», отрывок из нее был напечатан в 1847 г. В кон. 1849 г. с комедией познакомилась «молодая редакция» журнала «Москвитянин». Самодурство в комедии изображено как порождение хищничества и необразованности, жизнь Большова повторяется в жизни Подхалюзина, мальчик Тишка строит план своей жизни, повторяющий старших. После хлопот с цензурой комедия была напечатана под заглавием «Свои люди – сочтемся!» в журнале «Москвитянин» (1850), но не допущена на сцену.
Пьесы «Бедная невеста» (1851), «Не в свои сани не садись» (1852; первая пьеса драматурга на сцене московского Малого театра), «Не так живи, как хочется» (1854) – опыты о купеческом самодурстве и нац. характере. С позиций славянофильства Островский изображал самодурство Гордея Торцова («Бедность не порок», 1854) как порождение «западничества» и «образованности», но смиренность Любови Торцовой оказывалась оборотной стороной самодурства. Ведущий критик журнала «Москвитянин» Ап. Григорьев, пропагандист самобытности в литературе, видел в произведениях Островского выражение народности, а критики прогрессивного направления укоряли драматурга за тяготение к допетровской старине, к славянофильству, считая комедии идеализацией самодурства. Н. Г. Чернышевский упрекал пьесу «Бедность не порок» за сентиментальную слащавость в изображении якобы патриархального быта, но театральная публика и московские актеры, невзирая на эти идеологизированные толкования, ценили в пьесах простоту и естественность. Островский создал школу реалистического драматического искусства.
В 1856 г. ряд литераторов начал изучение различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взялся за изучение Верхней Волги до Нижнего Новгорода (отчет напечатан в 1859). Эти впечатления дали материал для новых произведений. Кроме замоскворецкого купечества драматург вводит в пьесы крупных и мелких чиновников, помещиков: «Доходное место» (1856), трилогия «Праздничный сон – до обеда» (1857; другие части трилогии о Бальзаминове «Свои собаки грызутся – чужая не приставай» и «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова», 1861), «Воспитанница» (1859). В 1859 г. появились два тома пьес Островского, что послужило поводом для статьи «Темное царство» Н. А. Добролюбова, который воспользовался правдивым изображением русской жизни для политически радикальных выводов. В статье «Луч света в темном царстве» (1860) Добролюбов назвал пьесу «Гроза» (1859) «самым решительным произведением» Островского, но эта политическая радикализация самому драматургу была чужда. В «Грозе» очевиден протест против самодурства как порождения косности и необразованности (Дикой и Кабаниха), протест против таких последствий самодурства, как смирение слабых (Тихон и Борис) и обман сильных (Варвара, Кудряш). Но такая форма протеста, как грех и покаяние Катерины, показывает, что ее характер столь же своеволен, как и характер Кабановой.
С нач. 1860-х гг. Островский пишет драматические хроники «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1862), «Воевода, или Сон на Волге» (1865), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1867) – из истории Смутного времени. Завершают этот цикл пьесы 1873 г.: «Комик XVII столетия», посвященная 200-летию рус. театра, и исполненная народной поэзии драматическая сказка в стихах «Снегурочка», псевдоисторическая утопия русской жизни.
В бытовых комедиях и драмах из народного быта «На бойком месте» (1865), «Горячее сердце» (1869), «Не все коту Масленица» (1871), в пьесах из дворянского быта «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1870) Островский до гротеска усиливает формы условного изображения действительности и типов, характеры теряют многосложность, подменяются некими масками, как в народном театре. С этого времени театр занимает важное место в творчестве Островского не просто как тема, как близкая драматургу среда, но и как метафора жизни, в которой не живут, а играют. Пародия на идиллическое представление о «первобытной простоте» существования «счастливых людей» разрушает мнение об исконной доброте человека (монолог Милонова в пьесе «Лес», 1871).
В произведениях 1870–80-х гг. едва ли не центральной темой является участь русской женщины, обычно талантливой и несправедливо обойденной судьбой: «Богатые невесты» (1876), «Таланты и поклонники» (1882), «Без вины виноватые» (1884). Женщина в нравственном отношении оказывается выше окружающих ее мужчин, но в социальном отношении она бесправна. В «Бесприданнице» (1879) Лариса Огудалова оказывается предметом коммерческой игры купцов-воротил. В гротескно-уродливой дворянской жизни хищники прикидываются невинными, но каждый стремится ограбить ближнего («Волки и овцы», 1875). К этому периоду относятся пьесы «Поздняя любовь» (1874), «Последняя жертва» (1878), «Красавец-мужчина» (1883). Островский написал несколько пьес вместе с драматургами С. А. Гедеоновым, Н. Я. Соловьевым и П. М. Невежиным, перевел комедии У. Шекспира, К. Гольдони, М. Сервантеса и др. европейских драматургов.
49 оригинальных пьес Островского представляют галерею разнообразных русских типов. Новаторство драматурга заключается не столько в народности, сколько в утверждении на русской сцене той «натуральной школы», которая при начале его деятельности уже господствовала в литературе. В разработке жанра народной драмы за ним пошли А. Ф. Писемский, А. А. Потехин и др. Островский занимался усовершенствованием мастерства драматических актеров и улучшением материального положения драматургов. Он мечтал о преобразовании художественного вкуса артистов и публики, о создании театра-школы, полезного для эстетического воспитания общества и подготовки достойных деятелей сцены. Несмотря на многие трудности, он создал «Артистический кружок» (Москва, 1865), Общество русских драматических писателей и оперных композиторов (1874, бессменный председатель). Работая с 1881 г. при дирекции Императорских театров в комиссии по изменению законодательства по театральному делу, он добился улучшения положения артистов и совершенствования театрального образования. С 1885 г. Островский заведовал репертуарной частью московских театров и был начальником театрального училища. Но писатель умер, не завершив свои преобразования.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

А. Н. Островский и петербургский книгоиздатель Д. Е. Кожанчиков: история издания второго прижизненно

Федотов Андрей Сергеевич
В статье рассматривается история издания второго прижизненного собрания сочинений драматурга А.Н. Островского.
Читать PDF

Рецензия на книгу: Островский А. В. Российская деревня на историческом перепутье

Кузнецов Игорь Анатольевич
Рецензия на книгу: Островский А.В. Российская деревня на историческом перепутье. Конец XIX начало XX в.М.: Товарищество научных изданий КМК, 2016.-431 с. ISBN: 978-5-9908165-1-0
Читать PDF

Н. Островский в региональном историко-культурном контексте: от актуального образа автора-героя к мем

Скибинская О.Н.
В статье автор исследует репрезентацию биографической и художественной составляющей образа авторагероя А. Н. Островского и Павки Корчагина в региональном историко-культурном контексте. Идеологический миф (с середины 1930-х гг.
Читать PDF

Не совсем боевое сооружение Линии Сталина. Островский укреплённый район в 1938-1940 гг

Гринчук Пётр Михайлович
Статья посвящена истории создания сооружений Островского укрепрайона, подготовленного накануне Великой Отечественной войны, но так и не завершённого.
Читать PDF

Островский и Некрасов: художественная продуктивность органической народности

Журавлева А. И.
Читать PDF

2009. 02. 020. А. Н. Островский: материалы и исследования: сб. Науч. Тр. / отв. Ред. , сост. Овчинин

Михайлова О. В.
Читать PDF

НАЗАД К ОСТРОВСКОМУ НА СПЕКТАКЛЯХ Х ФЕСТИВАЛЯ "ОСТРОВСКИЙ В ДОМЕ ОСТРОВСКОГО"

Федорова Валентина Борисовна
Статья посвящена Х Всероссийскому фестивалю «Островский в Доме Островского», который проходил в январе 2013 г.на исторической сцене Малого театра. Фестиваль был учрежден в 1993 г.
Читать PDF

ОСТРОВСКИЙ СВОИМИ СЛОВАМИ, ШТРИХАМИ И КРАСКАМИ

Шалимова Нина Алексеевна
В статье анализируются спектакли, постановленные по пьесам Александра Островского: «Безприданница» Дмитрия Крымова, «Гроза» Евгения Гельфонда, «Не от мира сего» Екатерины Полоцевой.
Читать PDF

А. Н. Островский: разрушение мизансцены (к проблеме авторской ремарки в драматических произведениях)

Зорин Артем Николаевич
Ремарка драматургии Островского во многом отражает поиски автора в области новой драматургической формы.
Читать PDF

2004. 02. 016. А. Н. Островский, А. П. Чехов и литературный процесс хiх-хх вв. : сб. Ст. В память об

Михайлова О. В.
Читать PDF

2012. 01. 018. А. Н. Островский: материалы и исследования: сб. Науч. Тр. - Шуя: Изд-во гоу ВПО «ШПгу

Шкуратова А. А.
Читать PDF

Бригадный комиссар из мертвого переулка (Николай Островский – человек, который себя придумал)

Садулаев Герман Умаралиевич

Похожие термины:

  • Островский, А. А

    авт. брош. "Из будущего", Киев, 1910. {Венгеров}
  • Островский, А. Ф

    авт. кн. об автоматических шлюзах, Варшава, 1902. {Венгеров}
  • Островский, Адольф-Станислав

    р. 17 июня 1845, врач. {Венгеров}
  • Островский, Ал-др Никол

    знаменитый драматург, р. 31 мая 1828 в Москве, с. чиновника, † 2 июня 1886 в с. Щелыкове, Костром. губ. {Венгеров}
  • Островский, Ал-др Петров

    авт. медиц. сочин., р. 1865, д-р медиц., старш. врач военн. лазарета в Гельсингфорсе. {Венгеров}
  • ОСТРОВСКИЙ Александр Маркович

    25.9.1893, Киев - 20.11.1986, Лугано, Швейцария) - математик.О. родился в семье Марка О. и Веры Рашевской. Родители имели чулочно-трикотажную фабрику, но детей в семье было много, а потому жили довольно бедно. Ок
  • Островский, Д

    авт. ст. по вопросам образования, сотрудн. "Журн. Мин. народн. просв." 1871. {Венгеров}
  • Островский, Дм. Никол

    этнограф и статистик, 1870—1890-х гг., состав. путевод. по северу России (1898). {Венгеров}
  • Островский, Дм. Вас

    духовн. писат. и этнограф, священ., законоучитель Олонецкой гимназии 1900-х гг. {Венгеров}
  • ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич

    (1823-1886) – великий русский драматург, создатель русского национального театра, автор ряда классических произведений на темы купеческого быта: «Свои люди - сочтемся»(1847), «Гроза» (1860) и др.
  • ОСТРОВСКИЙ Константин Александрович

    Командир разведывательно-диверсионной группы разведотдела штаба Западного фронта. В период с сентября 1941 года по январь 1942 года группа находилась в тылу противника. В декабре 1942 года находился в
  • Островский, Василий Александрович

    (1866—1942) — певец (баритон). При содействии П. Чайковского был принят в Моск. конс., где обучался пению (кл. Э. Тальябуэ), к-рую окончил в 1892. Брал также уроки пения у Ф. П. Комиссаржевского и А. Успенского (
  • Островский, Николай Алексеевич

    Род. 1904, ум. 1936. Писатель. Автор романов "Как закалялась сталь" (1932—34), "Рожденные бурей" (1936, не окончен). Ослеп вследствие тяжелого ранения в годы Гражданской войны, писал прикованный к пос
  • Островский, Анатолий Михайлович

    Заведующий кафедрой Сибирского государственного университета путей сообщения. Родился 25 мая 1937 г. в г. Белебей Башкирской АССР, из служащих. Окончил Новосибирский институт инженеров железнодорож
  • Островский, Е

    авт. медиц. сочин., 1900. {Венгеров}
  • Островский, Петр Евг

    историк, служ. в земск. отделе Минист. внутр. дел, 1912. {Венгеров}
  • Островский, граф Антон Фомич

    — сенатор Царства Польского; писатель. Родился в Варшаве в 1782 году и происходил из старинной дворянской фамилии; отец его, граф Фома Петрович Островский (род. в 1735 г., ум. в 1817), был президентом сената
  • Островский, граф Антоний

    — польский политический деятель и писатель (1782—1845). Особенно О. выдвинулся во время восстания 1830—31 гг., когда состоял начальником национальной гвардии в Варшаве. Он был одним из очень немногих дея
  • Островский, Антоний-Казимир

    (15-й по счету гр. Д. А. Толст.), бывший католич. епископ инфляндской еп. (титулов.?) после 1752 г. {Половцов}
  • Островский, Аркадий Ильич

    Род. 1914, ум. 1967. Композитор, автор песен. Среди произведений — "Комсомольцы — беспокойные сердца" (1948), "Пусть всегда будет солнце" (1962), "Голос Земли", "Спят усталые игрушки" и др. З