Овидий

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОВИДИЙ
Публий Овидий Назон (20.03.43 до н.э. — 18 н.э.) — рим. поэт эпохи принципата Августа. В творчестве О. можно наметить три этапа: любовная поэзия (примерно до нач. н.э.; сб. «Любовные элегии», сб. «Герои-ды», или «Послания», поэма «Наука любви»); поэзия на учено-миф. темы (2 — 8 н.э.; поэма «Метаморфозы», содержащая ок. 250 миф. сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и т.д., и поэма «Фасты», посвящ. сказаниям, связанным с рим. календарем) и стихи времени изгнания (после 8 н.э.; «Тристии», или «Скорбные стихотворения», «Понтийские послания»). О. — блестящий мастер стиха и занимат. рассказчик; его поэзия лишена больших идейных проблем, однако за насмешливым тоном О. по отношению к богам, героям и современникам скрывалась оппозиция идеологич. политике. В кон. 8 н.э. О. был сослан на берег Черного м. в г. Томы (совр. Констанца), где и умер.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ОВИДИЙ
Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (20.III.43 до н. э. - 18 н. э.), - рим. поэт эпохи принципата Августа. В творчестве О. можно наметить три этапа: любовная поэзия (примерно до нач. н. э.; сб. "Любовные элегии" ("Amores"), сб. "Героиды", или "Послания" ("Heroides"), поэма "Наука любви" ("Ars Amatoria") и др.); поэзия на учено-мифологич. темы (2-8 н. э.; поэма "Метаморфозы" ("Metamorphoses"), содержащая ок. 250 мифологич. сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и т. д., и поэма "Фасты" ("Fasti"), посвящ. сказаниям, связанным с рим. календарем) и стихи времени изгнания (после 8 н. э.: "Тристии", или "Скорбные стихотворения" ("Tristia"), "Понтийские послания" ("Epistulae ex Ponto") и др.) (Все назв. выше работы О. впервые опубликованы в собр. сочинений О. - Opera omnia, Bononiae, 1471).

О. - блестящий мастер стиха и занимат. рассказчик; его поэзия лишена больших идейных проблем, однако за насмешливым тоном О. по отношению к богам, героям и современности скрывалась оппозиция идеологич. политике имп. Августа. Быть может, именно по этой причине в кон. 8 н. э. О. был сослан на берег Черного м. в г. Томы (совр. Констанца), где и умер.

Соч. в рус. пер.: Соч. все, какие до нас дошли, пер. А. Клеванова, т. 1-3, M., 1874; Избр. произв., М., 1946; Метаморфозы, (М. - Л.), 1937; Любовные элегии, (М.), 1963.

Лит.: Тронский И. М., История антич. литературы, Л., 1957; Дримба О., Овидий поэт Рима и Том, (пер. с рум.), Бухарест, 1963; Wilkinson L. P., Ovid recalled, Camb., 1955; Fraensel H., Ovid. A poet between two worlds, 2 print., Berk. - Los Ang., 1956; Paratore E., Bibliografia Ovidiana, Sulmona, (1958).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ОВИДИЙ
Назон Публий (43 г. до н.э. — ок. 18 г. н.э.) — римский поэт эпохи Августа Октавиана, которого Данте поставил рядом с Гомером, Горацием, Лу-каном по степени влияния, оказанного им на развитие литературы. Обратившись к миру частной жизни, Ови-дий внес в любовные элегии («Amores») тонкие психологические наблюдения, неведомые его современникам ироническую тональность и чувство юмора. Новое от-ношение к мифу, низведенному до уровня быта, и быта, поднятого на небывалую высоту, отличает его «Героиды» («Героини»), в которых поэт-мужчина впервые пишет от имени женщины. В «Искусстве любви» — пародии на дидактическую поэму, он копирует план учебника риторики: как найти, как завоевать и как удержать женщину. Теме превращений, неотделимых от вселенской любви— первоосновы жизни, была посвящена поэма Овидия «Метаморфозы», пронизанная поэтическим ощущением природы, в которой все ко-гдато было человеком, все «изменяется всегда, посто-янно». Духу времени и политики Августа, пытавшегося восстановить древние обряды, отвечала поэма «Фасты» («Календарь»), в которой излагаются все памятные дни и праздники римского календаря с объяснением их названий и происхождения. Глубоким личным чув-ством были проникнуты «Скорбные элегии» и «Послания с Понта», написанные на чужбине. Тоска по родине, одиночество, безысходность, отчаяние пронизывают рассказ поэта о себе, о своем отце и братьях, о ссылке, «об измене друзей, о слугах зловредных» и о поэтическом вдохновении — Музе. Овидий наряду с Вергилием — один из римских поэтов, оказавших большое влияние на дальнейшее развитие поэзии. В Римской империи Овидия много читали и многие ему подражали. В средние века он считался вторым поэтом после Вергилия

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ОВИДИЙ
ovidius), полное имя Публий Овидий Назон (43 до н. э., Сульмон – 17 н. э., Томы, современная Констанца, Румыния), римский поэт. Принадлежал к старинному всадническому роду. Обучался риторике в Риме, затем в Афинах, где почувствовал тягу к сочинению стихов. После путешествия в Малую Азию и на Сицилию окончательно решил заниматься литературным творчеством и вскоре снискал как внимание знатоков поэзии, так и дружбу известных поэтов – Горация и Проперция.
В течение первого периода творчества, длившегося до начала новой эры, поэтом были написаны «Любовные элегии» – цикл из 49 стихотворений, заключающий вымышленную историю его любви к некоей Коринне; стихотворный цикл «Героиды» – любовные послания мифологических персонажей; стихотворный трактат о косметике «Средства для лица» (сохранился лишь отрывок), трагедия «Медея» (была крайне популярной, но не сохранилась) и две дидактические поэмы – «Лекарства от любви» и явившаяся вершиной этого периода «Наука любви», обучающая мужчин и женщин, как вызывать любовь и удерживать ее.
На первые годы новой эры пришелся второй период творчества поэта. Овидий создает две большие поэмы – мифологическую «Метаморфозы» (15 книг) и ученую «Фасты» (написана только половина – 6 книг). Первую поэму история сделала главным сочинением Овидия: именно из нее черпали знания по античной мифологии в Средние века и в эпоху Возрождения, именно ее влияние в дальнейшем испытали лучшие европейские писатели (от Дж. Чосера до А. С. Пушкина, в период южной ссылки проецировавшего на себя судьбу римского стихотворца). Книги поэмы содержали сведения о происходивших со времен сотворения мира и до Юлия Цезаря фантастических превращениях: мужчин – в женщин, людей – в предметы и т. д. Другая поэма, «Фасты», должна была сообщать читателям все важнейшие сведения о Риме – о богах, героях, календарных праздниках и пр. В 8 г. н. э. жизнь поэта внезапно переменилась: он был отправлен до конца жизни в ссылку императором Августом, приказавшим изъять книги поэта из публичных библиотек. Точные причины ссылки не известны, но предполагают, что формальным поводом послужило обвинение Овидия в развращенности, выраженной в «Искусстве любви». В ссылке поэт пишет два последних элегических цикла – «Скорбные элегии» в 5 книгах (оригинальное латинское название, «Tristia», позаимствует для своей книги стихов О. Э. Мандельштам) и «Письма с Понта» в 4 книгах. Эти элегии и послания наполнены сетованиями на жалкую долю, обращенными к родственникам, к друзьям и к самому императору. Достичь цели – вернуть поэту милость императора – стихи не смогли, и Овидий умер в ссылке.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Овидий
Назон Публий (лат. Ovidius Naso, P.) (род. 20. 03. 43 до н. э. в Сульмоне (Ср. Италия), ум. ок. 18 н. э. в ссылке, в г. Томы (ныне Констанца) на Черном м.), рим. поэт. Происходил из сословия всадников. После непродолжительной карьеры целиком посвятил себя поэзии. Уже первое его произведение, 3 книги «Amores» («Любовные элегии»), сделало его знаменитым. «Героиды» («Героини») представляют собой написанные элегич. дистихом любовные письма от лица мифологич. героинь. В «Ars amatoria», или «Ars amandi» («Наука любви»), О. наставляет юношей, как найти и удержать возлюбленную; третья книга содержит наставления для девушек. «Remedia amoris» («Средства от любви») учи г, как освободиться от тягостной любви. Главные труды О. — «Метаморфозы» («Превращения») и «Фасты» («Календарь»). В 15 книгах «Метаморфоз» О. последовательно излагает около 250 мифов о превращениях греч. богов и героев, начиная с возникновения мира из Хаоса и кончая апофеозом Цезаря Версии мифов, содержащиеся в гекзаметрич. эпосе О., оказали сильное влияние на литературу и искусство. «Фасты» описывают элегич. размером праздники и обряды римлян; О. поддерживает, т. о., полишку Августа в области религии. Предполагалось посвятить по книге каждому месяцу, но «Фасты» дописаны лишь до шестой книги (т. е. до июня). В ссылке (с 8 н. э.) О. написал 5 книг «Скорбных элегий» («Tristia») до 12 н. э., в 13–16 н. э. — 4 книги «Посланий с Понта» (т. е. с Черного м.). В обоих сборниках элегий О., изнеж. столичный житель, оплакивает свою суровую судьбу на чужбине, в пограничной пров., открытой нападениям варваров, умоляет о милосердии и смягчении его участи, оправдывает свою поэзию и описывает прежнее счастье. В состоящей из проклятий поэме «Ибис» О. нападает на некоего неназванного рим. врага. Остались неоконч. «Галиевтика», дидактич. поэма о рыбе и рыбной ловле, и «De medicamine faciei» («Об уходе за лицом»). Другие сочинения, например прославл. в античности трагедия «Медея», не дошли до нас. Присущие О. способность к тонким психологич. наблюдениям, блестящий талант рассказчика, изящество, риторич. искусство в изображении, соверш. владение формой часто вступают в противоречие с незначительностью содержания. Его легкомысл. воззрения на любовь противоречили стремлению императора Августа бороться с упадком нравов, поэтому, вероятно, любовные стихи О. послужили причиной его ссылки. О. наряду с Вергилием — один из рим. поэтов, оказавших большое влияние на дальнейшее развитие поэзии. При жизни он был почитаемым поэтом, и славу его не уменьшило даже изъятие его книг из публичных библиотек после его ссылки. В Римской империи О. мн. читали и мн. ему подражали. В средние века он считался вторым поэтом после Вергилия. Плануд перевел на греч. яз. среди прочего «Метаморфозы». Данте поставил О. рядом с Гомером, Горацием, Луканом.

Источник: Словарь античности. 1989

Овидий
43 до н. э. — 18 н. э.) Овидий творил в эпоху правления Августа. Это был золотой век римской литературы. Римская империя расширила свои границы до Кавказа на севере и до Марокко в Африке. Август проводил политику замирения врагов — парфянам вернули знамена и пленников. Для замирения сословий в Риме и даже в самых далеких провинциях устраивались для народа зрелища и гладиаторские бои. Для удовольствия публики проводили и морские бои — в одном из таких боев было задействовано 30 кораблей и около 30 тысяч воинов. При Августе Рим стал настоящей столицей мира. Начали возводить великолепные храмы и библиотеки. В такой благодатный период римской истории жил и творил Овидий. Родился он в городке Сульмоне, что в 90 милях от Рима. Сегодня в этом городке главная улица называется Корсо Овидио, там есть гимназия его имени и памятник. На цоколе памятники две надписи: «Сульмона — моя родина» и «Меня назовут славой племени пелигнов». Овидий происходил из этого племени. Прошло две тысячи лет, но останки «виллы» поэта и могилы его предков сохранились. Овидий получил образование в Риме, сначала в риторической школе, потом в декламационной, где обучался грамматике и греческому языку. В 18 лет он впервые выступил перед читателями со своими творениями. В 25 лет он становится любимейшим поэтом римлян. Часто твердил мне отец: за пустое ты дело берешься: Даже Гомер по себе много ль оставил богатств? Тронутый речью отца и забросивши муз, с Геликона Стал было я сочинять, вовсе чуждаясь стиха, Сами, однако, собой слова в мерные строились стопы, То, что я прозой писал, в стих выливалось само. В своей первой книге «Героини» Овидий описал чувства покинутых влюбленных женщин — Федры, Пенелопы, Медеи, Сапфо и других. Книга состоит из писем, которые эти женщины пишут своим любимым. Такой исповедальный жанр позволил поэту сказать многое о женской душе. Книга Овидия «Искусство любви» содержит советы поэта мужчинам и женщинам. «Любовь подобна сражению. На поле сражения нечего делать трусам, ибо здесь нередко приходится выносить много неприятного и тяжелого». Женщине автор советует сохранять красоту, быть элегантной, не краситься в присутствии возлюбленного, не смеяться громко, скрывать недостатки своей фигуры… Он презирал кокетливых мужчин, требовал простоты в одежде, считал умение себя держать главным достоинством мужчины. Пушкин назвал Овидия «певцом любви и страсти нежной». Именно любовные темы и привели в дальнейшем Овидия к печальным событиям в его личной судьбе. Формально поэт служил одной возлюбленной — Корине, но в реальной жизни он три раза женился, входил в кружок Мессаля Корвина, который проповедовал легкое отношение к браку, к семье. Книги Овидия «Искусство любви» и «средство от любви» «работали» не на укрепление семьи, за что боролся Август, а на «падение нравов». Овидий довольно много писал о любовной игре, о любовной связи вне брака. Август же даже родную дочь изгнал из Рима за безнравственность и разнузданность. До сих пор не выяснено точно, почему Август выслал поэта на север Римской империи, но принято считать, что за «моральное разложение» граждан. Но еще существует гипотеза, что Овидия отправили в ссылку за то, что он принимал участие в заговоре. Так это или нет, мы вряд ли теперь узнаем. Овидий льстиво просил Августа вернуть его из ссылки, но просьбы остались без ответа. Он так и умер в ссылке в Томах (нынешняя Констанца). Человечеству он оставил «Скорбные песни» — элегии о своей тоске по родине. Главный поэтический труд Овидия — «Метаморфозы». Это собрание греческих мифов, которые поэт изложил легко, поэтично, свободно и ярко. Начинается поэма такими словами: «Душу мою влечет желание воспеть, как тела меняют свои формы. О боги — ведь именно вы изменяете людей — помогите моим начинаниям (дуньте в мои паруса) и доведите эту поэму в непрерывном движении от начала мира до моего времени». Легенды о смене обличий встречаются у всех народов мира. Овидий создал из множества мифов «историю человечества» от образования гармонического космоса из хаоса до века Августа, когда гражданские войны сменились миром. Люди меняют свой облик под влиянием страстей, по воле богов, из-за роковых ошибок. Превращение — это промежуточное состояние между жизнью и смертью, переводящее человека на низшие ступени существования. Сохранение своего «я» в веках — удел избранных: Геракла, Ромула — основателя Рима, Юлия Цезаря, Августа. А также философов, поэтов и великих возлюбленных. Овидий заканчивает «Метаморфозы» словами — «я буду жить». Он считал, что воплотил свою жизнь в бессмертное слово. В поэме двести пятьдесят мифов о превращениях: после потопа рождение людей из камней; нимфа Дафна бежит от Аполлона и превращается в лавровое дерево; красавица Левкотоя из-за любви Солнца превращается в левкой, а ее соперница в гелиотроп; царь Мидас все превращает в золото; охотник Актеон случайно видит купание богини-охотницы Дианы с ее нимфами и превращается в оленя, которого терзают псы; Цезарь превращается в комету и любуется с небес на Августа; ткачиха Арахна за свое искусство превращена Афиной Палладой в паука; Юпитер превращает свою прелестную возлюбленную Ио, из страха перед своей ревнивой супругой, в «белоснежную телку»… Остановимся поподробнее на поэтической новелле о Фаэтоне. Фаэтон — сын бога, сын Солнца, но сам он простой смертный. Однажды в ссоре его сверстник Эпаф бросил ему оскорбительную фразу, что мать Фаэтона лжет, что не Фэб, бог света, его отец. Юноша приходит к матери и просит еще раз сказать ему правду об отце. Мать отвечает: «Фэбом рожден ты! Не веришь. Иди к нему, он должен принять тебя». Тотчас веселый вскочил, услыхав материнское слово, И уж готов Фаэтон охватить все небо мечтою. И Фаэтон отправляется на Восток, туда, где восходит солнце. Через земли эфиопов, земли Индии… он приходит к дому отца. Перед ним дворец. Фаэтон входит в зал, где на сверкающем троне восседает бог Солнца. Трон бога окружают живые фигуры, отмеряющие время, — Часы, Дни, Месяцы, Годы, Века. Фаэтон ослеплен блеском золота, сверканием лучей. Фэб «все зрящими в мире очами» сразу увидел, кто к нему пришел. Чадо мое, Фаэтон? Тебе ли отвергну? Фэб обрадован, обнимает сына и подтверждает, что он действительно его отец и готов исполнить любое его желание. Юноша ловит его на слове и просит невозможного — хоть раз промчаться по небу на колеснице бога Солнца. Фэб знает, что для сына это гибель, но клятва дана. Уговорить сына отказаться от желания не удается. Фэб говорит, что это очень трудная работа, это не прогулка по небу от восхода до заката. Овидий показывает нам трагедию отца, который предвидит смерть Фаэтона. Мы забываем о сказке, переживаем за героев как за реальных людей. И вот мчится солнечная колесница, «воздух ногами взрывая». Но что происходит? Кони чувствуют, что не та рука ими правит — сошли кони с накатанного пути. Вдруг север ощутил «жары небывалую ярость». Запылали на земле деревья, пожары охватили города и села. Фаэтон испуган, не знает, что делать, в отчаянии роняет вожжи. Верховный бог Юпитер не мог допустить, чтобы погибла земля, — и он стрелой сразил юношу. Фаэтон пал с неба в Эридан, воды которого омыли «дымящийся лик». В мире снова наступил порядок. Согласитесь, захватывающий сюжет, и какой урок горячей молодости. И глубокая мысль, что мир наш довольно хрупок, что гармония разрушается очень просто. Греческое слово «космос» означает «порядок». Девы-наяды похоронили Фаэтона на берегу Эридана и написали на могильной плите: Здесь погребен Фаэтон, колесницы отцовской возница, Пусть ее не сдержал он, но, дерзнув на великое, пал он. Овидий был сослан в славянские края. Поэтому здесь его всегда чтили особенно. Пушкин в «Цыганах» рассказал легенду об Овидии. На берегу Днестровского лимана стоит городок Овидиополь (город Овидия) — его назвали так по решению полководца Суворова, который считал, что именно здесь находился древний городок Томы, место изгнания поэта. Геннадий Иванов СРЕДНИЕ ВЕКА. ВОЗРОЖДЕНИЕ. XVII ВЕК

Источник: 100 великих писателей. 2004

ОВИДИЙ
   • Ovidius, Publius Ov. Naso.
         По собственным его словам (Ov. trist. 4. 10, 13), он родился 20 марта, на второй день праздника Quinquatrus, посвященного Минерве, в Sulmo (н. Сольмона), в 43 г. до Р. X. Отец его был очень зажиточный человек (eques illustris. Ov. trist. 4, 10, 29. 35. ср. также Комментарии к Tac. ann. 5, 59) и желал посредством тщательного воспитания своих сыновей (этого и старшего одним годом) сделать для них возможным доступ к почетным должностям в государстве. Для первоначального обучения их были достаточны школы в Сульмоне, но скоро он переселился ради детей в Рим и поручил их известнейшим учителям. Старший сын посвятил себя красноречию, но умер на 20-м году жизни. Хотя живое воображение Публия под влиянием чтений поэтов влекло его к поэзии, но по воле отца он сначала посещал школы знаменитых риторов Порция Латрона и Ареллия Фуска (Ov. trist. 4, 10, 17. Sen. controv. 2, 10, 8 слл.). Отец принуждал его заниматься риторическими упражнениями, из которых ему больше нравились suasoriae, чем controversiae. Ритор Сенека, который слышал его декламации, порицает их за отсутствие строгого расположения. По смерти брата ему пришлось вступить на служебное поприще и пролагать себе путь от низших должностей до почетных. Он сделался одним из triumviri capitales, в ведении которых состояли тюрьмы и которые чeрез своих служителей приводили в исполнение наказания над обыкновенными преступниками. Год спустя он был, кажется, в числе decemviri stlitibus iudicandis, потом членом суда центумвиров и самостоятельным судьей. Около этого времени отец подыскал ему жену, к которой он питал полнейшее нерасположение. Подавляемая долго любовь к поэзии пробудилась в нем с новою силою, а влияние друзей-поэтов побудило его совсем оставить служебное поприще и посвятить себя исключительно поэзии. Под влиянием общества поэтов Эмилия Макра, Проперция, Понтика, Басса и др., он начал свои первые поэтические опыты в эротическом духе. Предпринятое им затем путешествие в Афины и по Малой Азии и жизнь в течение зимы в Сицилии утвердили его в этом направлении. Сделав несколько опытов в эпической поэзии, он на 27-м году жизни перешел к трагедии и вместе с тем начал сочинять письма и элегии. Его драматические произведения, из которых у древних пользовались единогласной похвалой Медея (Tac. dial. 12. Quint. 10, 1, 98), для нас потеряны; из Epistulae сохранилось 8, а элегии собраны в книгах Amores. Окончив эти произведения, он вознамерился написать искусство любви (Ars Amatoria) и, преодолев большие трудности в обработке этого материала, окончил это произведение во 2 или 1 г. до Р. X. Вслед затем он издал в 1 г. до Р. X. книгу совершенно противоположного свойства, именно — средство от любви (Remedia amoris). В это время он разошелся со своей первой женой, а затем и со второй, от которой у него была дочь Перилла, также занимавшаяся поэзией (Ov. trist. 3, 7, 11 слл.), и женился на молодой и прекрасной вдове Фабии, происходившей из знатного рода, с которым был в дружеских отношениях дом Августа. Благодаря этому браку он закрепил прежние связи и завязал новые. Этот брак имел также большое влияние на поэтическое вдохновение поэта. Спокойствие и рассудительность заняли место прежней необузданности, а прежняя ветреность, которая делала его произведения даже предосудительными с нравственной точки зрения, сменилась важностью и достоинством. Его занимали теперь два обширных произведения Fasti и Metamorphoses, на которые он употребил уже много труда, как вдруг среди спокойствия и безопасности его неожиданно поразил жестокий удар судьбы, именно ссылка (см. Relegatio) в 9 г. от Р. X. в Томы на берегу Черного моря (н. Кустендже). Трудно решить, какой проступок поэта дал повод Августу подвергнуть его такому жестокому наказанию, сам же он говорит об этом с понятною сдержанностью (Ov. trist. 2, 207). Произведение О. об искусстве любви, которое было окончено за десять лет до этого времени, может иметь самое отдаленное отношение к этому изгнанию. Нельзя также с точностью определить, какую роль в этом обстоятельстве играли распущенность младшей Юлии и отношения Агриппы Постума, который в это время тоже был наказан дедом своим Августом. Другие предположения о посещении О. Агриппы Постума на острове Планазии и об его отношениях к жене императора также недостаточно прочны. Несомненно, что в этом обстоятельстве играли роль глаза (cur aliquid vidi, сur noxia lumina feci? Ov. trist. 2, 103. 3, 5, 49); сам О. (Ov. trist. 2, 122, 133) не отрицает своей вины (duo crimina, carmen et error). Это удаление из отечества, разлука с семьей и друзьями, запутанность хозяйственных дел, а затем трудный морской переезд и жизнь в маленьком городке почти между варварами — все это должно было сильно подействовать на впечатлительного О. и надломить его силы. Во время путешествия он окончил первую из 5 книг Tristia, a остальные 4 книги — в следующие 3 года. За сим непосредственно следовали Epistulae ex Ponto; с этим же временем совпадают мелкие сочинения, как Ibis, Halieutica и новая обработка Fasti. Все мольбы о прощении оставались без последствий, и в тоске по вечному городу он умер в Томах в 17 г. от Р. X. и был там же погребен. Ни у одного римского поэта влечение к поэзии не было такою выдающеюся чертой характера, как у О. Его природные дарования развились при самых благоприятных условиях. Основанные на изучении греческих образцов художественные формы поэзии были уже в совершенстве выработаны, деятельность старших современников О., придворных поэтов Августа, уже доставила уважение этой новой литературной школе, самым юным членом которой был О. С ними изучал он александрийских поэтов, отсюда черпая свою ученость. Благодаря риторическим упражнениям он твердо усвоил приемы диалектики и усовершенствовал свое умение владеть словом. Влияние общества, в котором вращался этот утонченно-светский человек, направили его талант в сторону грациозной, беззаботно настроенной великосветской поэзии, которая так пригодна была для забавы образованных людей того времени и которую никто не разрабатывал с б?льшим мастерством, чем О. Богатая фантазия, ясное и точное созерцание всей обстановки предмета, неистощимая игривость, по крайней мере до тех пор, пока не омрачилась невзгодами жизнь поэта, находчивость шутки и остроумие тона соединяются в произведениях О. с редким совершенством формы, в которой язык столько же поражает обилием своих средств, сколько стихосложение своей легкостью и искусной обработкой. Если обширной поэтической производительности О. недостает строгой критики, если у него мы не находим величия, свойственного поэтам республиканского времени, то первое обстоятельство легко можно объяснить направлением Овидиева таланта, а второе — переворотом, которому подверглось римское государственное устройство. Сохранились следующие произведения О.:
       1. Epistulae или Heroides, собрание вымышленных любовных писем, которые будто бы героини пишут к любовникам, с которыми находятся в разлуке. О. первый ввел эту поэтическую форму под влиянием тех характеристик, которые составляли главную часть риторических упражнений. Сам он упоминает (Ov. am. 2, 18, 21) о девяти «Героидах»: 1. 2. 5. 11. 12. 4. 10. 7. 15. 6, но из них одна (15) едва ли подлинна. Тут нет недостатка в отдельных прекрасных местах, но как целое «Героиды» занимают невидное место между произведениями О. и в поэзии вообще. Теперешний сборник заключает 21 пьесу. В новейшее время К. Лахманн (Берлинская программа, 1848) «Героиды» 8. 9. 14. 15. 16. 17. 19 по метрическим и просодическим основаниям объявил не подлинными, а другие, как-то: 3. 12. 13. 18. 20, сомнительными. Против него возражал Luc. M?ller, и потому Lehrs предпочел прибегнуть к излюбленному теперь приему — к предположению интерполяций. Кое-что, кажущееся сомнительным, можно счесть естественным для ученика риторов, которых suasoriae служили ему образцами.
       2. Amorum libri III. В отдельных элегиях этого сборника, первоначально состоявшего из 5 книг, а потом сведенного на теперешние три, поэт со всей роскошью своей фантазии изображает разнообразные счастливые и несчастливые приключения влюбленного. Кто такая Коринна, составляющая средоточие этих приключений, нам неизвестно. Едва ли все, что тут изображается, пережито самим поэтом, наверное, этот виртуоз поэзии немало пьес построил на чистом вымысле. Amores — «это остроумная, резвая шалость, богатая изворотами и выдумками, щеголеватая и стройная в языке и в стихосложении».
       3. Medicamina faciei или formae, руководство к употреблению средств, возвышающих и сохраняющих красоту, посвящение в сокровеннейшие тайны туалета. Дошедший до нас текст этого стихотворения очень испорчен, изобилует пропусками и неполон. Подлинность подозревает теперь A. Riese.
       4. Ars amandi или ars amatoria в 3 книгах — главное произведение нашего поэта. Здесь он дает наставления о том, как должны быть завязываемы и поддерживаемы любовные отношения между легкомысленными девушками, принадлежавшими к сословию вольноотпущенниц, и легкомысленными юношами и мужами. 3-я книга в особенности поучает девушек, как они должны вести себя при подобных отношениях, которые в Риме были совершенно обычными и не запрещались законами. Для этого вида поэзии автор выработал себе совершенно особый художественный стиль и тем придал своему произведению несомненную оригинальность. Зато уже при появлении оно было встречено похвалами современников и даже в средние века пользовалось большой распространенностью.
       5. Remediorum amoris liber unus. Тенденция произведения состоит не в том, чтобы бороться против любви вообще, а в том, чтобы помочь тем, которые несут иго недостойной любви. В технике О. и здесь обнаруживает то же мастерство, как в «Любовном искусстве», только композиция целого менее удалась: заслуживают порицания растянутость, а местами скудость изложения.
       6. Metamorphoseon libri XV. С этого произведения начинается у О. употребление эпической стихотворной формы; здесь он сопоставил в хронологическом порядке часть мифов, в которых встречаются превращения, начиная с образования мира и кончая превращением Юлия Цезаря в звезду. Эти многочисленные мифы, возникшие на почве тех тесных отношений, в которых люди некогда стояли к природе, среди народа, которого живая фантазия превращала животных в людей, явления природы в живые существа, составляли главную часть греческой мифологии и были обрабатываемы особенно поэтами александрийского времени, напр., Никандром, Парфением и др. Но О. черпал не только из произведений последних, а из всей греческой литературы, особенно из трагиков, хотя в частных случаях мы и не всегда в состоянии точно указать источник. Разнообразие и живость рассказа, искусство в соединении отдельных сказаний, оригинальное устройство стиха придают «Метаморфозам» своеобразную прелесть и сделали их одним из любимых собраний сказок. Это — первый роман у римлян, со времени своего появления имевший множество читателей и позднее считавшийся источником для знакомства с мифологией. Что О. перед отправлением в ссылку в Томы сжег рукопись этого еще не вполне отделанного произведения, а позднее восстановил его там по спискам, об этом рассказывает он сам (Ov. trist. 1, 7, 13 слл.). Менее благоприятно судили о поэме древние, напр., Квинтилиан (4, 1, 77. 10, 1, 88), который называет поэта lascivus, склонным к излишествам и неуместной игривости, извиняя, впрочем, этот недостаток.
       7. Tristium libri V — жалобные письма о своем несчастии. В первой книге дается блестящее изображение опасностей путешествия; вторая — послание к Августу — старается доказать невинность поэта и содержит просьбу о назначении другого местопребывания; три остальные заключают в себе жалобы на печаль жизни в Томах, увещевания к друзьям помочь поэту и упреки в неверности. 7 писем к жене поэта (1, 6, 3, 3. 5, 2. 5. 11. 14) особенно хороши. Содержание, совершенно сходное с содержанием этих писем, имеют
       8. Epistularum ex Ponto libri IV. Разница только в том, что в последних во главе каждого письма стоит имя того друга, которому письмо посылается, чем обусловливается более строгая выдержанность тона и приемов эпистолярной формы. На это произведение, вызванное потребностью к поэтическому творчеству, неблагоприятно подействовали печальное настроение и обстановка автора. Что форма и выражение представляют здесь шаг назад, не отрицает и сам поэт; однообразие сюжетов должно было утомить талант.
       9. Ibis — памфлет против одного римлянина, который публично в Риме позорил изгнанника О. своими речами, мучил его жену своими предложениями и старался присвоить себе остатки его имущества. Каллимахов ?I???, в котором тот преследовал под этим именем Аполлония Родосского, послужил образцом для О., когда он в преклонном возрасте писал эту элегию. В ней много учености и страстного ожесточения против неизвестного для нас лица, в котором до сих пор тщетно пытались угадать кого-либо из известных поэтов.
       10. Fastorum libri VI. Поэт намеревался, конечно (Ov. trist. 2, 549), изложить этот календарь праздников в двенадцати книгах, соответственно числу месяцев, но работа, прерванная ссылкою поэта, не могла быть закончена в томах по недостатку необходимых пособий. Таким образом, по смерти поэта изданы были только 6 книг в том виде, в каком мы их имеем. Тут указываются важнейшие небесные явления, перечисляются праздники и объясняется их происхождение при помощи богатой сокровищницы мифов римского народа. Элегическая форма не совсем ладится с повествовательным содержанием (Ov. fast. 2, 3, 125);
       11. Halieutiса, стихотворение о рыбах Черного моря; сохранился только незначительный отрывок.
         У самого О. находятся указания на другие стихотворения, им написанные; таковы стихотворения: по поводу свадьбы Фабия Максима (ex Pont. 1, 2, 133), на смерть Мессалы Корвина (ibid. 1, 7, 27), на триумф Тиберия (ibid. 2, 8, 27. 3, 4, 81), на смерть Августа (ibid. 4, 6, 17). Более не сохранилось от них никаких следов, поэтому, вероятно, они уже рано были утрачены.
         Изд. Morkel (1853, 2-е изд., 1876) и Riese (1871 слл.). «Героиды» изд. van Lennep (2-е изд., 1812), Terpstra (1829) и L?rs (1829); Amatoria (amores, ars amandi, med. fac. и remеdia am.): Wernsdorf (1788), Yahn (1828) и Luc. M?ller (1861); «Метаморфозы»: Gierig (вновь изд. Jahn, 1821 слл.), Bach (1831 слл.), Baumgarten-Crusius (1834), L?rs (1843), M. Haupt (I. Bd. 6 Aufl., 1878; 2 Bd. von Korn, 2. Aufl. 1881), избр. места: Siebelis (8 Aufl. 1873 слл.), Eichert (1850). [Я. Смирнов и В. Павлов. Избранные басни из метаморфоз О. Со словарем и примеч. М., 1869] и др.: Tristia: Platz (1825), Klein (1826), L?rs (1839) и Merkel (1837, главное критич. изд.); Epistulae ex Ponto: Korn (1868); «Фасты»: Gierig (1812 сл.), Merkel (1841, главное критическое изд.) и Peter (1873). [ср. Бессонов. Фасты О. Пропилеи, кн. 4, стр. 81 слл.]; Halieutica: Haupt (вместе с Грацием, Немесианом и др., 1838).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Морализованный Овидий» в контексте переводов XIV В. : анализ пролога

Журбина Анна Викторовна
Анализируются основные характеристики позднесредневековых прологов к переводным произведениям на примере пролога к старофранцузской анонимной поэме XIV в. «Морализованный Овидий».
Читать PDF
0.00 байт

2009. 02. 006. Ичин К. Поэтика изгнания: Овидий и русская поэзия. - Белград: Белград. Ун-т, 2007. -

Миллионщикова Т. М.
Читать PDF
0.00 байт

А. С. Пушкин и Овидий: тема изгнанничества

Бент А.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Овидий и Антипатр Фессалоникийский

Шумилин Михаил Владимирович
Эпиграмма APl 131 атрибутируется в рукописи Антипатру, но непонятно какому Сидонскому или Фессалоникийскому; в современной науке нет консенсуса по поводу ее авторства.
Читать PDF
0.00 байт

"Морализованный Овидий" Берсюира: целевая аудитория, экзегетический и идеологический контекст

Евдокимова Людмила Всеволодовна
«Ovidius moralizatus», над первой редакцией которого Берсюир работал с начала 1320-х гг., закончив ее до 1342 г.
Читать PDF
0.00 байт

Нескончаемые метаморфозы: интерпретация сюжетов Публия Овидия назона в мебельном искусстве

Булгакова Алина
Статья посвящена анализу четырнадцати живописных панно на сюжеты из «Метаморфоз» древнеримского поэта Овидия (43 г. до н. э. – 17/18 г. н. э.), украшающих бюро немецкой работы XIX столетия.
Читать PDF
0.00 байт

Традиция «Героид» Овидия и ее роль в формировании испанской сентиментальной повести XV В.

Пастушкова Наталья Александровна
Предметом рассмотрения в данной статье стал перевод-переложение «Героид» Овидия в произведении Хуана Родригеса дель Падрона «Бурсарио» (1434).
Читать PDF
0.00 байт

«Овидиев текст» в поэтике М. Цветаевой (Эвридика)

Гончарова Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Традиция Овидия в «Элегиях» Джона Донна

Скиба Инна Васильевна
В данной статье анализируются особенности традиции Овидия в «Элегиях» Джона Донна. Отталкиваясь от овидианских ситуаций, образов и мотивов, Донн создает оригинальные художественные решения.
Читать PDF
0.00 байт

И лиры нежный глас еще не онемел… М. Н. Муравьев - читатель Овидия

Ленчиненко Марина Владиславовна
Статья посвящена анализу прочтения Овидия молодым русским дворянином XVIII в. Михаилом Никитичем Муравьевым, поэтом и просветителем. Главным материалом стали пометы, оставленные им на издании: Publii Ovidii Nasonis Opera. T.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 04. 011. Фумо Дж. К. «Малый Троил»: пятая Героида и ее овидианский контекст в «Троиле и Кресси

Никитина И. С.
Читать PDF
0.00 байт

2006. 03. 011. Ремсби Т. Стремление к неизменности: надгробные надписи Овидия. Ramsby T. striving fo

Махов А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

«Что могли бы кочевники сказать об Овидии». Рецензия на книгу А. В. Коровашко о М. М. Бахтине

Долгорукова Наталья Михайловна
КОРОВАШКО А. В. МИХАИЛ БАХТИН. — М. : МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ, 2017. — (ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ ; 1825/1625)
Читать PDF
0.00 байт

Эллинистический источник рассказа Овидия о возникновении кораллов (OV. Met. 4. 740-752)

Шумилин Михаил Владимирович
В работе рассматривается вопрос о том, как соотносится рассказ Овидия о возникновении кораллов из водорослей, превращенных в камень головой Горгоны (Ou. Met. 4.740-752), с параллельными версиями того же сюжета (прежде всего Orph.
Читать PDF
0.00 байт

Ликаон и Катилина в "метаморфозах" Овидия

Шумилин Михаил Владимирович
Кроме традиционно выделяемых параллелей между Юпитером и Августом, в овидиевском рассказе о Ликаоне (Ou. Met. 1.

Похожие термины:

  • Овидий (Публий Овидий Назон)

    43 г. до н.э.- около 18 г. н.э.) - римский поэт, который культивировал главным образом эротическую поэзию. В поэмах Наука любви и Лекарство от любви Овидий делает наставления в области любовных отношений
  • Савич, Овидий Герцович

    см. Каду, Ренэ.  Савич, Овидий Герцович Род. 1896, ум. 1967. Писатель. Произведения: "Короткое замыкание" (сборник, 1927), "Плавучий остров" (сборник, 1927), "Воображаемый собеседник" (роман, 1928), &qu
  • ОВИДИЙ НАЗОН

    43 г. до н. э. — 18 г. ) — знаменитый римский поэт, родился в городе Сульмоне. Он сначала пользовался расположением императора Августа, затем, заподозренный в оппозиции к его политике, был сослан в горо
  • Овидий Назон, Публий

    43 г. до н. э.-18 (или 17) г. н. э., римский поэт. Родился в Сульмоне у подножия Аппенин. Происходил из состоятельной всаднической семьи. В соответствии с желанием отца, он был послан учиться в Рим, чтобы пос
  • ГОРЧАКОВ Овидий Александрович

    (1924—2000). Советский военный разведчик. Родился в Одессе в семье дипломата (отец — генеральный консул в Вашингтоне, Лондоне, Риме. По ложному обвинению в шпионаже репрессирован в 1948 году, реабилитиро
  • Горчаков, Василий Овидиевич

    (р. 1951) — кинокритик, переводчик. Сын писателя О. А. Горчакова. Родился и живет в Москве, окончил Ин-т военных переводчиков. Известность приобрел как переводчик западных видеофильмов. Автор статей и
  • МАГАЛЬЯЭС ОВИДИО

    Прекрасный бразильский гитарист и преподаватель, проживающий в Пуэрто Алегре. Речь идет, судя по информации великого уругвайского концертного исполнителя Исайоса Савио, об образованном гитарист
  • ОВИДИОПОЛЬСКАЯ КРЕПОСТЬ

    русская крепость (ныне на территории Украины), построенная в 1796 на левом берегу Днестровского лимана для защиты входа в реку Днестр из Черного моря. Одной из важных задач крепости было прикрытие на