Палестина

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАЛЕСТИНА
Место событий Священного Писания. Страна в Западной Азии на побережье Средиземного моря. На востоке ограничена Мертвым морем и рекой Иордан. Один из древнейших центров цивилизации.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Палестина
историческая область в Западной Азии. В 3-м тыс. до н.э. здесь осели племена ханаанеев. В 12 в. побережье Палестины завоевано филистимлянами, на остальной территории в 11 в. древнееврейские племена основали Израильско-Иудейское царство, распавшееся около 928 г. на два: Израильское (существовало до 722 г.) и Иудейское (до 586 г.). Впоследствии Палестина входила в состав государств Ахеменидов (после 539 г.), Птолемеев и Селевкидов (в 3- 2 вв.), Рима (с 63 г. до н.э.), Византии (с 395 г. н.э.). В 7 в. Палестину завоевали арабы, в 11 в.- крестоносцы, в 12 в.- египетские султаны, с 1516 г.- в составе Османской империи. В 1917 г. оккупирована английскими войсками, в 1920- 47 гг. - мандатная территория Великобритании.

Источник: Исторический словарь

Палестина
Палестина (Palestine), обл. на вост. берегу Средиземного моря, также называемая Святой Землей, где в библейские времена находились царства Иудея и Израиль. Назв. произошло от слова «Палайстина» (Palaistina) или филистия (philistia) (земля филистимлян). К 2000 г. до н.э. в П. осели племена ханаанеев, хотя впоследствии они жили только на части побережья, к-рое иудеи и филистимляне называли Финикией. Одно время здесь господствовали иудеи, но после смерти Соломона их царство распалось на Израиль (завоеван Ассирией в 722 г. до н.э.) и Иудею (захвачена в 586 г. Навуходоносором II, переселившим мн. ее жителей в Вавилон и разрушившим Иерусалим). После покорения Вавилона, где правила халдейская династия, перс, царем Киром Великим (536 г. до н.э.) евреи во главе с Нееми-ей и Эзрой вернулись в Палестину и восстановили Иерусалим. Гос-во евреев обрело подлинную независимость благодаря восстанию Маккавеев против Селевкидов (168 г. до н.э.), но в 63 г. до н.э. рим. полководец Помпеи присоединил П. к своим владениям. С согласия Рима частью П. управляла иудейская династия Идуме-ев, но во время войны римляне разрушили Иерусалим (70 г. до н.э.). След, крупное антирим. восстание вспыхнуло в 132 г. н.э. под руководством Бар-Кохбы. П. была христианизирована при римлянах и византийцах; в 641 г. ее завоевали арабы, в 11 в. — крестоносцы, в 12 в. — егип. султаны (Мамлюки). С 1516 г. П. входила в состав Османской империи.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Палестина
Палестина (Palestine), историч. обл. на Бл. Востоке. С 1516 г. и до победы англичан над тур. и нем. войсками при Мегиддо (19 сент. 1918г.) - часть Османской империи. Назв. "Палестина" было возрождено как офиц. полит, наименование в отношении земель к 3. от р. Иордан, ставших англ, подмандатной терр. мандатная система) в 1923 г. В связи с возрождением сионистского движения усилилась иммиграция евреев в П., поощрявшаяся "декларацией Бальфура (1917), вследствие чего резко обострились арабо-еврейские отношения, особенно в 1936 г. Комиссия Пила (1937) рекомендовала разделить П. на еврейское и араб, гос-ва, но ни одна из сторон не согласилась с этим. Резко возросшая с 1945 г. иммиграция евреев еще сильнее обострила ситуацию. После прекращения действия англ, мандата и арабо-израильской войны в 1948 г. было образовано гос-во "Израиль. Это произошло вопреки плану ООН, принятому в 1947 г. и предусматривавшему создание отд. араб, и еврейского гос-в, и фактически положило конец существованию П. как полит, реальности. В 1967 г. Израиль оккупировал быв. палестинские земли, отторгнутые Египтом (сектор Газа) и Иорданией (Западный берег р. Иордан), после чего ок. 1 млн. араб, беженцев оказались в Ливане, Иордании и др. странах. В дек. 1987 г. и в секторе Газа, и на Западном берегу стихийно возникло араб, движение протеста (интифада), жестоко подавленное Израилем. 4 мая 1994 г. он признал образование на части терр. быв. П. Палестинской автономии во главе с Ясиром "Ара-фатом.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ПАЛЕСТИНА
историческая область в Западной Азии. В 3-м тысячелетии до н. э. здесь осели племена ханаанеев. В XII в. побережье П. завоевано филистимлянами, на остальной территории в XI в. древнееврейские племена основали Израильско-Иудейское царство, распавшееся около 928 г. на два: Израильское (существовало до 722 г.) и Иудейское (до 586 г.). Впоследствии П. входила в состав государств Ахеменидов (после 539 г.), Птолемеев и Селевкидов (в III—II вв.), Рима (с 63 г. до н. э.), Византии (с 395 г. н. э.). В VII в. П. завоевали арабы, в XI в. крестоносцы, в XII в. египетские султаны, с 1516 г. в составе Османской империи. В 1917 г. оккупирована английскими войсками, в 1920—1947 гг. мандатная территория Великобритании. 29.11.1947 г. Генеральная ассамблея ООН приняла решение о ликвидации английского мандата и создании на территории П. двух независимых государств - еврейского и арабского. Иерусалим выделился в самостоятельную административно-территориальную единицу под управлением ООН. В итоге войны 1948—1949 гг. между государством Израиль, созданным на части территории П. г., и соседними арабскими государствами Израиль захватил большую часть той территории П., которая предназначалась для арабского государства. Другую часть присоединила Иордания, район Газы отошел под контроль Египта. Вооруженные силы Израиля изгнали с захваченной территории свыше 900 тыс. арабов. В июне 1967 г. Израиль оккупировал всю территорию бывшей подмандатной П., а также ряд других арабских территорий. Борьбу арабского населения за удовлетворение прав арабского народа П., включая право на самоопределение и создание собственного государства, возглавляет Организация Освобождения Палестины во главе с Я. Арафатом.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПАЛЕСТИНА
страна между побережьем Средиземного м. и Иорданским оз., т.е. Мертвым м., к-рая получила назв. по филистимлянам, пришедшим в П. в кон. 2-го тыс. до н.э. и принадлежавшим к т.н. народам моря. Назв. «П.» встреч. уже у Геродота и становится очень употребительным с раннехрист. времени в связи с общепринятым назв. рим. пров. П. (с 135 н.э.) для «святой земли», арены действия народа израиль и иудеев. В наши дни П. назыв. лишь земля к 3. от Иордана, в то время как в древности какое-то время так именовалась и Трансиордания. Осн. части П. с С. на Ю.: Галилея, Самария, Иудея и Идумея; страна к В. от Иордана ко времени Иисуса называлась Перэйя («страна по ту сторону Иордана»). Люди жили в П. уже в эпоху палеолита. На эпоху ранней бронзы падает расцвет Иерихона (ок. 3000 до н.э.). В нач. 2-го тыс. до н.э. сюда пришли зап.-семит. степняки-кочевники. Тель-Эль-Амарнский архив позволяет говорить о том, что в П. во времена егип. владычества существовало большое кол-во малых гор.-госуд., среди них — Иерусалим. К этому времени уже произошло «завоев. земли» др.-евр. племенами, переживавш. процесс перехода к оседлости, к-рый ок. 1100 до н.э. был завершен (согл. традиции, это были 12 колен, чьи предки считались родственниками человека по им. Израиль). Ок. 1200 до н.э. филистимляне осели на побережье; борьба против них ускорила переход народа израиль от союза племен к госуд. Давид из колена Иуды (ок. 1010 — 971 до н.э.) победил филистимлян, покорил часть Юж. Сирии и сделал Иерусалим столицей. Его сын Соломон (ок. 971 — 932 до н.э.) занялся прежде всего внутр. устройством своей державы, приказал соорудить в Иерусалиме храм богу Яхве и способствовал тому, чтобы торговля стала царской монополией. После его смерти царство распалось на Израиль (на С.) и Иуду (на Ю). В 721 до н.э. Израиль был уничтожен ассирийцами, а Иуда стала от них зависимой. В 598 до н.э. Навуходоносор II захватил Иерусалим. После восстания 587 до н.э. город вновь был осажден и взят. Часть населения подверглась «вавилонскому пленению». Позднее П. попала под власть персов, с 332 до н.э. — принадлежала госуд. Александра Македонского, с 320 до н.э. она находилась под властью Птолемеев, с 198 до н.э. — Селевкидов. В 166 до н.э. Иуда Маккавей («Молот») восстал против Селевкидов. После подавл. восстания в 160 до н.э. была основана династия Хасмонеев, подчин. селевкидскому верхов. владычеству. В 63 до н.э. Помпей присоед. госуд. Хасмонеев к Рим. республике. Попытка покор. народа вновь обрести независимость привела к Иудейской войне (66 — 70). При Веспасиане и Тите, к-рый стоял во главе рим. армии, был разрушен храм и г. Иерусалим. После пораж. восстания Бар-Кохбы (132 — 135) имп. Адриан запретил иудеям проживать в пров. Иудея. В 395 П. отошла к Византии, в 634 — к Арабскому халифату.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Палестина
страна между побережьем Средиземного м. и Иорданским оз., т. е. Мертвым м., которая получила назв. по филистимлянам (peleset), пришедшим в П. в кон. 2-го тыс. до н. э. и принадлежавшим к т. н. народам моря. Назв. «П.» встречается уже у Геродота и становится очень употребительным с раннехристианского времени в связи с общепринятым назв. рим. пров. П. (с 135 н. э.) для «святой земли», арены действия народа израиль и иудеев. В наши дни П. называется лишь земля к 3. от Иордана, в то время как в древности какое-то время так именовалась и Трансиордания. Осн. части П. с С. на Ю.: Галилея, Самария, Иудея и Идумея; страна к В. от Иордана ко времени Иисуса называлась Перэйя («страна по ту сторону Иордана»). Люди жили в П. уже в эпоху палеолита. На эпоху ранней бронзы падает расцвет Иерихона (ок. 3000 до н. э.). В нач. 2-го тыс. до н. э. сюда пришли западносемитские степняки-кочевники. Тель-Эль-Амарнский архив позволяет говорить о том, что в П. во времена егип. владычества существовало большое количество малых городов-государств, среди них — Иерусалим. К этому времени уже произошло «завоевание земли» др.-евр. племенами, переживавшими процесс перехода к оседлости, который ок. 1100 до н. э. был завершен (согласно традиции, это были 12 колен, чьи предки считались родственниками человека по имени Израиль). Ок. 1200 до н. э. филистимляне осели на побережье; борьба против них ускорила переход народа израиль от союза племен к государству. Давид из колена Иуды (ок. 1010–971 до н. э.) победил филистимлян, покорил часть Юж. Сирии и сделал Иерусалим столицей. Его сын Соломон (ок. 971–932 до н. э.) занялся прежде всего внутр. устройством своей державы, приказал соорудить в Иерусалиме храм богу Яхве и способствовал тому, чтобы торговля стала царской монополией. После его смерти царство распалось на Израиль (на С.) и Иуду (на Ю). В 721 до н. э. Израиль был уничтожен ассирийцами, а Иуда стала от них зависимой. В 598 до н. э. Навуходоносор II захватил Иерусалим. После восстания 587 до н. э. город вновь был осажден и взят. Часть населения подверглась «вавилонскому пленению». Позднее П. попала под власть персов, с 332 до н. э. — принадлежала государству Александра Македонского, с 320 до н. э. она находилась под властью Птолемеев, с 198 до н. э. – Селевкидов. В 166 до н. э. Иуда Маккавей («Молот») восстал против Селевкидов. После подавления восстания в 160 до н. э. была основана династия Хасмонеев, подчин. селевкидскому верховному владычеству. В 63 до н. э. Помпей присоединил государство Хасмонеев к Римской республике. Попытка покор, народа вновь обрести независимость привела к Иудейской войне (66–70). При Веспасиане и Тите, который стоял во главе рим. армии, был разрушен храм и г. Иерусалим. После поражения восстания Бар-Кохбы (132–135) император Адриан запретил иудеям проживать в пров. Иудея. В 395 П. отошла к Византии, в 634 — к Арабскому халифату.

Источник: Словарь античности. 1989

ПАЛЕСТИНА
   • Palaest?na,
         ?? ??????????. В Ветхом Завете страна между Иорданом и Средиземным морем называется Ханааном. Имя П. обозначало сперва область филистимлян в юго-западном Ханаане, а затем стало употребляться и о всей стране; Иудеей она стала называться лишь после Вавилонского пленения, потому что колено Иуды было главой прочих; у Птолемея она называется ?????????? ???????. Границы ее составляли: на западе — Средиземное море и далее к северу Финикия, на севере — Финикия и Сирия (Ливан и Антиливан), на востоке — Сирийская пустыня (ближе всего область аммонитян), на юге — Аравия (с восточной стороны река Арнон, с западной — Висор), а именно ближе всего область амаликитян, идумеев и моавитян. Давид покорил еще Сирию, власть Соломона простиралась от Тапсака на Евфрате до Газы и до Красного моря. Наибольшая длина от севера к югу составляла 35-40 миль, наибольшая ширина не свыше 20 м, поверхность равнялась приблизительно 500 кв. м. От обеих цепей Ливана на севере шли по стране отроги, обозначавшиеся различными именами: Нефталим, Кармил, Гилвая, Фавор, Ефраим, Эвал и Гаризин, Иуда; к последней принадлежали Иерусалимские возвышенности Сион, Мариа и пр. За Иорданом лежали Ермон и Аварим. Главная река страны Иордан (н. Scheriath-el-Keber), вытекающий из нескольких источников у Антиливана и Ермона. Он пролегает чeрез несколько озер: Мером или Самахонитское (н. el-Huleh), Генисаретское или Тивериадское, называемое также Галилейским морем (н. Bar-el-Tabarieh), и впадает в Мертвое море или Асфальтовое озеро, имеющее 11 м в длину и 3 м в ширину (образовалось на месте долины Ситтимской). Западные притоки Иордана: Кериф, Кедрон (н. Wadi-el-Raheb) впадает в Мертвое море; на восточной стороне: Гиеромиакс (н. Scheriath-el-Mandur), Иаббок (н. Zerka); Арнон (н. Waidi Modscheb) впадает в Мертвое море. Как почва Палестины представляет соединение на ограниченном пространстве почти всех формаций земной коры в малых масштабах, так в ее климате замечаются почти все переходные ступени от тропического в долине Иордана у Генисаретского озера до холодного и сурового на высотах Ливана. Также и растительность проходит как бы целую лестницу разновидностей от произведений холодного пояса до южных плодов и пальм. Земледелие, виноделие, смоковничные и маслeничные насаждения, а также шелководство и в превосходном положении находившееся скотоводство были источниками богатства страны; в лесах росли кедры, кипарисы, дубы и пальмы, а Мертвое море доставляло соль. Бедствием для страны были стаи саранчи. До поселения здесь израильтян в этой стране обитали племена ханаанитян; возвращаясь из Египта, израильтяне частью перебили их, частью покорили. Из 12 колен на правом берегу Иордана в направлении от севера к югу обитали: Нефталимово, Ассирово, Завулоново, Иссахорово, половина Манассеина, Ефраимово, Вениаминово, Даново, Иудино, Симеоново; к востоку от реки: Рувимово, Гадово и другая половина Манассеина. После Соломона страна разделилась на царства Израильское и Иудино. Во времена пребывания Христа на земле различали по эту сторону Иордана: Иудею, Самарию, Галилею; по ту сторону: Перею. Важнейшие города в Иудее: Иерусалим (Hierosolyma), столица; Иерихон, Хеврон, Эммаус, Лидда, Кесарея, резиденция римских наместников, Вирсава, Вифлеем, Аримафея — Яффа, Азот, Аскалон, Газа. В Самарии: Самария или Шомрон, Израиль, Сихем, Силон. В Галилее: Дан, Капернаум, Тивериада, Назарет, Мегиддо, Кана. В Перее: Кесарея Панеадская, Гадары, Боссра, Раббаф-Аммон, Гесбон и др. Главные моменты истории Палестины: поселение Авраама в Ханаане, ок. 2000 лет до Р. X., выселение израильтян в Египет (1880 г.); возвращение под предводительством Моисея и Моисеево законодательство (1500 г.); завоевание Ханаана под предводительством Иисуса Навина (1460 г.); теократическое устройство государства; основание царства при Сауле (1100 г.); процветание его при Давиде и Соломоне; разделение на два царства: Иудино и Израилево (975 г.), из которых последнее было уничтожено в 722 г. ассириянами, а первое — в 586 г. вавилонянами; восстановление Иудейского государства под верховной властью персов (536 г.); господство египетских Птолемеев (238-176 гг.), сирийских селевкидов (176-167 гг.); освобождение Маккавеями (167 г.); покорение римлянами (63 г.), под властью которых до 70 г. от Р. X. правили цари идумейской династии; разрушение Иерусалима Титом (70 г.); соединение Иудеи как римской провинции с Сирией. Strab. 16, 760 слл. Plin. 5, 13 слл. ср.: k. v. Raumer, Palaestina (4-е изд., 1860). О. Strauss, die L?nder und St?tten der heil. Schrift (2-е изд., 1876). V?lter, das heil. Land. (2-е изд., 1864).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Палестина
Первоначально это название обозначало только узкое побережье в юго-западной части Ханаана, между Яффой и египетскою границею — Палешет или земля филистимская (Ис.14:29; Иер 25:20); но благодаря тому, что эта страна была расположена при море, на пути между Египтом на юге и Финикией, Сирией и Ассирией на севере, она стала известна западному миру раньше, нежели прочие внутренние части страны. Поэтому греческие и римские писатели дали всей земле, населенной евреями, название, которое вначале обозначало только маленькую западную ее часть. Так, например, Птолемей говорит о Палестине, которая также называется Иудеею. С тех пор израильскую землю стали называть Палестиной. Эта Ханаанская земля (Быт. 125; Деян. 7:11), в которой патриархи жили, как пришельцы, и которой сыны Израилевы после выхода из Египта овладели, под предводительством Иисуса Навина. Она называлась ими различно, например: «земля евреев» (Быт. 40-15); «земля сынов Израилевых» (И. Нав. 11:22); «земля Израилева» (1 Цар. 13:19; Мат 2-21). Это последнее название после смерти Соломона стало употребляться в более узком смысле, обозначая только северную часть Палестины, именно, царство 10 колен Израилевых (4 Цар. 5: 2; сравни «Израиль»); «Иудея» (Аг. 1:1); «Иудейская земля» (Иер. 39: 10; Неем. 5:14); «Иудея» (Лук. 1: 5, 2-4; Деян 1:8); это последнее название обозначает в более узком смысле только часть Палестины, в противоположность Самарии и Галилее; земля Господня «(Ис. 14 2; Ос. 9:3), «Святая земля» (Зах. 2:12; это название получило особенное значение после того, как Сын Божий жил, страдал, умер и воскрес в этой земле), и «обетованная земля» (Евр. 11: 9), те. земля, которую Бог обещал Аврааму (Быт. 15:18). Согласно этому обещанию, Израильская земля должна была простираться от реки Египетской до большой реки Евфрат Здесь между Азией, Африкой и Европой, в центре древнего мира, была расположена хорошо защищенная со всех сторон горами, пустынями, реками и морем небольшая страна, которая послужила ареною величайшего исторического события. Ливан и Гермон возвышаются, подобно громаднейшим стенам, на северной границе; Средиземное море служит западной границей, а на юге и востоке Сирийская и Аравийская пустыни являются трудно преодолеваемой преградой. Глубокая Иорданская долина, более, чем на 330 м ниже уровня моря, делит страну на две половины, из которых западная больше и важнее восточной. В некотором отношении можно даже сказать, что земля на запад от Иордана — и есть собственно земля Израилева, Божия земля Из Чис. 34:6, 12 видно, что границы земли на востоке и западе были великое море и река Иордан Такой обширной, как была указано в обетовании, израильская земля была только в продолжение короткого промежутка времени, а именно, во время царствования Давида и Соломона (3Цар. 8:65), да и то, говоря относительно, ибо филистимляне, финикийцы и иные ханаанские племена с течением времени научились сохранять свою самостоятельность и были для Израиля «колючим терном» (Иез. 28:24) из-за его непослушания. «О если бы народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их» (Пс. 80:14 и дал.). Обыкновенное определение границ Святой земли таково: на севере и «юге, от Дана до Вирсавии (Суд. 20:1 |и дал), следовательно от истоков Иордана у Гермона на севере, до *Едомской пустыни на юге, или, приблизительно, с 31° 15, северной широты, т е. вся земля простиралась в длину не более, чем на 200 с небольшим км Ширина между Средиземным морем и Иорданом — различна: на ширине Иерусалима она составляет около 80 км, а между Даном и Тиром у северной границы — она едва достигает 40 км. Кроме того, была еще восточная Иорданская земля, или Галаад и Васан — пространство около 150 км в длину, между Герменом и Арноном на юге, на востоке определенной границы не было: там страна сливалась с пустыней. Самым восточным пунктом называют место Салха (Втор 3:10), приблизительно, 361/4 восточной долготы. Итак Святая земля, расположенная между 31° и 33° северной шир. и между 34° и 351/2° восточной долготы, была очень мала в сравнении с могущественными царствами, окружавшими ее, так что и в этом отношении, подтверждаются слова Павла, что Бог избрал незначащее, униженное и немощное, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1:27 и дал.). Римлянин Цицерон высказывает в одном месте, что Бог евреев должен быть очень малым Богом, раз Он даровал им такую малую землю [17] Но Бог, Который избрал этот народ для Своих великих планов спасения, избрал также и подходящую для этого землю. С одной стороны, она была расположена подобно хорошо огороженному и защищенному винограднику, как это описывается в 5 гл. Ис.; ее морские берега были лишены хороших гаваней и по ее единственной судоходной реке невозможно было проехать на парусном судне; с другой стороны, она занимала выгодное центральное положение, которого никакая другая страна не имела, так что, когда благая весть должна была изойти от евреев, то она нигде не нашла бы лучшей исходной точки, чем здесь. Избранный народ жил здесь, как выражается пророк Иезекииль (38:12), на вершине земли», а его столица Иерусалим была поставлена среди народов (Иез. 5:5) для того, чтобы, когда исполнилось время, слово спасения, начиная с Иерусалима могло бы быстро распространиться во все части света, до края земли (Ис. 2:3; Деян. 1:8). По характеру поверхности Палестина является плоскогорьем, изрезанным глубокими долинами, и ущельями, по которым в зимнее время бурно несутся дождевые потоки. От Ливана на западе и Гермона на востоке тянутся по обеим сторонам Иордана огромные горные отроги на всем протяжении страны; на западе они известны под названием Неффалимовых, Ефремовых гор и нагорной Иорданской страны; на востоке же — Авранских, Галаадских и Аваримских гор. Кое-где высоты прерываются обширными равнинами, как, например, Изреельская равнина между коленами Неффалимовым и Ефремовым. Плодоносной была также замечательная Иорданская равнина и приморские равнины: Саронская, к северу от Яффы и Иудейская к югу. Преобладающей горной породой в Палестине к западу от Иордана является юрский известняк, вместе с доломитом и мелом. В южной части заиорданской страны находим ту же формацию, чередующуюся с базальтом и песчанником; в северной же части преобладает базальт. Вокруг Мертвого моря находятся залежи горной соли и асфальта, а в Иорданской долине — серы. Серовато-белые известняковые горы, которые в течение столетий стоят, лишенные лесов, придают стране унылый вид. Быстро появляющиеся весной и также быстро исчезающие трава и роскошный ковер цветов создают впечатление обманутого ожидания в путнике, привыкшем к сочным лужайкам северных стран, которые придают там летом такую прелесть. В древние времена Палестина была покрыта лесами; также имеются многие доказательства того, что страна отличалась чрезвычайным плодородием. Она описывалась как хорошая и тучная земля (Исх. 3:8: Неем. 9:25). Климатические условия Палестины, конечно, очень разнообразны. Эта страна характерна климатическими контрастами: от покрытых вечными снегами вершин Гермона на севере до знойной долины Мертвого моря, лежащего на 437 метров ниже уровня океана — на юге. На побережье Средиземного моря, где дуют морские ветры, средняя годовая температура, приблизительно, равна 20° С. (между 35° С и 10° С в гористых местах — немного ниже (около 17° С); в Иорданской же долине и около Мертвого моря мы находим тропический климат; температура этой страны варьирует между 25° С и 55° С. Самый длинный день продолжается 14 часов, а самый короткий — 10 часов. Времен года, собственно говоря, только два: сухое лето, или время собирания жатвы, и зима, или дождливый период, который начинается после сбора плодов с деревьев (Быт. 8:22; Пс. 73: 17; Песн. П. 2:11). Делают различие между ранним дождем во время посева, в октябре, и между поздним — в апреле, благодаря которому дозревают хлеба: «ранний и поздний дождь» (срав. Втор. 11:14; Пс. 83:7; Ос. 6: 3; Иер. 5:24; Иоил. 2:23; Иак. 5:7). В промежутке между ними также время от времени выпадают дожди, иногда с градом, а в гористых местах выпадает и снег (Пс. 147:5). Во время дождливого периода (январь и февраль) иногда бывают дни со свежим и чистым воздухом. После позднего дождя «небо заключается» и начинается летний зной, который в течение нескольких месяцев (май по сентябрь) томит людей и животных. Дождь и гроза в это время — явление очень редкое, а также и не особенно желательное (Прит. 26:1); Господь, по молитве Самуила, именно в этот период времени послал гром и дождь, что привело весь народ в страх (1 Цар. 12:17 и дал.). Летний зной с удушливыми ветрами пустыни словно хочет превратить всю природу в пыль, и только прохладная ночная роса поддерживает жизнь истомленных растений. (Срав. «роса»). Дождь после летнего зноя служит символом обильного благословения (Втор. 32: 2; Иов. 29:23; Ис. 44:3). Ветры в Палестине дуют довольно регулярно. С осеннего равноденствия до ноября дует северо-западный ветер, который делает воздух сухим и чистым и приносит с собою ранний дождь; с ноября по февраль дуют западный и юго-западный ветры, называемые арабами «отцами дождя»; затем до июня дуют бурные, жаркие, все иссушающие восточные ветры, юго-восточный ветер, который дует с Мертвого моря и Аравийской пустыни. С июля начинают дуть различные ветры: то северный, то западный. Вообще, климат с такими регулярными переменами ветров может считаться здоровым. Вреден, собственно говоря, только знойный юго-восточный ветер (хамсин), который приносит с собой мельчайшие частицы песка, отчего вся страна окутывается желтовато-серою пылью, которая затемняет солнце и проникает повсюду. В политическом отношении Палестину делили не раз, и она находилась под властью различных властителей. Иисус Навин разделил землю на 12 частей по числу 12 колен Израилевых, из которых уделы Рувима, Гада и половины колена Манассиина были расположены к востоку от Иордана. После смерти Соломона страна разделилась на 2 царства: Иудейское и Израильское. Около 700 и 600 г. до Р.Хр. страна подпала под власть Ассирии и Вавилона, затем персов, греков, сирийцев и римлян. Под властью римлян, во времена Христа, она была разделена на пять провинций: Галилею, Самарию, Иудею (Иоан. 4:3, 4), Идумею и Перею.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ПАЛЕСТИНА
от др.-евр. пелешет - страна филистимлян) - ист. область в Передней Азии, на вост. побережье Средиземного м. (включает бассейн р. Иордан и Мертвого м., Вади-Араба). Площ. ок. 26 тыс. км2. Осн. часть терр. П. входит в состав Израиля и Иордании.

Древнейшие следы человека в П. относятся к периоду нижнего палеолита. С мезолитом в П. связана натуфийская культура. Для раннего докерамич. неолита характерна "городская" культура Иерихона. Энеолит представлен культурами Хадеры, Беершебы и Телейлат-Гассула. Возможно, что в 5-4-м тыс. до н. э. началось проникновение в П. семитских племен. В 3-2-м тыс. до н. э. в П. возникли раннеклассовые города-гос-ва ханаанеев (во 2-м тыс. до н. э. терр. П. и Финикии наз. Ханаан); на юге жили кочевые племена. В 16-13 вв. до н. э. П. находилась под властью Египта. В кон. 13 в. до н. э. на побережье утвердилось господство филистимлян; тогда же значит. часть страны была завоевана израильскими племенами, осн. в 11 в. до н. э. Израильско-иудейское царство. Наибольшего могущества оно достигло при царях Давиде и Соломоне. Ок. 935 распалось на два царства: Израильское и Иудейское (см. статьи Израильское царство, Иудейское царство). В кон. 8 в. до н. э. терр. Сев. П. - Израильское царство - была завоевана Ассирией. Юж. П. (терр. Иудейского царства) в 6 в. до н. э. подчинили вавилоняне, а затем Ахемениды, в 4 в. до н. э. - Александр Македонский.

В 3-2 вв. до н. э. П. являлась объектом борьбы между Птолемеями и Селевкидами. В 63 до н. э. П. была завоевана Римом; однако в рим. провинцию П. была превращена после Иудейской войны 66-73 и подавления восстания Бар-Кохбы (132-135). В 1 в. в П. зарождается христианство. В 395 П. перешла под власть Византии.

В период визант. господства в П. начали складываться феод. отношения. К 640 П. была завоевана арабами и вошла в состав араб. Халифата (как воен. округа Джунд-Фаластин и Джунд-Урдуин). При Аббасидах в П. стала распространяться система икта, усилилась эксплуатация крестьян, происходила арабизация и исламизация населения, ухудшалось правовое положение христиан. Это явилось причиной ряда нар. восстаний, в т. ч. восстания 842 под рук. Абу Харбы. После распада Аббасидского халифата П. последовательно переходила под власть егип. династий Тулунидов, Ихшидидов, Фатимидов. В 9-11 вв. П. переживала экономич. подъем. Обрабатывались большие зем. массивы. Иерусалим, считавшийся религиозным центром иудаизма, христианства и ислама, насчитывал в 11 в. до 40 тыс. жит. Акка, Кесария, Аскалон, Газа вели оживленную торговлю. В 1099 крестоносцы захватили Иерусалим и превратили его в центр Иерусалимского королевства (о социальном строе в П. при крестоносцах см. в ст. Иерусалимские ассизы). Постоянная борьба между крестоносцами и мусульм. правителями Сирии и Египта, сопротивление покоренного населения ослабили власть крестоносцев. В 1187 в битве при Хаттине Салах-ад-дин разгромил крестоносцев и захватил Иерусалим; П. была включена в состав айюбидского, а позже мамлюкского Египта. В 1291 крестоносцы потеряли Акку. Под управлением мамлюков П. оставалась до тур. завоевания в 1516. С кон. 17 в., в связи с начавшимся упадком Османской империи, усилился произвол тур. правителей, вырос податной гнет, участились набеги бедуинов на оседлое население. Все это привело к упадку экономич. жизни П. Население П. поддержало антитур. борьбу ливанского эмира Фахр-ад-дина II (1572-1635) и шейха Сев. П. (обл. Сафад) Дагира (ок. 1686 - 1775). К нач. 1773 владения Дагира простирались от Сайды до Яффы, но в 1775 он потерпел поражение от турок.

В 20-х гг. 19 в. в П. усиливается освободит. антитур. движение (восстания 1825 в Иерусалиме, Наблусе, Вифлееме, в 1830 в Наблусе). В 1832 П. была завоевана пашой Египта Мухаммедом-Али. Централизация управления, ограничение феод. произвола и бедуинских разбоев, осуществленные егип. пр-вом, благоприятствовали экономич. развитию П. Но усиление налог. гнета и введение рекрутской повинности вызвали протест населения, приведший к восстанию (1834). Зимой 1840-41 народ П. поддержал борьбу Ливана и Сирии против егип. владычества. Это было использовано пр-вом Турции для восстановления тур. господства в П. С 40-х гг. 19 в. началось усиленное проникновение европ. держав в П. С открытием Суэцкого канала в 1869 стратегич. и экономич. значение П. еще больше возросло. В 1892 франц. компания построила первую в П. ж. д. Яффа - Иерусалим. С конца 19 в. начался рост евр. иммиграции в П. В годы 1-й мировой войны П. была ареной вооруж. борьбы между герм.-тур. и англ. войсками, завершившейся оккупацией П. Англией. На основании Сайкс-Пико договора 1916 в П. должен был быть установлен междунар. режим.

Для укрепления своих позиций в П. англ. империалисты использовали возникшее в 90-х гг. среди евр. буржуазии разных стран реакц.-националистич. движение, одним из требований к-рого было создание евр. гос-ва в П. (см. Сионизм). 2 нояб. 1917 Англия опубликовала т. н. декларацию Бальфура, в к-рой обещала создать в П. "нац. очаг для евр. народа". В апр. 1920 на конференции в Сан-Ремо Англия добилась передачи П. под англ. мандатное управление (мандат утвержден Лигой наций в 1922).

Англия захватила ключевые позиции в экономике и политич. жизни страны, способствовала широкой евр. иммиграции в П. (иммиграция в П. с 1919 по 1932 составила 119,4 т. ч.). Сионистские орг-ции получали различные концессии. Сионистские колонизационные тресты скупали лучшие земли у араб. феодалов, а затем силой сгоняли с этих земель араб. феллахов-арендаторов.

Вся полнота власти в стране была сосредоточена в руках англ. верховного комиссара, при к-ром было создано т. н. "палестинское пр-во" из англ. колониальных чиновников. Англ. власти разрешили создание в 1929 "Еврейского агентства", наделенного правительств. функциями в вопросах колонизации, пром-сти, торговли, иммиграции. Араб. население не участвовало в управлении страной. В 1920-39 англ. колониальная политика в осн. строилась на сотрудничестве с сионистами, к-рые активно использовались Англией против араб. нац.-освободит. движения. Этим она вызвала сильное недовольство араб. трудящихся, неоднократно выливавшееся в вооруж. восстания (см. Палестинские восстания). В 1919 в П. была создана Социалистическая партия П. (в 1921 переименована в Коммунистическую партию П.), выступавшая за создание двунац. независимого гос-ва.

Восстания в П., требования Араб. палестинского конгресса (созд. в 1920) о прекращении евр. иммиграции, издании закона о защите араб. крестьян от зем. захватов, создании демократич. пр-ва с пропорциональным представительством национальностей вынудили англ. пр-во опубликовать меморандум министра колоний Пасфилда 6 окт. 1930, в к-ром содержались обещания нек-рых уступок араб. населению П. Однако под давлением сионистских кругов англичане в 1931 изменили интерпретацию меморандума в пользу сионистов. В связи с новым подъемом араб. нац. движения в 30-х гг. в П. в окт. 1936 была направлена королевская комиссия Пила. Комиссия рекомендовала разделить П. на англ., евр. и араб. части. Доклад комиссии, опубл. в июле 1937, вызвал негодование араб. орг-ций в П. и в араб. странах. Непрекращавшееся освободит. движение арабов побудило английское правительство предпринять попытки "примирить" араб. и евр. организации (комиссия Вудхеда, конференция "Круглого стола" в Лондоне в феврале 1939 с участием представителей Англии, лидеров араб. политич. партий П., делегатов араб. стран и Евр. агентства). Провал этих попыток вынудил англ. власти опубликовать в мае 1939 "Белую книгу", в к-рой излагалось намерение Англии ограничить, а затем и прекратить евр. иммиграцию в П., что привело к конфликту англ. властей с сионистами. С этого времени англ. власти, стремясь сохранить англ. господство в П., опирались воен. на араб. феод. круги. На поддержку сионистам пришли монополистич. круги США, рассчитывавшие с их помощью укрепить свои позиции в П. и вытеснить оттуда Англию. В распоряжение сионистских организаций был предоставлен значительный американский капитал.

После 2-й мировой войны усилилась борьба народов П. за ликвидацию англ. мандата. В 1947 Англия была вынуждена передать вопрос о П. в ООН. 29 нояб. 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации брит. мандата (он утрачивал силу с 15 мая 1948), выводе англ. вооруж. сил из П. и создании в П. самостоят. демократич. евр. и араб. гос-в. Иерусалим выделялся в самостоят. адм. единицу с особым междунар. режимом. 14 мая 1948 евр. сионистские орг-ции объявили о создании гос-ва Израиль. В ночь с 14 на 15 мая началась арабо-израильская война 1948-49, спровоцированная империалистич. державами и прежде всего Англией. В ходе войны часть терр., предназначавшейся решением ООН 29 нояб. 1947 для араб. гос-ва, а также зап. часть Иерусалима были оккупированы гос-вом Израиль (6,7 тыс. км2); вооруж. силы Израиля изгнали с оккупированной ими терр. П. св. 900 тыс. арабов, создав т. н. проблему палестинских беженцев. Вост. часть П. вместе с вост. частью Иерусалима (5,5 тыс. км2) вошла в состав Трансиордании, а сектор Газы (258 км2) перешел под контроль Египта (с 1958 - ОАР). Соглашениями о перемирии 1949 между Израилем и соседними араб. гос-вами (Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания) были установлены демаркационные линии. Лит.: Амусин И. Д., Находки у Мертвого моря, М., 1964; Медников Н. A., Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов..., (т. 1-4), СПБ, 1897-1903; Базили К. М., Сирия и Палестина под тур. пр-вом..., М., 1962; Луцкий В. Б., Палестинская проблема, М., 1946; его же, Новая история араб. стран, М., 1965; Океанин A., К вопросу о палестинской проблеме, в сб.: Проблемы экономики и истории стран Бл. и Ср. Востока, М., 1966; Субхи Мухаммед Ясин, Ас-Саура аль-арабия аль-кубра фи Филастин. 1936-1939 (Великое араб. восстание в Палестине. 1936-1939), Дамаск, 1959; Albright W. F., The Archaeology of Palestine, Harmondsworth, 1960 (польск. пер. - Archeologia Palestyny, Warsz., 1964); Harding G. L., Antiquities of Jordan, (N. Y.), 1960; Great Britain and Palestine. 1915-1945, L., (1946); Goodsall R. H., Palestine memories 1917-1918-1925...., Canterbury, 1925; Parkes J. W., A history of Palestine, L., 1949; Lowdermilk W. С., Palestine land of promise, N. Y.-L., (1944); Hanna P. L., British policy in Palestine, Wash., 1942; Joseph В., British rule in Palestine, Wash., (1948); Marlowe J., Rebellion in Palestine, L., 1946; Hurewitz J. C., The struggle for Palestine, N. Y., (1950).

M. Л. Гельцер (П. до 7 в. н. э.). Вильнюс, И. М. Смилянская (7 в. - 1914), Е. А. Лебедев (с 1914). Москва. —***—***—***—

Палестина в 1947 г.
палестина

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ПАЛЕСТИНА
есть общее название земли Евреев (Быт 40:15), называемой также землею Господнею (Ос 9:3), святою землею (Зах 2:12), землею Израилевою (Иез 7:2), землею Обетованною (Евр 11:9). Первоначально это название употреблялось только для обозначения приморского берега земли, занятой Филистимлянами (Исх 15:14, Ис 14:29,31, Иоиль 3:4), и в этом единственном смысле употребляется в В.З. Еврейское слово Пелешет, которому соответствует слово Палестина и которое переводится словом земля Филистимская или Филистея (Пс 86:4, 107:10). Границы Палестины сначала определялись Иорданом и Мертвым морем, Каменистою Аравиею, Средиземным морем и Сириею, но потом в состав ее вошли и земли по другую сторону Иордана от Арнона до Ермона и Антиливана. В этом протяжении границы ее к ю. простираются от южных пределов Мертвого моря до Идумеи, Каменистой Аравии и реки Египетской (Чис 34:4-5, Вт 2:4-8). К з. Палестина граничит Средиземным морем, землей Филистимской и Финикией (Чис 34:6, Вт 11:24 и др.). К с. она простирается от гор, Ор и Ермон до Сидона и Великого моря, до гор Ливана и Антиливана и Дамаска в Сирии (Чис 34:7-9. Нав 1:4, Вт 11:24 и др.). К в. границы ее Евфрат и пределы владений колен Рувимова, Гадова, полколена Манассиина до земли Аммонитской и Моавитской (Нав 1:4, Вт 2:9, 1Пар 5:9-10 и др.). При всей своей уединенности Палестина лежала, так сказать, в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, на столько же приближалась к известным тогда государствам Европы и Азии. Посему-то сам Господь говорит у пророка: “Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг его земли” (Иез 5:5), и отсюда должны были излиться свет и спасение для всего мира. Палестина страна весьма гористая. Главные горы ее нас, Ливан (т.е. белая гора, называемая так частью от снега, 6 месяцев покрывающего вершину оной, частью от известковых скал и утесов) и Антиливан идущий к Дамаску и известный в Свящ. Писании также под именем Ливана (Песн 7:6); на ю. от них Неффалимовы горы, гора Фавор (гора Преображения) на высокой равнине Иезреельской, горы Ефремовы с горами Гевал, Гаризин, Кармил и др. Наконец, еще южнее горы Иудейские, между которыми более известные: Мория, Сион, г. Елеонская (гора Вознесения) и др. Господствующие формации означенных гор суть мел и известь с кремнем. Из равнин замечательнейшие суть: Ездрилонская, Завулонская, Саранская, Сефел, орошаемые небольшими, летом высыхающими потоками и реками Кисон, Кедрон и др. Границу между восточною и западною Палестиною составляет река Иордан, по обеим сторонам которой тянется известная долина Иорданская. Река Иордан, вытекая из подошвы Ливана, проходит через озера Маррон и Тивериадское и вливается в Мертвое море. Восточная часть Палестины представляет большую высокую равнину, теряющуюся в пустыне, а на ю. возвышающуюся в виде г. Фасги. Здесь протекают реки: Иеромакс, впадающий в Иордан, и поток Арнон (ныне Уед-Моджеб). Из озер и морей замечательны озеро Фиал при подошве Антиливана, Мером или Самохонитское, Геннисаретское или Галилейское море. Мертвое море, иначе Асфальтовое или Соляное озеро, Средиземное море, называемое в Свящ. Писании Западным, Великим, а иногда просто морем (см. о каждом из них под своим названием). Из пустынь Палестины замечательнейшие суть: пустыня Иудейская, Иорданская, Фекопская. Иерихонская и некоторые другие. Вот в каких словах пр. Иеремия изображает пустыню, по которой Евреи странствовали сорок лет: Иегова “вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил, и где не обитал человек” (2:6). Климат Палестины различный: в гористых местах умеренный, а в местах более ровных жаркий. Но в ней собственно только два времени года — лето и зима. Лето жаркое и зима холодная, или, вернее, сухое, ясное время года и дождливое (Быт 8:22, Зах 14:8). Дождливое время года, соответствующее нашей осени начинается с половины октября или ноября, но не вдруг, а мало-помалу (Вт 11:14, 2Цар 21:10). Холод достигает наиболее высокой степени в декабре и январе, когда нередко падает снег, а иногда и град. С апреля начинается жатва и вместе с тем сухое или жаркое время года, продолжающееся с некоторыми изменениями до октября. Жар особенно чувствуется с последней половины июля до второй половины августа. Тогда земля оживляется только росою, и потому-то роса считается великим благодеянием Божием. В это время всякая зелень полей высыхает, особенно когда дует знойный восточный ветер, вредный для садов и полей и гибельный для морских кораблей (Ос 13:15, Ин 4:8). Для здоровья климат Палестины вообще полезен. Но нельзя не заметить, что при всех благоприятных климатических условиях означенная страна имеет и свои бедствия. Там нередки моровые язвы, землетрясения, саранча, засуха, голод и т.п. По своему положению и ровному климату Палестина принадлежит к плодороднейшим странам. Если же в наше время находится там много пустых мест и не возделанных земель, если все населенные места представляют собою только большие малонаселенные деревни, то надлежит помнить, что это было ясно предсказано пр. Моисеем (Вт 28:15-29). Из истории известно, что эта страна неоднократно была опустошаема Ассириянами, Халдеями, Сириянами, Римлянами, Сарацинами и Турками. А что в древние времена это была прекраснейшая и плодороднейшая страна, об этом единогласно свидетельствуют все древние писатели, представляя ее богато украшенною прекрасными долинами, богатыми полями и лугами, прохладными лесами, великолепными городами и селениям. Действительно, плодородие в Палестине в библейские времена было чрезвычайное: пшеницу, виноград, ячмень, рис, чечевицу и хлопчатую бумагу разводили здесь в большом изобилии; розы, лилии, нарциссы и другие благовонные цветы во множестве покрывали и украшали собою цветущие нивы; бальзамный кустарник, кипарис, дуб, миндальное, масличное дерево, гранаты, пальмы, кедры и др. росли в ней во всей красоте и великолепии. Особенно же растительностью, плодородием и богатством своих произведений отличались Галилея, равнина Сарронская, горы Диван, Кармил, долины Васан и Хеврон. Из животных здесь водились овцы, козы, волы, коровы, верблюды, ослы, лошаки и разные птицы. Пчеловодство служило также важным предметом хозяйства в Палестине. Израильтяне производили значительную торговлю медом с Тиром. Не менее имело значение рыболовство, особенно для прибрежных жителей приморских стран. Из минералов всего чаще встречаются известь, мел, базальт, каменная соль, сера, асфальт и др., медь, серебро, золото и даже драгоценные камни (Вт 8:9, 33:19, Иез 22:18-19 и др.). В Библии Палестина представляется как самая прекрасная и плодородная земля, и текущая медом и млеком и которая напояется водою от дождя небесного. О богатстве природы Палестины единогласно свидетельствуют Диодор Сицилийский, Тацит, Плиний, Иосиф Фланий и другие. В первобытные библейские времена села, деревни и города в Палестине были незначительны. Название города встречается уже в семействе Адама. Каин, по убиении им Авеля, удалившись от прочего семейства Адамова на восток, построил здесь город и назвал оный по имени своего сына Еноха (Быт 4:17). После потопа рано упоминается не только о многих городах, но и о целых государствах (Быт 10:10-12), как например в земле Сеннаарской Вавилон; в Ассирии Ниневия и др. Далее упоминаются Ханаанские города: Сидон, Газа, Содом, Гоморра, Адам, Цевоим (ст. 19), равно как и во времена Моисея и Иисуса Навина, Иерихон, обнесенный высокою стеною (Нав 6:19) Гай с 12,000 жителей (Нав 8:25). Гаваон (Нав 10:2), Асор, сильно укрепленный город, бывший главою всех северных царств (Нав 11:10). Во времена Давида и Соломона особенно был укреплен, распространен и украшен столичный город Палестины, Иерусалим. Кроме того, Соломон построил и возобновил следующие города: Фадмор, Пальмиру, Газер, Бефорон, Гацор, Ваалаф и Мегиддо (3Цар 9:12-19). Храм Соломонов был чудом света. По разделении царств не менее замечателен был город Самария, как по его прелестному местоположению, так и по богатству, укреплению и народонаселению, которое исчислялось во всей Палестине десятками миллионов, как например при Давиде оно простиралось до 5,000,000, а во времена Спасителя и еще более. О многочисленности населения, равно как и о благоустройстве и цветущем состоянии городов, кроме свидетельств Свящ. Писания и указаний светских писателей, доселе свидетельствуют развалины разрушенных городов Палестины. Путешественники во многих местах находят груды тесаных камней, столбов гранитных и мраморных колонн, развалины мощеных улиц, храмов, дворцов, замков, башен, водохранилищ и водопроводов. Такими развалинами переполнена почти вся Палестина, как например в Иерусалиме, Хевроне, Газе, Аскалоне, Азоте, в Самарии, Наблусе, Тире и Бейруте, в Дамаске, на Ливане и во многих других местах. Первоначально Палестина разделялась, сообразно с двенадцатью коленами Израилевыми, на 12 уделов, образовавших при жизни пророка и судии Самуила одно государство, первым царем которого был Саул. Это царство после почти полутора векового существования разделилось на два: Иудейское и Израильское. Царство Израильское в непродолжительном времени было разрушено Ассириянами, а царство Иудейское покорено Вавилонянами. После Вавилонского пленения Иудея разделена была на маленькие уделы под Персидским владычеством, причем Иудеи возвратились каждый в свой город, и в Свящ. Писании указываются города из разных колен, хотя возвратившиеся перечисляются не по коленам, а частью по городам и частью по семействам и родам (1Езд 2:8-10, Неем 7:11), но не теряется из виду и племенная разность до самых позднейших времен (Мф 1, 2, 4:13-16, Лк 2:4, 36, Деян 26:7, Рим 11:1, Филип. 3:5). Около времен Иисуса Христа и во время Его земной жизни Палестина разделялась на четыре части: Галилею, Самарию, Иудею и Перею (об — он пол, т.е. по ту сторону р. Иордана; Флав. о Войне Иуд. Кн. 3, гл. III. см. о каждой из означенных частей под собственным названием). В последующее время, под владычеством Римлян, мы находим разделение Палестины на три части: Палестина первая, вторая и третья. В первой заключались Иудея и Самария, во второй — Галилея, страна Трахонитида и Итурея, в третьей — Перея и Идумея. Все эти части по управлению находились в зависимости от Сирии, что остается и доселе под владычеством магометан, овладевших ею в 637 году по Р.Х. В настоящее время Палестина разделяется на четыре турецких санджака: Дамасский, Иерусалимский, Наблусский и Газский. Первоначально Палестина была обитаема многочисленными Ханаанскими племенами, как то: Иевусеями, Амореянами, Гергесеянами, Хананеянами, Кинеями (исполинским народом Еноховых детей), Филистимлянами и другими; впрочем, они мало помалу были покорены Израильтянами и большею частью истреблены. В настоящее время народонаселение ее состоит из Арабов, Турок, Египтян, Друзов, Армян и Христиан разных народов и исповеданий. Дальнейшую историю Палестины см. под словами: Евреи, Иудея Египет и Сирия

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
212.75 кб

Палестина в 1915 г. Свидетельство очевидца

Локшин Александр Ефимович
Читать PDF
6.67 мб

Палестина святой Руси (путеводитель с душепопечительным славословием)1

Шмидт Вильям Владимирович
Читать PDF
1.75 мб

Израиль и Палестина: испытание переговорным процессом (на примере «Осло-1» и «Осло-2»)

Абрамов С.М.
В статье речь идет о рассмотрении практического опыта внешнеполитического переговорного процесса Израиля и Палестины, который заслуживает особого внимания, так как аналога этому в истории международных отношений, в частности арабо
Читать PDF
411.29 кб

Стихотворение П. А. Вяземского «Палестина» в контексте духовно-эстетических исканий литературы серед

Александрова-Осокина Ольга Николаевна
В статье рассматривается специфика художественного воплощения «паломнической» тематики в стихотворении П. А. Вяземского «Палестина». Показано, что духовная лирика середины XIX в.
Читать PDF
133.36 кб

Международный аспект создания государства Палестина

Зауль Авад
Проблема палестино-израильских отношений, а также непосредственно вопрос создания Палестинского государства с самого своего зарождения вышли далеко за пределы Ближневосточного региона и стали неотъемлемой частью мировой политики.
Читать PDF
242.14 кб

Палестина оказалась на пороге гражданской войны

Степанов Георгий
Читать PDF
151.24 кб

Борьба за суверенитет в условиях глобализации: Палестина и Кашмир

Рамазанов Рашид Омариевич
Читать PDF
322.68 кб

Организация освобождения Палестины в перспективе провозглашения независимого государства Палестина

Аливаиви Асаад Мохаммед
в 2014 году исполнилось 50 лет со дня создания одной из самых масштабных организаций ближневосточного региона, которая не воспринималась израильскими спецслужбами на первом этапе ее существования как угроза своему государству и вп
Читать PDF
215.62 кб

Русская община в Палестине после первой мировой войны

Семенченко Нина Абрамовна
Читать PDF
145.90 кб

Российские православные школы в Палестине и Сирии на рубеже хiх-хх вв

Хохлов А. Н.
Читать PDF
207.05 кб

«Белая книга» У. Черчилля и динамика арабо-еврейской конфронтации в Палестине в начале 1920-х годов

Шандра Антон Владимирович
В статье прослеживается динамика арабо-еврейской конфронтации в Палестине в начале 1920-х годов во взаимосвязи с подготовкой и изданием в июне 1922 года заявления, больше известного как «Белая книга» (1922), министра по делам коло
Читать PDF
125.57 кб

Синагоги в Палестине до 70 г. : новый взгляд

Граббе Лестер Л.
В статье известного ученого всесторонне анализируется вопрос о бытовании синагог в Палестине в эпоху, предшествовавшую разрушению храма.
Читать PDF
172.07 кб

Монастыри и бедуины в османской Палестине и на Синае (XVI первая пол. Xix В. )

Панченко Константин Александрович
В статье на большом фактическом материале рассматриваются отношения между православными монастырями Арабского Востока (прежде всего лаврой св. Саввы Освященного в Палестине и монастыря св.
Читать PDF
204.20 кб

Территориальный гордиев узел в палестино-израильском конфликте

Федорченко Андрей Васильевич
Читать PDF
387.96 кб

Влияние «Арабской весны» на палестино-израильский конфликт

Тахер Джабер

Найдено книг по теме — 14

Похожие термины:

  • Сирия, Финикия и Палестина в III-II тысячелетиях до н.э.: возникновение цивилизации

    Здесь и в дальнейшем термины «Сирия, Финикия и Палестина» будут употребляться исключительно в их древнем значении, когда Сирия включала лишь западную часть современного государства Сирии (от р. Е
  • Палестина в первой половине I тысячелетия до н. э

    Юг Аравии был далекой периферией рабовладельческой Передней Азии. Гораздо большее значение имела в I тысячелетии до н. э. другая страна, расположенная ближе к основным центрам тогдашней цивилизац
  • Палестина во II тысячелетии до н. э

    Страна и население. Страна, лежащая между Египтом и Сирией и называемая Палестиной, в природном отношении делится на несколько областей. Вдоль побережья Средиземного моря тянется плодородная низ
  • Палестина в эллинистическо-римский период

    Палестинская гражданско-храмовая община, руководимая иерусалимскими первосвященниками, окончательно сформировалась ко второй половине IV в. до н.э. и получила значительную степень автономии, обо
  • Палестинские арабы

    палестинцы, - народ, коренное население Палестины. Общая численность 5,5 млн. чел. (1992): в Израиле 286 тыс., на Западном берегу р. Иордан 973 тыс., секторе Газа 645 тыс., в Иордании 2,23 млн. чел. Язык арабский. Ве
  • ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

    религиозно-просветительская организация. Пенз. отдел ИмПенз. правосл. Палестинского об-ва открыт 30 янв. 1894. Целью Пенз. о. было собирание и распространение сведений о святых местах Востока, оказани
  • Положение в Финикии и Палестине при Ахеменидах

    Положение в сатрапии, которая в источниках называется Заречьем, было во многом сходно с положением в Вавилонии. Богатые торговые города Финикии — Тир, Сидон, Арвад и др,— были экономически связан
  • Культура. Алфавит в Сирии, Финикии и Палестине в III-II тысячелетиях до н.э

    Древнейшие израильтяне не имели ни своего строительного, ни изобразительного искусства, от эпоса сохранились лишь отрывки, а письменной литературе, заслуживающей интереса во многих отношениях, е
  • Общественные течения в Палестине во II в. до н.э. - I в. н.э

    Во второй половине II в. до н.э. выкристаллизовались три общественно-политических и религиозно-философских течения; саддукеев, фарисеев и ессеев. Помимо них в рассматриваемый период возникало множ
  • Падение независимых государств в Палестине

    В 63 г. до н.э. римский полководец Помпеи включил Иудею в состав римской провинции Сирия на правах автономией области, однако сильно урезал ее территорию. Одип из последних Хасмонеев, Гиркан II, был на
  • БРИТАНСКИЙ МАНДАТ В ПАЛЕСТИНЕ

    мандат Лиги наций, выданный Великобритании на управление бывшей турецкой провинцией Палестина. После поражения Турции в Первой мировой войне ее бывший вилайет Палестина был передан под управлен
  • ПАЛЕСТИНСКИЕ ВОССТАНИЯ 1920, 1929, 1933, 1936-39

    уникальный узел природных, социально-экономических и других коммуникаций в многомерном пространстве Евразии. Здесь Великая Евразийская степь при встрече с Великой рекой рождает энергетику высо
  • Австрия, 1975. Палестинский терроризм

    804/805–876) –король Восточно-Франкского королевства (Германия), основатель династии нем. Каролингов, сын франкского императора Людовика Благочестивого, после разделов Империи правил землями, на кот
  • Сомали, 1977. Палестинский терроризм

    1882-1937) Tюрколог-историк; узб. просветитель. Род. в с. Башмаковка Зацаревской вол. Астраханской губ., в семье узбека из племени мангыт. Учился в Астрахани, затем в медресе в Казани и Уфе. С 1908 в Туркестан
  • ПАЛЕСТИНСКИЙ ТЕРРОРИЗМ, 1968–99

    материальный и духовный упадок с т.зр. уровня и качества жизни. Понятие, противоположное понятию соц. благополучия. Показатели неблагополучия/благополучия измеряются количественной и кач. динами
  • Палестинский фронт освобождения

    (Jabhat Al–tahrir Al–filistiniyyah) – ПФО. Террористическая группа, возникшая в результате разногласий в рядах Народного фронта освобождения Палестины – Генеральное командование в связи с поддержкой лидером
  • ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

    научно-благотворительная организация. Основано в 1882 в С.-Петербурге для поддержки православия на Ближнем Востоке, содействия паломничеству в Святую Землю. В Палестине и Сирии строило православны
  • РОССИЙСКОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

    РПО) - научная орг-ция при АН СССР, изучающая историю, археологию, этнографию и филологию народов вост. Средиземноморья. Создана в 1882 как Православное палестинское об-во в целях облегчения паломнич
  • Валентины Кесарийской (Палестинской) мученицы при психоневрологическом интернате № 18 церковь

    (улица Каховка, дом № 8) Эта домовая церковь была освящена 6 марта 1999 г. Приписана к Новоспасскому мужскому монастырю.
  • Европа, 1970. Народный фронт освобождения Палестины

    (Lull, Ramon) (ок. 1235–1315) См.: social choice (общественный выбор).