Памфил
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Памфил - игумен Спасо-Елиазарова монастыря. Жил в XV - XVI веках. Известен очень ценным посланием псковскому наместнику (1505 год) о необходимости прекращения купальских языческих игр, происходивших в ночь на праздник рождества св. Иоанна Крестителя (23 - 24 июня). Послание П. напечатано в ""Дополнениях к актам историческим"" (т. I, № 22) и в ""Чтениях Московского Общества Истории и Древностей"" (1842, № 4).
Источник: Биографический словарь. 2008
др.-гр. художник и теоретик сикионской «Академии». По Плинию Старшему, «первый в живописи получил образование во всех науках, особенно в арифметике и геометрии, и говорил, что без них в искусстве невозможно достичь совершенства».
В несохран. трактате о мастерстве живописи разрабатывал законы построения идеальной фигуры, ее светотеневой моделировки. Работал в технике энкаустики.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
????????,
1. афинский полководец, посланный в 389 г. против Эгины, которая при поддержке Спарты отделилась от Афин. Он осадил Эгину, но флот его был рассеян, и войско только по прошествии 5 месяцев могло освободиться. Хеn. Hell. 5, 1, 1-5. Около этого времени какой-то П. был публично осужден за кражу (Arist. Plut. 174, со схолиями); очень может быть, что это тот же самый П., т. к. при таких обстоятельствах он легко мог быть заподозрен во взяточничестве;
2. ученик Платона и учитель Эпикура. Cic. de n. d. 1, 26, 70;
3. живописец из Амфиполя, ученик Евпомпа, основал свою школу живописи в Сикионе ок. 360 г. до Р. X., целью которой было дать художникам научную, особенно математическую подготовку, художественное чутье и точность в исполнении. Благодаря ему, рисование вошло в число свободных художеств. Plin. 35, 10, 36. Ему приписывали сочинения о живописи и грамматике.
— игумен Спасо-Елиазарова монастыря конца XV и начала XVI в. Он известен, как автор послания Псковскому наместнику (1505 г.) о необходимости принять меры к прекращению среди Псковичей — языческих, так называемых купальских, игр в ночь на рождество Иоанна Крестителя (23—24 июня); послание Памфила дает любопытное описание остатков язычества в Псковской области в начале XVI в., по наблюдениям современника-очевидца. Сохранившееся в нескольких списках сочинение это напечатано в "Дополнениях к Актам Историческим" (т. I, № 22) и в "Чтениях Общества истории и древностей Московских" (1842, № 4); отрывок же из него помещен у Карамзина в "Истории Госуд. Росс." (т. VII, пр. 372).
Филарет, "Обзор русс. дух. лит.", I, № 114; Макарий, "История Русской церкви", VII, 261; Строев, "Списки иерархов", 387; Карамзин, "История Госуд. Росс." (1819), VII, 193; м. Евгений, "Словарь исторический о бывших в России писателях духов. чина" (1827), II, 154.
Вс. С
—ий.{Половцов}