похвальная публичная речь. В античности — литературный жанр. Позже — всякое восхваление в литературном произведении.
ПАНЕГИРИК
ПАНЕГИРИК
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Панегирик
греческое понятие. Первоначально в Древней Греции речь на праздничном собрании, например, хвалебная речь Исократа в 380 г. до н. э. об Афинах и их истории. В Риме стало употребляться как название хвалебных речей и стихов (отсюда — панегирический — неумеренно хвалебный).
Панегирик
(. шт., греч.), в Др. Греции речь на праздничном собрании (греч. panegyris), например хвалебная речь Исократа 380 до н. э. об Афинах и их истории («Панафинейская»). Поскольку эти праздничные речи, как правило, носили характер хвалебных и поощрительных, с рим. времени слово «П.» стало употребляться как назв. хвалебных речей и стихов (отсюда панегирический неумеренно хвалебный).
Источник: Словарь античности. 1989
Панегирик
греч. произносимый на всенародном собрании)
похвальное слово, сказанное на общегос. празднестве. Начало П. как жанру положил Исократ, а наибол. распространение он приобретает с эпохи эллинизма в кач-ве хвалебной речи в честь правителей. П. был жанром, наиб, далеким от реальной жизни, т. к. его герой наделялся идеальными чертами. В Др. Греции П. писали Дион Хрисостом, Либаний, Синесий. В Рим. империи, где П. получил дальн. развитие, особенно известен П. Плиния Младшего в честь имп. Траяна (98 - 117).
Н.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
похвальное слово, сказанное на общегос. празднестве. Начало П. как жанру положил Исократ, а наибол. распространение он приобретает с эпохи эллинизма в кач-ве хвалебной речи в честь правителей. П. был жанром, наиб, далеким от реальной жизни, т. к. его герой наделялся идеальными чертами. В Др. Греции П. писали Дион Хрисостом, Либаний, Синесий. В Рим. империи, где П. получил дальн. развитие, особенно известен П. Плиния Младшего в честь имп. Траяна (98 - 117).
Н.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ПАНЕГИРИК
от греч. panegyrikОs lОgos – похвальная публичная речь), в античной литературе похвальные слова («Панегириком» названы речи Исократа (436–338 до н. э.), в которых он призывает греков к войне против персов). Панегирик получил распространение в европейской поэзии 16–18 вв. («Панегирик» (1609) Дж. Марино). В рус. литературе известны панегирики Феофана Прокоповича («Панегирикос, или Слово похвальное…»). Панегириком также принято называть всякое восхваление. Панегирической, т. е. «похвальной» была рус. придворная поэзия 17–18 вв. («приветства» Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, оды М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, В. П. Петрова, Г. Р. Державина, эпистолы М. М. Хераскова).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ПАНЕГИРИК
(греч. Panegyrikos — хвалебная речь) — название происходит от одной из известней-ших речей Исократа (380 г. до н.э.). Были разные виды панегириков — похвала богам, царям, городам, живот-ным и т.д. Были также поздравительные, приветственные и утешительные речи. Теория и практика панегириков была разработана в античной риторике. Обычно панегирик представлял собой речь, в которой подроб-но разбирались все добродетели человека, говорилось, как они получены, как он их применяет. В средние века панегирик использовался в житиях святых, в эпоху Возрождения — в политической публицистике. Новый расцвет этот жанр переживает в эпоху классицизма — оды, прославляющие просвещенного монарха, писали Ж. Б. Боссюэ и Ж. Б. Массийон во Франции, М. В. Ломоносов, Ф. Прокопович в России и др. Позже панегирик потерял свое значение, сохранившись частично лишь в юбилейных речах. Панегирическая поэзия известна также и в восточной литературе. Возникла она еще у шумеров в III тыс. до н.э. Ее классическая форма сложилась в арабской поэзии — касыда, газель. В таком виде она распространилась по всем мусульманским странам.
ПАНЕГИРИК
• ??????????? ?????,
panegyricus, речь изысканного содержания, произносимая с блестящей дикцией, по всем правилам риторического искусства, в торжественном собрании (?????????), рассчитанная на то, чтобы понравиться множеству слушателей. Quint. 2, 10, 11. Предмет такой речи имел отношение к празднику или к празднующему народу; в речи прославлялись деяния и стремления народа, чтобы этим возбудить в нем патриотизм и соревнование. Впоследствии такие речи относились и к частным лицам, почему они получили характер похвального слова. К таким панегирикам причисляют: ?????????? и ??????? — Горгия, ?????????? и ????? ??????????? — Лизия, ??????????? — Исократа, ???????????? — Аристида. Этот род красноречия перешел из Греции в Рим. Самое важное сочинение этого рода, имеющее историческое значение, есть Panegyricus Плиния Младшего, в котором он благодарит Траяна за назначение его консулом. Впоследствии речи такого рода нередко носили характер низкопоклонничества, хотя все еще сохраняли прежнюю внешнюю отделку, как это видно в 12 сохранившихся от 3 в. от Р. X. речах, которые суть не что иное, как благодарственные адресa, поднесенные императорам галльскими городами; они были написаны по заказу известными ораторами Галлии, напр., Евмением (см. Эвмений). Издание латинских panegyrici в новейшее время B?hrens´a (1874).