вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа — пластика, жест, мимика. Букв. — все воспроизводящий подражанием.
ПАНТОМИМА
ПАНТОМИМА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Пантомима
греч. pantomimоs, букв. – все воспроизводящий подражанием) – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика исполнителя.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Пантомима
(греч. подражающий всему), сценич. игра, в процессе которой актер, часто называвшийся пантомимом, представляет драматич. действия без слов, но лишь посредством жестов, мимики и танцев; поясняющие слова поет хор. Особенно любимые широкими слоями народа П. и мим вытеснили в Риме комедию. Юстиниан в 526 запретил П., поскольку содержание ее часто было фривольным. В наши дни под П. понимается исполнительское искусство, которое пользуется преим. жестами и мимикой.
Источник: Словарь античности. 1989
Пантомима
греч. pantomimes - все воспроизводящий подражанием)
в Древ. Риме танцевальное представление, передающее содержание жестами и пластикой. Иск-во П. развилось из ритуал, танцев, но впоследствии приобрело развлекательный характер. Сюжетами для П. служили преим. трагедии и эпос. Исполнителями вначале были мужчины, выступавшие в масках; женщины были допущены в III - IV вв. Наибольшей популярности жанр П. достиг в эпоху Рим. империи и был запрещен имп. Юстинианом (527 - 565) из-за фривольного содержания.
Е.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
в Древ. Риме танцевальное представление, передающее содержание жестами и пластикой. Иск-во П. развилось из ритуал, танцев, но впоследствии приобрело развлекательный характер. Сюжетами для П. служили преим. трагедии и эпос. Исполнителями вначале были мужчины, выступавшие в масках; женщины были допущены в III - IV вв. Наибольшей популярности жанр П. достиг в эпоху Рим. империи и был запрещен имп. Юстинианом (527 - 565) из-за фривольного содержания.
Е.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ПАНТОМИМА
(греч. Pantomimos — все, воспроизводящий подражанием) вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является жест, мимика, пластика человеческого тела. Истоки пантомимы — в Древней Греции, где и появилось это слово, обозначающее актера, играющего с помощью одних телодвижений. В средние века к пантомиме прибегали скоморохи. В Новое время она использовалась в итальянской комедии дель арте. В ка-честве самостоятельной театральной формы появилась в XIX в. в Англии (Д. Гримальди) и во Франции (Ж.Б. Г. Дебюро). В конце XIX в. пантомимы разыгрывались на сценах мюзик-холлов (в Европе), в цирках и балаганах (в России), появились школы пантомимы — во Франции (Л. Руфф), в Великобритании, в Германии. В одной из таких трупп начинал выдающийся артист и режиссер Ч. Чаплин. Пантомиму активно использовали крупнейшие русские режиссеры первой половины XX в. — А. Я. Таиров, В. Э. Мейерхольд. Современная пантомима включает в себя как полноценные театральные спектакли (в Москве есть театр мимики и жеста), так и выступления отдельных актеров — мимов. Круп-нейшим мимом XX столетия был М. Марсо (Франция).