ПАРАДОКС
Парадокс
(от греч. para — против и doxa — мнение), в античной логике высказывание, многозначное в отношении истинности или логики, которое может быть равным образом доказано как истина и как ложь.
Источник: Словарь античности. 1989
ПАРАДОКС
неожиданный, странный — неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение, вывод или поведение. В логике — противоречие, полученное в результате правильного рассуждения.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Парадокс
античное понятие, обозначающее в логике высказывание, многозначное в отношении истинности или логики, которое может быть равным образом доказано как истина и как ложь (от греч. para — «против» и doxa — «мнение»).
ПАРАДОКС
от греч. paradoxos – странный), афоризм, резко расходящийся с общепринятым здравым смыслом, часто имеющий остроумную форму. Назначение парадокса – заставить читателя или слушателя задуматься над, казалось бы, очевидными вещами. Напр., парадокс О. Уайльда: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра». Парадокс часто используется в сатирической литературе, в ораторской прозе. На парадоксах основаны анекдоты, пародии. Парадокс может использоваться как удачный полемический прием (напр., Б. Шоу во время своей лекции на тему «Телесные наказания», получив от слушателей вопрос: «Как вы относитесь к солдатам, которые сами требуют для себя телесного наказания за какую-либо провинность?» – ответил парадоксом: «Тема моей лекции – телесные наказания, а не телесные утехи», побуждая слушателей задуматься о смысле слова «наказание»). Парадоксом в античной философии также называлась остроумная притча, доказывающая какой-либо философский постулат (напр., парадокс Зенона об Ахиллесе и черепахе или о стреле, якобы доказывающий невозможность движения).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ПАРАДОКС
• ?????????,
называется в стоической философии изречение, которое по своей игривости кажется для простого человека странным, неожиданным, даже противоречащим здравому смыслу, но при ближайшем рассмотрении оказывается верным и основательным. Цицерон написал под заглавием ????????, что он переводит то через Admirabilia (Cic. fin. 4, 27), то через Mirabilia (acad. 2, 44. Sen. ep. 81. Quint. 9, 2. 23), риторическое изложение шести стоических изречений. Со времен александрийцев ???????? обозначает сочинения особого рода: выписки из древнейших исторических, естественноисторических сочинений о замечательных происшествиях, сгруппированные по содержанию. Такого рода сочинение написал Каллимах. К таким писателям, ??????????????, принадлежали: Антигон, Афеней, Мирсил, Лисимах, Аристотель, Пселл и др. Критические издания парадоксографов Westermann´a (1839) к О. Keller´a (rerum naturalium scriptures Graeci minores, vol. I, 1877).