ПАРОДИ
ПАРОДИ
Parodi), Джованни (4.VIII.1889 - 16.XII.1962) - деятель итал. рабочего движения. В 1909 вступил в социалистическую партию. В 1919 - слесарь-лекальщик з-да ФИАТ в Турине, один из первых организаторов на туринских предприятиях фаб.-зав. советов. В период движения за Занятие предприятий в 1920 был избран пред. фаб.-зав. совета своего завода и фактически возглавлял там рабочее самоуправление. Участвовал в основании компартии (1921) и был избран в ее ЦК. После захвата власти фашистами (1922) в 1923 эмигрировал в СССР, в 1927 вернулся для подпольной работы в Италию, вскоре был арестован и 10 лет провел в тюрьме. В 1937 бежал во Францию. В 1943 вернулся в Италию. Руководил антифаш. стачками 1943 и 1944 в Милане. В 1944 был арестован нацистами, подвергнут жестоким пыткам. Через 2 месяца бежал из тюрьмы. Возглавил генуэзскую орг-цию компартии и во время освободит. антифаш. восстания (апр. 1945) был чл. повстанческого триумвирата Лигурии. В 1945-61 - один из руководителей Всеобщ. итал. конфедерации труда, в 1945-51 - чл. ЦК ИКП, в 1951-62 - чл. ЦКК ИКП. Лит.: "Unit?", 1959, 4 ag?sto; 1962, 17 dicembre. К. В. Кобылянский. Москва.
Пароди
, Филиппо (Parodi, Filippo) 1610, Генуя — 1701, Генуя. Итальянский скульптор. Сын резчика по дереву из Генуи. Сформировался в Риме, где испытал влияние Дж. Л. Бернини. Работал в Генуе, где сильны были влияния французской и испанской пластики, в частности традиции О. Пюже, который жил здесь в 1661—1667, но его работы были лишены драматизма. В работах Пароди сказалось также влияние деревянной религиозной скульптуры ("pasos procesionales"). Основные работы в Генуе: статуи четырех Добродетелей, св. Антония Падуанского, св. Франциска и св. Доменико, надгробие Орацио Секко (базилика Санто в капелле дель Тезоро), Мадонна с Младенцем (церковь Сан Карло), статуя Кротость (церковь Сан Филиппо), Пьета (церковь Санта Джустиниана), в Королевском дворце отдельные аллегорические фигуры, украшения мебели. С 1683 работал в Венеции, в скульптуру которой привнес традицию барокко: использование сочетаний цветного мрамора, экспрессивные жесты и изгибы фигур, развевающиеся одежды; очень изящно умел передавать легкие ткани. Две его наиболее значительные работы: надгробие Франческо Морозини в церкви Сан Никколо да Толентино (ок. 1680) и статуя Иоанна Крестителя в церкви Санта Мария ди Кариньяно.
Лит.: Nava Cellini A. La sculptura del Seicento. Torino, 1982.
Е. Федотова
Лит.: Nava Cellini A. La sculptura del Seicento. Torino, 1982.
Е. Федотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006