ПАРОХОД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПАРОХОД
судно, приводимое а движение паровой машиной или турбиной (турбоход). Первый П. построен в 1807 г. в США Р. Фултоном. В России один из первых П. «Елизавета» сооружен в 1815 г.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Пароход

Еще в начале XVIII в. Дени Папен построил лодку, приводимую в движение паром. Но лодка двигалась медленно, так как паровой двигатель, установленный на ней, был еще несовершенен. Кроме того, Папен не смог довести испытания этой лодки до конца: ее разбили лодочники на р. Фульде.
В 1736 г. англичанин Джонатан Хольз попытался применить на судах паровую машину Ньюкомена. Однако эта машина оказалась совершенно непригодной в качестве двигателя судна.
С изобретением парового двигателя Уатта начались опыты по применению новой машины в судоходстве. Наиболее удачной попыткой можно считать пароход, построенный французом Жоффруа. В 1781 г. его паровая лодка при помощи парового двигателя могла уже целый час плыть против движения.
В 1785 г. американец Фитч построил пароход, где паровой двигатель приводил в движение весла. Однако испытания парохода прошли неудачно.
Первый пригодный для судоходства пароход изобрел инженер и механик ирландец Роберт Фултон. Он родился в бедной крестьянской семье, был гениальным самоучкой.
Свой первый, еще несовершенный, пароход Фултон построил и испытал на Сене в Париже. В 1803 г. опыт удался, судно в течение 1,5 часа плавало по Сене, развивая скорость 5 км в час (по течению). Так как на строительство большого парового судна французское правительство не отпустило средств, Фултон уехал в Америку, где продолжал заниматься совершенствованием своего парохода.
В 1807 г. Фултон построил колесный пароход «Клермонт», установив там паровую машину двойного действия Уатта. Длина парохода равнялась 43 м, мощность двигателя – 20 л. с., тоннаж – 15 т. В 1807 г. «Клермонт» совершил свой первый рейс по Гудзону из Нью?Йорка в Олбани протяжением 150 миль (270 км). Происходивший против течения и при встречном ветре рейс занял 32 часа. Скоро по Гудзону было налажено регулярное движение. «Клермонт» Фултона положил начало паровому судоходству. С этого времени пароходы стали строить и в других странах.
В 1811 г. шотландец Белль построил первый пароход в Англии. В 1815 г. в России на Ижевском металлургическом и механическом заводах были построены первые два парохода. Мощность паровых машин пароходов достигала 30 л. с. В том же году был построен и первый пароход в Петербурге. Он совершал регулярные рейсы между Петербургом и Кронштадтом. С применением парового двигателя в судоходстве начался процесс создания мощного парового морского торгового, пассажирского и военного флотов.
Вслед за изобретением речного парохода делаются попытки технически усовершенствовать все виды морского транспорта. Уже в 1819 г. на трансатлантической линии между Америкой и Европой появился пароход «Саванна», доставивший груз хлопка из США в Англию. «Саванна» находилась в пути 26 дней. В том же 1819 г. «Саванна» пришла в Петербургский порт. Это был первый иностранный пароход, посетивший Россию. В 1825 г. английский пароход «Энтерпрайз» за 113 дней совершил путешествие из Лондона в Калькутту. В 1829 г. голландский пароход «Кюрасо» прошел путь из Голландии в Вест?Индию за 32 дня.
Однако морское судостроение до 40?х годов XIX в. развивалось сравнительно медленно. Строительство пароходов тормозили недостатки в конструкции, выявленные в процессе эксплуатации, устранить которые сразу не представлялось возможным. И только коренное изменение конструкции пароходов и двигателей, а также переход к новым строительным материалам для строительства судов стимулировали быстрое развитие морского судостроения.
Величайшее значение для судостроения имел переход к строительству железных и стальных корпусов пароходов.
Другим очень важным фактором развития морского флота было изобретение гребного винта, сменившего гребные колеса первых пароходов. До конца 30?х годов XIX в. пароходы строились с гребными колесами, которые ломали морские волны. Они являлись наиболее уязвимым местом во время боя, их повреждение сразу же выводило судно из строя.
В 1826 г. Иосиф Рессел, впервые изготовил небольшой гребной винт и затем установил его на маленькой лодке грузоподъемностью 5 т. Винт приводился в движение вручную двумя матросами. Испытания лодки прошли успешно. Лодка Рессела развивала скорость большую, чем двухвесельная лодка. После первых испытаний, проходивших в Триесте, Рессел окончательно решил вопрос о месте расположения гребного винта: между кормой и рулем (в первых вариантах винт находился под носом лодки).
В 1827 г. Рессел оформил патент на свой гребной винт сроком на два года.
Ему удалось убедить некоего купца Фонтано финансировать постройку парового судна с винтом и совершать на нем постоянное плавание между Триестом и Венецией.
После неоднократных просьб изобретателю удалось получить разрешение на постройку парохода с винтом. Был построен двухмачтовый пароход «Сова», водоизмещением 48 т и грузоподъемностью 33 т. А 4 августа 1829 г. «Сова» вышла в свое первое плавание с 40 пассажирами на борту. Длина крупного гребного винта «Совы» была равна 1,88 м, диаметр – 1,88 м. На пароходе была установлена паровая машина мощностью в 6 л. с.
В апреле 1828 г. в Париже Рессел продемонстрировал гребной винт, установленный на небольшой лодке. Некий Бауэр – посредник фирмы «Маляр» – втерся в доверие к Ресселу, обещал финансовую поддержку и просил рассказать о своем изобретении. Доверчивый Рессел показал Бауэру чертежи и ознакомил его с принципом работы гребного винта. Узнав секрет изобретения, Бауэр исчез. А через 4 месяца после посещения Ресселом Парижа, 19 августа 1828 г., французская фирма «Маляр» получила патент на гребной винт. В патенте вместо винта фигурировала спираль, которая была точной копией винта Рессела.
10 июня 1829 г. английский торговец Карл Гуммер, не без помощи Бауэра, также получил патент на гребной винт, отличавшийся от винта Рессела только тем, что у него был один полный виток. С этого времени во многих странах началась усиленная работа над воплощением идеи использования винта как движителя пароходов.
Гуммер построил ряд пароходов с гребными винтами. В 1838 г. англичанин Смит построил первый, вполне пригодный для практических целей, пароход «Архимед» с гребным винтом. Вскоре был сделан еще ряд усовершенствований винтовых пароходов, и к концу 40?х годов XIX в. гребной винт начал быстро вытеснять гребные колеса, в первую очередь в морском военном флоте.
Увеличение размеров пароходов вызвало рост размера двигателя и введение различных усовершенствований (введение многократного расширения пара, пара высокого давления и т. п.), изменилась и мощность двигателей. Если мощность паровых двигателей на первых пароходах составляла не более 10–20 л. с., то в конце 1850?х годов американский инженер?механик Брюнелль построил пароход «Великий восточный» с двумя двигателями мощностью по 8300 л. с. каждый.
С начала 30?х годов стали появляться первые пароходы, пригодные для регулярных океанских рейсов. С конца 30?х годов XIX в. наладилось регулярное пароходное сообщение между Европой и Америкой, а затем между Европой и другими континентами. В 1842 г. было совершено первое кругосветное путешествие на пароходе. Пароходные линии, подобно железным дорогам, обеспечивали быстроту и регулярность передвижения, а также резко понизили стоимость перевозки грузов.
До 70?х годов паровой флот не являлся полновластным хозяином водных просторов. Существовал и парусный флот, занимающий значительную часть общей системы водного транспорт. В 1871 г. мировой тоннаж парового флота составлял всего 2,4 млн тонн, а тоннаж парусного флота достиг 15,3 млн тонн, но паровой флот развивался стремительно, а в парусном флоте, наоборот, наметилась тенденция к упадку.

Источник: 100 знаменитых изобретений. 2009

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Философский пароход»презентация документального фильма

Пырин Александр Григорьевич
Читать PDF
0.00 байт

"Аргунь - первый амурский пароход

Чепелев Владимир Романович
Используя различные архивные и исторические материалы, автор прослеживает судьбу парохода «Аргунь». Рассмотрена история постройки судна. Описаны навигационные и экспедиционные перипетии и их преодоление командой парохода «Аргунь».
Читать PDF
0.00 байт

"пароход тронулся, заиграла музыка. . . ": сын военспеца РККА М. Н. Артамонов о путешествии из Омска

Петин Дмитрий Игоревич
Данная археографическая публикация посвящена быту Западной Сибири в начале 1920-х гг. Цель работы на примере фрагмента дневника М. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Плавучий пароход-санаторий и борьба с туберкулезом в первые годы советской власти

Ливенцев Дмитрий Вячеславович, Макерова Светлана Юрьевна
Статья рассматривает преемственность опыта борьбы с туберкулезом от врачей Российской империи к советским медикам.
Читать PDF
0.00 байт

Белый пароход

Поляков Тарас Пантелеймонович
The author reminds his acquaintance with Dr Elena Kuzmina at the Russian Institute for Cultural Research, in which she was invited to chair the famous Museology Department and a trip on board of the river steamer, where his innova
Читать PDF
0.00 байт

«Пароход современности» и русский постмодернизм в XXI веке

Бабичева Юлия Викторовна
В статье «Пароход современности» и русский постмодернизм в XXI веке» Ю.В. Бабичева обнаруживает в постмодернистской прозе известных русских авторов конца последнего десятилетия В. Маканина, А. Кабакова, В.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен коммунальной квартиры в повести И. Грековой "вдовий пароход"

Пителина Наталья Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Фольклорно-мифологический контекст повести Чингиза Айтматова «Белый пароход»

Мироненко Е. А.
Статья посвящена фольклорно-мифологическому контексту повести Ч.Т.Айтматова «Белый пароход». Автор анализирует фольклорно-мифологическую основу образной системы и хронотопа повести.
Читать PDF
0.00 байт

Конфликт как форма отражения действительности («Белый пароход» Ч. Айтматова)

Шаззо Казбек Гиссович
В статье рассматриваются вопросы формирования художественного конфликта в произведении, его роль в духовно-эстетическом и нравственно-эпическом содержании, в сфере жанрообразования и стилистическом развитии текста и контекста, в с
Читать PDF
0.00 байт

Человек и пароход: знаки русской культуры в прозе Михаила Елизарова и Александра Проханова

Юрьев Денис Юрьевич
В статье дан анализ романов Михаила Елизарова «Pasternak» и Александра Проханова «Теплоход “Иосиф Бродский”» с точки зрения функционирования в них своеобразных «знаков» русской культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Белый пароход Киргизии среди Львов постсоветского авторитаризма

Малашенко Алексей
Читать PDF
0.00 байт

Зарождение и развитие пароходного движения в Верхне-Ленском бассейне (60-е гг. XIX в. - 1917 г.)

Арутюнов Г. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Пароходы ижевских заводов

Лапшин Роман Витальевич, Митюков Николай Витальевич, Порцева Людмила Павловна, Коробейников Алексей Владимирович
Показано, что на Ижевских заводах занимались проблемами судостроения и судоремонта. При этом здесь было потроено как минимум два парохода.
Читать PDF
0.00 байт

Специфика работы Нижневолжского речного пароходства в 1944-1945 годах

Гоманенко О. А.
В статье отражена деятельность Нижневолжского речного пароходства по перевозке грузов и пассажиров на заключительном этапе Великой Отечественной войны.
Читать PDF
0.00 байт

К истории парохода «Кампанья де Филипинас»

Митюков Николай Витальевич
Прослежена судьба парохода «Кампанья де Филипинас», ставшего самым крупным судном Филиппинского революционного флота в 1898 г.

Похожие термины:

  • ФИЛОСОФСКИЙ ПАРОХОД

    образное, собирательное понятие, вошедшее в историко-публицистическую литературу и обозначавшее кампанию по высылке за границу неугодных Советской власти интеллектуалов, проведенную в нескольк
  • Бельское Речное Пароходство

    осуществляет перевозки пассажиров и грузов по рекам Белой, Уфе, транзитные рейсы по Волге от Астрахани до Н.Новгорода и далее на Москву, по Дону до Ростова-на-Дону, принимает и обрабатывает суда и г
  • ДРАМА ПАРОХОДА ЛЕНИН

    Немногие знают, что 27 июля 1941 года на погибшем у мыса Сарыч в Черном море крупнейшем пассажирском пароходе «Ленин» количество человеческих жертв превышает число погибших на «Титанике» и «Лузитан
  • ПАРОХОДСТВО

    основное хозрасчетное предприятие или акционерное общество водного транспорта. Различают морские, речные и озерные П. В их ведении, кроме судов, находятся также порты, судоремонтные заводы и др.
  • Парохос

       • ???????,          см. Matrimonium, Брак, 4.
  • Пароходы

    Пароходы (steamship), см. Транспортная революция.