ПАСТЕРНАК

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПАСТЕРНАК
Борис Леонидович (1890–1960) — вошел в литературу как поэт, писатель, переводчик Шекспира, Гете, Шелли, Китса, Верлена и др. Своим «божеством» он назвал А. Н. Скрябина, чьи философ-ские и музыкальные идеи, поиски и эксперименты нашли отражение в ранней лирике Пастернака, актив-ного участника авангардистской группы «Центрифуга». Его первый сборник стихов «Близнец в тучах» (1914) наполнен языческим преклонением перед природой — огромным живым организмом со множеством тонов, полутонов и оттенков, звуки которого подобны звукам музыкальных инструментов. Первой русской и Октябрьской революциям были посвящены поэмы Пастернака «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт» и «Высокая болезнь» (1923), в которой поэт одним из первых в советской литературе создал образ В. И. Ленина. В 30-е гг. свойственные лирике Пастер-нака «тайнопись», «иносказание», «шифр», ассоциатив-ная метафоричность и экспрессивность не вписыва-лись в рамки социалистического реализма. Его обвиняли в подчеркнутой субъективности, в отходе от революционной тематики. Гонения усилились в 50-е гг., когда был издан за границей и переведен на 24 языка лиро-эпический роман Пастернака «Доктор Живаго» (1945–1955), в котором, по его признанию, были даны определения «самому дорогому и важному: земле и небу, большому горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти». Писатель вынужден был отказаться от Нобелевской премии, присужденной ему за «выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционной ниве великой русской прозы». В стихах последнего десятилетия своей жизни Пастернак обращается к «вечности», Вселенной-храму, пытаясь разгадать ее «письмена», мечтая о пришествии новой эры
— эры милосердия и «добра», одолевающих «силу подлости и злобы».

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ПАСТЕРНАК
Борис Леонидович (1890, Москва – 1960, Переделкино), русский поэт, прозаик.
Автор поэтических сборников «Близнец в тучах» (1913), «Поверх барьеров» (1916), «Сестра моя жизнь» (1917, опубл. в 1922), «Темы и варьяции» (1923), «Две книги» (1927), «Второе рождение» (1932), «На ранних поездах» (1943), «Избранные стихи и поэмы» (1945), ряда поэм, романа в стихах «Спекторский» (1925–30), автобиографической повести «Охранная грамота» (1928–31) и романа «Доктор Живаго» (1946–56). Родился в семье художника Леонида Осиповича Пастернака, в доме которого бывали знаменитые писатели и художники. После окончания гимназии учился на юридическом ф-те Московского ун-та, позднее перешел на философское отделение историко-филологического ф-та. В раннем поэтическом творчестве Пастернака усматривается близость к символизму, однако критика не спешила причислить автора к тому или иному художественному направлению, так как он стремился к синтезу. С 1909 по 1912 г. примыкал к кружку молодых поэтов «Сердарда». Осенью 1913 г. Пастернак составил первый поэтический сборник «Близнец в тучах», который вышел в количестве 200 экземпляров. В 1916–17 гг. работает на химических заводах Урала, в то же время создает сборники «Поверх барьеров» и «Сестра моя жизнь». К середине 1920-х гг. переходит к эпическим формам: «Спекторский», «Лейтенант Шмидт» (1926–27), «Девятьсот пятый год». В поэме «Девятьсот пятый год» используется традиционный для русской классической литературы прием ретроспекции. Центральным событием является революция, но Пастернака интересуют истоки этого события. Он обращается к предшествующей эпохе:
Крепостная Россия
Выходит
С короткой приструнки
На пустырь
И зовется Россиею после реформ.
Во второй пол. 1930-х гг. Пастернак подвергался нападкам критики за независимость положения и поведения. В кон. 1930-х гг. он начинает работать над переводами У. Шекспира (некоторыми исследователями они оцениваются как слишком вольные). После начала Великой Отечественной войны эвакуировался, затем вернулся в Москву, где вышла книга «На ранних поездах». Осенью 1946 г. за лирические произведения Пастернак был впервые выдвинут на соискание Нобелевской премии. С осени 1947 г. началась его травля в печати, но Пастернак продолжал работать.
Центральное произведение Пастернака – роман «Доктор Живаго» (1956). Замысел создания произведения возник в 1946 г. В апрельском номере журнала «Знамя» за 1954 г. появились 10 стихотворений из романа под заглавием «Стихи из романа в прозе “Доктор Живаго”». Одним из наиболее важных стихотворений этого цикла является «Гамлет» (1946). О необходимости многоуровнего восприятия данного текста В. С. Баевский пишет: «Гамлет» – стихотворение о герое Шекспира принце датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, Богочеловеке, Сыне Божием, пришедшем на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрии Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке». Тема искусства, творчества соединяется в этом стихотворении с философским осмыслением жизни. Используя шекспировскую традицию, Пастернак, создавая образ Гамлета, несколько смещает акценты. В трагедии Шекспира Гамлетом движет идея мести. Пастернак же останавливается на уровне противостояния героя и суровой лживой действительности. «Не Гамлет выбирает – его выбирают, – подчеркивает В. Н. Альфонсов. – Он проводник высшего начала, он призван восстановить единство мира – единство «видимости и действительности». В общем плане это соответствует представлениям Пастернака о сущности искусства и долге художника».
Роман «Доктор Живаго» по жанру можно обозначить как философский, однако он интересен и с исторической точки зрения: в нем упоминаются такие важные события рус. истории, как Русско-японская война, 1-я мировая война, революции 1917 года, Гражданская война, Великая Отечественная война. В центре произведения – идея свободы личности и столкновение героя с обстоятельствами, нарушающими его представления о жизни. Главный герой произведения, доктор Юрий Андреевич Живаго, – человек творческий. Его говорящая фамилия, которую автор долго искал и выбирал, сохраняет в себе застывшее окончание в старинной огласовке, словно свидетельствующее о присутствии на страницах романа «святаго живаго духа».
Несмотря на художественную зрелость произведения, его путь к читателю был сложен. В 1957 г. роман вышел в Италии на итальянском языке. В СССР в публикации произведения было отказано. Лишь в 1988 г. роман был опубл. на родине, став одним из произведений т. н. «возвращенной» литературы.
В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Пастернак очень хотел ее получить, деньги он готов был перечислить в Комитет защиты мира. Но его вынудили отказаться от высокой награды, начавшуюся травлю смягчило только участие мировой общественности в судьбе опального писателя. О своих мыслях и причинах отказа от премии Пастернак поведал в стихотворении «Нобелевская премия», опубликованном в английской печати в феврале 1959 г., в финале которого есть такие строки:
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Основная тема романа – судьба интеллигенции в эпоху революции, Гражданской войны и последующих кровавых событий рус. истории. Пастернак пытался изобразить жизнь такой, как она есть, без лживой идеологической составляющей. В романе много сквозных символических образов (метели, снегопада, свечи). «Свеча горела» было одним из предполагаемых названий романа. Глубина символа раскрывается в Нагорной проповеди Христа. Свеча, поставленная на стол, светит всем в доме и символизирует доброту, добрые дела, обращенные к людям. Если свеча олицетворяет жизнь и доброту, то бури и метели связаны с темой смерти. Пастернак использовал в романе особый сюжетный ход – включение в заключительную часть поэтических произведений (стихотворной тетради Юрия Живаго). В романе много пейзажных зарисовок, которые напоминают стихотворения в прозе.
В стилистическом своеобразии романа прослеживаются традиции рус. классики (черты творческой манеры Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина). Символична картина, описанная в эпилоге романа: история жизни Татьяны – дочери Юрия и Лары. На ее примере Пастернак показывает опрощение и духовное обнищание нового поколения. Выросшая в смутное время без отца, без матери, Татьяна лишилась той духовной полноты жизни, которой обладали ее родители. Ее судьба оказалась типичной для многих. Процесс нравственного и духовного оскудения России чрезвычайно беспокоил Пастернака. Возможно, именно эта глобальная проблема, с высокой степенью остроты поставленная в романе, и вызвала наиболее яростные нападки критики.
В 1960 г. Пастернак работал над пьесой «Слепая красавица», оставшейся незаконченной. Пятого февраля поэт писал в одном из писем: «Какие-то благодатные силы вплотную придвинули меня к тому миру, где нет ни кружков, ни верности юношеским воспоминаниям, ни юбочных точек зрения, к миру спокойной непредвзятой действительности, к тому миру, где, наконец, впервые тебя взвешивают и подвергают испытанию, почти как на Страшном суде, судят и измеряют и отбрасывают или сохраняют; к миру, к вступлению в который художник готовится всю жизнь и в котором рождается только после смерти, к миру посмертного существования выраженных тобою сил и представлений». Он скончался в результате тяжелой скоротечной болезни.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Пастернак и Пушкин: ижевские параллели (из неопубликованной книги "Деревенский Петербург")

Кобзев Игорь Иванович
"Доктор Живаго"-роман Бориса Пастернака, в котором оп исаны Прикамье и Ижевск в годы революции и гражданской войны. Будущий писатель работал здесь конторщиком и именно здесь принял решение посвятить себя литературному творчеству.
Читать PDF
0.00 байт

Встреча русской эмиграции с «Доктором Живаго» Рец. На: Флейшман Л. Борис Пастернак и “холодная война

Мансуров Б.Б.
Читать PDF
0.00 байт

Легенда о святом георгии в русской прозе 1930-1950-х гг. (М. А. Шолохов, Б. Л. Пастернак, Л. М. Леон

Солдаткина Янина Викторовна
Предметом рассмотрения в данной статье стало преломление популярной христианской легенды о Св. Георгии Победоносце в русской прозе 1930-1950-х гг. В произведениях таких авторов, как М.А. Шолохов, Б.Л. Пастернак, Л.М.
Читать PDF
0.00 байт

Лермонтов и Пастернак: эстетический и философский аспекты проблемы

Антудова Татьяна Алексеевна
В статье рассматривается связь творчества М.Ю. Лермонтова и Б.Л. Пастернака с философией Шеллинга.
Читать PDF
0.00 байт

Б. Пастернак в «Лирическом театре» М. Цветаевой

Гончарова Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Борис Пастернак: поэтика перевода (на материале стихотворения Горация « к Помпею Вару»)

Теперик Т. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Борис Пастернак: голос как память

Князева Елена Михайловна
В 2015 году мировое литературное сообщество отмечает 125 лет со дня рождения Бориса Пастернака. Наследие поэта велико.
Читать PDF
0.00 байт

Б. Пастернак под пером цензуры («Охранная грамота», 1929-1931)

Кушнирчук Наталья Петровна
Период конца 1920-х годов для Бориса Пастернака годы творческого самоопределения.
Читать PDF
0.00 байт

2015.04.022. Б.Л. ПАСТЕРНАК (1890-1960) В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. (СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ)

Петрова Т.Г.
Читать PDF
0.00 байт

2014. 01. 025. «Доктор Живаго»: Пастернак, 1958, Италия: Антология статей / cост. : Гардзонио С. , Р

Красавченко Т.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Пастернак vs «Pasternak»: художественная функция стихотворения «Рождественская звезда» в романе Миха

Юрьев Д.Ю.
В статье рассмотрена художественная функция стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда» в романе М. Елизарова «Pasternak».
Читать PDF
0.00 байт

Есть ли сегодня хорошая детская книга? Произведения для детей А. Жвалевского, Е. Пастернак

Крылова Мария Николаевна
В статье рассмотрены произведения для подростков, написанные в соавторстве русскоязычными белорусскими писателями Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак: «Время всегда хорошее», «Москвест», «Гимназия № 13».
Читать PDF
0.00 байт

Мотив ветра в книге «Когда разгуляется»: к теме Пастернак и Блок

Лукашенко Любовь Валерьевна
В настоящей статье мы сосредоточим внимание на пастернаковском цикле «Ветер (Четыре отрывка о Блоке)», а именно: проанализируем блоковское происхождение его ключевого образа, а также отметим иные связи «Четырех отрывков.
Читать PDF
0.00 байт

«Ощущения младенчества»: к теме «Пастернак и Ходасевич»

Сергеева-Клятис Анна Юрьевна
Статья посвящена проблеме взаимовлияния двух крупнейших фигур русской литературы XX в. Ходасевича и Пастернака.
Читать PDF
0.00 байт

Б. Пастернак и В. Маяковский в системе интертекстуальных связей лирики Б. Ахмадулиной

Кучина Татьяна Геннадьевна
Интертекстуальная техника Б. Ахмадулиной рассматривается сквозь призму отсылок в творчеству Б. Пастернака и В. Маяковского и мотивных, сюжетных, цитатных перекличек с конкретными стихотворениями этих поэтов.

Похожие термины:

  • Борис Леонидович Пастернак

    (1890-1960), советский поэт и писатель. Его отец был известным художником, мать-пианисткой. Получил образование в Москве и Гейдельберге. Изучал искусство, музыку и философию. Стал известным поэтом после
  • Пастернак, Борис Натанович

    Главный редактор журнала "Огонек" с 1998 г.; родился в 1946 г. в г. Минске; окончил факультет журналистики Белорусского государственного университета; работал в белорусских республиканских газета
  • БОРИС ПАСТЕРНАК

    (1890—1960) «Его дух наполнял весь наш дом», – записал российский поэт и романист Пастернак о друге семьи и наставнике, графе Льве Толстом. Этот дух Толстого, по правде сказать, дух заботы о человеке, д
  • ПАСТЕРНАК Михаил Исаевич

    1905 - не ранее 1985. Живописец, график. Окончил Рижскую АХ по классу проф. Я. Я. Куги. Работал в студии В. И. Шухаева в Париже. Исполнил иллюстрации к «Скупому рыцарю» А. С. Пушкина (Рига, издание А. И. Юпатов
  • Пастернак Леонид Осипович

    Пастернак (Леонид Осипович) - живописец-жанрист. Родился в 1862 г.; учился в одесской рисовальной школе, пользовался в Москве советами профессора Е. Сорокина , в Мюнхене - Гертериха и Лицен-Мейера, брал
  • Пастернак, Петр Леонтьевич

    [р. 8 (20) янв. 1885] — сов. специалист в области железобетонных конструкций и теории сооружений, действит. чл. Академии строительства и архитектуры СССР (с 1956). По окончании в 1910 Высшего технич. училища в
  • Пастернацкий, Федор Игнатьевич

    — терапевт; умер в 1902 г. {Брокгауз}  Пастернацкий, Федор Игнатьевич (1845—1902) — рус. терапевт-клиницист. В 1871 окончил Киев. ун-т; преподавал в военно-фельдшерской школе. В 1873—78 работал ординатором тера
  • Пастернацкий, Феодор Игнатьевич

    (род. в 1845 г.) — известный терапевт, из духовного звания; образование получил в Минской духовной семинарии и в Имп. университете св. Владимира, откуда выпущен лекарем с отличием в 1871 г. В 1872 г. определ
  • Пастернацкий, Иван Романов

    доцент психиатрии Варшав. унив.; род. 1848 г.; † 1887 г. 23 мая. {Половцов}
  • Пастернацкий Иван Романович

    Пастернацкий (Иван Романович) - психиатр (1848 - 1887), сын священника, учился в киевской гимназии и Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Изучал психиатрию сперва под руководством професс
  • Пастернацкий, Федор Игнатьевич (дополнение к статье)

    — терапевт; умер в 1902 г. {Брокгауз}  Пастернацкий, Федор Игнатьевич (1845—1902) — рус. терапевт-клиницист. В 1871 окончил Киев. ун-т; преподавал в военно-фельдшерской школе. В 1873—78 работал ординатором тера