евр. роэ. Пастух. Предки евреев, во время патриархов были скотоводами и кочевали со своими стадами; потому часто Библия дает нам много картин из пастушеской жизни. Наблюдение за стадами поручалось не только слугам, но и сыновьям и дочерям знатных лиц (Быт. 30:29; 29:6; Исх. 2:19). Рабство в Египте много содействовало приобретению привычки к оседлой жизни и мы часто видим, что те колена, которые еще имели склонность к кочевой пастушеской жизни, избрали себе подходящее для этого место на восточной стороне Иордана (Чис. 32:1 и дал.). Но и помимо них, некоторые сохранили любовь к пастушеской жизни (1 Пар. 4:39 и дал.; Иер. 35:6 и дал.). Занятие пастухов, по библейскому описанию, было нелегко и даже опасно. Пастух должен был переносить и холод, и жару (Быт. 31:40); заработок его был незначителен: может быть, он мог пользоваться некоторой частью продуктов, например, молоком (1 Кор. 9:7); так что он должен был довольствоваться простой пищей, например, ягодами сикоморы, рожками и, может быть, акридами и диким медом (Срав. Ам. 7:14; Лук. 15:16) Он постоянно подвергался опасности от диких зверей, например, льва и медведя (1 Цар. 17: 34; Ис 31:4; Ам. 3:12) и не был также в безопасности от нападения разбойников (Быт. 31:39). Одежда и снаряжение пастуха состояли из плаща, вероятно, из овечьей шкуры (Иер. 43.12), мешка с пищей, пращи с камнями (1 Цар. 17:40) и, наконец, посоха, который служил и оружием, и орудием для управления стадом (1 Цар. 17:40; Пс. 22:4, Зах. 11:7). Когда пастух пас стадо вдали от селения, то строил себе шалаш (Ис. 38:12; срав. Песни П. 1:7). Иногда строили сторожевые башни для наблюдения за врагами и для защиты стад (2 Пар. 26:10; Срав. 27:4). Ежедневное занятие пастуха состояло в следующем: утром он выводил свое стадо из загона (Иоан 10:4), идя перед своими овцами и клича их, придя на пастбище, он стерег стадо с помощью своих собак (Иов 30 1) Если какая-нибудь овца убегала, он искал ее до тех пор, пока не находил (Иез 34:12; Лук. 15: 4) Он должен был поить их из корыта (у колодца или прямо из ручья (Быт 29-8; 30:38; Исх 2:16, Пс. 22 2) Вечером он вел их обратно в загон и пересчитывал (для того, чтобы удостовериться, что ни одна из них не пропала (при помощи своего посоха, под который овца пролезала (Лев. 27 32, Иез 20 37), под рукою считающего (Иер 33:13). Тяжелая ответственность лежала и на том пастухе или стороже, который стерег ночью находящихся в загоне овец (Иоан 10:3) Служба пастуха требовала много бодрствования (Лук 2-8) и заботы о молодых и слабых (Ис. 40: 11, Быт 33:13) У крупных владельцев, кроме пастухов, были еще надзиратели над пастухами, отсюда слово пастыреначальник (1 Пет 5 4; 1 Цар. 28.1; Срав. Быт 47-6).
В качестве иллюстрации к Иоан. 10 1-16 приводим рассказ миссионера Хартлея, который путешествовал по Греции и восточным странам: «Вчера вечером», говорит он, «остановил внимание на тексте Иоан 10 3, я обратился к своему слуге с вопросом, существует ли в Греции обычай давать прозвища овцам Он ответил мне, что овцам дают имена и что они прислушиваются к пастуху, когда он называет их по имени. Сегодня утром я удостоверился в этом, когда шел мимо стада овец, и предложил пастуху тот же вопрос, что и своему слуге. Пастух дал мне такой же ответ. Тогда я попросил его позвать одну из своих овец; он исполнил это, и тотчас же одна из овец отделилась от стада и побежала к пастуху с такой радостью и готовностью, какой я никогда не наблюдал у других животных; я также удостоверился в том, что на чужой голос овцы не идут, а бегут от него Пастух прибавил, что многие из его овец еще дики и не знают своего имени, но что через некоторое время они привыкнут и будут отзываться на свои имена». Из жизни пастуха и его обязанностей в Библии взято много примеров; все они знакомы и всякому понятны Цари и правители часто называются пастырями, подобно тому, как еще у Гомера цари назывались «пастырями народа». (Срав. 2 Цар. 5-2; Прит. 12:10; Пс. 77:71 и дал.; Мер 2:8). В Ис. 44:28 Бог называет Кира «Мой пастырь». Уже в Быт. 49: 24, в пророчестве Иакова Бог назван «Пастырем и твердыней (скалой) Израиля». Это название в дальнейшем встречается очень часто (Пс. 22; 79-2; Ис 40:11; Иер. 31:10). В Иез 34 Иегова, в противоположность ложным пастырям Израилевым, изображает Себя, как верного Пастыря, и обещает поставить над ними одного Пастыря — раба Своего Давида (стих 23), — Того, Который, пришед, сказал: «Я Пастырь добрый» (Иоан. 10:11), «Великий Пастырь овец» (Евр 13:20), Который отдал Свою жизнь за овец (Иоан 10:15; Мат. 9: 36) и Которого Петр называет «Пастырем душ (1 Пет. 2:25) и Пастыреначальником (1 Пет 5:4), так как Он является Наставником для всех пастырей, т е учителей и блюстителей, которым Он поручил пасти Свое стадо, как Он положил это на сердце Петру после Своего воскресения (Иоан 21:15 и дал.; Еф 4:11). Подобно тому, как Иегова обещал в Иер. 31:10 собрать рассеянного Израиля, как пастух собирает свое стадо, так и Иисус обещал собрать Своих рассеянных овец «И будет одно стадо и один Пастырь» (Иоан 10.16).
0.00 байт
Многообразие русских переводов стихотворения Кристофера Марло «Страстный пастух - своей возлюбленной
В статье рассмотрена история русской переводческой рецепции пасторального стихотворения Кристофера Марло «Страстный пастух своей возлюбленной», к осмыслению которого обращались ведущие русские переводчики XX начала XXI в. Т. Л.