ПАТРИСТИКА
ПАТРИСТИКА
термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских писателей II-VIII вв. Во II-III вв. П. выполняла в основном апологетические функции.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
ПАТРИСТИКА
термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских писателей II— VIII вв. Во II-III вв. П. выполняла в основном апологетические функции.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Патристика
лат. pater – отец) – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II – VIII вв. – так называемых отцов церкви (Тертуллиан, Климент Александрийский, Августин Блаженный и др.).
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Патристика
(от лат. patres — отцы), изучение истории христианства (литература, литургии, сочинения, догмы) до времени Григория I (590–604) на Западе и Иоанна Дамаскина (ум. ок. 750) на Востоке. П. возникла уже в 4 в. («История церкви» Евсевия, «О знаменитых людях» Иеронима и их многочисл. преемники и последователи).
Источник: Словарь античности. 1989
ПАТРИСТИКА
совокупность учений христ. церкви 2 — 8 вв. (в первую очередь «отцов церкви», отсюда назв.). Во 2 — 3 вв., в период гонений христиан со стороны рим. властей, П. хар-ризуется защитой христ. учения, полемикой с нехрист. философами. С 4 в. (с переходом христианства на статус гос. религии) гл. в П. становится систематизация христ. догм. Расцвет П. достигает кульминации в деятельности Василия Кесарийского, Григория Богослова, Григория Нисского на Востоке и Августина на Западе и завершается со смертью последнего (430). Заключит. период П. (сер. 5 — 8 вв.) хар-ризуется окостенением догмы; в это время были заложены основы схолатики.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПАТРИСТИКА
от лат. pater - отец) - совокупность учений христ. церкви 2-8 вв. (в первую очередь "отцов церкви", отсюда назв.). Во 2-3 вв., в период гонений христиан со стороны рим. властей, П. характеризуется защитой христ. учения, полемикой с нехрист. философами (см. Апологеты). С 4 в. (с переходом христианства на статус гос. религии) главным в П. становится систематизация христ. догм. Расцвет П. достигает кульминации в деятельности Василия Кесарийского, Григория Богослова, Григория Нисского на Востоке и Августина на Западе и завершается со смертью последнего (430). Заключит. период П. (сер. 5-8 вв.) характеризуется окостенением догмы; в это время были заложены основы схоластики. Лит.: Болотов В., Лекции по истории древней церкви, т. 1-3, СПБ, 1907-13; Зейдель И., Хозяйственно-этич. взгляды отцов церкви, пер. с нем., М., 1912; Studia patristica, Bd 1-5, В., 1957-62; Quasten J., Petrology, v. 1-3, Utrecht - Brussels, 1950-60 (изд. продолжается). С. С. Аверинцев. Москва.
ПАТРИСТИКА
сочинения римских и византийских богословов первой пол. 4–7 вв., почитавшихся как Отцы Церкви (от лат. pater – отец). В их произведениях упорядочивалась христианская догматика, излагались нормы христианской морали (произведения такого типа называются гомилетикой, что в переводе с греч. означает беседа), велась полемика с еретиками. Для изложения и обоснования христианской доктрины активно использовалась античная культурная традиция (некоторые из важнейших богословских терминов, использовавшихся Отцами Церкви, встречаются у древнегреческих философов). Отцами Восточной церкви считаются ранневизантийские церковные деятели и писатели: Василий Кесарийский (ок. 330–379), Григорий Назианзин (ок.330–90), Иоанн Златоуст (между 344 и 354–407), Афанасий Александрийский (295–373). Западноримские церковные деятели и писатели Амвросий Медиоланский (340–397), Иероним (ок. 340–420), Августин Блаженный (354–430), Боэций (480–524), Григорий Великий (ок. 540–604), Исидор Севильский (570–638) создавали латинскую христианскую культуру и литературу.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ПАТРИСТИKА
богословская наука, занимающаяся изучением творений святых отцов Церкви и систематическим изложением содержащегося в них учения. Близка к этому определению и патрология. Хотя термины «патрология» и «патристика» долгое время употреблялись в качестве взаимозаменяемых, их все же следует дифференцировать. Различие этих понятий весьма ясно сформулировал замечательный русский патролог Н.И. Сагарда: патристика, будучи по преимуществу наукой богословской, есть систематическое изложение заимствованных из отеческих творений доказательств, которые служат для исторического обоснования христианских истин. Она не дает образа жизни и литературной деятельности богословских писателей, опуская биографию и библиографию. Следовательно, в «патристике» индивидуальные особенности того или другого церковного писателя лишаются обычной ценности. От этой науки существенным образом отличается «патрология», включающая не только биографический и библиографический отдел, но и экзегетический, в котором излагается цельный образ учения того или другого писателя, с оттенением именно его индивидуальных особенностей, характерно отличающих данного писателя и определяющих его место в истории богословской мысли. В патрологии история христианских догматов представляется хронологически, в связи с самой жизнью древней Церкви и в том самом порядке, в каком христианские догматы раскрывались в действительности.
Следует еще отметить, что слово «патрология» нельзя понимать в узком смысле слова, т.е. как науку, занимающуюся исключительно изучением творений одних отцов Церкви. В поле ее зрения попадают жизнь, творческая деятельность и богословие всех церковных писателей, т.е. тех писателей, которые принадлежали к Церкви и сознательно выражали церковное вероучение. Поэтому понятие «патрология» является практически тождественным выражению «древнецерковная письменность».
Эта наука названа патрологией не потому, что она обязывалась говорить об одних только отцах Церкви, она изучает всех древних церковных писателей, а потому, что святые Отцы – носители, свидетели, истолкователи и защитники откровенной истины в таком виде, в каком она сохранилась в Церкви. По методу исследования она есть наука историческая; в то же время она есть и наука богословская, так как она изучает содержащееся в отеческих творениях учение, в котором находит подтверждение того, что Церковь сохранила неизменным вверенное ей апостолами учение.
Патрология исторически представляет постепенное внутреннее раскрытие христианской истины в произведениях древних церковных писателей, чтобы показать путем изучения этих писателей, каким образом христианская догма, христианская мораль и христианская практика достигли своего полного и всестороннего развития, в каком они существуют и теперь в православной христианской Церкви; посему и в патрологии двоякий интерес – исторический, как истории древней церковной литературы, и догматический, где она дает историческое раскрытие (формирование) христианской вероучительной системы, следя за этим у всех церковных авторов и отмечая у каждого из них по преимуществу характерное для него и отличное от других.
Следует еще отметить, что слово «патрология» нельзя понимать в узком смысле слова, т.е. как науку, занимающуюся исключительно изучением творений одних отцов Церкви. В поле ее зрения попадают жизнь, творческая деятельность и богословие всех церковных писателей, т.е. тех писателей, которые принадлежали к Церкви и сознательно выражали церковное вероучение. Поэтому понятие «патрология» является практически тождественным выражению «древнецерковная письменность».
Эта наука названа патрологией не потому, что она обязывалась говорить об одних только отцах Церкви, она изучает всех древних церковных писателей, а потому, что святые Отцы – носители, свидетели, истолкователи и защитники откровенной истины в таком виде, в каком она сохранилась в Церкви. По методу исследования она есть наука историческая; в то же время она есть и наука богословская, так как она изучает содержащееся в отеческих творениях учение, в котором находит подтверждение того, что Церковь сохранила неизменным вверенное ей апостолами учение.
Патрология исторически представляет постепенное внутреннее раскрытие христианской истины в произведениях древних церковных писателей, чтобы показать путем изучения этих писателей, каким образом христианская догма, христианская мораль и христианская практика достигли своего полного и всестороннего развития, в каком они существуют и теперь в православной христианской Церкви; посему и в патрологии двоякий интерес – исторический, как истории древней церковной литературы, и догматический, где она дает историческое раскрытие (формирование) христианской вероучительной системы, следя за этим у всех церковных авторов и отмечая у каждого из них по преимуществу характерное для него и отличное от других.
Источник: Православие. Словарь-справочник.