ПАТРОН
Патрон
римское понятие, обозначавшее членов патрицианских родов, которые брали под защиту отдельных лиц, становившихся клиентами. Завоеванные Римом города искали патроната влиятельного римского рода.
ПАТРОН
в Древнем Риме — лицо, бравшее под свое покровительство малоимущих или неполноправных граждан, которые назывались его клиентами и находились в зависимом от него положении. В широком значении — хозяин, непосредственный начальник кого-либо.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПАТРОН
боеприпас стрелкового оружия, в котором пуля, пороховой заряд и средство воспламенения соединены в одно целое с помощью гильзы. Благодаря этому качеству патрон стал называться унитарным. Прототипом современного патрона являлся так называемый бумажный патрон, соединявший в бумажной оболочке только заряд и пулю и употреблявшийся для стрельбы из кремневых ружей. Первые унитарные патроны с металлической гильзой в России появились в 1868.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
Патрон
боеприпас стрелкового оружия и малокалиберных (<75 мм) пушек, в котором пуля (снаряд), пороховой заряд и средство воспламенения объединены в одно целое с помощью гильзы. Такой П. обычно назывался унитарным. Различают П. стрелкового оружия (пистолетные, револьверные, автоматные, винтовочные и др.), промежуточные (занимает по мощности промежуточное положение между винтовочным и пистолетным П.), артиллерийские (калибра 20— 74 мм), а также безгильзовые (пороховой заряд в форме гильзы, пуля и капсюль-воспламенн-течь соединены с помощью сгорающего клеющего вещества) н малончпульсные (П. малокалиберного стрелкового оружия).
Источник: Словарь военных терминов
Патрон
(лат.), некоторые члены патрицианских родов, которые брали под свою защиту отдельных лиц, становившихся клиентами. В раннем Риме П. был защитником клиентов, искавших его покровительства, он был связан с ними взаимными обязательствами, основанными на fides и освящ. религией. Такие отношения существовали и впоследствии. Рим. право ставило всех вольноотпущенников под патронат их прежнего господина. Существовал также обычай, согласно которому завоеванные Римом города и пров. искали патроната влиятельного рим. рода, к помощи которого они могли бы прибегнуть в случае возникновения к.-л. затруднительных обстоятельств. Во времена Империи муниципии также передавали представление своих интересов в Риме к.-н. из уважаемых сенаторов и делали его своим П. На тех же основаниях выбирали своих П. коллегии и союзы. Во времена поздней Республики П. — это прежде всего представитель и защитник своих клиентов в суде. Защитником людей, ничем с ним не связанных, выступал обычно адвокат, а не П., но по старой памяти защищаемые, так же как все «маленькие люди», искавшие покровительства (материальной помощи, протекции и т. п.), именовали влиятельного покровителя, «благодетеля», в т. ч. и адвоката, их защищавшего, П., но их отношения никакой санкции — юридич. или религиозной — не имели.
Источник: Словарь античности. 1989
ПАТРОН
• Patr?nus,
защитник,
I. относительно клиентов. Кроме полноправных граждан (patricii) в Риме находились еще клиенты (от cluere, ??????, т. е. послушные), которые произошли от древнеиталийских туземцев, побежденных более сильными поселенцами. Из свободных собственников они обратились в подвластных клиентов, или захребетников, как это, кажется, вообще было в обычае в Древней Италии; в Риме же эти отношения приняли особый, религиозный характер. Клиент обязан был
1. браться за оружие вместе с П. и за него (в самые древние времена);
2. помогать П. в случае надобности деньгами, особенно при наделении дочери приданым, при расходах на общественные потребности, при выкупе П. из плена и т. п. П., со своей стороны, должен был защищать клиента и давать ему совет, когда он в этом нуждался, напр., перед судом. Запрещалось тем и другим быть свидетелями друг против друга и жаловаться друг на друга; нарушение этих священных отношений наказывалось sacratione capitis. Co времени С. Туллия и клиенты были гражданами, как и плебеи (вновь переселившиеся латиняне), но они долгое время держали более сторону своих патрицианских покровителей, чем новых сограждан, до тех пор, пока позже эти отношения не ослабли; с этих пор клиенты считаются плебеями. Наконец, клиенты были не что иное, как бедные и простые люди, в противоположность богатым; они составляли придворный штат П., свидетельствовали ему по утрам свое почтение (salutare), сопровождали его на форум или на campus Martius и получали за это деньги и стол (sportula). Так было и при императорах. Иные были отношения между отпускающими на волю и вольноотпущенниками (libertus), см. Libertinus, Либертин. ср.: Fridl?nder, Sittengeschichte Roms, I, стр. 207 слл.
II. Покровительство (patronatus) корпорациям, общинам и целой стране образовалось по аналогии с только что упомянутыми отношениями отдельных личностей. Покоренные города и провинции отдавались под покровительство знатных фамилий в Риме; для последних это составляло почет, для первых же было весьма полезно. Так, Марцеллы были П. Сицилии, как упоминает об этом несколько раз Цицерон (Verr.); Цицерон был П. Капуи и т. п. Во времена Империи патронат над городами, коллегиями (collegia), обществами (sodalitates) и т. п. был вещью очень обыкновенной.
III. П., заступник на суде истца или обвиняемого: в этом значении это слово часто встречается у Цицерона и Квинтилиана; см. Advocatus, Адвокат.
защитник,
I. относительно клиентов. Кроме полноправных граждан (patricii) в Риме находились еще клиенты (от cluere, ??????, т. е. послушные), которые произошли от древнеиталийских туземцев, побежденных более сильными поселенцами. Из свободных собственников они обратились в подвластных клиентов, или захребетников, как это, кажется, вообще было в обычае в Древней Италии; в Риме же эти отношения приняли особый, религиозный характер. Клиент обязан был
1. браться за оружие вместе с П. и за него (в самые древние времена);
2. помогать П. в случае надобности деньгами, особенно при наделении дочери приданым, при расходах на общественные потребности, при выкупе П. из плена и т. п. П., со своей стороны, должен был защищать клиента и давать ему совет, когда он в этом нуждался, напр., перед судом. Запрещалось тем и другим быть свидетелями друг против друга и жаловаться друг на друга; нарушение этих священных отношений наказывалось sacratione capitis. Co времени С. Туллия и клиенты были гражданами, как и плебеи (вновь переселившиеся латиняне), но они долгое время держали более сторону своих патрицианских покровителей, чем новых сограждан, до тех пор, пока позже эти отношения не ослабли; с этих пор клиенты считаются плебеями. Наконец, клиенты были не что иное, как бедные и простые люди, в противоположность богатым; они составляли придворный штат П., свидетельствовали ему по утрам свое почтение (salutare), сопровождали его на форум или на campus Martius и получали за это деньги и стол (sportula). Так было и при императорах. Иные были отношения между отпускающими на волю и вольноотпущенниками (libertus), см. Libertinus, Либертин. ср.: Fridl?nder, Sittengeschichte Roms, I, стр. 207 слл.
II. Покровительство (patronatus) корпорациям, общинам и целой стране образовалось по аналогии с только что упомянутыми отношениями отдельных личностей. Покоренные города и провинции отдавались под покровительство знатных фамилий в Риме; для последних это составляло почет, для первых же было весьма полезно. Так, Марцеллы были П. Сицилии, как упоминает об этом несколько раз Цицерон (Verr.); Цицерон был П. Капуи и т. п. Во времена Империи патронат над городами, коллегиями (collegia), обществами (sodalitates) и т. п. был вещью очень обыкновенной.
III. П., заступник на суде истца или обвиняемого: в этом значении это слово часто встречается у Цицерона и Квинтилиана; см. Advocatus, Адвокат.