приверженцы еретического антифеодального движения в христианстве, возникшего в VII вв. в Византии, на территории современной Западной Армении. Выступали против феодальной эксплуатации, материального и политического неравенства. Идейные источники: манихейство, маздакизм. Вероучение дуалистично: мир разделен на враждебные царства — духовное, царство бога (добра), и материальное, царство сатаны (зла). Отвергли христианскую церковь как защитницу порядков, созданных сатаной, культ Богородицы, пророков, святых, икон, отказались от крещения, причащения, постов. Оказали влияние на развитие ереси тодракийцев в Армении, хуррамитов в Азербайджане, богомильства в Болгарии и Византии.
ПАВЛИКИАНЕ
ПАВЛИКИАНЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПАВЛИКИАНЕ
участники крупнейш. еретич. движения в Византии. Назв. получили, по-видимому, от того, что идеологи П. часто ссылались на «Послания» апостола Павла, считая, что «Послания» подтверждают их взгляды. Движение П. зародилось, по-видимому, в 6 в. в Армении или Сирии. П. выступали против соц. неравенства, роскоши, иконопочитания. Религ. учение П. по своей догматике было близко манихейству. П. принимали активное участие в восстании Фомы Славянина 821 — 823. Своего наи-высш. подъема движение П. достигло к сер. 9 в. На вост. границе империи П. создали ряд крупных укрепл. пунктов (Тефрика, Амара и др.) и под руковод. талантливых полководцев Карбеаса и Хрисохира совершали успешные походы во внутр. обл. Византии. В 70-х гг. 9 в. войска визант. имп. Василия I разгромили опорные пункты П.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Павликиане
предположительно от имени апостола Павла) — участники одного из наиболее значительных по размаху и последствиям еретич. движений. Зародилось в VII в. в Армении, а в VIII—IX вв. получило широкое распространение в Малой Азии и в европ. владениях Визант. империи. Основное ядро движения составляли крестьяне и частично гор. низы, хотя последователи п. были в разных слоях общества. Дуализм учения п. основывался на вере в извечную противоположность добра и зла, царства Бога и царства сатаны, духа и плоти. Земной, материальный мир п. воспринимали как царство Сатаны, выступали против земных правителей, погрязших в пороках, против роскоши и распущенности духовенства, отвергали церк. иерархию, требовали упрощения церк. обрядов. П. не признавали таинства крещения и причастия, почитания Девы Марии и святых, поклонения кресту и иконам, требовали восстановления равенства раннехристиан. общин, которое они понимали не только как равенство перед Богом, но и как социальное равенство.
В 20-е гг. IX в. визант. правительство приняло против еретиков жесткие меры — за приверженность к ереси грозила смертная казнь. Спасаясь от преследований, п. бежали в Араб, халифат и основали свою колонию близ Мити лены. После подавления восстания Фомы Славянина к ним присоединились остатки армии повстанцев. В 40-х гг. IX в. п. построили на берегу Евфрата в Зап. Армении крепость Тефрику, ставшую их столицей. П. удалось временно создать независимое от Византии и Араб, халифата объединение, куда стекались беглые крестьяне и гор. беднота. Отсюда они совершали успешные набеги на Византию. Только после ряда походов в 872 г. императору Византии Василию I удалось захватить Тефрику и разгромить п.
Лит.: История Византии. Т. 2. М., 1967; Липшиц Е.Э. Пакликианское движение в Византии в VIII и первой половине IX в. // Визант. временник. 1952. Т. 5; Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII — первая половина IX в. М.; Л., 1961.
В 20-е гг. IX в. визант. правительство приняло против еретиков жесткие меры — за приверженность к ереси грозила смертная казнь. Спасаясь от преследований, п. бежали в Араб, халифат и основали свою колонию близ Мити лены. После подавления восстания Фомы Славянина к ним присоединились остатки армии повстанцев. В 40-х гг. IX в. п. построили на берегу Евфрата в Зап. Армении крепость Тефрику, ставшую их столицей. П. удалось временно создать независимое от Византии и Араб, халифата объединение, куда стекались беглые крестьяне и гор. беднота. Отсюда они совершали успешные набеги на Византию. Только после ряда походов в 872 г. императору Византии Василию I удалось захватить Тефрику и разгромить п.
Лит.: История Византии. Т. 2. М., 1967; Липшиц Е.Э. Пакликианское движение в Византии в VIII и первой половине IX в. // Визант. временник. 1952. Т. 5; Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII — первая половина IX в. М.; Л., 1961.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ПАВЛИКИАНЕ
греч. Paylikianoi, предположительно, от имени апостола Павла) - участники крупного ср.-век. еретич. движения. Осн. источн. изучения ереси П. - "Речь против павликиан" арм. католикоса (в 717-729) Иоанна Одзнеци ("Domini Ioannis Philosophi Ozniensis, Armeniorum Catholici. Opera", (Venetia), 1834), "Полезная история" Петра Сицилийского ("Historia utilis...", PG, t. 104), визант. хроники 9-10 вв. Ересь П. зародилась в сер. 7 в. на В. Визант. империи (в Зап. Армении), основателем движения был армянин Константин, принявший впоследствии имя Сильвана. К нач. 8 в. движение П. распространилось и в Вост. Армении, и в визант. М. Азии. Осн. массу П. составляли крестьяне и частично гор. низы. Движение носило ярко выраженный социальный характер - против феод. эксплуатации (против закрепощения, против гнета империи, против церкви), за равенство людей. Стремясь к простоте первых христ. общин, П. организовывались в общины, чл. к-рых пользовались равными правами. Возглавлял П. ересиарх, во главе воен. сил стоял "архонт вооруж. сил". В Армении движение П. к сер. 8 в. приняло характер не только социальной, но и нар.-освободит. борьбы против Халифата. По своим филос. воззрениям П. - дуалисты. На формирование их религ.-филос. учения оказали влияние манихейство, маздакизм. В основе учения П. - признание двух богов: бога добра (небесный отец) и бога зла (сатана); бог зла - творец видимого мира и людей; после его уничтожения распространится на земле власть бога добра. П. называли себя "настоящими христианами", Христа считали одним из ангелов, сыном бога добра. П. отвергали культ богородицы, пророков и святых, церковь и духовенство и особенно монашество. Из священных книг принимали лишь Новый Завет (без посланий апостола Петра). Наивысшего подъема движение П. в Византии достигло к сер. 9 в., когда П. перешли к открытой борьбе, к вооруж. восстанию против империи. Наиболее видными вождями П. в 9 в. были ересиарх Сергий, архонты Карвеас, Хрисохир. П. создали на арабо-визант. границе свое гос-во, основали гг. Тефрику (ставшую столицей), Аргаус и др. укрепленные пункты, откуда совершали во главе с Карвеасом и Хрисохиром походы во внутр. обл. Византии, доходя до Никеи и Никомидии. В 872 визант. войска разгромили П. и уничтожили Тефрику. Остатки П. нашли убежище в Армении, где их последователями стали тондракийцы (в визант. источниках часто называемые П.). В 8-9 вв. П. неоднократно переселялись визант. пр-вом во Фракию (гл. обр. в Филиппополь), где сыграли немалую роль в возникновении богомильства. Лит.: Юзабашян К. Н., К истории павликианского движения в Византии в IX в., ВИРА, 1956, No 4; Липшиц Е. Э., Очерки истории визант. об-ва и культуры, М.-Л., 1961, с. 132-69; Бартикян Р. М., Источн. для изучения истории павликианского движения, Ер., 1961; Ter-Mkrtchian К., Die Paulikianer im Byzantinischen Kaiserreiche..., Lpz., 1893; Runciman S., The Medieval Manichee, Camb., 1947; Loos M., Le mouvement paulicien de Byzance, "Byzantinoslavica", 1963, t. 24, fasc. 2, 1964, t. 25, fasc. 1. P. M. Бартикян. Ереван.