ПЕЧАТЬ
ПЕЧАТЬ
печатная продукция: книги, пресса, периодические издания. Кроме того, штемпель с изображением и названием предприятия или учреждения, с которого делается оттиск на документах, также называемый П.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПЕЧАТЬ
П. изготовлялись из металлов, драгоц. и полудраг. камней, нередко явл. произв. высокого иск-ва. П. служили доказат. достоверности грамот, писем, полномочий послов. В Греции и Риме часто пользовались кольцом-печаткой, в Месопотамии — т.н. роликовой П. — маленьким цилиндром из камня или глины с выгравиров. на нем орнаментом или надписью. Оттиски П. делались на глине или на иле (напр., в Египте).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
печать
оттиск, образ чего-либо (Мф 27.66) и тот инструмент (перстень), которым этот оттиск делается (Быт 38.18). Печати в древности употреблялись для запечатывания писем (книг), или чего-либо строго хранимого, скрепления (удостоверения) указов и деловых бумаг, поэтому слова «печать», «запечатлеть» часто употребляются в Священном Писании для обозначения подтверждения, удостоверения, точного отображения (Рим 4.11; 1Кор 9.2; Еф 1.13; 4.30).
Печать
(греч. sphragis, лат: signum, sigillum — знак). П. изготовлялись из металлов, драгоц. и полудрагоц. камней, нередко являлись произведениями высокого искусства. П. служили доказательством достоверности грамот, писем, полномочий послов. В Греции и Риме часто пользовались кольцом-печаткой, в Месопотамии — т. н. роликовой П. — маленьким цилиндром из камня или глины с выгравированным на нем орнаментом или надписью. Оттиски П. делались на глине или на иле (например, в Египте).
Источник: Словарь античности. 1989
ПЕЧАТЬ
(англ. seal, нем. Siegel), небольшой предмет из твердого материала, содержащий рисунок в технике инталия, который может быть перенесен на мягкую глину или воск. Обычная цель состояла в удостоверении владения или подлинности. Социальное значение П. поэтому очень велико, не говоря о художественных, иконографических и эпиграфических аспектах вопроса . Существуют два основных типа — П. — штамп и цилиндрическая П. Первый может иметь множество форм и оставляет единичный отпечаток. Второй тип, характерный для Древней Месопотамии, накатывался на какую-то поверхность, оставляя фриз повторяющихся рисунков.
Источник: Археологический словарь. 1990
Печать
восковое, воско-мастичное, сургучное изделие, а также оттиск на бумаге – рельефный, копотью от свечки, чернилами, – придававший документу официальное значение. В печати находилось изображение герба – государства, учреждения или частного лица. Письма запечатывались печатями на клапане конверта, казенные пакеты имели пять печатей. К особо важным документам (грамотам на дворянское достоинство, титул) прикладывались или привешивались на шнурах особые массивные печати. Для сбережения они были «под кустодиею», т. е. прикрывались кружком бумаги, пергамента, или даже заключались в кустодию рельефную металлическую золоченую коробочку с изображением герба.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
Печать
евр. хатимо. Печать существовала уже в древнейшие времена (Быт. 38:18). Геродот говорит, что «всякий носит кольцо с печатью и трость, вырезанные человеческой рукой». Перстень с печатью вешали на шнурке на шею или же носили на пальце правой руки (Иер. 22:24; Агг. 2:23). Даря такой перстень, князья или государи назначали обыкновенно своих любимцев на высокие должности (Быт. 41:42; Есф. 3:10). На самой печати, которая была из камня или металла, была выгравирована надпись (Исх. 28:11), вероятно, имя владельца кольца. На употребляемых теперь на востоке перстнях вырезано, обыкновенно, имя и изредка какой-нибудь стих из Корана. Когда печать служит для подписи, употребляют особого рода тушь, которой и смачивают печать. При запечатывании писем (Иов. 14: 17), источников (Песн. П. 4:12) употребляли глину или другой мягкий материал, способный воспроизводить отпечаток; об этом упоминается в книге Иов. 38:14: «Чтобы земля изменилась как глина под печатью». Слова «печать», «запечатать» и т.д. употребляются иногда в символическом смысле, обозначая подтверждение или тайну, или тщательно сохраняемую драгоценность (см. Рим. 4:11; 1Кор. 9:2; Втор. 32:34; Отк. 5:1; Песн. П. 8:6; 2 Тим. 2:19).
ПЕЧАТЬ
3Цар 21:8). Печать у Евреев обыкновенно употреблялась для удостоверения общественных и частных бумаг (Иер 32:10). Если нужно было запечатать дверь или ящик, то оные сначала обвязывались вервию, посредине которой полагалась сырая глина или воск, и затем уже она запечатывалась печатью. Часто вместо печати употреблялось кольцо или перстень с какою либо надписью. Передача перстня с царской руки считалась высочайшею почестью в восточных странах (Быт 41:42, Есф 3:10). Вероятно, что при запечатании гроба Спасителя (Мф 27:66) на камень, приваленный к гробу, была наложена мягкая глина или воск и затем уже на оных была положена печать, так что легко можно было сразу открыть всякое покушение сломать ее. По свидетельству новейших путешественников, печати к письмам, употребляемые в настоящее время на Востоке, делаются из агата, с именем или титулом отправителя, или каким либо вырезанным стихом из Корана (2Тим 2:19). Печать обыкновенно укреплялась в перстне и носилась на руке (Песн 8:6). Иезавель воспользовалась печатью Ахава для запечатания писем (3Цар 21:8). Затем о печатях упоминают пророки: Исаия, Иеремия, Даниил, Иезекииль, Аггей и др. (Ис 8:16, Иер 22:24, Дан 6:17, Агг 2:23, Иез 28:12). Впрочем в означенных цитатах более говорится о запечатании писем, нежели о самих печатях. Действительное употребление печати упоминается в Новом Завете только однажды, именно в Евангелии от Матфея (27:66) “и приложили к камню печать.” Выражение: ”сим запечатлел, что Бог истинен” (Ин 3:33) означает, что Христос Спаситель есть тот, которого послал Господь говорит слова Божий.” Бог положил Свою печать на Искупителе — означает, что Бог засвидетельствовал о Нем (Ин 6:27). Обрезание есть печать праведности чрез веру (Рим 4:11). Верующие запечатлены обетованным Святым Духом (Еф 1:13). “И не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления,” говорит ап. Павел (Ефес. 4:30). Обращенные суть, по слову апостола — печать апостольства в Господе, или засвидетельствование оного (1Кор 9:2). В книге Откровения не однократно упоминается о печатях и запечатании. Так например запечатанная книга означает такую книгу, содержание которой тайно и неизвестно, а снятие печати на оной относится к открытию и обнародованию содержания оной. Равным образом запечатление ста сорока четырех тысяч Израиля означает, что на них положена печать Божия, по которой их можно принять за истинных последователей Господа; точно также как печать звериная означает тех лиц, которые исполняют дела диавола (От 5:1, 6:1, 7:3, 10:4, 13:16-17, 22:10).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
ПЕЧАТЬ
в широком и собирательном значении – вся печатная продукция, в более узком, обыденном значении – газеты и журналы.
Коммунистическая печать опиралась на идеи, содержащиеся в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина. Партийно‑советская печать характеризовалась высокой идейностью, правдивостью, глубоким анализом действительности, доступностью массовому читателю. И.В. Сталин выступал за то, чтобы каждый печатный орган нашел свое определенное место в общепартийной работе.
В 1929 году в предисловии к книжке Е. Микулиной «Соревнование масс» И.В. Сталин писал: «В последнее время участились в нашей печати статьи и заметки о соревновании. Пишут о философии соревнования, о корнях соревнования, о возможных результатах соревнования и т. д., но редко можно встретить такие заметки, которые изображали бы сколько‑нибудь связно картину того, как проводится соревнование самими массами, картину того, что переживают миллионные массы рабочих, осуществляя соревнование и подписывая договоры, картину того, что массы рабочих считают дело соревнования своим собственным, родным делом. А между тем, эта сторона дела представляет для нас в высшей степени важную сторону соревнования».
В приветствии И.В. Сталина в газете «Комсомольская правда» говорилось: «Пусть «Комсомольская правда» будет призывным колоколом, будящим спящих, ободряющим уставших, подталкивающие отставших, бичующим бюрократизм наших учреждений, вскрывающим недостатки нашей работы, выявляющим успехи нашего строительства и облегчающим, таким образом: выработку новых людей, новых строителей социализма, нового поколения юношей и девушек, способных сменить старую гвардию большевиков».
В приветствии «Сельскохозяйственной газете» И.В. Сталин писал: «Привет и лучшие пожелания «Сельскохозяйственной Газете»! Желаю ей успеха в деле разработки и освещении вопросов развития сельского хозяйства на основе марксистско‑ленинской теории.
Будем надеяться, что она сумеет превратиться в организующий центр активных работников‑строителей, ведущих вперед трудное дело социалистической реконструкции нашего сельского хозяйства».
И.В. Сталин внимательно следил за печатью, поправлял допущенные ошибки. Он не раз поправлял газеты за ошибочное освещение вопросов ленинизма, толкование проблем строительства социализма, по конкретным экономическим вопросам, освещению событий культурной жизни и т. д. Он отвечал на вопросы корреспондентов газет, давал интервью и др. Сталин был инициатором многих решений ЦК партии по актуальным направлениям работы партийно‑советской печати, например, в 1946 «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». И.В. Сталин использовал печать для развертывания широких дискуссий по проблемам общественных наук и другим вопросам.
Автор многих книг и публикаций в печати И.В.Сталин особое внимание обращал на умение писать для широких масс народа. Его произведения служат образцом сочетания научности и популярности. Он раскрыл социальную роль печати в обществе, многое сделал для развития советского книгоиздательства, советской журналистики.
И.В.Сталин решительно выступал против использования печати для морально‑духовного разложения масс, прежде всего молодого поколения.
Коммунистическая печать опиралась на идеи, содержащиеся в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина. Партийно‑советская печать характеризовалась высокой идейностью, правдивостью, глубоким анализом действительности, доступностью массовому читателю. И.В. Сталин выступал за то, чтобы каждый печатный орган нашел свое определенное место в общепартийной работе.
В 1929 году в предисловии к книжке Е. Микулиной «Соревнование масс» И.В. Сталин писал: «В последнее время участились в нашей печати статьи и заметки о соревновании. Пишут о философии соревнования, о корнях соревнования, о возможных результатах соревнования и т. д., но редко можно встретить такие заметки, которые изображали бы сколько‑нибудь связно картину того, как проводится соревнование самими массами, картину того, что переживают миллионные массы рабочих, осуществляя соревнование и подписывая договоры, картину того, что массы рабочих считают дело соревнования своим собственным, родным делом. А между тем, эта сторона дела представляет для нас в высшей степени важную сторону соревнования».
В приветствии И.В. Сталина в газете «Комсомольская правда» говорилось: «Пусть «Комсомольская правда» будет призывным колоколом, будящим спящих, ободряющим уставших, подталкивающие отставших, бичующим бюрократизм наших учреждений, вскрывающим недостатки нашей работы, выявляющим успехи нашего строительства и облегчающим, таким образом: выработку новых людей, новых строителей социализма, нового поколения юношей и девушек, способных сменить старую гвардию большевиков».
В приветствии «Сельскохозяйственной газете» И.В. Сталин писал: «Привет и лучшие пожелания «Сельскохозяйственной Газете»! Желаю ей успеха в деле разработки и освещении вопросов развития сельского хозяйства на основе марксистско‑ленинской теории.
Будем надеяться, что она сумеет превратиться в организующий центр активных работников‑строителей, ведущих вперед трудное дело социалистической реконструкции нашего сельского хозяйства».
И.В. Сталин внимательно следил за печатью, поправлял допущенные ошибки. Он не раз поправлял газеты за ошибочное освещение вопросов ленинизма, толкование проблем строительства социализма, по конкретным экономическим вопросам, освещению событий культурной жизни и т. д. Он отвечал на вопросы корреспондентов газет, давал интервью и др. Сталин был инициатором многих решений ЦК партии по актуальным направлениям работы партийно‑советской печати, например, в 1946 «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». И.В. Сталин использовал печать для развертывания широких дискуссий по проблемам общественных наук и другим вопросам.
Автор многих книг и публикаций в печати И.В.Сталин особое внимание обращал на умение писать для широких масс народа. Его произведения служат образцом сочетания научности и популярности. Он раскрыл социальную роль печати в обществе, многое сделал для развития советского книгоиздательства, советской журналистики.
И.В.Сталин решительно выступал против использования печати для морально‑духовного разложения масс, прежде всего молодого поколения.