Пелоп — в греческой мифологии сын малоазийского царя Тантала. Пригласив богов на пир Тантал подал мясо убитого им П. Разгневанные боги оживили П. Став мужем дочери царя Элиды П. унаследовал власть в Элиде и распространил ее на всю Южную Грецию, название которой «Пелопоннес» древние греки возводили к имени П.
ПЕЛОПС
ПЕЛОПС
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПЕЛОПС
персонаж мифов, сын Тантала, отец Атрея и Фиеста, дед Агамемнона и Менелая. Когда он был ребенком, отец разрезал его на куски и преподнес в виде лакомого блюда богам, которые были у него в гостях. Но боги не прикоснулись к ужасному кушанью, а приказали Гермесу сварить растерзанные части тела в котле, чтобы соединить их и вернуть к жизни. Из Малой Азии Пелопс отправился в Пелопоннес и женился на Гипподамии, дочери Эномая. Эномаю было предсказано, что он умрет, если дочь его выйдет замуж, и потому он состязался со всеми ее женихами в езде на колеснице, и так как кони его были быстрее, то он нагонял женихов и убивал побежденных.Пелопс же подкупил возницу Эномая, Миртила, обещав ему половину царства в случае своего успеха. Миртил не укрепил колес на осях колесницы Эномая, вследствие чего Эномай погиб. От имени Пелопса Южная Греция получила название Пелопоннеса.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Пелопс
сын мифич. Тантала. Согласно мифу. Тантал, пригласив олимпийских богов на пир, разрубил на части собств. сына П. и предложил гостям кушанье из его мяса. Боги не прикоснулись к пище. Только Деметра, горюющая по своей утерянной дочери Персефоне, в рассеянности съела кусочек мяса, оказавшийся плечом ребенка. Когда боги возродили П. к жизни, они вставили ему искусств, плечо из слоновой кости. П. добился Гипподамии, дочери царя Эномая из Писы в Элиде, подкупив возницу Миргила. Соревнования в беге колесниц между П. и Эномаем рассматривали как начало соревнований колесниц на Олимпийских играх. П. был владыкой всего Пелопоннеса, который получил свое имя в его честь (остров Пелопса). На его поколении, особенно на сыновьях Атрее и Фиесте, лежало проклятие Миртила (чтобы не отдать Миртилу обегцанную награду, П. сбросил его в море). Изображение бега колесниц представлено на вост. фронтоне храма Зевса в Олимпии.
Источник: Словарь античности. 1989
ПЕЛОПС
• Pelops,
?????, внук Зевса, сын Тантала (см. Тантал), царя в Синиле в Малой Азии, и Дионы, дочери Атланта. Когда он был мальчиком, отец убил его, разрезал на части и приготовил из него кушанье, чтобы угостить богов, которые были у него на пиру. Боги, которые заметили обман, не прикоснулись к ужасному блюду, кроме Деметры, которая, в печали о пропавшей дочери, съела одно плечо. Боги возвратили мальчику тело и жизнь через Гермеса, который сварил раздробленные члены в котле, а вместо съеденного Деметрой плеча вставил плечо из слоновой кости. Этот рассказ возник вследствие предания, будто все члены рода пелопидов имели белое пятно на плече. Ov. met. 6, 404. Verg. Georg. 3, 7. Pind. оl. 1, 25 слл. Юношей П. отправился в Пису, чтобы свататься за Гипподамию, дочь тамошнего царя Эномая (сына Арея и Гарпинны, дочери Асона) и Плеяды Стеропы. Т. к. Эномаю было предсказано, что он умрет, если его дочь выйдет замуж, то он ставил женихам условие, чтобы они состязались с ним на колеснице от Писы до Посейдонова храма на Истме; если Эномай догонял жениха, то пронзал сзади копьем. Так погибло уже много юношей; только П., любимец Посейдона, победил Эномая, благодаря тому, что подкупил возницу его Миртила (Мирсила), сына Гермеса, который не укрепил колес колесницы на концах оси посредством чек, вследствие чего Эномай упал и умер или же сам причинил себе смерть, когда увидел себя побежденным. По Пиндару (оl. 1, 87), П. одержал победу не обманом, но благодаря быстроте коней, подаренных ему Посейдоном. П. обещал Миртилу половину царства, которое он получит вместе с рукой Гипподамии; но потом он бросил его в море, чтобы уклониться от исполнения своего обещания. Миртил проклял его и весь его род. Это проклятие и гнев Гермеса причинили много бед потомству П. Кроме Писы он приобрел еще Олимпию, где возобновил еще в более пышном виде игры. Он был самым сильным государем Пелопоннеса, который и получил от него имя. В Олимпии, на его могиле, приносили ему кровавые жертвы, как герою и покровителю состязаний. Pind. оl. 1, 90. От Гпподамии он имел сыновей: Атрея, Фиеста, Дия, Киносура, Коринфия, Гиппалкма, Гиппаса, Клеона, Аргея, Алкафоя, Элия, Питфея, Трезена и дочерей: Никиппу и Лисидику; по Пиндару — только 6 сыновей. От Аксиохи (или Данаиды) у него был сын Хрисипп, которого остальные братья возненавидели за то, что отец отдавал ему предпочтение перед другими. Атрей и Фиест, по наущению Гипподамии, убили его. П. выгнал за это своих сыновей из своей земли; они рассеялись по Пелопоннесу. Атрей и Фиест бежали в арголидскую Мидею, куда бежала и Гипподамия. По смерти Гипподамии П. перенес прах ее в Олимпию.
?????, внук Зевса, сын Тантала (см. Тантал), царя в Синиле в Малой Азии, и Дионы, дочери Атланта. Когда он был мальчиком, отец убил его, разрезал на части и приготовил из него кушанье, чтобы угостить богов, которые были у него на пиру. Боги, которые заметили обман, не прикоснулись к ужасному блюду, кроме Деметры, которая, в печали о пропавшей дочери, съела одно плечо. Боги возвратили мальчику тело и жизнь через Гермеса, который сварил раздробленные члены в котле, а вместо съеденного Деметрой плеча вставил плечо из слоновой кости. Этот рассказ возник вследствие предания, будто все члены рода пелопидов имели белое пятно на плече. Ov. met. 6, 404. Verg. Georg. 3, 7. Pind. оl. 1, 25 слл. Юношей П. отправился в Пису, чтобы свататься за Гипподамию, дочь тамошнего царя Эномая (сына Арея и Гарпинны, дочери Асона) и Плеяды Стеропы. Т. к. Эномаю было предсказано, что он умрет, если его дочь выйдет замуж, то он ставил женихам условие, чтобы они состязались с ним на колеснице от Писы до Посейдонова храма на Истме; если Эномай догонял жениха, то пронзал сзади копьем. Так погибло уже много юношей; только П., любимец Посейдона, победил Эномая, благодаря тому, что подкупил возницу его Миртила (Мирсила), сына Гермеса, который не укрепил колес колесницы на концах оси посредством чек, вследствие чего Эномай упал и умер или же сам причинил себе смерть, когда увидел себя побежденным. По Пиндару (оl. 1, 87), П. одержал победу не обманом, но благодаря быстроте коней, подаренных ему Посейдоном. П. обещал Миртилу половину царства, которое он получит вместе с рукой Гипподамии; но потом он бросил его в море, чтобы уклониться от исполнения своего обещания. Миртил проклял его и весь его род. Это проклятие и гнев Гермеса причинили много бед потомству П. Кроме Писы он приобрел еще Олимпию, где возобновил еще в более пышном виде игры. Он был самым сильным государем Пелопоннеса, который и получил от него имя. В Олимпии, на его могиле, приносили ему кровавые жертвы, как герою и покровителю состязаний. Pind. оl. 1, 90. От Гпподамии он имел сыновей: Атрея, Фиеста, Дия, Киносура, Коринфия, Гиппалкма, Гиппаса, Клеона, Аргея, Алкафоя, Элия, Питфея, Трезена и дочерей: Никиппу и Лисидику; по Пиндару — только 6 сыновей. От Аксиохи (или Данаиды) у него был сын Хрисипп, которого остальные братья возненавидели за то, что отец отдавал ему предпочтение перед другими. Атрей и Фиест, по наущению Гипподамии, убили его. П. выгнал за это своих сыновей из своей земли; они рассеялись по Пелопоннесу. Атрей и Фиест бежали в арголидскую Мидею, куда бежала и Гипподамия. По смерти Гипподамии П. перенес прах ее в Олимпию.