Переда

Найдено 1 определение
Переда
, Антонио де (Pereda, Antonio de) 1608, Вальядолид — 1678, Мадрид. Испанский живописец. Происходил из семьи малоизвестного художника. Учился у П. Куэваса, опытного педагога, в Мадриде. Испытал влияние Риберы и Веласкеса. Работал в Мадриде. Писал картины на исторические (Взятие Генуи маркизом Санта Крус, 1634, Мадрид, Прадо, для зала Королевств во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде) и на религиозные сюжеты (Благовещение, 1637; Освобождение апостола Петра из темницы; Св. Иероним, все — Мадрид, Прадо; Св. Доминик в Сориано, ок. 1655, Мадрид, Музей Серральбо). Внимание Переды к вещам, окружающим человека, сделало его первоклассным мастером натюрморта, тяготеющего к нарядности и безупречной передаче многочисленных, как правило, дорогих, тесно составленных предметов (Натюрморт с поставцом, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). По традиции парным к этому натюрморту считается Натюрморт с часами (1652, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Однако после экспонирования московского полотна на выставке европейского натюрморта в 1978 в Бордо возникли сомнения в его принадлежности кисти Переды, что требует тщательного специального изучения. Мотив изображенных здесь часов — образ беспощадного времени — и морских раковин как внешней оболочки ушедшей жизни сближает натюрморт Гос. музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина с жанром аллегорических картин Vanitas, где мир вещей, олицетворяющий богатство, власть, знатность, разнообразную человеческую деятельность (монеты, украшения, папская тиара, оружие, книги, лавровый венок, театральные маски, ноты), символизирует бренность земного бытия. Жанр Vanitas, допускавший множество вариантов и сюжетных связей (центром его развития в XVII в. был голландский город Лейден), укоренился в творчестве Переды и других испанских мастеров 2-й пол. XVII в. Значительная роль в нем принадлежала изречениям дидактического характера. В аллегории Переды Сон рыцаря (или Жизнь есть сон, Мадрид, Академия Сан Фернандо) над спящим юношей ангел держит ленту с надписью по-латыни: "Земное подобно стреле, оно летит быстро и убивает". В Vanitas (Вена, Музей истории искусства), где фигура крылатого ангела господствует над предметами, подчиненными символике иносказаний, под изображением черепа начертано "Nil omne" ("Все ничто").
Лит.: Натюрморт в европейской живописи XVI — начала XX века. Выставка картин из музеев СССР и ГДР: Каталог. М., 1984; Malizkaya X. Los dos cuadros de Antonio Pereda en el Museo de Bellas Artes en Moscu // Archivo Espanol de Arte y Arqueologia. 1932. № 8.
Т. Каптерева

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Последнее слово д-ра К. Д. Богатырца перед вынесением приговора, произнесенное перед Венским военным

Читать PDF
0.00 байт

Страх перед улицей - как страх перед обществом: особенности реабилитации людей с ограниченными физич

Павленко Д.С.
Рассматриваются современные проблемы реабилитации людей, переживших травматическую реакцию, глубокий стресс.
Читать PDF
0.00 байт

Монархисты Урала в спецкартотеке "лиц, скомпрометировавших себя перед Советской властью"

Богомолов А. И.
В статье дана краткая характеристика малоизвестного источника оперативной спецкартотеки «лиц, скомпрометировавших себя перед Советской властью», составленной в 1939-1956 гг. Главным архивным управлением НКВД СССР.
Читать PDF
0.00 байт

Апологет православия перед Австрийским военным судом. К 100-летию со дня рождения митрофорного прото

Мирович Роман
Читать PDF
0.00 байт

Записки донского государственника (М.П. Богаевский. Ответ перед историей. Великокняжеская. Март 1918

Сергеев В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

ЗАПИСКИ ДОНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННИКА (М.П. БОГАЕВСКИЙ. ОТВЕТ ПЕРЕД ИСТОРИЕЙ. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ. МАРТ 1918

Сергеев В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

«Женщина, переделывая себя, переделает мир» (политические представления Мэри Уоллстонкрафт и Кэтрин

Овчарова О. Г.
Читать PDF
0.00 байт

«в Союзе с передовыми нациями»: начало мировой войны в либеральном зеркале «Вестника Европы» (1914 1

Агапов Вадим Львович
В статье впервые рассматривается публицистика русского либерального журнала «Вестник Европы» в период Первой мировой войны.
Читать PDF
0.00 байт

Моделирование способов конструирования сосудов боборыкинского типа (к вопросу о передаче технологиче

Собольникова Т. Н.
Эксперименты позволяют значительно расширить возможности интерпретации археологических источников.
Читать PDF
0.00 байт

Анатолий Акимович Королев: «Мы на линии высоких передач»

Ламажаа Чимиза Кудер-оояовна
Читать PDF
0.00 байт

Отечественные учреждения культуры перед Великой Отечественной войной

Дорогова Людмила Николаевна
В статье рассматриваются особенности культурной жизни страны в 30-е начале 40-х годов ХХ века, характер политических событий, влиявших на развитие профессионального и самодеятельного творчества, на общее мироощущение в разных слоя
Читать PDF
0.00 байт

«Черный передел», «Народная воля» и еврейский вопрос: реакция русского народничества на еврейские по

Кудряшев Вячеслав Николаевич
Рассматривается отношение российских социалистов к еврейским погромам, охватившим южные губернии Российской империи в 1881 г.
Читать PDF
0.00 байт

Правовые аспекты российского законодательства о праве передвижения евреев внутри сибирского региона

Ульянова Оксана Сергеевна
Анализируются основные законы Российской империи о передвижении евреев в Сибири, действовавшие во второй половине XIX начале XX столетия.
Читать PDF
0.00 байт

Письма военнопленных Первой мировой войны как канал передачи информации

Абдрашитов Элик Евгеньевич
Проведен сравнительный анализ писем военнопленных россиян на территории Германии и Австрии и военнопленных немцев и австрийцев на территории России (Казанская губерния) на предмет их источниковой ценности, а так же приведены разли
Читать PDF
0.00 байт

Идентичность и образы предков: татары перед выбором

Шнирельман Виктор Александрович

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: