Пергам
ПЕРГАМ
в греч. миф. младший сын Неоптолема и Андромахи. После смерти Неоптолема П. и Андромаха переселились в М. Азию, где П. основал город, назв. им Пергамом (версия: переименовал в Пергам мисийский г. Тевфраний после того, как убил в поединке царя Арея; также назыв. цитадель Трои (Илиона).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПЕРГАМ
1) крепость города Трои, отчего сама Троя иногда называется Пергамом; 2) город в Мидии, в Малой Азии, одно время представлявший самостоятельное царство, впоследствии присоединенное к Римской империи. Богатая библиотека Пергама соперничала с Александрийской. Здесь был изобретен пергамент, получивший свое название от города.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
ПЕРГАМ
Пергамское царство — государство в 283—133 гг. до н. э. в северо-западной части Малой Азии. Со второй половины I) в. под влиянием Рима, в 133 г. царь Аггал III завещал П. Риму. На территории П. была образована римская провинция Азия (129—126 гг. до н. э.). То же название носила столица П., основанная в XII в. до н.э., торговый и культурный центр эллинистического мира, знаменита библиотекой и медицинской школой.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Пергам
укрепленный город, цитадель) (От 1.11; 2.12)-старинный город в западной части Малой Азии, расположенный на судоходной реке Кайкос недалеко от ее впадения в Эгейское море, столица древнего Пергамского царства, позже-столица римской провинции Асия. Здесь находилась одна из знаменитых библиотек древнего мира и здесь же был изобретен пергамент (тонкая кожа ягнят, употреблявшаяся для письма). В этом городе находился храм известного бога-целителя Эскулапа, на который, видимо, имеется намек в От 2.13. В настоящее время этот город называется Бергама. От старого города сохранилось много развалин.
Пергам
Пергам (Pergamum), древн. город на терр. совр. Турции в 20 км от зап. побережья М. Азии. Наивысшего расцвета достиг в 3—2 вв. до н.э. при династии Аттали-дов. Царь Аттал I (правил в 241—197) разгромил галатов (Галатия) и отвоевал у Селевкидов большую часть М. Азии. Союзник Рима в первых двух Македонских войнах; его преемники продолжили прорим. политику: Евмен II (ум. ок. 160 до н.э.) помог победить Антиоха в битве при Магнесии. Царь Аттал III завещал ГГ. Риму (133); на терр. царства образовалась рим. пров. Азия, и его скоро затмил Эфес, ставший столицей региона.
При Атталидах П. являлся крупным центром эллиниз ма; особенно славились его скульптуры и библиотека, где во 2 в. до н.э. был изобретен пергамент — более прочный, по сравнению с папирусом, материал для книг.
При Атталидах П. являлся крупным центром эллиниз ма; особенно славились его скульптуры и библиотека, где во 2 в. до н.э. был изобретен пергамент — более прочный, по сравнению с папирусом, материал для книг.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Пергам
старинный город в Мисии, расположенный на судоходной реке Кайкас, недалеко от ее впадения в Эгейское море. Город был известен преимущественно, как столица Пергамского царства (283-133 гг. до Р. Хр.); во время же римского владычества, — как столица провинции Асии и место римского суда. Здесь находилась одна из самых знаменитых библиотек древнего мира и храм известного бога — целителя Эскулапа, олицетворением которого была живая змея. Теперь этот город называется Бергама. От старого города сохранилось много развалин. Очень рано здесь образовалась христианская церковь, к которой апостол Иоанн обращается с одним из 7 посланий (Отк. 1:11; 2:12 и дал.), в котором Спаситель восхваляет церковь за ее верность в городе, где находится престол сатаны, (может быть, намек на служение Эскулапу), но предостерегает ее от ереси николаитов, которые хотели совместить свет с тьмою. Побеждающему Он обещает дать сокровенную манну и белый камень, на котором написано новое имя.
ПЕРГАМ
От 1:11) город, упоминаемый в Откровении ап. Иоанна Богослова (в настоящее время Бергама) был некогда столицею Мизии в Малой Азии. Здесь была одна из семи Асийских Церквей, к которым св. Иоанн обращается в своем Откровении (От 2:12). Апостол говорит, что в Пергаме находится престол сатаны, и сими словами указывает быть может на находящийся там знаменитый языческий храм Эскулапа. Из епископов Пергама в Постановлениях апостольских первым упоминается Гаий, рукоположенный Иоанном. В Пергаме при гонении Домициана пострадал верный свидетель Христов Антипа, по преданию, брошенный в раскаленного медного быка. Члены Пергамской Церкви, как видно, придерживались учения Валаама и Николаитов. В настоящем городе. В Пергаме уцелело еще несколько архитектурных остатков Римского и Христианского периодов. Город считался некогда столицею Мизии и впоследствии времени главным городом одной Римской провинции. Он стоял на р. Калке, в 120 стадиях от моря. Один из Пергамских царей был известен своею громадною библиотекою, состоявшею из 200,000 томов, и своими общественными работами. Библиотека впоследствии времени была перевезена в Египет. По преданию, Пергамский царь Евмен первый изобрел пергамент, названный так по имени города. Настоящее народонаселение Пергама простирается не свыше 14,000 человек, в числе которых находится немного Христиан. Городские жители показывают ту самую церковь, в которую собирались Пергамские Христиане для выслушания пророчества Иоанна Богослова о судьбах Пергамской Церкви, равно как и гробницу священномученика Антипы (От 2:13) верного свидетеля Господа, по слову таинственно-пророческой книги.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Пергам
I.
• Perg?ma,
???????, см. Troia, Троя.
II.
• Perg?mum,
????????,
1. город в Мисии, в прекраснейшей части области Тевфрании на Канке (Хеn. Anab. 7, 8, 8. Strab. 13, 623 слл. Liv. 37, 18), с которым в этом месте соединяются Селинунт и Кетей. На крутой высоте над городом лежал акрополь. Жители П. производили себя от аркадян; во всяком случае, во времена Ксенофонта здесь жило много греков. Впервые П. сделался значительным городом в правление Лисимаха и в особенности Филетера (см. ??????????, Филетер, 2), основателя особого Пергамского царства, которое было весьма расширено римлянами, подарившими большую часть Передней Азии Евмену II. Евмен расширил город и основала в нем значительную библиотеку; при ней возникла особая грамматическая школа, основателем которой был известный Кратет Маллот (см. Crates, Кратет, 2). И после присоединения Пергамского царства к Римской империи П. оставался значительным городом, от которого в нынешнем Bergama сохранилось еще много остатков, напр., части храма, построенного в коринфском стиле, базилика, театр, амфитеатр, стадий, величественные могилы конической формы. В высшей степени важные скульптуры, представляющие в огромных размерах борьбу гигантов, и также другие рельефные работы меньших размеров, находившиеся в акрополе, украшали огромный храм, сооруженный царем Евменом II в виде жертвенника (Ampel. 8, 14) в память победы над галлами. Эти названия найдены при раскопках в 1875 и последующих годах и находятся в настоящее время в Берлинском музее; они представляют собой великолепные произведения пергамской школы художников (см. Sculptоres, Скульпторы, 14). ср.: Curtius, Beitr?ge zur Geschichte und Topographie Kleinasiens (1872), стр. 45 слл. Conze и др. Результаты раскопок в П. Предварительный отчет (1880);
2. см. Troas, Троада.
III.
• Perg?mus,
????????, город на острове Крите, в западной части острова, около Кидонии; здесь скончался Ликург спартанский. Plut. Lyc. 32.
• Perg?ma,
???????, см. Troia, Троя.
II.
• Perg?mum,
????????,
1. город в Мисии, в прекраснейшей части области Тевфрании на Канке (Хеn. Anab. 7, 8, 8. Strab. 13, 623 слл. Liv. 37, 18), с которым в этом месте соединяются Селинунт и Кетей. На крутой высоте над городом лежал акрополь. Жители П. производили себя от аркадян; во всяком случае, во времена Ксенофонта здесь жило много греков. Впервые П. сделался значительным городом в правление Лисимаха и в особенности Филетера (см. ??????????, Филетер, 2), основателя особого Пергамского царства, которое было весьма расширено римлянами, подарившими большую часть Передней Азии Евмену II. Евмен расширил город и основала в нем значительную библиотеку; при ней возникла особая грамматическая школа, основателем которой был известный Кратет Маллот (см. Crates, Кратет, 2). И после присоединения Пергамского царства к Римской империи П. оставался значительным городом, от которого в нынешнем Bergama сохранилось еще много остатков, напр., части храма, построенного в коринфском стиле, базилика, театр, амфитеатр, стадий, величественные могилы конической формы. В высшей степени важные скульптуры, представляющие в огромных размерах борьбу гигантов, и также другие рельефные работы меньших размеров, находившиеся в акрополе, украшали огромный храм, сооруженный царем Евменом II в виде жертвенника (Ampel. 8, 14) в память победы над галлами. Эти названия найдены при раскопках в 1875 и последующих годах и находятся в настоящее время в Берлинском музее; они представляют собой великолепные произведения пергамской школы художников (см. Sculptоres, Скульпторы, 14). ср.: Curtius, Beitr?ge zur Geschichte und Topographie Kleinasiens (1872), стр. 45 слл. Conze и др. Результаты раскопок в П. Предварительный отчет (1880);
2. см. Troas, Троада.
III.
• Perg?mus,
????????, город на острове Крите, в западной части острова, около Кидонии; здесь скончался Ликург спартанский. Plut. Lyc. 32.
Пергам
греч. Pergamon)
город в Малой Азии, столица Пергамского царства, расцвет которого относится к периоду эллинизма (III - II вв. до н.э.). При царствовании Аттала I П. стал культурным центром Малой Азии; здесь была создана одна из крупнейших библиотек того времени. В П. изготовлялся пергамент - материал для письма из выделанных телячьих шкур. В 133 г. до н.э. П. вместе со всем царством отошел под власть Рима - таково было завещание Аттала III. Родом из П. были известный оратор Аполлодор и медик Клавдий Гален.
В результате археологических раскопок под руководством немецкого ученого К. Гумана в П. был обнаружен алтарь Зевса (Пергамский алтарь), который хранится сейчас в музее «Пергамон» в Берлине.
Немировский А.И. Нить Ариадны: Из истории классической археологии. Воронеж, 1989. С. 124-133.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
др.-гр. центр в М. Азии, в архаич. время небольшое поселение. Грандиозное строит-во начал в III в. до н. э. военачальник, затем царь П. Филетрий. В теч. 150 лет П. был самым блестящим культурным центром эллинского мира, по значению тем же, чем были Афины для Греции. Город прекрасно сохран. Осн. часть его располагалась на горе и имела террасную планировку, вытянут город с юга на север, но осн. фасадами ориентирован на запад. Акрополь П. строился по модели афинского, поэтому храм Афины построен в дорич. ордере и без высокого подия, к нему вели двухэтажные пропилеи. Недалеко от храма Афины располагались дворцы правителей П. (Аттала и Евмена) - большие дома с перистильным двором. Терраса с алтарем Зевса - самым крупным и знаменитым сооружением эллин. П. - располагалась на 25 м ниже. Алтарь был в центре нее и виден отовсюду; с этого места открывался обзор на нижн. город со святилищем Деметры, храмом Асклепия, гимнасием, фонтаном. Свящ. участок Асклепия был отдельным обширным комплексом со стоями, театром, лечебницей и б-кой. Основан в IV в. до н. э., наибол. славы достиг во II в. н. э. Театр П., вырубленный в крутом склоне горы акрополя, имеет бол. наклон и знаменит введением новой спец. обуви для актеров - котурнов на высокой подошве. Актеры надевали котурны, чтобы зрители из верхних рядов могли видеть представление.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
город в Малой Азии, столица Пергамского царства, расцвет которого относится к периоду эллинизма (III - II вв. до н.э.). При царствовании Аттала I П. стал культурным центром Малой Азии; здесь была создана одна из крупнейших библиотек того времени. В П. изготовлялся пергамент - материал для письма из выделанных телячьих шкур. В 133 г. до н.э. П. вместе со всем царством отошел под власть Рима - таково было завещание Аттала III. Родом из П. были известный оратор Аполлодор и медик Клавдий Гален.
В результате археологических раскопок под руководством немецкого ученого К. Гумана в П. был обнаружен алтарь Зевса (Пергамский алтарь), который хранится сейчас в музее «Пергамон» в Берлине.
Немировский А.И. Нить Ариадны: Из истории классической археологии. Воронеж, 1989. С. 124-133.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
др.-гр. центр в М. Азии, в архаич. время небольшое поселение. Грандиозное строит-во начал в III в. до н. э. военачальник, затем царь П. Филетрий. В теч. 150 лет П. был самым блестящим культурным центром эллинского мира, по значению тем же, чем были Афины для Греции. Город прекрасно сохран. Осн. часть его располагалась на горе и имела террасную планировку, вытянут город с юга на север, но осн. фасадами ориентирован на запад. Акрополь П. строился по модели афинского, поэтому храм Афины построен в дорич. ордере и без высокого подия, к нему вели двухэтажные пропилеи. Недалеко от храма Афины располагались дворцы правителей П. (Аттала и Евмена) - большие дома с перистильным двором. Терраса с алтарем Зевса - самым крупным и знаменитым сооружением эллин. П. - располагалась на 25 м ниже. Алтарь был в центре нее и виден отовсюду; с этого места открывался обзор на нижн. город со святилищем Деметры, храмом Асклепия, гимнасием, фонтаном. Свящ. участок Асклепия был отдельным обширным комплексом со стоями, театром, лечебницей и б-кой. Основан в IV в. до н. э., наибол. славы достиг во II в. н. э. Театр П., вырубленный в крутом склоне горы акрополя, имеет бол. наклон и знаменит введением новой спец. обуви для актеров - котурнов на высокой подошве. Актеры надевали котурны, чтобы зрители из верхних рядов могли видеть представление.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Пергам
совр. Бергама, крепость и город на С.-З. М. Азии. 150-летняя история П., как самостоятельного государства, начинается с правления династии Атталидов (283 до н. э. — основание самостоятельного Пергамского царства; 133 до н. э. — завоевание П. Римом). При Филетере (283–263 до н. э.) благодаря ловкому использованию борьбы диадохов Лисимаха и Селевка Пергамское царство достигло государств, независимости. Эвмен I (263–241 до н. э.) расширил Пергамское царство до побережья и до горы Иды (неподалеку от Трои). Аттал I (241–197 до н. э.), союзник Рима, успешно воевал против галатов, но потерял часть терр. своего государства при Селевкидах. Он приносил многочисл. жертв, дары (среди прочих скульптурные группы галлов), приказал возвести в Афинах и Дельфах роскошные здания, при его дворе жили ученые, художники, поэты, он собирал произведения искусства. При Эвмене II (197–159 до н. э.) П. пережил наивысший расцвет в области науки (Гален) и искусства («пергамское барокко»). Аттал III в 133 в завещании сделал римлян наследниками Пергамского царства при условии, что греч. города сохранят независимость. П. был столицей рим. пров. Азия (129 до н. э.), которая страдала от эксплуатации рим. откупщиков и дельцов, а также от высоких налогов. В 132–129 до н. э. вследствие усилившихся социальных противоречий произошло восстание низов пергамского общества под предводительством Аристоника. Восстание потерпело неудачу прежде всего потому, что против Аристоника выступили свободные греч. города, опасавшиеся, что начнутся восстания рабов. В П. рано возникла христианская община. В 713 город был разрушен арабами. Был вновь отстроен византийцами, но большого значения не имел. С 1330 П. стал турецким. О хозяйств, и культурном расцвете Пергамского царства говорят археологич. раскопки, которые велись учеными с 1878 (К. Гуманн, А. Конце и Т. Виганд). В Государственных музеях Берлина имеется мн. реконструированных зданий (с применением античных деталей). Древнейшее сооружение на Акрополе П. — простой дорич. храм Афины (3 в. до н. э.), обнес, великолепной колоннадой из 190 колонн. Ок. 180 до н. э. царь Эвмен II воздвиг грандиозный алтарь, посвящ. Зевсу и Афине, монументальное сооружение с идущим по внешней стороне круговым рельефным фризом (борьба богов и гигантов) и меньшим фризом на стенах дворика (жизнь мифич. основателя города Телефа). Этот алтарь занимает центр, место в берлинском Пергамон-музее. Сохранилось мн. остатков храмов, дворцов (замечательны остатки мозаичных полов) и военных сооружений эллинистич. и рим. времени, так же как и знаменитого здания библиотеки, которая в 1 в. до н. э. содержала 200 000 свитков. Позже были открыты остатки рынка, гимнасий, святилище Асклепия. Здания П. принадлежат к важнейшим памятникам эллинистич. культуры.
рис. Пергам. План крепостного холма.
рис. Пергам. План крепостного холма.
Источник: Словарь античности. 1989
ПЕРГАМ
1. древний город в М. Азии (на месте П. - совр. Бергама в Турции), столица Пергамского царства. 2. Пергамское царство (греч. Pergamos), - рабовладельч. эллинистич. гос-во в сев.-зап. части М. Азии (возникло в области Мисия). Существовало в 283-133 до н.э. Столица - г. Пергам, гл. порт - г. Элея. Первым правителем П. был грек Филетер, хранитель казны Лисимаха в Пергамской крепости, овладевший ею в 283. Населяли П. различные местные племена (мисийцы, масдиены, пафлагонцы), а также греки и македонцы. Природные богатства П. - лес, мрамор, железо, свинец, цинк, ценная глина для выделки посуды, кирпича и черепицы, высокоплодородные земли, богатые кормами пастбища, а также выгодное географич. положение на побережье Средиземного м. благоприятствовали быстрому экономич. подъему страны. Высокого развития достигли с. х-во, виноделие, скотоводство (рогатый скот, коневодство), ремесло (ткачество, гончарное, оружейное, красильное, сапожное дело), внешняя торговля (зерном, смолами, кожей, красками, шерстяными и окрашенными пурпуром тканями, корабельным лесом, керамикой, благовониями, пергаментом). В сельском х-ве осн. производителями были зависимые и полузависимые общинники, платившие натуральную и ден. подати в царскую казну. В каменоломнях, рудниках, ремесленных мастерских, преимущественно царских, использовался труд рабов. Часть земли находилась у воен. поселенцев (катеков), к-рые несли воен. службу и платили позем. подать. Свыше половины армии П. составляли наемники разл. категорий. В П. входил ряд городов-полисов; одни из них являлись подданными правителей П. - Атталидов (с 231 - цари), в них находились царские гарнизоны, они облагались прямыми налогами (Амблада, Теос, Траллы; Эфес до 167); другие пользовались автономией, они входили в П. на договорных началах (Лампсак, Магнесия и др.). В 210 Атталиды купили о. Эгину у этолийцев. В политич. зависимости от Атталидов находились некоторые крупные храмовые объединения (напр., Пессинунт в Галатии). Подвластные Атталидам территории управлялись назначавшимися царем стратегами. Столица царства г. Пергам был подчинен царю, к-рый контролировал его финансы, назначал стратегов. Наивысшего расцвета П. достиг при Эвмене I (263-241) и Эвмене II (197-159), Город Пергам являлся одним из крупнейших экономич. и культ. центров эллинистич. мира. Б-ка П. занимала 2-е место в мире после Александрийской, уступая ей лишь в количестве собраний. В городе имелось 3 гимнасия: для мальчиков, эфебов (подростков) и прошедших эфебию (здесь они получали воен. подготовку). Ширина улиц г. Пергама достигала 10 м. Они были выложены камнем и снабжены водостоком. В II. производилась чеканка серебряных монет (цистофоры) с изображением царей. Цари П. оказывали покровительство лит-ре, науке, искусству. Имена скульпторов Дионисада, Ореста, Менекрата высечены на цоколе фриза Пергамского алтаря; при дворе Атталидов работал выдающийся скульптор Эпигон. П. славился своей мед. школой. В П. широко употреблялся (вместо папируса) пергамент. В честь победы Аттала I (241-197) над галатами (231) в г. Пергаме был сооружен монументальный памятник - Алтарь Зевса, обнаруженный раскопками герм. ученых К. Хумана, В. Дерпфельда и др. Раскопки велись в 1878-86, 1900-06 и с 1927 и дали богатый мат-л по истории, матер. жизни и культуре П. Все пергамские ценности хранятся в Берлинском музее (Античное собрание). П. имел дружеств. отношения с Египтом. Вел войны с Селевкидами, Македонией, Галатией. Во время 2-й Македонской войны 200-197 и Сирийской войны 192-188 цари П. выступали союзниками Рима, за что получили после заключения Апамейского договора 188 Херсонес, Лидию, Фригию, некоторые греч. гг. М. Азии, часть Карий и Памфилии. В 183 П. захватил Галатию, однако после восстания галатов (168-167) потерял эту терр. При преемниках Эвмена II - Аттале II (160/159-138) и Аттале III (138-133) П. стал постепенно терять свое значение самостоятельной державы; усилилось влияние римлян на внеш. политику царства и проникновение их в экономич. жизнь П. Аттал III, считая, по-видимому, неизбежным подчинение П. римлянам, завещал в 133 свое царство Риму, обеспечив при этом свободу нек-рым городам П., прежде всего его столице. Несомненную роль при этом сыграло стремление Аттала III получить поддержку Рима в борьбе с нараставшим недовольством нар. масс, к-рое нашло выражение в восстании Аристоника. Фактически римляне подчинили П. и превратили его в рим. провинцию Азия лишь после подавления восстания Аристоника. Лит.: Юлкина О. Н., Пергамский декрет 133 г. до н.э., "ВДИ", 1947, No 4; Свенцицкая И. С., Социально-экономич. особенности эллинистич. гос-в, М., 1963; Колобова К. М., Аттал III и его завещание, в сб.: Древний мир, М., 1962; Тарн В., Эллинистическая цивилизация, пер. с англ., М., 1949; Zancan P., Il monarchato ellenistico nei suoi clementi federativi, Padova, 1934; Hansen E. V., The Attalids of Pergamon, N. Y., 1947; Magie D:, Roman rule in Asia Minor..., v. 1-2, Princeton, 1950; R?dech P., La politique ?trangere des Attalides, "Revue des ?tudes grecques", P., 1964, t. 77, No 366-368; Mc Shane R. В., The foreign policy of the Attalids of the Pergamum, Urbana, 1964. О. H. Юлкина. Москва. —***—***—***— Пергамское царство во II в. до н.э.