вид, планы на будущее. Кроме того, длинная прямая улица, проспект.
ПЕРСПЕКТИВА
ПЕРСПЕКТИВА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Перспектива
фр. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу) – 1) геометрическое учение об изображении на плоскости объемно-пространственных свойств объектов; 2) метод изображения на плоскости форм предметов, их взаимного расположения, позволяющий создать видимый образ внешнего мира.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Перспектива
художеств, понятие пространств, глубины. Открыта со времен греч. классики 5 в. до н. э. Агафагор, который писал декорации для Эсхила, считается основателем декорационного искусства, первым автором расписанных по законам П. кулис. Основателем П. в живописи был Аполлодор из Афин. Эллинистич. и рим. художники усовершенствовали глубину П. В поздней античности П. как изобразительное средство применялась мало.
Источник: Словарь античности. 1989
ПЕРСПЕКТИВА
Способ изображения мира в произведениях церковной и светской живописи. Различают линейное и цветовое изображения предметов и пространства на плоскости. Линейная перспектива – это проекция на плоскость предметов, находящихся в пространстве. Подразделяется на прямую и обратную перспективу. При прямой линейной перспективе размеры и цветовая яркость предмета обусловлены приближенностью или удаленностью его от зрителя. Обратная перспектива присуща только иконам. Изображение воспринимается зрителем с нескольких точек зрения. Это способствует постепенному развертыванию изображаемого события, его повествовательности.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Перспектива
способ изобр. предметов и фигур на плоскости, передающий их взаимное расположение в пространстве; при этом все параллельные линии по мере удаления сближаются, сходясь в одной общей точке на горизонте (т. н. центральная П.). В антич. живописи, использовавшей элементы П. начиная со 2-й пол. V в. до н. э. (Агафарх), каждый предмет изобр. самостоятельно и имел свою точку схода, единая неподвижная т. зр. отсутствовала; точно так же для др.-гр. художника не существовало понятия глубины планов, но был лишь один передний план.
Лит.: Виппер Б, Р. Статьи об искусстве. М., 1970. С. 296 - 299.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Лит.: Виппер Б, Р. Статьи об искусстве. М., 1970. С. 296 - 299.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ПЕРСПЕКТИВА
(лат. perspicio — ясно, правильно видеть) — в изобразительном искусстве способ изображения объемных тел на плоскости. Знание правил перспективы помогает художнику передать объем и ве-личину предметов в зависимости от их положения в пространстве, удаления от наблюдателя и освещения. В истории искусства сложилось несколько систем изоб-разительной перспективы, среди которых первосте-пенное значение приобрели линейная, воздушная и обратная перспективы. Линейная (прямая) перспектива позволяет художнику за счет перспективного сокращения предметов в пространстве создавать иллюзию глу-бины плоскости. Воздушная (световоздушная) перспектива позволяет художнику передавать изменение цвета в зависимости от степени удаления предмета в пространстве и характера его взаимодействия с окружающей световоздушной средой. Благодаря обратной перспективе художник как бы накладывает пластами изображение на плоскости, за счет чего достигается эффект большей декоративности и монументальности.
Начала пространственной перспективы были введены в живопись в Древней Греции художником Апол-лодором, применившим в своих картинах эффект светотени (2-я пол. V в. до н.э.). При этом большое влияние на развитие учения о перспективе оказала теория зрительных лучей Евклида. В эпоху Возрождения возникло понятие «художественной перспективы», которую также называли «центральной», «прямой» или «итальянской». Деятели эпохи Возрождения Ф. Брунел-лески, П. Учелло, П. Франческа, А. Альберти, Л. да Винчи в Италии, А. Дюрер в Германии и др. дали подробную разработку и математическое обоснование перспективе, как глубинному пространству картины. Предписывая изображению точные правила построения видимого, перспектива расширила сферы субъективного. В XX в. русский художник К. С. Петров-Водкин разработал принципы «сферической» или «наклонной» перспективы, дающей возможность видеть предметы с разных сторон в многократном отра-жении и преломлении.
Начала пространственной перспективы были введены в живопись в Древней Греции художником Апол-лодором, применившим в своих картинах эффект светотени (2-я пол. V в. до н.э.). При этом большое влияние на развитие учения о перспективе оказала теория зрительных лучей Евклида. В эпоху Возрождения возникло понятие «художественной перспективы», которую также называли «центральной», «прямой» или «итальянской». Деятели эпохи Возрождения Ф. Брунел-лески, П. Учелло, П. Франческа, А. Альберти, Л. да Винчи в Италии, А. Дюрер в Германии и др. дали подробную разработку и математическое обоснование перспективе, как глубинному пространству картины. Предписывая изображению точные правила построения видимого, перспектива расширила сферы субъективного. В XX в. русский художник К. С. Петров-Водкин разработал принципы «сферической» или «наклонной» перспективы, дающей возможность видеть предметы с разных сторон в многократном отра-жении и преломлении.
ПЕРСПЕКТИВА
франц. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу), система изображения объемных тел на плоскости, учитывающая их пространственную структуру и удаленность от наблюдателя. Отдельные перспективные приемы применялись уже в античной живописи (фрески Помпей), однако научная теория перспективы появилась лишь в эпоху Возрождения (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, П. Уччелло), став одним из наиболее важных открытий, благодаря которому совершился переворот в живописи и родилась станковая картина. Фигуры людей, предметы и пространство стали изображаться в соответствии с законами зрительного восприятия человека, с одной точки зрения. Перспективу, на основе которой создавали свои произведения ренессансные мастера, называют прямой или линейной. Все прямые линии сходятся на изображенной в картине линии горизонта в одной точке (точке схода); масштаб фигур и предметов уменьшается по мере удаления от зрителя. Прямая перспектива позволила художникам передавать на плоскости трехмерное пространство (убегающие вдаль улицы и реки, интерьер комнат и т. д.) и объемы фигур и предметов.
Леонардо да Винчи, исследовавший влияние окутывающего предметы воздуха на четкость их очертаний и на их цвет, а также изменения цвета в зависимости от расстояния, обосновал принципы воздушной перспективы. Очертания предметов по мере удаления от зрителя смягчаются, растворяются; дали окутаны голубоватой воздушной дымкой.
В иконописи используется т. н. обратная перспектива: предметы рассматриваются с нескольких точек зрения одновременно, масштабы фигур зависят от того, насколько важно их значение в композиции; перспективные линии сходятся не на линии горизонта, которой нет, а, по выражению П. А. Флоренского, «в сердце человека». Обратная перспектива – не столько геометрическая, сколько образно-символическая система, призванная передать пространство чуда.
В восточной живописи (Китай, Япония) применяется параллельная перспектива. Художники изображают ландшафты и людей увиденными с дальнего расстояния и сверху, словно с вершины высокой горы, когда пространство предстает бесконечным, перспективные сокращения скрадываются; то, какой предмет находится дальше, а какой ближе, становится ясно оттого, что один заслоняет другой. Углы скашиваются, но линии остаются параллельными; прямоугольник (дом, площадь) превращается в параллелограмм. Ближний и дальний планы даны в одном масштабе, туман или дымка маскируют «разрыв» между ними. Горизонта не видно, плавно изгибающиеся линии холмов и рек поднимаются ярусами снизу доверху. Пространственность, панорамность, насыщенность воздухом соединяются с плоскостной декоративностью. Изображение разомкнуто в окружающий мир и может быть мысленно продолжено за пределы свитка.
Леонардо да Винчи, исследовавший влияние окутывающего предметы воздуха на четкость их очертаний и на их цвет, а также изменения цвета в зависимости от расстояния, обосновал принципы воздушной перспективы. Очертания предметов по мере удаления от зрителя смягчаются, растворяются; дали окутаны голубоватой воздушной дымкой.
В иконописи используется т. н. обратная перспектива: предметы рассматриваются с нескольких точек зрения одновременно, масштабы фигур зависят от того, насколько важно их значение в композиции; перспективные линии сходятся не на линии горизонта, которой нет, а, по выражению П. А. Флоренского, «в сердце человека». Обратная перспектива – не столько геометрическая, сколько образно-символическая система, призванная передать пространство чуда.
В восточной живописи (Китай, Япония) применяется параллельная перспектива. Художники изображают ландшафты и людей увиденными с дальнего расстояния и сверху, словно с вершины высокой горы, когда пространство предстает бесконечным, перспективные сокращения скрадываются; то, какой предмет находится дальше, а какой ближе, становится ясно оттого, что один заслоняет другой. Углы скашиваются, но линии остаются параллельными; прямоугольник (дом, площадь) превращается в параллелограмм. Ближний и дальний планы даны в одном масштабе, туман или дымка маскируют «разрыв» между ними. Горизонта не видно, плавно изгибающиеся линии холмов и рек поднимаются ярусами снизу доверху. Пространственность, панорамность, насыщенность воздухом соединяются с плоскостной декоративностью. Изображение разомкнуто в окружающий мир и может быть мысленно продолжено за пределы свитка.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007