, Надежда (Petrovic, Nadezda) 1873, Чачак — 1915, Валево. Сербская художница. Родилась в семье интеллигентов, многие члены которой были связаны с искусством. Училась в Белграде в мастерской Дж. Крстича (1896—1898) и Мюнхене, сначала в мастерской А. Ажбе (1898—1901), затем у Ю. Экстера (1901—1903). Посетила Германию, Австрию, Италию и Францию. В 1903—1910 работала в Сербии, в 1910—1912 — в Париже. В 1904 была одним из активных организаторов первой выставки искусства южных славян в Белграде. Выступала как художественный критик в югославских журналах. В 1912—1915 в качестве сестры милосердия участвовала в балканских и Первой мировой войнах. Заразившись сыпным тифом, умерла. За сравнительно короткий отрезок времени в 15 лет Надежда Петрович прошла путь от реализма к импрессионизму, а затем к искусству, близкому фовизму и экспрессионизму. Живопись ее темпераментна и эмоциональна. Художница использует активный и напряженный цвет, пастозный динамичный мазок для повышения выразительности своих произведений. Излюбленный жанр Петрович — пейзаж. Она пишет отдельные фрагменты природных мотивов, как, например, сравнительно ранний Ствол дерева (1902, Белград, Народный музей), где ощущается желание передать фактурные и цветовые особенности старого высохшего дерева в сочетании с яркой зеленью лесной листвы и желтизной солнечных лужаек. Но есть в ее творчестве и панорамные пейзажи. Таковы Вид в Реснике (1904, Белград, Народный музей) и Поле диких пионов (1913, частное собрание). Здесь ее занимает пространственная задача. Однако если в раннем пейзаже — ржаво-красная дорожка, обсаженная деревьями, уводит глаз зрителя в глубину, то в позднем, наоборот, пространство разворачивается вширь. Привлекало ее и изображение различных человеческих типов и характеров. Подвижный мазок лепит то живой облик цыганки (1905, Белград, Музей современного искусства) с ее резкими чертами лица, то из буйства красочного месива возникает образ добродушного крестьянина с бородой (Старый пастух, 1912, Белград, Народный музей). Необычайно выразителен и Автопортрет (1907, Белград, Народный музей), в котором прежде всего запоминается пытливый взгляд художницы. Творчество Надежды Петрович прервалось на самом пике его развития. Художница освоила многие современные ей стили и направления мировой живописи. Ее творчество в значительной мере способствовало дальнейшему развитию сербского искусства.
Лит.: Мастера искусства об искусстве. М., 1969. Т. 5. Кн. 2; Амброзећ К. Надежда Петровић. Београд, 1978; Ambrozic K. Nadezda Petrovic. Eine Austellung... Katalog. Munchen, 1985.
Л. Алешина
0.00 байт
Николай Петрович Ерошкин: человек и ученый, определивший мою судьбу
Воспоминания о профессоре Н.П. Ерошкине, заведующем кафедрой истории государственных учреждений Историко-архивного института.