, Антон (Pevsner, Antoine) 1884, Орел — 1962, Париж. Русский художник, работавший во Франции. В 1902—1909 учился в художественной школе в Киеве, затем недолгое время в Академии художеств в Санкт-Петербурге. При посещении одного из новгородских монастырей его поразило зрительное колебание планов в иконописных ликах: вследствие затененности глазниц глаза то выступали отчетливым рельефом, то тонули в глубине и казались закрытыми. Эффект светотеневой "обратной перспективы", оптического перевертывания планов в дальнейшем оказал значительное влияние на его творчество. В 1912 и 1913—1914 Певзнер побывал в Париже, где познакомился с новейшими направлениями, но особенно сильное впечатление на него произвела Эйфелева башня, с ее ажурной каркасной конструкцией. В 1917 вернулся в Россию. Преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1920 опубликовал вместе со своим братом Наумом Габо Реалистический манифест, в котором были изложены позиции конструктивизма. В 1923 покинул Россию, окончательно обосновавшись во Франции. В 1910 — нач. 1920-х Певзнер писал абстрактные и фигуративные картины, в которых геометрические формы смягченных контуров смыкаются в композицию со слабо выраженным рельефом (Абстрактные формы, 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Голова итальянки, 1915, Базель, Художественный музей; Зеленый фон, 1923, Нью-Йорк, Музей современного искусства). С 1923 он переходит к конструкциям из прозрачных пластмасс и металла (Проекция в пространстве, 1924, Балтимор, Музей современного искусства; Торс, 1924, Барельеф, 1924, обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства; Барельеф, 1929, Вашингтон, галерея Филлипс). Пересечения прозрачных поверхностей и тонких металлических линий создают выразительную игру форм, плывущих в изменчивых перспективах. В 1931 Певзнер вступил в объединение "Абстракция— Творчество", став в нем, наряду с Мондрианом, Купкой, Эрбеном, одной из ведущих фигур. В его работах 1930—1950-х преобладают металлические конструкции, сложно развернутые в пространстве. Формы расходятся веером, раскрываются и свертываются, многократно меняя направление. Они взлетают и опадают, то закручиваются внутрь, собираются в пучки, то вновь распахиваются широкими лопастями криволинейных очертаний (Развертывающаяся поверхность, 1938, Венеция, фонд П. Гуггенхейм; Развертывающаяся колонна, 1942, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Раскрывающийся обелиск Победы, 1946, Цюрих, Художественный музей; Раздвоенная колонна, 1947, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). Пространство то засасывается в эти вихревые воронки, то снова выталкивается наружу. При движении вокруг скульптур Певзнера их форма непрестанно меняется, каждый ракурс открывает новую фигуру. Установка некоторых из них на вращающихся дисках усиливает кинетический эффект (Динамическая проекция под углом в 300, 1950—1951, Балтимор, Музей искусства). Монументальные работы Певзнера, вызывающие ассоциации с движением в природе и научно-техническими достижениями, органично сочетаются с формами современной архитектуры (скульптура в университетском городке в Каракасе, 1950; Колонна Победы перед зданием Дженерал Моторс в Детройте, 1955).
Лит.: Massat R. Antoine Pevsner. Paris, 1956; Antoine Pevsner: Catalogue de l’exposition. Paris, Musee national d’art moderne, 1956; Antoine Pevsner: Album. Neuchatel, 1961.
В. Крючкова
0.00 байт
Певзнер, Мария Семёновна - штрихи к биографии
В статье описывается история одной из 10 научных школ в советской психологии на примере биографии ее знаменитой представительниц. Это эссе о М. С. Певзнер, ученице Л. С. Выготского, написанное по воспоминаниям ее аспиранта.