ПИФАГОР
ПИФАГОР
ок. 580 — 500 до н.э.) — др.-греч. математик и философ-идеалист. Родился и жил на о-ве Самос, затем поселился в Юж. Италии, в г. Кротоне. Здесь он основал т.н. пифагорейский союз, к-рый был одноврем. философской школой, политич. партией и религ. братством. Достоверных сведений о жизни и деятельности П. не сохранилось.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПИФАГОР
знаменитый греческий философ, родом с острова Самос, творивший в 540— 510 гг. до н. э. Он занимался главным образом математикой и теорией музыки. Ему принадлежит учение о переселении душ; в основе всего сущего он предполагал число. На сороковом году жизни он поселился в городе Кротоне в Южной Италии и здесь основал общество пифагорейцев, устроенное наподобие монашеского ордена и распространившееся по другим городам Великой Греции. Жена Пифагора, Феано, тоже была философом.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Пифагор
(лат. Pithagŏras, ок. 540 – 500 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, политический, религиозный деятель, математик, основатель пифагорейской школы. В Южной Италии он нашел вторую родину, где основал религиозно-философскую школу. Он был первым представителем философского идеализма в греческой философии. Теорема Пифагора (в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы) была известна задолго до него в вавилонской математике. С другой стороны, учение о числах, пропорциях впервые развито Пифагором в его школе.
Пифагор
(лат. Pythagoras) (ок. 540–500 до н. э.); греч. философ с о. Самос, основатель пифагорейской школы, согласно биографич. традиции ученик Ферекида, испытал воздействие Анаксимандра. Хотя в историчности фигуры П. сомневаться невозможно, даже самые ранние источники полны противоречий. Он покинул Самос, поскольку осуждал правление тирана Поликрата. Вероятно, совершил путешествие в Египет и Вавилон. В Кротоне, в Юж. Италии, он нашел вторую родину. Там он основал свою школу, религиозно-философское братство. Уже при жизни П. чрезвычайно почитали. После его смерти о нем появилось мн. легенд. Провести границу между учением П. и его учеников, например в области математики и теории музыки, крайне трудно. П. был первым представителем философского идеализма в греч. философии. Теорема П. (в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы) была известна задолго до него в вавилонской математике. С другой стороны, учение о числах было впервые развито после П. в его школе.
Источник: Словарь античности. 1989
Пифагор
греч. Pythagoras)
(ок. 570 - 497 до н.э.)
греческий философ, ученый, педагог, политический деятель. В знак протеста против тирании Поликрата покинул родину, о-в Самос; посетил Египет, Вавилон и поселился в г. Кротон (Южная Италия), где основал свою философско-религиозную школу; П. умер в Метапонте, куда переселился в конце жизни. Согласно П., предпосылкой познания мира является чистота души и тела, понимаемые им как отказ от излишеств, соблюдение определенной диеты и этических правил. П. говорил о бессмертии души, о ее воплощении после смерти и последующего возрождения на земле в животном, соответствующем характеру и поведению человека. С этим представлением связано учение П. о теле как темнице души. Цель научных исследований, по П., - познание небесной гармонии, законы которой могут быть выявлены при изучении чисел и геометрии. Отсюда обожествление П. чисел. Совершенной фигурой П. считал шар и поэтому впервые высказал теоретическое предположение о шарообразной форме Земли. П. приписывают формулировку ряда геометрических теорем. Свое учение П. считал доступным немногим избранным и рассматривал своих учеников как товарищество воинствующих борцов со злом, воплощенным в невежестве. Не отвергая греческих богов, П. считал опасным знакомство с греческими мифами в раннем возрасте, требовал очищения их от нелепых фантазий, грубости и безнравственности.
Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 138-149; Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л., 1990.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 540-500 до н. э.)
Греческий философ и математик, родившийся на Самосе и впоследствии, после путешествий в Египет и Вавилон, живший в Кротоне, на юге Италии. Там Пифагор стал лидером аскетической общины, в которую входили как мужчины, так и женщины, считавшие Пифагора гиперборейским Аполлоном. Пифагор был строгим вегетарианцем и развивал учение о переселении душ и их очищении в процессе перевоплощения, которое оказало значительное влияние на Платона и Эмпедокла. Пифагор определил также основные музыкальные интервалы и считал, что небесные тела подчиняются аналогичным законам гармонии. Эта концепция "музыки сфер" нашла отражение в платоновском "Тимее". До нас не дошли труды Пифагора (так называемую теорему Пифагора мы знаем прежде всего по "Началам" Евклида), и очень трудно разобраться, какие из многочисленных легенд о Пифагоре основываются на действительных фактах. Ценные сведения о Пифагоре можно почерпнуть из трудов Платона и Аристотеля, а также - что весьма неожиданно - из последней книги "Метаморфоз" Овидия - в ней Пифагор излагает свое учение о переселении душ Нуме Помпилию, который, если он действительно был вторым римским царем после Ромула, должен был, согласно традиционной хронологии, жить лет на 150 раньше Пифагора.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
1) Др.-гр. философ и ученый (ок. 570 - 496), основатель пифагорейской школы. Род. на о-ве Самос, ум. в Метапонте (Южн. Италия). Ученик Ферекида Сирского. В молодости П. общался с Фалесом, после захвата власти Поликратом ок. 537 уехал в Италию (нек-рые считают, что П. совершил обширное путешествие в Египет и Вавилонию и лишь затем отправился в Италию). Там, в Кротоне, П. основал собств. филос. школу, носившую религиозно-этич. характер. Из приписываемых П. соч. ничего не сохран., но многочисл. свид-ва Порфирия, Диогена Лаэртского и др. авторов дают представление о его взглядах. Философия П. основывалась на след, принципах: 1) бессмертие души; 2) учение о метемпсихозе (переселение душ в др. виды животных); 3) обязательная цикличность (повтор, всего происшедшего через определенные промежутки времени) мирового движения и отсутствие качественного развития космоса (нет ничего нового); 4) учение о родстве всех живых существ, обладающих душой. Филос. П. была направлена на постижение самого метода познания, к-рый, по его мнению, состоял в решении числовой представленности мира и человека. Строгая организация и замкнутость пифагорейской школы обеспечивали необходимую преемственность в вычислении космоса и «стремлении постичь совершенство чисел», знание к-рого, по П., и явл. счастьем. По свид-ву Гераклида, П. впервые ввел понятие «философия» и назвал себя философом.
М.О.
2) Др.-гр. скульптор (1-я пол. V в. до н.э.), происх. с о-ва Самос, т. н. «Регийский», ученик Клеарха из Регия. По словам Диогена Лаэртского, «первым сделал своей заботой соразмерность и ритм», у Плиния Старшего упоминается среди крупнейших гр. скульпторов, как превзошедший однажды даже Мирона. По сообщ. древ, авторов, наряду со статуями победоносных атлетов, исполнил статую хромого Филоктета, бронзовую группу Европы, уносимой быком, Этеокла и Полиника, и проч. П. приписывается бронзовая статуэтка кифареда в Эрмитаже. Л и т.: Вальдгауэр О. Ф. Пифагор Регийский. Пг., 1915; 28,161 - 164; 33,194.
Д.М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(ок. 570 - 497 до н.э.)
греческий философ, ученый, педагог, политический деятель. В знак протеста против тирании Поликрата покинул родину, о-в Самос; посетил Египет, Вавилон и поселился в г. Кротон (Южная Италия), где основал свою философско-религиозную школу; П. умер в Метапонте, куда переселился в конце жизни. Согласно П., предпосылкой познания мира является чистота души и тела, понимаемые им как отказ от излишеств, соблюдение определенной диеты и этических правил. П. говорил о бессмертии души, о ее воплощении после смерти и последующего возрождения на земле в животном, соответствующем характеру и поведению человека. С этим представлением связано учение П. о теле как темнице души. Цель научных исследований, по П., - познание небесной гармонии, законы которой могут быть выявлены при изучении чисел и геометрии. Отсюда обожествление П. чисел. Совершенной фигурой П. считал шар и поэтому впервые высказал теоретическое предположение о шарообразной форме Земли. П. приписывают формулировку ряда геометрических теорем. Свое учение П. считал доступным немногим избранным и рассматривал своих учеников как товарищество воинствующих борцов со злом, воплощенным в невежестве. Не отвергая греческих богов, П. считал опасным знакомство с греческими мифами в раннем возрасте, требовал очищения их от нелепых фантазий, грубости и безнравственности.
Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 138-149; Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л., 1990.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 540-500 до н. э.)
Греческий философ и математик, родившийся на Самосе и впоследствии, после путешествий в Египет и Вавилон, живший в Кротоне, на юге Италии. Там Пифагор стал лидером аскетической общины, в которую входили как мужчины, так и женщины, считавшие Пифагора гиперборейским Аполлоном. Пифагор был строгим вегетарианцем и развивал учение о переселении душ и их очищении в процессе перевоплощения, которое оказало значительное влияние на Платона и Эмпедокла. Пифагор определил также основные музыкальные интервалы и считал, что небесные тела подчиняются аналогичным законам гармонии. Эта концепция "музыки сфер" нашла отражение в платоновском "Тимее". До нас не дошли труды Пифагора (так называемую теорему Пифагора мы знаем прежде всего по "Началам" Евклида), и очень трудно разобраться, какие из многочисленных легенд о Пифагоре основываются на действительных фактах. Ценные сведения о Пифагоре можно почерпнуть из трудов Платона и Аристотеля, а также - что весьма неожиданно - из последней книги "Метаморфоз" Овидия - в ней Пифагор излагает свое учение о переселении душ Нуме Помпилию, который, если он действительно был вторым римским царем после Ромула, должен был, согласно традиционной хронологии, жить лет на 150 раньше Пифагора.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
1) Др.-гр. философ и ученый (ок. 570 - 496), основатель пифагорейской школы. Род. на о-ве Самос, ум. в Метапонте (Южн. Италия). Ученик Ферекида Сирского. В молодости П. общался с Фалесом, после захвата власти Поликратом ок. 537 уехал в Италию (нек-рые считают, что П. совершил обширное путешествие в Египет и Вавилонию и лишь затем отправился в Италию). Там, в Кротоне, П. основал собств. филос. школу, носившую религиозно-этич. характер. Из приписываемых П. соч. ничего не сохран., но многочисл. свид-ва Порфирия, Диогена Лаэртского и др. авторов дают представление о его взглядах. Философия П. основывалась на след, принципах: 1) бессмертие души; 2) учение о метемпсихозе (переселение душ в др. виды животных); 3) обязательная цикличность (повтор, всего происшедшего через определенные промежутки времени) мирового движения и отсутствие качественного развития космоса (нет ничего нового); 4) учение о родстве всех живых существ, обладающих душой. Филос. П. была направлена на постижение самого метода познания, к-рый, по его мнению, состоял в решении числовой представленности мира и человека. Строгая организация и замкнутость пифагорейской школы обеспечивали необходимую преемственность в вычислении космоса и «стремлении постичь совершенство чисел», знание к-рого, по П., и явл. счастьем. По свид-ву Гераклида, П. впервые ввел понятие «философия» и назвал себя философом.
М.О.
2) Др.-гр. скульптор (1-я пол. V в. до н.э.), происх. с о-ва Самос, т. н. «Регийский», ученик Клеарха из Регия. По словам Диогена Лаэртского, «первым сделал своей заботой соразмерность и ритм», у Плиния Старшего упоминается среди крупнейших гр. скульпторов, как превзошедший однажды даже Мирона. По сообщ. древ, авторов, наряду со статуями победоносных атлетов, исполнил статую хромого Филоктета, бронзовую группу Европы, уносимой быком, Этеокла и Полиника, и проч. П. приписывается бронзовая статуэтка кифареда в Эрмитаже. Л и т.: Вальдгауэр О. Ф. Пифагор Регийский. Пг., 1915; 28,161 - 164; 33,194.
Д.М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ПИФАГОР
• Pythag?ras,
?????????,
1. знаменитый философ, с историей которого уже издавна были связаны сказочные предания, так что трудно отделить истину от вымысла. П., по всей вероятности, происходил из Самоса, где он, по преданию, родился приблизительно между 580 и 568 гг. до Р. X. Его учителями считаются Фалет, Биант, Анаксимандр, а также Ферекид; потом упоминается о его путешествиях, особенно в Египет (Hdt. 2, 81. 123). Новоплатоники утверждали, что он заимствовал свою мудрость из культов и тайных учений Востока. На 40-м году жизни он, по сказанию, удалился в Великую Грецию, именно в Кротон, и там остался жить. Обладая обширными познаниями, особенно в математике и музыке, он основал там общество, которое еще при его жизни распространилось по всем значительным городам Великой Греции. Позднейшие рассказы (новоплатоников) присоединяют к этому много чудесного о его молодости, его происхождении, обращении с богами, воспоминании о своем существовании до рождения. По этим известиям, общество пифагорейцев было устроено наподобие тайного ордена, со строгим разделением членов, со многими посвящениями и обрядами. В члены его принимались после 2-5-летнего испытания в молчании; они разделялись на эксотериков или акусматиков и эсотериков или математиков, себастиков. У настоящих пифагорейцев было обще имущество; они держались строгих правил жизни, напр., воздерживались от употребления мяса и бобов, не позволяли хоронить себя в шерстяных одеждах и т. д. Можно сказать положительно, что это общество имело цель произвести нравственно-религиозную рефому греческой жизни и посредством политики, благосклонной к дорийской аристократии, сумело приобрести себе влияние. О кончине П. существуют различные рассказы: по одним, он погиб в Кротоне с 300 приверженцами при восстании демократической партии; по другим, он бежал а Метапонт и там умер в 80 или 90 лет от роду. Учение и влияние П. еще долго господствовали в городах Великой Греции, а под конец при Архите в Таренте. Рассказы позднейших писателей о жене П., его ученице Феано, его дочери Дамо и сыне Телавге не заслуживают доверия. Замечательнейшие из пифагорейцев были: Эмпедокл и Филолай, а также Клиний, Еврит и Архит, современники Платона. Единственные достоверные остатки пифагорейских сочинений суть отрывки из Филолая; но ?????? ?????, ?????? ´???, 71 гекзаметр, «сухие стихи, которые без взаимной связи и изящной формы механически следуют один за другим» (помещены в сборниках Brunck´a, Orelli и др.), и другие решительно подложны. При той таинственности, какой предание окружило учителя, трудно решить, какие понятия позднейших последователей принадлежат ему самому; но не подлежит сомнению, что не он высказывал те космические учения, которые впоследствии распространил Филолай. Он не учил о шарообразности земли; скорее мы можем допустить, что он, согласно с ионическими физиками, еще представлял землю в виде круга, покоящегося в середине шарообразной Вселенной. Пифагорова система мира геоцентрическая. Земля не участвует в знаменитой гармонии сфер, но покоится неподвижно в середине окружающих ее семи планетных сфер. Следовательно, нередко повторяющееся прежде мнение, будто П. учил о движении Земли вокруг Солнца и ввел гелиоцентрическую систему, неверно, и Коперниково учение о мире отнюдь не было «falsa doctrina Pythagorica», как называло ее папское запрещение от 5 марта 1616 г. Главным источником с ознакомлением философии П. служат отрывки и сочинения Аристотеля. Основное положение этого философа гласит: все есть число, т. е. предметы не только расположены по числам, но также по своему основному существу состоят из чисел. Как составные части числа указываются чет и нечет, неограниченное (´???????) и ограниченное (??? ??????????, ?? ?????). Этим пифагорейцы признавали проходящий через все дуализм, но впоследствии связывали их воззрения с твердой схемой и сo священным числом 10, причем к тем двум парным понятиям присоединялись еще 8 дальнейших (единство-множество, правый-левый, мужской-женский, покоящийся-движущийся, прямой-кривой, свет-тьма, добрый-злой, квадрат — продолговатый четырехугольник). Число есть гармония, как единство противоположностей, поэтому также говорят: все есть гармония, соединение противоположного через число и меру. Для дальнейшего применения своей числовой теории пифагорейцы обратились к устройству мироздания, причем число и расстояние небесных тел они определяли по десятичной системе. В середине шарообразного мироздания они полагали центральный огонь, главное вместилище всепроникающей божественной жизненной силы. О земной жизни пифагорейцы заботились меньше. Посредством 5-ти правильных тел (пирамид, октаэдров, икосаэдров, кубов, додекаэдров) они старались определить элементы (огонь, воду, воздух, землю и эфир). Также для души и различных степеней земной жизни они умели находить математические выражения. Души небесного происхождения погрязли в теле, как в месте наказания; переселение душ служило очищением для исправимых грешников, а наказание в тартар для неисправимых. Божеская справедливость требует для каждой вины соразмерного наказания; к этому примыкает вера в демонов и ее этика. В применении к отдельным случаям в этом отношении сохранившиеся до нас учения очень афористичны. После того как в продолжение 200 или 300 лет пифагорейская система казалась исчезнувшей, она вдруг снова появилась во 2 в. до Р. X. Известнейшие из новопифагорейцев есть: Аполлоний из Тианы в Каппадокии, Модерат из Гад (Gades); Никомах из Герасы в Аравии и др.;
2. П. из Закинфа, музыкант, который первый обратил в пословицу пифагорейское выражение ?????? ´???. Cic. de n. d. 1, 5. Quint. 11, 1, 27;
3. лакедемонский начальник флота. Хеn. Anab. 1, 4, 2;
4. полководец в Милете. Hdt. 5. 126;
5. см. Sculptores, Скульпторы, 4.
Пифагор
Пифагора считают первым религиозным мыслителем и наставником Эллады, создавшим законченное вероучение. По происхождению он был иониец и родился около 580 г. до Р.Х. на острове Самос. С раннего детства Пифагор, как свидетельствует его биограф Порфирий, показал большие способности ко всем наукам. В юности он обучался в Тире у халдеев и овладел всей их мудростью. Потом он учился у нескольких ионийских мудрецов, в том числе у известного натурфилософа Анаксимандра из Милета, а для того, чтобы изучить математику и высшую богословскую мудрость, специально ездил в Египет. Пишут, что самосский тиран Поликрат, который был большим другом египетского царя Амасиса, дал Пифагору рекомендательное письмо к гелиопольским жрецам. Кроме Гелиополя Пифагор побывал в Мемфисе, а потом поселился в Диосполе. Тамошние жрецы очень неохотно открывали чужаку свое тайное учение. Чтобы отпугнуть Пифагора от его замыслов, они при посвящении подвергали его тяжелым испытаниям, назначая ему задания, противные эллинским обычаям. Однако он исполнял их с такой готовностью, что они разрешили ему участвовать и в жертвоприношениях и в богослужениях, куда до этого не допускался никто из чужеземцев. Диоген сообщает, что Пифагор хорошо знал египетский язык и мог читать египетские тексты, причем не только обычные, но и такие, смысл которых понятен лишь посвященным. Возможно, в Египте Пифагор почерпнул одно из главных положений своего будущего вероучения: каждый должен стремиться к тому, чтобы внутренне и внешне сделаться достойным человеком и стать нравственным произведением искусства. Ведь египетские жрецы в то время, в отличие от греческих, не только составляли нечто вроде сословия и получали соответственное образование, но также вели особый, нравственный образ жизни, придерживаясь определенных правил поведения. Поэтому вполне вероятно, что именно в Египте у Пифагора зародилась мысль о его будущем союзе, представляющем собой прочное сожительство людей, объединившихся вместе для целей умственной и нравственной культуры. Возвратившись в Ионию, Пифагор устроил у себя на родине училище, но, когда ему исполнилось сорок лет, он, тяготясь тиранией Поликрата, навсегда переселился в южную Италию, в город Кротон. Здесь он стал пользоваться глубоким уважением граждан как человек, много странствовавший, опытный и дивно одаренный судьбой. Вместе с тем он обладал красивым голосом, благородной внешностью и манерами. Сперва он взволновал своими речами городских старейшин; потом, по просьбе властей, обратил свои увещания к молодым; и, наконец, стал говорить с мальчиками, сбежавшими из училища, и даже с женщинами, которые тоже собрались на него посмотреть. Все это умножило его славу и привело к нему многочисленных учеников, как мужчин, так и женщин. По словам Никомаха, первыми слушателями его были около двух тысяч человек. Пифагор так пленил их своими рассуждениями, что ни один из них не вернулся домой, а все они вместе с детьми и женами устроили огромное училище, поселились при нем, а созданные Пифагором законы и правила соблюдали ненарушимо, как божественные заповеди. Из этого училища вырос в дальнейшем знаменитый пифагорейский союз. По духу и своей организации он более всего походил на религиозный орден, имевший свою иерархию, обрядность и эзотерическую доктрину, а его члены были также связаны строгой дисциплиной и послушанием. Целью этого сообщества было нравственное совершенствование его членов, которые в результате должны были стать такими же завершенными произведениями искусства, такими же достойными, пластическими натурами, каким был сам Пифагор. Жизнь в союзе регулировалась раз и навсегда установленными правилами. Все его члены носили одинаковые белые льняные одежды и имели определенный распорядок дня, в котором для каждого часа была своя работа: утром, тотчас же после пробуждения ото сна, им вменялось в обязанность вызывать в памяти историю вчерашнего дня, так как то, что они должны делать сегодня, было тесно связано с тем, что они делали вчера. (Им вменялось также в обязанность в качестве вечернего занятия критическое осмысление своих поступков, совершенных в течение дня.) Сойдясь на восходе солнца, пифагорейцы пели торжественный гимн Аполлону, исполняя священный дорийский танец, одновременно мужественный и торжественный. После омовений совершалась в полном молчании прогулка по храму. Затем в тени деревьев или под портиком начинались занятия. В полдень произносилась молитва героям и доброжелательным гениям. Послеобеденное время посвящалось гимнастическим упражнениям, урокам, медитациям и внутренней подготовке к следующему уроку. На заката солнца возносилась общая молитва космогоническим богам и воскурялась на алтаре бескровная жертва. Все трапезы пифагорейцев были совместными. Хлеб и мед являлись главной их пищей, а вода — единственным напитком. Обучение дополнялось правильной гигиеной и строгой дисциплиной, так как побеждать свои страсти было первым долгом посвященного. Пифагор учил, что суть вещей ускользает от обычного человека, который воспринимает лишь проходящие явления этого мира. Постигнуть вечное и бесконечное возможно лишь тогда, когда между человеком и остальным миром устанавливаются гармония и единение. Тот, кто не привел свою собственную природу в гармонию, тот не может отражать гармонию божественную. Это, впрочем, не означало, что Пифагор проповедовал аскетизм. Напротив, брак, к примеру, рассматривался пифагорейцами как нечто священное, но любовь, которая сводилась к одной чувственности, они однозначно осуждали. Сладострастие, по словам Пифагора, можно сравнить с пением сирен, которые, как только приблизишься к ним, исчезают, а на месте, откуда раздавалось пение, оказываются поломанные кости и куски тела. По прошествии нескольких лет, когда школа обрела громкую славу, туда стали принимать не всех желающих и не сразу. Прежде чем получить в нее доступ, нужно было пройти трехлетний испытательный срок. При этом исследовались его образованность и способность к послушанию; собирались также справки о его поведении, склонностях и делах. Затем, будучи допущенным в число учеников, он первые пять лет проводил в молчании, только внимая речам Пифагора, но не видя его. Прежде чем открывать ученику высшую мудрость, Пифагор преподавал ему математику, так как математические предметы лежат на грани телесного и бестелесного. С помощью такого приема он подводил людей к созерцанию истинно сущего. Наряду с математикой много внимания уделялось музыке. (Пифагор утверждал, что музыка обладает способностью поднимать душу по ступеням восхождения и открывать высший порядок, скрытый от взоров невежд. Священные мелодии должны были настраивать душу ученика и делать настолько гармоничной, чтобы она могла ответно вибрировать на каждое дуновение истины.) В качестве регулярных занятий были введены также гимнастические упражнения. Особое значение придавалось углубленным размышлениям — медитациям. Лишь усвоив необходимые предварительные знания, ученик допускался к непосредственному общению с Пифагором. Тогда он получал возможность видеть учителя, разговаривать с ним и мог приобщиться к его тайному эзотерическому учению. О самом этом учении мы имеем теперь лишь приблизительное представление. Доподлинно известно только одно — сущность всех вещей и основу организации Вселенной Пифагор искал в числах и их гармонических отношениях Он учил, что в природе есть две силы. Лучшую он называл Единицею, светом, правостью, равенством, прочностью и стойкостью; а худшую — Двоицей, мраком, левизной, неравенством, зыбкостью и переменностью. В самом общем смысле под Единицей он понимал божественную, деятельную, мужскую природу, заключающую в себе всю полноту гармонии, а под Двоицей — пассивную, женскую, материальную (ее отождествляли также с Деметрой-Землей). Божественная Единица осуществляет себя лишь посредством Двоицы и, Сходя через нее, становится реальной, воплощаясь в Троице, то есть в физисом мире. Проявленный мир — тройственен, и потому Тройка — есть первое совершенное число, образующее закон вещей и истинный ключ жизни. Вся видимая Вселенная определяется Тройкой, ибо Тройка содержит в себе все. Примеров проявления этой троичности огромное количество: человек состоит из тела, души и духа; каждый материальный объект существует в трех измерениях — то есть имеет длину, высоту и ширину; Вселенная делится на три концентрические сферы — мир божественный, мир естественный и мир человеческий; тела могут находиться в трех состояниях — твердом, газообразном и жидком; семья включает в себя трех индивидуумов — мужчину, женщину и дитя; предметы могут отталкиваться, притягиваться или находиться в равновесии и т. д. и т. п. Во всех этих проявлениях троичности можно всегда выделить: а) член активный; б) член пассивный; в) член средний, вытекающий из действия двух первых друг на друга. Но все они восходят к Высшей триаде: божественной Единице, принимающей ее в себя Двоице и родившейся в результате этого Троице. Далее Пифагор вводил понятие священной Тетрады, которое заключало в себе глубокую идею синтеза и развития. Согласно его учению, Вселенная, возникшая под воздействием божественной Единицы, вновь возвращалась и заключалась в ней, образуя живой божественно-материальный космос. В высшем смысле Тетрада олицетворяла собой единство Бога и Вселенной: Вселенную, существующую по божественным законам, или Божество, проявляющееся словно в теле в материальной Вселенной (то есть Тетрада есть высшее единство — та же Единица, но на более высоком качественном, проявленном уровне). В частной, обыденной жизни Пифагор тоже видел бесчисленные проявления Тетрады. Например, тело, душа и дух дают в своем слиянии четвертый член — человека; семья есть единство отца, матери и ребенка и т. д. Эта изощренная, отвлеченная, тяготеющая к монотеизму теогония не вступала у Пифагора в противоречие с общепринятой. Рассуждая о божественной Единице, он вместе с тем требовал уважения к богам традиционной греческой религии. Однако они не были для него высшими существами, а только олицетворяли ту или иную сторону мироздания. Своим ученикам он говорил, что боги, различные с виду и по именам, в сущности, одни и те же у всех народов, потому что они соответствуют тем разумным силам, которые действуют во всей Вселенной. Более того, он говорил о целой иерархии превышающих человека существ, называемых героями и полубогами, которые служат посредниками между человеком и Божеством, и учил, что как раз через них, проявляя героические качества, человек может приблизиться к Богу. Что касается этого Верховного Божества, то Пифагор представлял его как некое огненное Единство, пребывающее в самом средоточии космоса. Впитывая потоки пустоты, окружающей Центр, это пламенное Целое образует множественность миров, состояний и качеств. (По словам Аристотеля, он учил, что в центре Вселенной находится огонь, вокруг которого вращаются в определенном порядке десять сфер: сфера неподвижных звезд, сферы Земли, Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры, Меркурия, Солнца, Луны и еще одного невидимого тела — Противоземли При движении каждая из сфер издает особый звук, соответствующий ее величине и скорости. Последняя определялась различными состояниями, находившимися в гармоническом отношении друг к другу, вследствие чего возникает гармонический мировой хор). Большой заслугой Пифагора следует считать подробно разработанное им учение о душе, воспринятое потом и другими греческими философами. Душа, говорил он, есть отщепившаяся частичка божественного эфира; она разделяется на три части: ум, рассудок и страсть. Ум и страсть есть и у других животных, но рассудок — только у человека. Власть души распространяется от сердца и до мозга, та часть ее, которая в сердце, — эго страсть, а которая в мозге — рассудок и ум; струи же от них — наши чувства. После смерти человека его душа скитается в воздухе, подобная телу Попечителем над душами является Гермес, который чистые души возводит ввысь, а нечистые ввергает в преисподнюю. Пробыв там определенное время, душа вновь ввергается в материальный мир и заключается в тело человека или животного. Таким образом, вслед за орфиками (или одновременно с ними) Пифагор проповедовал учение о переселении душ. О себе он говорил, что помнит все свои прежние рождения, и многим из тех, кто приходил к нему, рассказывал о их прошлой жизни. (Вспоминал он и об Аиде, и между прочим рассказывал о том, как казнятся там Гесиод и Гомер за то, что распространяли лживые россказни о богах. Душа Гесиода, говорил он, стонет, прикованная к медному столбу, а душа Гомера подвешена на дереве среди змей.) Очень похожее учение проповедовалось при жизни Пифагора в Индии. Точно так же, как индийские брахманы, Пифагор считал бесконечную вереницу перевоплощений злом для души Этическое учение, которое он исповедовал, имело главной своей целью вызволить и освободить душу из мира материального и привести ее к окончательному слиянию с божественным Разумом. Он считал, впрочем, что душа, став чистым духом, не теряет своей индивидуальности и, соединяясь со своим первообразом в Боге, припоминает все свои предшествующие существования, которые ей кажутся ступенями для достижения той вершины, откуда она охватывает и постигает Вселенную. В этом состоянии человек уже перестает быть человеком, а становится полубогом и навечно остается в духовном мире. Пифагор говорил, что главное на этом пути заключается в том, чтобы направить душу к добру, ибо только это приближает людей к богу. Поэтому он предписывал своим последователям особый уклад жизни, который требовал просветленности, гармоничности и меры в поступках, чувствах и мыслях. Пифагореец должен был воспитывать в себе целомудрие, сдержанность, миролюбие, уважение к древним учениям. Каждый ученик был обязан строго следить за собой, заглядывая в свою душу и проверяя совесть. Сам Пифагор, по словам Евдокса, очень заботился о своей чистоте: он, например, не только совершенно отказался от животной пищи, но даже сторонился поваров и охотников За завтраком он ел сотовый мед, за обедом — просяной или ячменный хлеб, вареные или сырые овощи. Бобов он запрещал касаться, все равно как человеческого мяса. Причину этого, говорят, он объяснял так когда нарушилось всеобщее начало и зарождение, то многое в земле вместе сливалось, сгущалось и перегнивало, а потом из этого вновь происходило зарождение и разделение — зарождались животные, прорастали растения, и тут-то из одного и того же перегноя возникли люди и проросли бобы. Кроме бобов он запрещал принимать в пищу и некоторые другие продукты — крапиву, рыбу-триглу и многое из того, что ловится в море. Одежда его была всегда белая и чистая. Следует отметить, что нравственная проповедь Пифагора вовсе не подразумевала отрешенности от политических дел. Напротив, в своем стремлении воспитать гармоничного человека, пифагорейцы много внимания уделяли вопросам общественного устройства. Пишут, что, поселившись в Италии, Пифагор также увидел, что многие города здесь и в Сицилии находятся в рабстве друг у друга, и употребил свой огромный авторитет на то, чтобы вернуть им вольность. Через своих учеников, которые были в каждом городе, он внушил их жителям помышления о свободе. В конце концов ему удалось изменить политическое устройство в Кротоне, Сибарисе, Регии, Гимере, Акраганте, Тавромении и некоторых других городах. Повсюду здесь было введено умеренное аристократическое правление, причем ведущую роль в управлении имели члены пифагорейского союза. Пифагор пользовался в Италии таким почтением, что целые государства вверяли себя его ученикам. Но в конце концов против них скопилась зависть и сложился заговор. Недовольные вскоре нашли себе предводителя в лице богатого кротонца Килона. Ненависть его к Пифагору возникла из-за того, что тот категорически отказался принять его в число своих учеников, с первого взгляда разгадав в нем злого и порочного человека. Разгневавшись, Килон стал строить козни пифагорейцам и настраивать против них горожан. Однажды, когда ученики Пифагора собрались в доме атлета Милона, враги подожгли этот дом, так что все собравшиеся в нем (всего сорок человек) погибли Другие пифагорейцы были перебиты порознь в городе. О том, был ли на этой встрече сам Пифагор или нет, сохранились различные свидетельства Большинство все-таки сходится на том, что он остался жив и переехал из Кротона в другой южноиталийский город Метапонт. Тут он и умер около 500 г до Р.Х., то ли уморив себя голодом, толи от тоски. Вместе с ним погибло и его божественное учение, поскольку книг он не писал, а из посвященных в его мудрость в живых не осталось никого Уцелевшие от расправы пифагорейцы сумели сохранить, по словам Порфирия, лишь немногие искры его философии, смутные и рассеянные. Тем не менее, пытаясь спасти от забвения хоть это, они постарались записать то, что знали, и таким образом ознакомили мир с общими положениями пифагорейства. Несмотря на то, что это учение оказало большое влияние на античную философию и христианскую теологию, как религия оно никогда не имело широкого распространения, хотя отдельные пифагорейские кружки существовали вплоть до первых веков нашей эры. Наряду с абстрактными математическими богами, божественные почести в них воздавались также и самому Пифагору. Многие считали его богом еще при жизни. Сохранились рассказы о многих его чудесах. Пишут, например, что в один и тот же день его могли видеть беседующим с учениками в италийском Метапонте и в сицилийском Тавромении, хотя их отделяет друг от друга несколько дней пути по суше и по морю. Сообщают также, что Пифагор мог останавливать повальные болезни, отвращать ураганы и градобития, укрощать реки и морские волны, а также предсказывать землетрясения. Некоторые уверяли также, что учитель имел золотое бедро и по этому признаку безошибочно судили о том, что он был не кто иной, как сам Аполлон Гиперборейский.