, Жан-Батист (Pigalle Jean-Baptiste) 1714, Париж — 1785, Париж. Французский скульптор. Пигаль был четвертым сыном резчика по дереву Жана Пигаля, работавшего при дворе. Учился у Р. Ле Лоррена и Ж. Б. Лемуана. Участвовал в конкурсе на Римскую премию, но занял третье место. Раздосадованный неудачей, решил отправиться в Италию пешком; добрался до Рима тяжело больным и остался в живых лишь благодаря заботам друга — скульптора Г. Кусту (бывшего в то время пенсионером Французской академии в Риме). Находясь в Италии, Пигаль изучал античную скульптуру, выполнял частные заказы, здесь же создал первый вариант статуи Меркурий, завязывающий сандалию (1744, Париж, Лувр), представленную затем при поступлении в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже. Пигаль — автор ряда камерных композиций, которые прекрасно вписывались в дворцовые интерьеры, декорированные в стиле рококо: Любовь и Дружба (1758), Мальчики с клеткой (1749, обе — Париж, Лувр). Эту тему мастер не раз варьировал в бронзе и фарфоре. Правдиво, с мягким юмором передает скульптор наивное недоумение малыша, глядящего вслед улетевшей птичке. Перед нами не лукавый, грациозный Амур, а обычный пухлый младенец. Мастер успешно работал и в области портрета, его взгляд отмечен объективностью, умением раскрыть внутренний мир модели: портреты хирурга королевских армий Герена (ок. 1775, Париж, Лувр), инженера Перроне (1785, Париж, собрание Давид-Вейль), прекрасный бюст Дидро (Париж, Лувр), снабженный надписью: "Дидро, вылеплен его приятелем Пигалем в 1777, обоим по 63 года", автопортрет (1780, Париж, Лувр). Художник сумел передать особенность духовного склада человека эпохи Просвещения, деятельный характер личности. Необычное впечатление производит статуя Вольтера, которого ваятель представил обнаженным (1776, Париж, Институт Франции), очевидно, увлеченный идеей "героической наготы". Вольтеру было 76 лет, и скульптор, стремясь к правде, воспроизвел старческое немощное тело (для фигуры позировал старый солдат), голову Пигаль лепил с натуры, но сильно "омолодил" философа. В целом в статуте есть ощущение какой-то неестественности, дисгармонии — идея подавила пластику. Женских портретов у Пигаля немного. Его объективность сказалась в бюсте маркизы Помпадур (1751, Нью-Йорк, музей Метрополитен) — всесильной фаворитки Людовика XV. Мастер изобразил ее отнюдь не столь миловидной, как это делали другие художники. Из монументальных произведений наиболее значительно надгробие маршала Морица Саксонского (1753—1776, Страсбург, церковь Сен-Тома), в пластическом размахе которого слышны отзвуки барокко. Гробница представляет своеобразное театральное действо, "поэму в пластике". Полководец в бранных доспехах величаво спускается по мраморным ступеням к раскрытому саркофагу. Фигура маршала дана в обрамлении пышного скульптурного декора: справа высятся победоносные знамена, в складках которых плачущий амур с погасшим факелом; слева — поникшие знамена врагов; поверженные львы — символ побежденного зла; подле саркофага скорбящая Сила в образе могучего Геракла; напротив скрюченная Смерть с песочными часами открывает крышку саркофага, в то время как прекрасная женщина — аллегория Франции — стремится удержать героя и оттолкнуть смерть. Сочетание белого и цветного мрамора усиливает живописность и патетику памятника. В 1744 Пигаль стал членом Королевской академии живописи и скульптуры, в 1752 — профессором, в 1777 — ректором; был кавалером ордена Св. Михаила.
Лит.: Tarbe P. La vie et les ?uvres de Jean-Baptiste Pigalle. Paris, 1859; Rocheblave S. Jean-Baptiste Pigalle. Paris, 1919; Reau L. J.-B. Pigalle. Paris, 1959.
В. Стародубова
0.00 байт