ПЛАВТ
ПЛАВТ
Тит Макций (ок. 250 в Сарсине (Умбрия) — 184 до н.э.) — выдающ. рим. комедиограф, происходил из бедной семьи, в юном возрасте прибыл в Рим, где влачил жалкое существов. и вскоре поступил в театр (вероятно, актером или рабочим сцены). По образу новой аттич. комедии П. создал комедию, именуемую «паллиата», в к-рой он переработал две пьесы в одну (контаминация). Благодаря песням его пьесы приобретали опереточ. хар-р. П., должно быть, написал 130 комедий. Сохран. 21 из них, подлинность к-рых установлена Варроном. Его пьесы насыщены интригами, путаницами, хар-рными и сентиментал. сюжетами, в к-рых действуют дерзкие, остроумные и хитрые рабы, гетеры, хвастуны, сводники и др. персонажи, вывед. по образцу масок греч. оригиналов. Несмотря на эллинистич. канву сюжетов, в пьесах прослеживается связь с жизнью рим. общества и совр. Произв. П.: «Амфитрион», «Ослы», «Золотой горшок», «Сестры Бакхиды», «Пленники», «Комедия о сундуке», «Хлебный червяк», «Близнецы», «Купец», «Хвастун», «Домовой», «Персы», «Пуниец», «Мошенник», «Канат», «Трехгрошовая пьеса».
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПЛАВТ
plautus) Тит Макций (сер. 3 в. до н. э., Сарсина, Умбрия – ок. 184 г. до н. э., Рим), римский комедиограф. Мастер паллиаты – «комедии плаща»: так в Риме называли переделки новой аттической комедии (см. Менандр), герои которой носили греческий плащ – паллу. В античности Плавту приписывалось 130 комедий, до нас дошло 20. Сохраняя традиционные сюжеты и маски греческой комедии (влюбленный юноша, хвастливый воин, находчивый раб, суровый отец и т. п.), Плавт вводит в свои пьесы элементы народного театра – буффонаду, карнавальную игру. Главный герой большинства комедий Плавта («Привидения», «Вакхиды», Псевдол» и др.) – умный раб-интриган, помогающий господину, а нередко и обманывающий его и вызывающий симпатии зрителей (этот сценический персонаж связан с фольклорным образом помощника героя, его трактовка нисколько не отражает реального положения рабов в Древнем Риме). Многие комедии Плавта стали источником сюжетов для драматургов позднейшего времени («Горшок» послужил основой комедии Мольера «Скупой», «Двух Менехмов» переработал У. Шекспир в «Двух веронцах»).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ПЛАВТ
Тит Макций (ок. 250–184 до н.э.), выдающийся римский комедиограф, был вольноотпущенником, возможно актером. По образу новой аттической комедии Плавт создал комедию, именуемую «паллиата», в которой он отказался от политических выпадов и намеков и, вместо этого, наполнил комедии грубыми шутками, интригами, песнями. Благодаря этим изменениям его комедии приобрели опереточный характер. Предположительно Плавт написал 130 пьес, но из них сохранилось только 21. Его пьесы насыщены путани-цами, характерными и сентиментальными сюжетами, в которых действуют дерзкие, остроумные и хитрые ра-бы, гетеры, хвастуны, сводники и другие персонажи. Несмотря на эллинистическую канву сюжетов, в пьесах Плавта прослеживается связь с жизнью римского об-щества и отражается его повседневная действительность. Жизнерадостность, оптимизм плавтовских ко-медий («Хвастливый воин», «Горшок, или Клад», «Псевдол», «Пленники», «Комедия о сундуке» и др.), ис-токи которых лежат в римском карнавале, переворачивающем застывшие устои и нравы, комичность ситуаций, искрящийся юмор обеспечили его произведениям большой сценический успех и популярность. К сюжетам комедий Плавта обращались Шекспир, использовавший мотив двойника из комедии «Менехмы» Мольер («Амфитрион», «Скупой»), Г. Клейст и др.
Плавт
Тит Макций (род. ок. 250 в Сарсине (Умбрия), ум. в 184 до н. э.), выдающийся рим. комедиограф, происходил из бедной семьи, в юном возрасте прибыл в Рим, где влачил жалкое существование и вскоре поступил в театр (вероятно, актером или рабочим сцены). По образу новой аттич. комедии П. создал комедию, именуемую «паллиата», в которой он переработал две пьесы в одну (контаминация). Благодаря песням (cantica) его пьесы приобретали опереточный характер. П., должно быть, написал 130 комедий. Сохранилась 21 из них, подлинность которых установлена Варроном; наиболее ранние, вплоть до комедии «Vidularia» («Пьеса о сундуке»), — полностью сохранившиеся произведения рим. литературы. Его пьесы насыщены интригами, путаницами, характерными и сентиментальными сюжетами, в которых действуют дерзкие, остроумные и хитрые рабы, гетеры, хвастуны, сводники и другие персонажи, вывед. по образцу масок греч. оригиналов. Несмотря на эллинистич. канву сюжетов, в пьесах прослеживается связь с жизнью рим. общества и совр. П. политич. ситуацией, в некоторой степени отражается и повседневная жизнь Рима. Не претендуя на социальную критику и не пытаясь обличать правящие круги, П. создает образы рабов, которые часто во многом превосходили своих господ. Произведения П.: «Амфитрион» (мифологич. пародия, образец для произведений Мольера, Клейста и других), «Asinaria» («Ослы»), «Aulularia» («Золотой горшок», образец для мольеровского «Скупого»), «Bacchides» («Сестры Бакхиды»), «Captivi» («Пленники»), «Casina», «Cistellaria» («Комедия о сундуке»), «СигсиНо» («Хлебный червяк»), «Epidicus», «Menaechmi» («Близнецы», комедия путаниц, послужила образцом для «Комедии ошибок» Шекспира), «Mercator» («Купец»), «Miles gloriosus» («Хвастун», образ хвастливого воина — образец для шекспировскою «Фальстафа»), «Mostellaria» («Домовой»), «Persa» («Персы»), «Poenulus» («Пуниец», с пунийскими языковыми вставками), «Pseudolus» («Мошенник»), «Rudens» («Канат»), «Stichus», «Trinummus» («Трехгрошовая пьеса»), «Truculentus» («Угрюмец»). Комедии П. благодаря оживл. действию, искрящемуся самобытному народному юмору, комичности ситуаций и игре слов имели огромный сценич. успех и были очень популярны среди рим. аристократов, а также среди народа и рабов. В комедиях П. были переработаны некоторые элементы др.-италийских народных пьес (ателлан). Образный и яркий язык П. близок др.-италийской разговорной речи. Для П. характерно мастерское использование различных метрич. форм.
Источник: Словарь античности. 1989
ПЛАВТ
• Plautus,
T. Maccius (не M. Accius), из Сарсины в северной Умбрии, старший современник Энния и вместе с ним знаменитейший римский поэт в 6 в. от основания Рима, родился в 254 г. до Р. X. и, по-видимому, рано приехал в Рим, где он сначала занимал низкую должность при только что начинавшемся тогда театре, и после неудачных торговых предприятий, в которых он потерял все свое состояние, прибегнул даже к черной работе на мельнице. В таком стесненном положении написал он свои первые комедии, которые скоро упрочили за ним славу поэта, и с тех пор в течение многих лет он занимался исключительно сочинением комедий. Умер он в глубокой старости, в 184 г. Cic. Brut. 15. Cat. mai. 14. ср. Lessing, von dem Leben und den Werken des Plautus (3 т., изд. Lachmann´a). Число драм, известных в древности под его именем, из коих до нас дошло 20, было необыкновенно велико; Геллий насчитывает их 130. Они все были обработаны по греческим оригиналам новой аттической комедии (fabulae palliatae). Но между тем как его предшественник Ливий Андроник и Невий, единственные римские поэты до него, придерживались еще очень близко греческих образцов, он первый выполнял эту задачу самостоятельно и свободно, приноравливая чуждый материал к римским обстоятельствам и самостоятельно его расширяя. Большой поэтический талант, с каким он довел грубые начатки римской комедии до совершенной в своем роде отрасли искусства, заслуживает полного нашего удивления. Его искусство заключается главнейшим образом в той живости, с какой у него проводится действие от начала до конца, при самых разнообразных и запутанных сценах. При этом он владеет неисчерпаемым, часто грубым остроумием, проявляющимся как в описании комических лиц и смешных положений, так и в метких возражениях в диалоге. Та же живость замечается у него и в бойком, страстном языке, и в легком, не лишенном правильности стихе, несмотря на всю его вольность. Только вследствие этой большой живости Гораций сравнивает его (ер. 2, 1, 58) с греческим поэтом Епихармом, с которым по содержанию драм у него нет ничего общего. Естественная прелесть его сильных острот и его простота способа выражения приобрели ему уже в древности многих поклонников. Cic. off. 1, 29. Quint. 10, 1, 99. Его драмы давались часто и после его смерти читались весьма охотно до позднейших времен. Суждение Горация (а. р. 270 слл.), который в борьбе против приверженцев древней литературы должен был выступить и против почитателей П., совершенно единично. Для нас П. представляет тем больший интерес, что он самый древний римский писатель, от которого сохранились целые произведения, и принадлежит к тому времени, из которого до нас дошли только отдельные отрывки. Из сохранившихся его комедий Captivi, Trinummus и Rudens отличаются точной характеристикой, строгим планом и тонким соблюдением меры во всем изложении, Miles gloriosus, Pseudolus и Epidicus — веселым юмором и массой комических сцен. Названия остальных: Amphitruo, Aulularia, Asinaria, Bacchides, Casina, Curculio, Cistellaria, Menaechmi, Mercator, Mostellaria, Persa, Poenulus (эта комедия важна потому, что некоторые части ее написаны на пуническом языке), Stichus и Truculentus. Сильно до сих пор испорченный текст П. восстановлен недавно в прежнем виде благодаря обработке Fr. Ritschl´я. Первое полное издание: G. Merula (1472), другое Lambin´a (1576), Taubmann (последний раз изд. 1621), S. F. Gronov (вновь изд. I. A. Ernesti, 1760), Bothe (1809 слл. и 1821), Fleckeisen (1859, неокончено) и Fr. Ritschl (1849 слл., осталось, к сожалению, неоконченным). Новые издания предприняли: Ritschl (1871 слл., продолжают L?we, G?tz и F. Scholl, до сих пор изданы 4 пьесы), А. Spengel (1875) и Ussing (1876). Избранные комедии: Lindemann, Brix и Lorenz. На немецкий язык перевел Donner (1864 слл., 3 т.). ср.: Ritschl, Opuscula, т. II (1868). M?ller, Plautinische Prosodie (1869).