ПЛЮРАЛИЗМ
Плюрализм
наличие различных мнений, взглядов. Наиболее типичная форма дуализм.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
ПЛЮРАЛИЗМ
множественность, неоднородность, многообразие чего-либо (явлений, движений, мнений, форм деятельности, взаимоотношений, духовной жизни, вариантов общественного прогресса и т.д.).
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
ПЛЮРАЛИЗМ
лат. pluralis - множественный) - один из фундаментальных принципов правового общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов эконом., политич. и культур. жизни общества.
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
Плюрализм
лат. - множественный) - организация общества, которая основывается на поощрении многообразия и свободной конкуренции между различными общественными элементами, осуществляемой по определенным "правилам политической игры".
Плюрализм
характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).
Источник: Исторические термины: краткий глоссарий
Плюрализм
демократическое право, предоставляемое политической системой власти, как отдельным лицам, так и организациям, группам открыто излагать позиции, мнения, требования. Выражение интересов различных слоев общества осуществляют политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации в парламенте, средствах массовой информации и пр.
ПЛЮРАЛИЗМ
множественный — философское учение, согласно которому в мире существует множество независимых начал бытия или оснований знания. Термин введен X. Вольфом в 1712 г. Утверждает существование двух начал — материального и идеального. Противоположность П. — монизм — признает единую основу всего существующего. Кроме того, термин характеризует политическую систему общества, при которой социальные группы общества имеют организационные возможности для выражения своих интересов через своих представителей в политических партиях, профсоюзах, церковных и других организациях. Активно употреблялся в политическом лексиконе периода «перестройки» в СССР.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПЛЮРАЛИЗМ
от лат. pluralis - множественный) в историко-филос. науке - отрицание единства и определяющей основы ист. процесса, базирующееся на признании множественности принципиально равнозначных (без их подразделения на определяющие и производные) факторов ист. развития; в теоретико-познават. плане - утверждение равноправности любой системы ист. анализа (психологич., ценностной, формально-логич. и др.), что в конечном счете ведет к отрицанию существования единой (объективной) ист. истины. Являясь реакцией на все более открывающееся человеческому познанию действительное многообразие ист. процесса, на неспособность идеалистич. монизма (от гегельянства до теизма) дать науч. объяснение истории, выражая неприятие бурж. историографией марксизма с его материалистич. монизмом, П. приобрел с сер. 19 в. широкое (ныне господствующее) влияние в бурж. историко-филос. науке, не представляя при этом единой историко-филос. концепции. Тезис о "многовариантности" ист. процесса, о бесчисленности путей ист. развития, составляющий гл. содержание П., - не только отрицание монистич. взгляда на историю; он оборачивается отрицанием закономерности ист. развития. Этот тезис не имеет ничего общего с марксистским положением о многообразии форм и путей развития общества в пределах каждой обществ.-экономич. формации, о возможности сочетания в ту или иную ист. эпоху черт "соседствующих" формаций и т. д. В пределах общего для всех плюралистов признания множественности факторов, определяющих пути движения общества, различаются чисто идеалистич. направления (неокантианство, презентизм, экзистенциализм, циклизм) и направления, пытающиеся эклектически сочетать материалистич. и идеалистич. объяснения истории. Последние, выявляя и стремясь синтезировать материальные и духовные факторы, рассматривают их только в отношениях координации, но не субординации (синтеза исторического школа, в определенной мере позитивизм, бурж. структурализм). Коренная противоположность марксизма П. в этом отношении состоит в том, что, отнюдь не отрицая множественности факторов ист. развития, марксизм выделяет субординацию как определяющую форму их связи, а экономич. фактор (базис общества) - как решающий в системе субординации (что отнюдь не означает невозможности выдвижения на первый план на определенных этапах такого фактора, как обществ. сознание, идеология и т. д.). Е. Э. Печуро. Москва.