ПОГОДИН
ПОГОДИН
Михаил Петрович (11.XI.1800 - 8.XII.1875) - рус. историк, писатель, журналист и публицист. Академик (1841). Сын крепостного крестьянина. В 1821 окончил Моск. ун-т. В 1826-44 - проф. Моск. ун-та, сначала всеобщей, с 1835 - рус. истории. В 1827-30 издавал журнал "Моск. вестник", в 1841-56 при тесном участии С. П. Шевырева - "Москвитянин". В 20-30-х гг. П. написал неск. беллетристич. и драматич. произв. ("Черная немочь", М., 1829, "Петр I", M., 1831, "Повести", ч. 1-3, М., 1832, и др.). В те же годы П. выступил и как историк с критикой М. Т. Каченовского и скептической школы. Собственные интересы П. находились в области древней рус. и слав. истории. Во время заграничной поездки, в Праге (1835), П. установил связи с видными слав. учеными П. Шафариком, Ф. Палацким, способствовал сближению рус. и зарубежной слав. науки. Исследования П. по отд. вопросам рус. истории были осн. на изучении первоисточников и имели положит. значение. Сюда относятся: установление источников Начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и т. д. Признание самобытности рус. историч. процесса составляло основу историч. взглядов П. Он полагал, что "вечное начало, русский дух" лежит в основе рус. истории и что в ней полностью отсутствует внутр. борьба. Наличие этой борьбы, как осн. черты обществ. жизни, П. признавал только для стран Зап. Европы. В вопросах всеобщей истории солидаризировался с Ф. Гизо, упрекая его лишь в том, что он рассматривал историю Запада без истории восточных (гл. обр. славянских) стран, представлявших, по П., особый мир. Источником внутр. борьбы на Западе П. считал завоевания, к-рых не видел в России, т. к. полагал, что Рус. гос-во основано без насилия, путем добровольного призвания варягов. В связи с этой проблемой П. в 60-х гг. вел диспуты с Н. И. Костомаровым и Д. И. Иловайским. В целом П. не имел определенной и законченной ист. концепции. Считал невозможным осмысление рус. ист. процесса с выводами и обобщениями, ибо, по П., рус. история не может быть подведена под ту или иную теорию, в ней много "чудесного и необъяснимого". Будучи историком офиц. направления, П. гл. задачу истории видел в том, чтобы она сделалась "...охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия..." ("Взгляд на рус. историю", т. 1, М., 1842, с. 16). Публицистика П. в 30-х - нач. 50-х гг. 19 в. преследовала те же охранит. цели и проповедовала "православие, самодержавие и народность". В слав. вопросе П. был сторонником организации и поддержки слав. нац. движения на Балканах и в Австро-Венгрии. По ряду вопросов (самобытность рус. ист. процесса, роль православия и нек-рые др.) взгляды П. были близки к воззрениям славянофилов. После Крымской войны 1853-56 стал выступать как сторонник проведения реформ и нек-рого сближения с Западом. П. вел большую публикаторскую работу: впервые подготовил издание соч. И. Т. Посошкова (т. 1-2, 1842-1863), "Псковской летописи" (1837), собрал и издал много писем H. M. Карамзина, И. И. Дмитриева и др. С 30-х гг. П. начал собирать письм. и веществ. памятники рус. истории, составившие обширную и весьма ценную коллекцию ("Древлехранилище"), большая часть к-рой в 50-х гг. была приобретена Публ. библиотекой в Петербурге. Соч.: О происхождении Руси, М., 1825; Исследования, замечания и лекции о рус. истории, т. 1-7, М., 1846-57; Историко-критич. отрывки, т. 1-2, М., 1846-57; Древняя рус. история до монг. ига, т. 1-3, М., 1871; Историко-политич. письма и записки в продолжении Крымской войны 1853-1856 гг., М., 18,74. Лит.: Плеханов Г. В., М. П. Погодин и борьба классов, Соч., т. 23, М.-Л., 1926; Милюков П., Гл. течения рус. историч. мысли, 3 изд., т. 1, СПБ, 1913; Барсуков Н., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1-22, СПБ, 1888-1910; Рубинштейн Н. Л., Рус. историография, М., 1948 (библ.); Очерки истории ист. науки в СССР, т. 1, М., 1955; Никитин С. A., Слав. комитеты в России в 1858-76 гг., М., 1960; Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX ст., сост. Г. Геннади, т. 3, М., 1908 (библ.). Н. M. Пирумова. Москва.