ПОГРЕБЕНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОГРЕБЕНИЕ
похороны — обычаи захоронения покойников, появились в эпоху т. и. мустьерской культуры.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

погребение
по закону должно следовать в тот же день, когда человек умер (Вт 21.23). Погребали евреи своих умерших в гробах-естественных или искусственных углублениях в земле и скалах. При погребении тело обертывалось пеленами, обильно смоченными мастями (Ин 19.39-40). Такое погребение считалось честью для человека (2Ц 2.5), но если его бросали, то такое погребение называлось «ослиным» (Иер 22.19). (См. гроб)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ПОГРЕБЕНИЕ
проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкой, пропитанной елеем. Затем умершего одевают в чистые одежды, сообразные его званию или служению: так, например, военных одевают в форменную одежду, а на диакона, священника и архиерея надевают их служебные облачения. Архиерею и священнику на грудь полагается Евангелие, в руки дается крест, диакону – кадило, мирянину – икона. Во время отпевания на чело умершего полагается венчик – бумажная лента с изображениями Иисуса Христа, Богородицы и
Иоанна Предтечи, а в руки влагается разрешительная грамота. До отпевания, в продолжение нахождения умершего в доме, над мирянином читается Псалтирь, а над архиереем и священником Евангелие. Перед погребением гроб с телом умершего приносится в храм, где ставится головою к дверям, ногами к алтарю – к востоку. Отпевание производится после литургии, при открытых Царских вратах. После отпевания процессия с пением «Святый Боже», в предшествии священника, отправляется к могиле, где совершается лития. Покойник полагается лицом (ногами) к востоку. В ногах устанавливается крест, обращенный к усопшему.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Погребение
   • Sepulcrum, Sepult?ra.

         Устраивать достойные и пышные П. любимым родственникам после их смерти и всегда чтить даже место их погребения было священной, непременной обязанностью греков и римлян. Тот, кто пренебрегал этой обязанностью, навлекал на себя гнев богов (Ноm. Od. 11, 72. Horat. Od. 1, 19, 30); уверенность, что эта обязанность будет исполнена, услаждала умирающему смерть. В героический период греков погребение и погребальные почести совершались приблизительно следующим образом. Ближайшие родственники и друзья закрывали глаза и уста усопшему, затем тело омывали, умащали его мазями, обворачивали льняными полотенцами и ковром и поднимали плач по умершему, причем их скорбь нередко выражалась весьма сильно. Мертвое тело оставалось несколько дней выставленным, с ногами, обращенными к дверям; затем друзья выносили его, чтобы положить на костер, и сжигали вместе со всем тем, что любил покойник и чем он дорожил: с оружием, одеждами и животными. После того как костер был окроплен вином, собирали останки в урну или ящичек, забрасывали его землей и воздвигали на этом месте курган. Урна с прахом Гектора была опущена в могилу, прикрыта тяжелым камнем, и над всем этим был насыпан высокий курган. На кургане часто воздвигалась колонна (?????). Погребение заканчивалось пиршеством. При погребении царей и князей к этому добавлялись еще погребальные игры. Среди греков было распространено всеобщее мнение, что душа покойника, не преданного земле, осуждена на блуждание по берегам Стикса и не может достигнуть Елисейских полей. Они считали поэтому своей священной обязанностью предавать земле тело всякого умершего и в крайнем случае считали эту обязанность исполненной, если насыпали на труп хоть горсть земли или песка. Только тяжкие преступники, изменники и враги отечества оставлялись без погребения на пожирание диким зверям и хищным птицам. В Афинах в более поздние времена мертвецов хоронили и могилы засевались хлебом. Cic. legg. 2, 25, 63. Затем устраивались поминки по усопшему и беседовали о его добродетелях. Впоследствии П. сделались роскошнее и дороже. Установленные при этом обычае собраны под словом Funus (см. Похороны). Самая древняя форма могил — обыкновенные земляные насыпи и холмы. Так были погребены воины, павшие при Марафоне. Первый повод к устройству подземных могил в скалах подали не только естественные пещеры, но и искусственные каменоломни (славятся сиракузские катакомбы). Отдельные гробницы, высеченные в скалах, часто с искусно украшенным деревянным или каменным фасадом, встречаются часто на греческих островах. Около Кирены были пещеры, высеченные в скалах, на ровной возвышенной площади; они все были украшены портиками. В таких гробницах находятся часто алтари обыкновенной круглой формы или украшенные рельефными изображениями, чтобы приносить жертвы в честь умерших; также стелы, плоские и узкие плиты, поставленные стоймя, с именем умершего, или в виде часовенки с выпуклыми изображениями умерших; наконец, отдельно из камня сделанные гробы и саркофаги. Из отдельных стоящих надгробных памятников, не считая простых стел или каменных памятников, самыми простыми были каменные четырехугольные или круглые постройки, которые содержали в себе гробницу. Но строились также весьма дорогие и роскошной формы гробницы героев: на подводке устраивался ?????????? (комната, окруженная колоннами), фриз и фронтон которого украшались рельефными изображениями. Самой замечательной постройкой этого рода был, без сомнения, галикарнасский мавзолей (см. Галикарнас), при постройке которого, вероятно, главное участие принимал Скоп (??????). Могилы, которые содержали в себе или гробы (у более бедных), или останки после сожжения трупа, собранные или в глиняную, или медную урну (у более богатых), находились в Афинах вне городской черты, при дорогах, могилы более знатных были на Керамике (??????????) или у Академии (см. Attica, Аттика, 14) или в полях и садах. За ними усердно наблюдали и ухаживали. Обыкновенно на памятнике стояло имя усопшего, часто также важнейшие события его жизни, прощание, завещания оставшимся родным, большей частью в стихотворной форме. На могилу клали светильник, зеркало, предметы украшения, флаконы с мазью и сосуды со съестными припасами. После погребения следовал пир; родственники покойного теперь снова принимали пищу. На третий день после погребения приносили заупокойные жертвы (?????), спустя еще шесть дней устраивался главный жертвенный пир (´?????). Траур в Афинах кончался на 30-й день. Траурные одежды были черные; женщины стригли себе также волосы. Гражданам, павшим в битве, доставалось торжественное погребение. После его окончания произносилась надгробная речь (????? ??????????). Если останки таких граждан или других прославленных или заслуженных мужей покоились даже на чужбине, то на них все-таки смотрели как на свои и оплакивали всем народом. В Спарте мертвых хоронили там, где они жили, без всякой пышности. Только павшие в сражении за отчизну получали каменный памятник, на котором писали их имена. Громкие вопли не были в употреблении. Траур носили только 11 дней. О празднествах при погребении римлян см. Funus, Похороны, II, и Luctus, Траур. ср. также Marquardt, Privatleben der R?mer, I, стр. 330 слл. Места погребения у них считались священными и неприкосновенными. Первоначально тела зарывали в землю, позднее уже было введено сжигание. Местами погребения были или собственно могилы, или надгробные памятники. Последние были нередко великолепные, бросающиеся в глаза монументы конической формы или в виде башен, снабженные надписями и скульптурными работами; часто бывали почетные памятники без тела, ?????????, ???????, cenotaphia, если не могли найти останки усопшего, или если отечество хотело почтить своего славного сына, умершего на чужбине. Самый малый вид памятников представляли собой столбы и колонны (cippi, columellae). Надписи обозначали чин, положение, род, также изображения из жизни и дел умершего; иногда можно было видеть целые сцены охоты, сражения, процессии. Самыми величественными надгробными памятниками были, естественно, мавзолеи, напр., мавзолей Августа на Марсовом поле, Адриана (см. Roma, Рим, 22) и др. Фамильные склепы, служившие для погребения целых семейств, были украшены рельефными изображениями и живописью. Целые корпорации и несколько семейств устраивали общие усыпальницы (communia sepulcra). В древнейшие времена мертвых хоронили внутри Рима, однако вскоре это было запрещено законом. Cic. legg. 2, 23, 58. Обыкновенно могилы находились при больших дорогах, особенно при Аппиевой дороге (via Appia); также в сельских поместьях или в специально для этого отведенном месте. Общие места погребения были отведены собственно только для бедных. Могилы часто украшались статуями, алтарями, садиками, каменными сиденьями; тут же устраивалось помещение для рабов и вольноотпущенников, для того чтобы они сторожили могилы, содержали их в чистоте и зажигали светильники в склепах. Sepulcra или, лучше сказать, их внутреннее пространство носило также название ossuaria, cineraria и columbaria — от небольших ниш для урн, похожих на гнезда голубятни.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Погребение раннего средневековья в районе Салехарда

Брусницына А. Г.
Публикуются материалы погребения могильника Зеленый Яр, дающие представление о культуре и погребальном обряде населения Северо-западного Приполярья эпохи раннего средневековья.
Читать PDF
0.00 байт

Бескурганное погребение Сопининского могильника: анализ с позиций полевой антропологии

Ражев Дмитрий Иванович, Курто Патрис , Зайцева Ольга Викторовна
Рассматриваются материалы грунтового бескурганного погребения из Сопининского могильника на севере Курганской области.
Читать PDF
0.00 байт

Женское древнетюркское погребение из могильника Джолин III (юго-восточный Алтай)

Кубарев Глеб Владимирович
Статья посвящена вводу в научный оборот материалов неопубликованного ранее женского древнетюркского погребения с территории Юго-Восточного Алтая.
Читать PDF
0.00 байт

Погребение воина сяньбийского времени на могильнике Дундацзин (внутренняя Монголия, КНР) *

Варенов А. В., Митько А. О., Митько О. А.
Читать PDF
0.00 байт

Погребение с полихромными стеклянными бусами эпохи эллинизма на Нижней Катуни

Бородовская Елена Львовна
Бусы в погребениях носителей пазырыкской культуры на Алтае встречаются достаточно редко. В 2003 г.
Читать PDF
0.00 байт

Погребение новотитаровского облика близ села Кулешовка Азовского района Ростовской области

Максименко Владимир Евгеньевич, Яценко Владимир Сергеевич
Описывается погребение Кулешовской группы Койсугского курганного могильника. Погребение относится к X группе, по классификации В.Я. Кияшко. Неучтенные материалы при характеристике группы позволяют дополнить признаки группы X.
Читать PDF
0.00 байт

Погребение конного лучника в Кузнецкой степи (к вопросу о развитии военного дела в эпоху средневеков

Илюшин Андрей Михайлович, Сулейменов Марат Гарифуллович
Сообщаются сведения о результатах раскопок могилы 3 в кургане №9 на курганном могильнике Ишаново, в которой представлен комплекс предметов вооружения конного лучника.
Читать PDF
0.00 байт

Необычное коллективное погребение эпохи неолита в Кумышанской пещере (средний Урал)

Сериков Юрий Борисович
Представлены материалы неолитического коллективного погребального комплекса. Он состоял из захоронений трех женщин, двух новорожденных и двух плодов. Детские останки находились в каменном ящике, располагавшемся в центре могилы.
Читать PDF
0.00 байт

Элитное погребение из кургана № 12 могильника Чердашный лог-iii

Плетнева Л. М., Гаман А. Д.
Читать PDF
0.00 байт

Погребение воина монгольской эпохи из лесостепного Забайкалья

Номоконов Алексей Александрович
Статья посвящена погребению знатного воина, принадлежавшего к «лесным» племенам Восточного Забайкалья (XIII-XIVвв.), раскопанному в составе могильника Новотроицк-III.
Читать PDF
0.00 байт

Средневековое погребение шамана из южного Зауралья

Костюков В. П.
The article presents materials on a barrow of 13th c. in Southern Ural. Features of a funeral ceremony and accompanying inventory allow, in author's opinion, to define the monument as a burial place of the shaman.
Читать PDF
0.00 байт

Позднеантичное погребение с монетами из некрополя Фанагории

Ворошилова Ольга Михайловна
В статье впервые публикуется одно из наиболее ярких погребений позднеантичного времени некрополя Фанагории, исследованное в 2010 г.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о прототипе героев былины «Погребение Святогора

Родионов Михаил Сергеевич
В статье рассматривается информационное поле редкого варианта былины «Погребение Святогора».
Читать PDF
0.00 байт

Погребение № 116 Бояновского могильника

Брюхова Наталья Геннадьевна
Читать PDF
0.00 байт

Впускное средневековое погребение из кургана 4 могильника Кичигино i

Грудочко Иван Валерьевич, Таиров Александр Дмитриевич
Публикуются материалы впускного средневекового погребения из кургана 4 могильника Кичигино I.

Похожие термины:

  • ПОГРЕБЕНИЕ или ПОХОРОНЫ

    Быт 23:4, Мф 26:12). Между Иудеями на детях или близких родственниках почившего лежала непременная обязанность закрывать глаза умирающему (Быт 46:4), отдать ему последнее целование. После погребения прои
  • ОСЕБЕРГСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ

    курганное погребение эпохи викингов середины 9 в. в Южной Норвегии. Главная находка – корабль (длина 21,5 м) с мачтой и 15 парами весел, на корме которого находилась погребальная камера. Кроме различно
  • Пеганское погребение

    арехол. пам. Кург. обл., Лопаткинский р-н, с. Пеган. П.П. было случайно обнаружено в 1949 в глинистой стенке карьера кирпичного з-да. Покойный был помещен в яму в вертикальном, слегка согнутом положении.
  • ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ РУССКИХ КНЯГИНЬ, ЦАРИЦ И ЦАРЕВЕН

    В 1529–1530 годах, при царе Василии III, итальянский зодчий Алевиз Новый возвел в северо-восточной части Кремля (близ Спасских ворот) собор Вознесенского девичьего монастыря в честь Вознесения Господн
  • ПЕРВЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

    Египетские пирамиды тысячелетиями поражают воображение ученых и путешественников, и все задаются вопросом о цели возведения этих гигантских сооружений. На пирамиды с удивлением взирали греческ
  • КУРГАННЫХ ПОГРЕБЕНИЙ КУЛЬТУРА

    1) археологическая культура среднего и позднего периодов бронзового века, распространенная на территории Центральной Европы в 1450 – 1250 г.г. до н.э. Представлена могильниками, поселениями, кладами б
  • КУВШИННЫХ ПОГРЕБЕНИЙ КУЛЬТУРА

    археологическая культура, распространенная во 2 в. до н.э. – 8 в. н.э. в бассейне рек Куры и Аракса в Закавказье. Характерно погребение покойников в сильно скорченном состоянии на боку в больших глиня
  • ОДИНОЧНЫХ ПОГРЕБЕНИЙ КУЛЬТУРА

    одна из неолитич. культур шнуровой керамики (см. Шнуровой керамики культура), распространенная на терр. совр. Дании и Шлезвиг-Гольштейна. Характеризуется одиночными погребениями в противоположнос
  • КУВШИННЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ

    широко распространенный в древности обычай захоронения в кувшинах. Древнейшие К. п. открыты в могильниках 4-го тыс. до н. э. в Египте. В 3-м тыс. до н. э. К. п. появились в р-нах Средиземноморья и М. Азии, г
  • ПОГРЕБЕНИЯ В ЛАДЬЕ

    (англ. boat burial, нем. Schiffsbestattung), североевропейский погребальный обряд, распространенный у викингов, пока в 11 в. его не вытеснили погребения на кладбищах. В англосаксонской Британии известны три случа
  • ПОГРЕБЕНИЯ

    наряду с кремацией мертвых и захорон. их пепла в урнах, что было принято у греков, особенно в протогеометрич. и геометрич. периодах (11 — 8 вв. до н.э.), у римлян от времен поздней Республики до эпохи ср.
  • ПОЛТАВКИНСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

    см. Срубная культура.
  • РЕЧНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ

    погребения в могилах устроенных на дне реки. Благодаря своему положению, Р. П. почти не обнаруживаются археологией, но стали известны по описаниям, составленным некоторыми древними авторами. Самое
  • ТОРЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

    могилы Торков; они обнаружены археологией именно в тех местах, где исторически известны кочевья Торков и других Черных Клобуков. По их размещению легко определить кочевые перемещения казачьих пр
  • Полей погребений культуры

    поля погребальных урн, - общее название ряда археологических культур, данное по характерному признаку – могильникам без насыпей, содержащим преимущественно остатки трупосожжений, обычно с захор
  • ОДИНОЧНЫХ ПОГРЕБЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

    (англ. Single-Grave cultures, нем. Einzelgrabkulturen), общее название пришлых культур, появившихся в Северной Германии, а также в Скандинавии в позднем неолите (2500–2000 гг. до н.э., см. Воронковидных кубков культура). Обр