похороны — обычаи захоронения покойников, появились в эпоху т. и. мустьерской культуры.
ПОГРЕБЕНИЕ
ПОГРЕБЕНИЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
погребение
по закону должно следовать в тот же день, когда человек умер (Вт 21.23). Погребали евреи своих умерших в гробах-естественных или искусственных углублениях в земле и скалах. При погребении тело обертывалось пеленами, обильно смоченными мастями (Ин 19.39-40). Такое погребение считалось честью для человека (2Ц 2.5), но если его бросали, то такое погребение называлось «ослиным» (Иер 22.19). (См. гроб)
ПОГРЕБЕНИЕ
проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкой, пропитанной елеем. Затем умершего одевают в чистые одежды, сообразные его званию или служению: так, например, военных одевают в форменную одежду, а на диакона, священника и архиерея надевают их служебные облачения. Архиерею и священнику на грудь полагается Евангелие, в руки дается крест, диакону – кадило, мирянину – икона. Во время отпевания на чело умершего полагается венчик – бумажная лента с изображениями Иисуса Христа, Богородицы и
Иоанна Предтечи, а в руки влагается разрешительная грамота. До отпевания, в продолжение нахождения умершего в доме, над мирянином читается Псалтирь, а над архиереем и священником Евангелие. Перед погребением гроб с телом умершего приносится в храм, где ставится головою к дверям, ногами к алтарю – к востоку. Отпевание производится после литургии, при открытых Царских вратах. После отпевания процессия с пением «Святый Боже», в предшествии священника, отправляется к могиле, где совершается лития. Покойник полагается лицом (ногами) к востоку. В ногах устанавливается крест, обращенный к усопшему.
Иоанна Предтечи, а в руки влагается разрешительная грамота. До отпевания, в продолжение нахождения умершего в доме, над мирянином читается Псалтирь, а над архиереем и священником Евангелие. Перед погребением гроб с телом умершего приносится в храм, где ставится головою к дверям, ногами к алтарю – к востоку. Отпевание производится после литургии, при открытых Царских вратах. После отпевания процессия с пением «Святый Боже», в предшествии священника, отправляется к могиле, где совершается лития. Покойник полагается лицом (ногами) к востоку. В ногах устанавливается крест, обращенный к усопшему.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Погребение
• Sepulcrum, Sepult?ra.
Устраивать достойные и пышные П. любимым родственникам после их смерти и всегда чтить даже место их погребения было священной, непременной обязанностью греков и римлян. Тот, кто пренебрегал этой обязанностью, навлекал на себя гнев богов (Ноm. Od. 11, 72. Horat. Od. 1, 19, 30); уверенность, что эта обязанность будет исполнена, услаждала умирающему смерть. В героический период греков погребение и погребальные почести совершались приблизительно следующим образом. Ближайшие родственники и друзья закрывали глаза и уста усопшему, затем тело омывали, умащали его мазями, обворачивали льняными полотенцами и ковром и поднимали плач по умершему, причем их скорбь нередко выражалась весьма сильно. Мертвое тело оставалось несколько дней выставленным, с ногами, обращенными к дверям; затем друзья выносили его, чтобы положить на костер, и сжигали вместе со всем тем, что любил покойник и чем он дорожил: с оружием, одеждами и животными. После того как костер был окроплен вином, собирали останки в урну или ящичек, забрасывали его землей и воздвигали на этом месте курган. Урна с прахом Гектора была опущена в могилу, прикрыта тяжелым камнем, и над всем этим был насыпан высокий курган. На кургане часто воздвигалась колонна (?????). Погребение заканчивалось пиршеством. При погребении царей и князей к этому добавлялись еще погребальные игры. Среди греков было распространено всеобщее мнение, что душа покойника, не преданного земле, осуждена на блуждание по берегам Стикса и не может достигнуть Елисейских полей. Они считали поэтому своей священной обязанностью предавать земле тело всякого умершего и в крайнем случае считали эту обязанность исполненной, если насыпали на труп хоть горсть земли или песка. Только тяжкие преступники, изменники и враги отечества оставлялись без погребения на пожирание диким зверям и хищным птицам. В Афинах в более поздние времена мертвецов хоронили и могилы засевались хлебом. Cic. legg. 2, 25, 63. Затем устраивались поминки по усопшему и беседовали о его добродетелях. Впоследствии П. сделались роскошнее и дороже. Установленные при этом обычае собраны под словом Funus (см. Похороны). Самая древняя форма могил — обыкновенные земляные насыпи и холмы. Так были погребены воины, павшие при Марафоне. Первый повод к устройству подземных могил в скалах подали не только естественные пещеры, но и искусственные каменоломни (славятся сиракузские катакомбы). Отдельные гробницы, высеченные в скалах, часто с искусно украшенным деревянным или каменным фасадом, встречаются часто на греческих островах. Около Кирены были пещеры, высеченные в скалах, на ровной возвышенной площади; они все были украшены портиками. В таких гробницах находятся часто алтари обыкновенной круглой формы или украшенные рельефными изображениями, чтобы приносить жертвы в честь умерших; также стелы, плоские и узкие плиты, поставленные стоймя, с именем умершего, или в виде часовенки с выпуклыми изображениями умерших; наконец, отдельно из камня сделанные гробы и саркофаги. Из отдельных стоящих надгробных памятников, не считая простых стел или каменных памятников, самыми простыми были каменные четырехугольные или круглые постройки, которые содержали в себе гробницу. Но строились также весьма дорогие и роскошной формы гробницы героев: на подводке устраивался ?????????? (комната, окруженная колоннами), фриз и фронтон которого украшались рельефными изображениями. Самой замечательной постройкой этого рода был, без сомнения, галикарнасский мавзолей (см. Галикарнас), при постройке которого, вероятно, главное участие принимал Скоп (??????). Могилы, которые содержали в себе или гробы (у более бедных), или останки после сожжения трупа, собранные или в глиняную, или медную урну (у более богатых), находились в Афинах вне городской черты, при дорогах, могилы более знатных были на Керамике (??????????) или у Академии (см. Attica, Аттика, 14) или в полях и садах. За ними усердно наблюдали и ухаживали. Обыкновенно на памятнике стояло имя усопшего, часто также важнейшие события его жизни, прощание, завещания оставшимся родным, большей частью в стихотворной форме. На могилу клали светильник, зеркало, предметы украшения, флаконы с мазью и сосуды со съестными припасами. После погребения следовал пир; родственники покойного теперь снова принимали пищу. На третий день после погребения приносили заупокойные жертвы (?????), спустя еще шесть дней устраивался главный жертвенный пир (´?????). Траур в Афинах кончался на 30-й день. Траурные одежды были черные; женщины стригли себе также волосы. Гражданам, павшим в битве, доставалось торжественное погребение. После его окончания произносилась надгробная речь (????? ??????????). Если останки таких граждан или других прославленных или заслуженных мужей покоились даже на чужбине, то на них все-таки смотрели как на свои и оплакивали всем народом. В Спарте мертвых хоронили там, где они жили, без всякой пышности. Только павшие в сражении за отчизну получали каменный памятник, на котором писали их имена. Громкие вопли не были в употреблении. Траур носили только 11 дней. О празднествах при погребении римлян см. Funus, Похороны, II, и Luctus, Траур. ср. также Marquardt, Privatleben der R?mer, I, стр. 330 слл. Места погребения у них считались священными и неприкосновенными. Первоначально тела зарывали в землю, позднее уже было введено сжигание. Местами погребения были или собственно могилы, или надгробные памятники. Последние были нередко великолепные, бросающиеся в глаза монументы конической формы или в виде башен, снабженные надписями и скульптурными работами; часто бывали почетные памятники без тела, ?????????, ???????, cenotaphia, если не могли найти останки усопшего, или если отечество хотело почтить своего славного сына, умершего на чужбине. Самый малый вид памятников представляли собой столбы и колонны (cippi, columellae). Надписи обозначали чин, положение, род, также изображения из жизни и дел умершего; иногда можно было видеть целые сцены охоты, сражения, процессии. Самыми величественными надгробными памятниками были, естественно, мавзолеи, напр., мавзолей Августа на Марсовом поле, Адриана (см. Roma, Рим, 22) и др. Фамильные склепы, служившие для погребения целых семейств, были украшены рельефными изображениями и живописью. Целые корпорации и несколько семейств устраивали общие усыпальницы (communia sepulcra). В древнейшие времена мертвых хоронили внутри Рима, однако вскоре это было запрещено законом. Cic. legg. 2, 23, 58. Обыкновенно могилы находились при больших дорогах, особенно при Аппиевой дороге (via Appia); также в сельских поместьях или в специально для этого отведенном месте. Общие места погребения были отведены собственно только для бедных. Могилы часто украшались статуями, алтарями, садиками, каменными сиденьями; тут же устраивалось помещение для рабов и вольноотпущенников, для того чтобы они сторожили могилы, содержали их в чистоте и зажигали светильники в склепах. Sepulcra или, лучше сказать, их внутреннее пространство носило также название ossuaria, cineraria и columbaria — от небольших ниш для урн, похожих на гнезда голубятни.