ПОГРЕБЕНИЯ
ПОГРЕБЕНИЯ
наряду с кремацией мертвых и захорон. их пепла в урнах, что было принято у греков, особенно в протогеометрич. и геометрич. периодах (11 — 8 вв. до н.э.), у римлян от времен поздней Республики до эпохи ср. Империи (1 в. до н.э. — 2 в. н.э.) широко практиков. захоронение мертвых в шахтовых и камерных гробницах, саркофагах и т.п. сооружениях. За погребал. обрядами стояли традиц. представления о загробной жизни, не вызывает сомнения также обществ. значение памяти о мертвых для политич. пропаганды, к-рая играла важную роль в Риме (обществ. панегирики), а также в Греции в классич. и эллинистич. эпоху. К монументал. погребальным сооруж. относятся микенские купольные гробницы (культ героев), малоазиат. погребал. сооружения (надгробие нереид, Галикарнасский мавзолей), рим. круглые гробницы (Цецилии Метеллы, замок св. Ангела), башни в рим. пров. (Игельская колонна). Рядовые захоронения украшались погребал. сосудами (напр., лекифами), стелами или статуями. Рим. урны с пеплом обычно устанавлив. в колумбарии. Со 2 в. н.э. захоронения в Риме производ. также в подземных камерах, в т.н. катакомбах. Широко распростр. греч. и лат. погребал. надписи были скорее общепринят. формулами, но они давали возможность выразить чувства скорбящих и охар-ризовать покойного; позднее сформировался жанр лит. эпитафии.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Погребения
Наряду с кремацией мертвых и захоронением их пепла в урнах, что было принято у греков, особенно в протогеометрич. и геометрич. периодах (11–8 вв. до н. э.), у римлян от времен поздней Республики до эпохи средней Империи (1 в. до н. э. — 2 в. н. э.) широко практиковалось захоронение мертвых в шахтовых и камерных гробницах, саркофагах и т. п. сооружениях. За погребальными обрядами стояли традиционные представления о загробной жизни, не вызывает сомнения также обществ, значение памяти о мертвых для политич. пропаганды, которая играла важную роль в Риме (обществ, панегирики — laudatio funebris), а также в Греции в классич. и эллинистич. эпоху. К монументальным погребальным сооружениям относятся микенские купольные гробницы (культ героев), малоазиатские погребальные сооружения (надгробие нереид, Галикарнасский мавзолей), рим. круглые гробницы (Цецилии Метеллы, замок св. Ангела), башни в рим. пров. (Игельская колонна). Рядовые захоронения украшались погребальными сосудами (например, лекифами), стелами или статуями. Рим. урны с пеплом обычно устанавливались в колумбарии. Со 2 в. н. э. захоронения в Риме производились также в подземных камерах, в т. н. катакомбах. Широко распростран. греч. и лат. погребальные надписи были скорее общепринятыми формулами, но они давали возможность выразить чувства скорбящих и охарактеризовать покойного, позднее сформировался жанр лит. эпитафии.
Источник: Словарь античности. 1989
ПОГРЕБЕНИЯ
один из основных видов памятников археологии. Специальные обряды погребений появились в раннем палеолите (мустье). Так, еще в 1912 г.
в Ла-Ферраси у г. Шапеля (Франция) были найдены останки преднамеренного захоронения (6 неандертальцев в скорченном положении). В Киик-Коба (Крым) в 1924 г. обнаружены погребения 2 неандертальцев (мужчина и годовалый ребенок, тоже скорченные), в Мугаред-эс-Схуле (Палестина) захоронены вместе 10 неандертальцев (5 мужчин, 2 женщины и 3 детей, все сильно скорчены). У 45-летнего мужчины в руках челюсти огромного кабана.
В Тешик-Таше (Средняя Азия, раскопки А. П. Окладникова) в погребении неандертальца (мальчик 11 - 12 лет) 5 пар козлиных рогов вкопаны вокруг могилы кольцом. Скорченные позы погребенных свидетельствуют о том, что в то время уже существовал, определенный обряд похорон, который отразил представления человека того времени.
В пещере Шанидар (Ирак) в 1960 г. Р. Солецки обнаружил могилы 9 неандертальцев 60-ты-сячелетней давности. В одной из них похоронен охотник с проломленным черепом. Труп был положен на подстилку из сосновых веток и цветов и сверху засыпан цветами (василек, алтей розовый, крестовник и лук кистистый). Некоторые из этих цветов и сейчас используют в Ираке как лекарственные. В Шанидаре же найдены кости одного 40-летнего неандертальца, убитого при обвале пещеры. У него правое плечо и рука были недоразвиты из-за врожденного дефекта. Он с детства владел только левой рукой и все же дожил до почтенного для тех времен возраста. Выжить он мог только за счет того, что его содержала община. Значит, уже в те далекие времена общественная организация была настолько совершенна, что предусматривала заботу о слабых, калеках и стариках.
Между прочим, "первый" неандерталец (найденный в Неандертале) тоже был калека. Его левый локоть был настолько изуродован, что он не мог согнуть руку, чтобы достать до рта рукой. Следы смертельной раны найдены на скелетах других неандертальцев. Любопытно, что все раны находятся на левой стороне.
Видимо, они были нанесены другими людьми, державшими копье в правой руке.
Следы людоедства у неандертальцев обнаружены в 1899 г. в Крапине (Югославия): останки 20 человек, кости которых были разбиты на части, видимо, для добычи мозга (на некоторых костях были следы от зажаривания человека на костре).
У неандертальцев имеются следы культа животных. Напр., в пещере Драхенлох (в Альпах) обнаружен кубический ящик из камней, внутри которого лежали черепа 7 медведей, а сверху он был покрыт большим плоским камнем.
Вокруг него в нишах - еще 6 черепов. В Регурдю (Франция) в прямоугольной яме были найдены кости 20 медведей, причем морды медведей всюду повернуты в одну сторону - к входу в пещеру.
В мезолите умерших обычно покрывали красной охрой, над головой мертвого мужчины ставили оленьи рога - символ мужественности.
В Баварии в гроте Офнет обнаружены погребения черепов, в одном месте погребено 27, в другом - 6 человеческих черепов. К черепам прилепилось по 2-3 шейных позвонка - значит, головы были отделены от тела вскоре после смерти. Может быть, людоедство? Может быть, с убитых врагов сняты скальпы, а черепа сюда прятали какие-то охотники за черепами? Нет. Никаких насечек от срезания кожи с головы нет. Черепа погребены в полной сохранности со всей кожей и волосами. Почему же так много черепов? Черепа на дне гнезда немного повреждены, но те, которые лежат по бокам и сверху, абсолютно целые. Значит, черепа были захоронены не сразу, а постепенно. Охотники за головами охотились за врагами и складывали в яму по одному, по два черепа убитых? Но почему тогда среди черепов - 20 детских, 9 женских и только 4 мужских? Скорее всего, это не трофеи войны, а погребения. Это подтверждает и большое количество украшений - просверленные клыки оленя, раковины улиток. Ценности в могилу клали только уважаемым сородичам. Черепа были похоронены с благоговением. Значит, это своеобразный обряд похорон. Красная краска, которой обсыпано дно могилы и черепа, тоже говорит об этом. Украшения лежат у всех черепов женщин и детей. Некоторые черепа обвиты ожерельями из сверленых зубов оленя. Нет украшений только у мужских черепов. Такие же захоронения черепов найдены были в Крыму в гроте Замиль-Коба и в Абхазии в Холодном гроте. Этнографы сообщают, что такие же обычаи хоронить черепа есть у многих племен. Напр., в Новой Каледонии существовал обычай собирать в особом священном месте черепа родовых старейшин, знахарей и вообще выдающихся членов рода. Обычно черепа собирали где-то в уединенной пещере или расщелине скалы.
Обнаружены коллективные погребения мезолитического времени и другого типа. Напр., в Днепропетровской области у с. Васильевка были открыты могильники эпохи мезолита. В одном из них похоронено 37 человек, большинство - в скорченном положении, на правом боку или (редко) на левом. Иногда в одной могиле лежат двое, а один раз встретилось и тройное захоронение.
Костяки так сильно скорчены, что можно думать, что покойников связывали. На одном из погребений положен тяжелый камень. Видимо, чтобы мертвые не "вышли" из могилы, их связывали и придавливали тяжелыми камнями. Большинство похороненных - мужчины. В скелете одного из них торчат кремневые наконечники стрел, от которых он, видимо, и погиб. В мезолите появляются первые кладбища (могильники), которые развиваются в неолите. В энеолите появляются богатые гробницы и первые пирамиды.
в Ла-Ферраси у г. Шапеля (Франция) были найдены останки преднамеренного захоронения (6 неандертальцев в скорченном положении). В Киик-Коба (Крым) в 1924 г. обнаружены погребения 2 неандертальцев (мужчина и годовалый ребенок, тоже скорченные), в Мугаред-эс-Схуле (Палестина) захоронены вместе 10 неандертальцев (5 мужчин, 2 женщины и 3 детей, все сильно скорчены). У 45-летнего мужчины в руках челюсти огромного кабана.
В Тешик-Таше (Средняя Азия, раскопки А. П. Окладникова) в погребении неандертальца (мальчик 11 - 12 лет) 5 пар козлиных рогов вкопаны вокруг могилы кольцом. Скорченные позы погребенных свидетельствуют о том, что в то время уже существовал, определенный обряд похорон, который отразил представления человека того времени.
В пещере Шанидар (Ирак) в 1960 г. Р. Солецки обнаружил могилы 9 неандертальцев 60-ты-сячелетней давности. В одной из них похоронен охотник с проломленным черепом. Труп был положен на подстилку из сосновых веток и цветов и сверху засыпан цветами (василек, алтей розовый, крестовник и лук кистистый). Некоторые из этих цветов и сейчас используют в Ираке как лекарственные. В Шанидаре же найдены кости одного 40-летнего неандертальца, убитого при обвале пещеры. У него правое плечо и рука были недоразвиты из-за врожденного дефекта. Он с детства владел только левой рукой и все же дожил до почтенного для тех времен возраста. Выжить он мог только за счет того, что его содержала община. Значит, уже в те далекие времена общественная организация была настолько совершенна, что предусматривала заботу о слабых, калеках и стариках.
Между прочим, "первый" неандерталец (найденный в Неандертале) тоже был калека. Его левый локоть был настолько изуродован, что он не мог согнуть руку, чтобы достать до рта рукой. Следы смертельной раны найдены на скелетах других неандертальцев. Любопытно, что все раны находятся на левой стороне.
Видимо, они были нанесены другими людьми, державшими копье в правой руке.
Следы людоедства у неандертальцев обнаружены в 1899 г. в Крапине (Югославия): останки 20 человек, кости которых были разбиты на части, видимо, для добычи мозга (на некоторых костях были следы от зажаривания человека на костре).
У неандертальцев имеются следы культа животных. Напр., в пещере Драхенлох (в Альпах) обнаружен кубический ящик из камней, внутри которого лежали черепа 7 медведей, а сверху он был покрыт большим плоским камнем.
Вокруг него в нишах - еще 6 черепов. В Регурдю (Франция) в прямоугольной яме были найдены кости 20 медведей, причем морды медведей всюду повернуты в одну сторону - к входу в пещеру.
В мезолите умерших обычно покрывали красной охрой, над головой мертвого мужчины ставили оленьи рога - символ мужественности.
В Баварии в гроте Офнет обнаружены погребения черепов, в одном месте погребено 27, в другом - 6 человеческих черепов. К черепам прилепилось по 2-3 шейных позвонка - значит, головы были отделены от тела вскоре после смерти. Может быть, людоедство? Может быть, с убитых врагов сняты скальпы, а черепа сюда прятали какие-то охотники за черепами? Нет. Никаких насечек от срезания кожи с головы нет. Черепа погребены в полной сохранности со всей кожей и волосами. Почему же так много черепов? Черепа на дне гнезда немного повреждены, но те, которые лежат по бокам и сверху, абсолютно целые. Значит, черепа были захоронены не сразу, а постепенно. Охотники за головами охотились за врагами и складывали в яму по одному, по два черепа убитых? Но почему тогда среди черепов - 20 детских, 9 женских и только 4 мужских? Скорее всего, это не трофеи войны, а погребения. Это подтверждает и большое количество украшений - просверленные клыки оленя, раковины улиток. Ценности в могилу клали только уважаемым сородичам. Черепа были похоронены с благоговением. Значит, это своеобразный обряд похорон. Красная краска, которой обсыпано дно могилы и черепа, тоже говорит об этом. Украшения лежат у всех черепов женщин и детей. Некоторые черепа обвиты ожерельями из сверленых зубов оленя. Нет украшений только у мужских черепов. Такие же захоронения черепов найдены были в Крыму в гроте Замиль-Коба и в Абхазии в Холодном гроте. Этнографы сообщают, что такие же обычаи хоронить черепа есть у многих племен. Напр., в Новой Каледонии существовал обычай собирать в особом священном месте черепа родовых старейшин, знахарей и вообще выдающихся членов рода. Обычно черепа собирали где-то в уединенной пещере или расщелине скалы.
Обнаружены коллективные погребения мезолитического времени и другого типа. Напр., в Днепропетровской области у с. Васильевка были открыты могильники эпохи мезолита. В одном из них похоронено 37 человек, большинство - в скорченном положении, на правом боку или (редко) на левом. Иногда в одной могиле лежат двое, а один раз встретилось и тройное захоронение.
Костяки так сильно скорчены, что можно думать, что покойников связывали. На одном из погребений положен тяжелый камень. Видимо, чтобы мертвые не "вышли" из могилы, их связывали и придавливали тяжелыми камнями. Большинство похороненных - мужчины. В скелете одного из них торчат кремневые наконечники стрел, от которых он, видимо, и погиб. В мезолите появляются первые кладбища (могильники), которые развиваются в неолите. В энеолите появляются богатые гробницы и первые пирамиды.
Источник: Археологический словарь. 1996