ПОГРЕБЕНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ПОГРЕБЕНИЯ
наряду с кремацией мертвых и захорон. их пепла в урнах, что было принято у греков, особенно в протогеометрич. и геометрич. периодах (11 — 8 вв. до н.э.), у римлян от времен поздней Республики до эпохи ср. Империи (1 в. до н.э. — 2 в. н.э.) широко практиков. захоронение мертвых в шахтовых и камерных гробницах, саркофагах и т.п. сооружениях. За погребал. обрядами стояли традиц. представления о загробной жизни, не вызывает сомнения также обществ. значение памяти о мертвых для политич. пропаганды, к-рая играла важную роль в Риме (обществ. панегирики), а также в Греции в классич. и эллинистич. эпоху. К монументал. погребальным сооруж. относятся микенские купольные гробницы (культ героев), малоазиат. погребал. сооружения (надгробие нереид, Галикарнасский мавзолей), рим. круглые гробницы (Цецилии Метеллы, замок св. Ангела), башни в рим. пров. (Игельская колонна). Рядовые захоронения украшались погребал. сосудами (напр., лекифами), стелами или статуями. Рим. урны с пеплом обычно устанавлив. в колумбарии. Со 2 в. н.э. захоронения в Риме производ. также в подземных камерах, в т.н. катакомбах. Широко распростр. греч. и лат. погребал. надписи были скорее общепринят. формулами, но они давали возможность выразить чувства скорбящих и охар-ризовать покойного; позднее сформировался жанр лит. эпитафии.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Погребения
Наряду с кремацией мертвых и захоронением их пепла в урнах, что было принято у греков, особенно в протогеометрич. и геометрич. периодах (11–8 вв. до н. э.), у римлян от времен поздней Республики до эпохи средней Империи (1 в. до н. э. — 2 в. н. э.) широко практиковалось захоронение мертвых в шахтовых и камерных гробницах, саркофагах и т. п. сооружениях. За погребальными обрядами стояли традиционные представления о загробной жизни, не вызывает сомнения также обществ, значение памяти о мертвых для политич. пропаганды, которая играла важную роль в Риме (обществ, панегирики — laudatio funebris), а также в Греции в классич. и эллинистич. эпоху. К монументальным погребальным сооружениям относятся микенские купольные гробницы (культ героев), малоазиатские погребальные сооружения (надгробие нереид, Галикарнасский мавзолей), рим. круглые гробницы (Цецилии Метеллы, замок св. Ангела), башни в рим. пров. (Игельская колонна). Рядовые захоронения украшались погребальными сосудами (например, лекифами), стелами или статуями. Рим. урны с пеплом обычно устанавливались в колумбарии. Со 2 в. н. э. захоронения в Риме производились также в подземных камерах, в т. н. катакомбах. Широко распростран. греч. и лат. погребальные надписи были скорее общепринятыми формулами, но они давали возможность выразить чувства скорбящих и охарактеризовать покойного, позднее сформировался жанр лит. эпитафии.

Источник: Словарь античности. 1989

ПОГРЕБЕНИЯ
один из основных видов памятников археологии. Специальные обряды погребений появились в раннем палеолите (мустье). Так, еще в 1912 г.
в Ла-Ферраси у г. Шапеля (Франция) были найдены останки преднамеренного захоронения (6 неандертальцев в скорченном положении). В Киик-Коба (Крым) в 1924 г. обнаружены погребения 2 неандертальцев (мужчина и годовалый ребенок, тоже скорченные), в Мугаред-эс-Схуле (Палестина) захоронены вместе 10 неандертальцев (5 мужчин, 2 женщины и 3 детей, все сильно скорчены). У 45-летнего мужчины в руках челюсти огромного кабана.
В Тешик-Таше (Средняя Азия, раскопки А. П. Окладникова) в погребении неандертальца (мальчик 11 - 12 лет) 5 пар козлиных рогов вкопаны вокруг могилы кольцом. Скорченные позы погребенных свидетельствуют о том, что в то время уже существовал, определенный обряд похорон, который отразил представления человека того времени.
В пещере Шанидар (Ирак) в 1960 г. Р. Солецки обнаружил могилы 9 неандертальцев 60-ты-сячелетней давности. В одной из них похоронен охотник с проломленным черепом. Труп был положен на подстилку из сосновых веток и цветов и сверху засыпан цветами (василек, алтей розовый, крестовник и лук кистистый). Некоторые из этих цветов и сейчас используют в Ираке как лекарственные. В Шанидаре же найдены кости одного 40-летнего неандертальца, убитого при обвале пещеры. У него правое плечо и рука были недоразвиты из-за врожденного дефекта. Он с детства владел только левой рукой и все же дожил до почтенного для тех времен возраста. Выжить он мог только за счет того, что его содержала община. Значит, уже в те далекие времена общественная организация была настолько совершенна, что предусматривала заботу о слабых, калеках и стариках.
Между прочим, "первый" неандерталец (найденный в Неандертале) тоже был калека. Его левый локоть был настолько изуродован, что он не мог согнуть руку, чтобы достать до рта рукой. Следы смертельной раны найдены на скелетах других неандертальцев. Любопытно, что все раны находятся на левой стороне.
Видимо, они были нанесены другими людьми, державшими копье в правой руке.
Следы людоедства у неандертальцев обнаружены в 1899 г. в Крапине (Югославия): останки 20 человек, кости которых были разбиты на части, видимо, для добычи мозга (на некоторых костях были следы от зажаривания человека на костре).
У неандертальцев имеются следы культа животных. Напр., в пещере Драхенлох (в Альпах) обнаружен кубический ящик из камней, внутри которого лежали черепа 7 медведей, а сверху он был покрыт большим плоским камнем.
Вокруг него в нишах - еще 6 черепов. В Регурдю (Франция) в прямоугольной яме были найдены кости 20 медведей, причем морды медведей всюду повернуты в одну сторону - к входу в пещеру.
В мезолите умерших обычно покрывали красной охрой, над головой мертвого мужчины ставили оленьи рога - символ мужественности.
В Баварии в гроте Офнет обнаружены погребения черепов, в одном месте погребено 27, в другом - 6 человеческих черепов. К черепам прилепилось по 2-3 шейных позвонка - значит, головы были отделены от тела вскоре после смерти. Может быть, людоедство? Может быть, с убитых врагов сняты скальпы, а черепа сюда прятали какие-то охотники за черепами? Нет. Никаких насечек от срезания кожи с головы нет. Черепа погребены в полной сохранности со всей кожей и волосами. Почему же так много черепов? Черепа на дне гнезда немного повреждены, но те, которые лежат по бокам и сверху, абсолютно целые. Значит, черепа были захоронены не сразу, а постепенно. Охотники за головами охотились за врагами и складывали в яму по одному, по два черепа убитых? Но почему тогда среди черепов - 20 детских, 9 женских и только 4 мужских? Скорее всего, это не трофеи войны, а погребения. Это подтверждает и большое количество украшений - просверленные клыки оленя, раковины улиток. Ценности в могилу клали только уважаемым сородичам. Черепа были похоронены с благоговением. Значит, это своеобразный обряд похорон. Красная краска, которой обсыпано дно могилы и черепа, тоже говорит об этом. Украшения лежат у всех черепов женщин и детей. Некоторые черепа обвиты ожерельями из сверленых зубов оленя. Нет украшений только у мужских черепов. Такие же захоронения черепов найдены были в Крыму в гроте Замиль-Коба и в Абхазии в Холодном гроте. Этнографы сообщают, что такие же обычаи хоронить черепа есть у многих племен. Напр., в Новой Каледонии существовал обычай собирать в особом священном месте черепа родовых старейшин, знахарей и вообще выдающихся членов рода. Обычно черепа собирали где-то в уединенной пещере или расщелине скалы.
Обнаружены коллективные погребения мезолитического времени и другого типа. Напр., в Днепропетровской области у с. Васильевка были открыты могильники эпохи мезолита. В одном из них похоронено 37 человек, большинство - в скорченном положении, на правом боку или (редко) на левом. Иногда в одной могиле лежат двое, а один раз встретилось и тройное захоронение.
Костяки так сильно скорчены, что можно думать, что покойников связывали. На одном из погребений положен тяжелый камень. Видимо, чтобы мертвые не "вышли" из могилы, их связывали и придавливали тяжелыми камнями. Большинство похороненных - мужчины. В скелете одного из них торчат кремневые наконечники стрел, от которых он, видимо, и погиб. В мезолите появляются первые кладбища (могильники), которые развиваются в неолите. В энеолите появляются богатые гробницы и первые пирамиды.

Источник: Археологический словарь. 1996

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ У ФЕДЕРАТОВ ВОСТОЧНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ НА ТЕРРИТОРИИ АБХАЗИИ (II-VII вв.

Казанский М. М., Мастыкова А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Потчевашские погребения из грунтового могильника «Викуловское кладбище»

Илюшина Виктория Владимировна
Вводятся в научный оборот материалы потчевашских погребений, обнаруженных в ходе исследований грунтового могильника XVII-XVIII вв. «Викуловское кладбище», расположенного в Викуловском районе Тюменской области.
Читать PDF
0.00 байт

Женские погребения с оружием: реалии жизни или отображение социальной идентичности? (по материалам с

Берсенева Наталья Александровна
Погребения женщин с предметами вооружения являются панкультурным феноменом для обществ степной/лесостепной полосы Евразии раннего железного века.
Читать PDF
0.00 байт

Погребения по обряду трупосожжения на реке Кача под Красноярском и их место в культурной традиции ср

Скобелев С. Г., Митько О. А.
Читать PDF
0.00 байт

Погребения бронзового века Прибайкалья с нарушенной анатомической целостностью костяков

Новиков А. Г.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о представительности курганного способа погребения (по материалам саргатской культуры)

Берсенева Наталья Александровна
«Недопредставленность» погребенных в саргатских курганных некрополях не является уникальной, для многих обществ характерно одновременное сосуществование различных способов обращения с умершими.
Читать PDF
0.00 байт

Элитные погребения могильника Лэйгудунь в Китае (материалы к курсу «Археология зарубежной Азии»)

Комиссаров Сергей Александрович
В статье представлены исключительные по богатству находки, сделанные при раскопках могильника Лэйгудунь в КНР.
Читать PDF
0.00 байт

Доспех из катакомбного погребения с Госпитальной улицы города Керчи (из раскопок 1891 года профессор

Кубарев Глеб Владимирович, Журавлев Денис Валерьевич
В научный оборот вводится часть материалов из практически неопубликованного ранее катакомбного погребения, исследованного профессором Ю. А. Кулаковским в 1891 г. на Госпитальной улице г. Керчи.
Читать PDF
0.00 байт

Погребения на поселениях эпохи бронзы на территории западного Оренбуржья

Файзуллин Ильдар Асхатович
В каждой археологической культуре встречаются нетрадиционные виды захоронений. В эпоху поздней бронзы наличие захоронений на территории поселений кажется явлением экстраординарным.
Читать PDF
0.00 байт

Нерядовые погребения срубной культуры Урало-Поволжья

Губин Александр Сергеевич
Настоящая работа посвящена одной из самых ярких культур эпохи бронзы – срубной. Автор рассматривает погребальный обряд, который является одним из показателей выделения археологической культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Погребения воинской элиты архаического времени из Центральной Абхазии

Джопуа А. И.
Публикуются три богатых воинских комплекса из Центральной Абхазии, содержащие предметы вооружения, конское снаряжение и предметы античного импорта.
Читать PDF
0.00 байт

Прохоровские погребения в могильнике Айгыр 1

Плешанов Михаил Леонидович
Статья посвящена публикации материалов раннего железного века, полученных при проведении полевых исследований могильника Айгыр I. В работе дано описание погребального обряда и вещевого инвентаря.
Читать PDF
0.00 байт

Погребения эпохи бронзы могильника Сухая Термиста i: культурно-хронологическая, антропологическая и

Омельченко Ирина Сергеевна, Казарницкий Алексей Александрович
В статье рассматриваются погребения ямной, восточноманычской и срубной культур.
Читать PDF
0.00 байт

Детские погребения ранних кочевников Южного Урала (IV–II вв. До Н. Э. )

Берсенева Наталья Александровна, Гильмитдинова Алина Харисовна
Статья посвящена детским погребениям ранних кочевников Южного Урала (IV–II вв. до н.э.). Предложенное исследование показало принципиальную возможность изучения социализации детей по археологическим данным.
Читать PDF
0.00 байт

Детские погребения раннесредневековых тюрок Алтае-Саянского региона

Серегин Николай Николаевич
Представлены результаты изучения специфики детской погребальной обрядности, получившей распространение у раннесредневековых тюрок Алтае-Саянского региона и сопредельных территорий.

Похожие термины:

  • ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ РУССКИХ КНЯГИНЬ, ЦАРИЦ И ЦАРЕВЕН

    В 1529–1530 годах, при царе Василии III, итальянский зодчий Алевиз Новый возвел в северо-восточной части Кремля (близ Спасских ворот) собор Вознесенского девичьего монастыря в честь Вознесения Господн
  • ПЕРВЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

    Египетские пирамиды тысячелетиями поражают воображение ученых и путешественников, и все задаются вопросом о цели возведения этих гигантских сооружений. На пирамиды с удивлением взирали греческ
  • КУВШИННЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ

    широко распространенный в древности обычай захоронения в кувшинах. Древнейшие К. п. открыты в могильниках 4-го тыс. до н. э. в Египте. В 3-м тыс. до н. э. К. п. появились в р-нах Средиземноморья и М. Азии, г
  • ПОГРЕБЕНИЯ В ЛАДЬЕ

    (англ. boat burial, нем. Schiffsbestattung), североевропейский погребальный обряд, распространенный у викингов, пока в 11 в. его не вытеснили погребения на кладбищах. В англосаксонской Британии известны три случа
  • ПОЛТАВКИНСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

    см. Срубная культура.
  • РЕЧНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ

    погребения в могилах устроенных на дне реки. Благодаря своему положению, Р. П. почти не обнаруживаются археологией, но стали известны по описаниям, составленным некоторыми древними авторами. Самое
  • ТОРЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

    могилы Торков; они обнаружены археологией именно в тех местах, где исторически известны кочевья Торков и других Черных Клобуков. По их размещению легко определить кочевые перемещения казачьих пр
  • ПОГРЕБЕНИЕ или ПОХОРОНЫ

    Быт 23:4, Мф 26:12). Между Иудеями на детях или близких родственниках почившего лежала непременная обязанность закрывать глаза умирающему (Быт 46:4), отдать ему последнее целование. После погребения прои
  • КУРГАННЫХ ПОГРЕБЕНИЙ КУЛЬТУРА

    1) археологическая культура среднего и позднего периодов бронзового века, распространенная на территории Центральной Европы в 1450 – 1250 г.г. до н.э. Представлена могильниками, поселениями, кладами б
  • КУВШИННЫХ ПОГРЕБЕНИЙ КУЛЬТУРА

    археологическая культура, распространенная во 2 в. до н.э. – 8 в. н.э. в бассейне рек Куры и Аракса в Закавказье. Характерно погребение покойников в сильно скорченном состоянии на боку в больших глиня
  • ОДИНОЧНЫХ ПОГРЕБЕНИЙ КУЛЬТУРА

    одна из неолитич. культур шнуровой керамики (см. Шнуровой керамики культура), распространенная на терр. совр. Дании и Шлезвиг-Гольштейна. Характеризуется одиночными погребениями в противоположнос
  • ОСЕБЕРГСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ

    курганное погребение эпохи викингов середины 9 в. в Южной Норвегии. Главная находка – корабль (длина 21,5 м) с мачтой и 15 парами весел, на корме которого находилась погребальная камера. Кроме различно
  • Пеганское погребение

    арехол. пам. Кург. обл., Лопаткинский р-н, с. Пеган. П.П. было случайно обнаружено в 1949 в глинистой стенке карьера кирпичного з-да. Покойный был помещен в яму в вертикальном, слегка согнутом положении.
  • ПОГРЕБЕНИЕ

    похороны — обычаи захоронения покойников, появились в эпоху т. и. мустьерской культуры.
  • Полей погребений культуры

    поля погребальных урн, - общее название ряда археологических культур, данное по характерному признаку – могильникам без насыпей, содержащим преимущественно остатки трупосожжений, обычно с захор
  • ОДИНОЧНЫХ ПОГРЕБЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

    (англ. Single-Grave cultures, нем. Einzelgrabkulturen), общее название пришлых культур, появившихся в Северной Германии, а также в Скандинавии в позднем неолите (2500–2000 гг. до н.э., см. Воронковидных кубков культура). Обр