ПОКАЯНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

покаяние
осознание своей греховности, переживание, связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о проступках, о всем неистинном в своей жизни, в самом себе, но нечто большее-осуждение всего этого и отход от него (2Кор 7.10). Покаяние не может быть без обращения (Деян 26.20), упования на Бога и стремления приносить добрый плод (Мф 3.8). Праведники не имеют нужды в покаянии (Лк 15.7) (но есть ли праведные на земле?). Покаяние есть дар Божий (Деян 5.31; 11.18; 2Тим 2.25). (См. раскаяние)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ПОКАЯНИЕ
исповедь, таинство, этикорелиг. акт признания, связанный с чувством содеян. греха. В античности П. не было известно, однако оно встречалось в иуд. эллинизме и вост. культах. Корни этого таинства уходят к верованиям в магич. силу т.н. очистит. обрядов. В ранней христ. церкви наряду с таинством крещения существовало публич. П. перед общиной со строго установл. системой наказаний и их длительности за содеянный грех, первонач. исключая тяжкие грехи (убийство, измена вере, распутство). В рим. церкви вместо публичного П. (исповеди) в 11 в. утвердилось тайное П. (в присутствии исповедника-священника).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Покаяние
исповедь, таинство, этико-религиозный акт признания, связанный с чувством содеянного греха. В античности П. не было известно, однако оно встречалось в иудейском эллинизме и вост. культах. Корни этого таинства уходят к верованиям в магич. силу т. н. очистительных обрядов. В ранней христианской церкви существовало наряду с таинством крещения публичное П. перед общиной со строго установл. системой наказаний и их длительности за содеянный грех, первоначально исключая тяжкие грехи (убийство, измена вере, распутство). В рим. церкви вместо публичного П. (исповеди) в 11 в. утвердилось тайное П. (в присутствии исповедника-священника) .

Источник: Словарь античности. 1989

ПОКАЯНИЕ
Одно из важнейших таинств, установленных самим Иисусом Христом. В православной культуре это устное сообщение священнику всех неблаговидных поступков, нарушений правильной, соответствующей требованиям православия жизни. Покаяние – непременное условие исправления человека. Оно должно быть искренним. Тогда, покаявшись, человек старается не повторять проступков, твердо настраивается на исправление. Покаяние может означать признание своей вины в чемлибо, обычно с просьбой о прощении, и раскаяние. Подлинное покаяние подразумевает изменение образа мыслей и жизни в лучшую сторону. Если же не будет достойного результата, покаяние становится бесплодным, лицемерным. Признак подлинного покаяния – грехи больше не повторяются, а вместо порочных наклонностей (страстей) в душе укрепляются добродетели. В русском языке существует пословица «Повинную голову меч не сечет». Так народ понимал благодать покаяния – покаявшийся, признавший себя виновным в грехах избежит наказания.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ПОКАЯНИЕ
Мк 1:4,5, 2Кор 7:10) — есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа. Покаяние было отчасти и в ветхозаветной Церкви. Приносившие жертву о своих грехах по закону Моисееву раскаивались в них пред Богом и получали очищение их. Равным образом и приходившие к Иоанну Крестителю для крещения предварительно исповедывали ему грехи свои. Но, как таинство новозаветной Церкви, покаяние установлено самим Иисусом Христом. Сначала Он обещал апостолам даровать власть разрешать грехи: “что вы свяжете на земле, то будет связано на небе: и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Мф 18:18). По воскресении же Своем Он на самом деле даровал им эту власть, когда сказал: “приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин 20:22-23). От кающегося требуется: искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и уверенность в Его милосердии. Кроме того, как приготовительное средство к покаянию, необходимы пост и молитва, которые могут расположить кающегося к сокрушению о грехах и к уверенности в милосердии Божием. Истинно кающиеся могут получить разрешение всех грехов своих, потому что нет такого греха, который превысил бы милосердие Божие. Если же грехи против Духа Святого (упорное отрицание явных обнаружений Божественной силы, крайнее ожесточение сердца и отчаяние) признаются непростительными, то не по недостатку милосердия Божия, а потому что люди впадающие в них, сами, по своему ожесточению и упорству, не способны обратиться к Богу с раскаянием в них.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Покаяние
В таинстве Покаяния ( или Примирения) христианин, искренне кающийся в своих грехах, посредством Церкви получает от Бога прощение грехов, тем самым примиряясь с Богом и с Мистическим Телом Христа – Церковью, от которой верующего отлучает всякий тяжкий грех.
Одним из важных требований покаяния является признание, исповедание своих грехов. Поэтому существенным элементом церковного покаяния оказывается исповедь – исповедание кающимся своих грехов перед лицом Божиим в присутствии священника: верующий исповедуется Богу, а священник – только свидетель его исповеди (об этом действии священника говорится “принимать исповедь”, “исповедовать”). Священник, принимающий исповедь, называется исповедником (священник, у которого верующий исповедуется постоянно, именуется духовником; его можно называть также называть духовным отцом, или духовным наставником – особенно в тех случаях, когда он действительно осуществляет наставничество; духовным отцом, или духовным наставником называется также постоянный духовник в монастыре или в семинарии). Верующий, который приступает к таинству Покаяния (совершает покаяние в Церкви) называется кающимся, или исповедующимся. Прощает кающемуся грехи не кто иной, как Сам Бог, но священник, властью, данной ему Христом через апостолов, дает кающемуся разрешение [от] грехов, или отпущение грехов. При этом он произносит над кающимся разрешительную молитву, которая представляет собой тайносовершительную формулу таинства Покаяния: “Бог, Отец милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю тебе грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”.
Еще одним важным элементом таинства Покаяния является епитимия – предлагаемые священником кающемуся действия “удовлетворения” в виде молитв, дел благочестия или милосердия (священник назначает епитимию, а кающемуся надлежит исполнить епитимию).
В последнее время для верующих нередко организуются специальные покаянные богослужения, которые именуются также литургиями покаяния. В чрезвычайных ситуациях, особенно в случаях угрозы для жизни многих людей разрешается общинное совершение таинства Примирения, с общей исповедью (когда кающиеся не исповедуются в грехах перед священником, а лишь раскаиваются в них в душе) и общим отпущением грехов.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Национальное покаяние за нацизм в Германии в контексте сегодняшней европейской интеграции

Пленков Олег Юрьевич
В статье рассматривается удивительный феномен несоответствия «политкорректного» восприятия истории в Германии (а также и в Европе в целом) и исторической действительности как таковой.
Читать PDF
0.00 байт

ПАМЯТЬ, ВИНА, ПОКАЯНИЕ И "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОШЛОГО": МЕЖСТРАНОВОЕ СРАВНЕНИЕ

Понамарева А.М.
Читать PDF
0.00 байт

Исповедь и покаяние в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Васильев Денис Владимирович
В настоящей статье рассматриваются сцены исповеди в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Направление нашей работы во многом определила концепция М. М.
Читать PDF
0.00 байт

«Если б это действительно было покаяние»: исповедь Николая Ставрогина

Луцевич Л.Ф.
В статье предпринята попытка рассмотреть исповедь Ставрогина в контексте библейской и литературной традиции. Структура, основанная как на фабулах, так и на характере повествования, свидетельствует о «литературности» текста.
Читать PDF
0.00 байт

Духовный стих «Покаяние варвара» в каргопольской рукописной традиции

Прокуратова Екатерина Владимировна
В статье рассматривается духовный стих «Покаяние варвара», представленный в составе старообрядческого рукописного сборника начала XX в. из фондов Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея.
Читать PDF
0.00 байт

Преступление и покаяние: сюжетная коллизия новеллы Батырбека Туганова «Ханифа»

Хугаев Ирлан Сергеевич
Читать PDF
0.00 байт

Покаяние как фактор формирования совести

Шадриков Владимир Дмитриевич
Рассматриваются различные подходы к определению совести, показывается определяющее значение совести в поведении человека, раскрывается роль покаяния как акта нравственной рефлексии в формировании совести.
Читать PDF
0.00 байт

Покаяние как опыт себя

Погоняйло Александр Григорьевич
Опыт — это всегда опыт целого, которому мы принадлежим (в которое «заброшены»), но которого не знаем как целое. В этом смысле любой опыт — мистический. Одновременно это опыт себя, на языке христианства — метанойа, покаяние.
Читать PDF
0.00 байт

Покаяние как «самость» (“proprium”) человека: вопрос о возможности преображения в христианской и нех

Эрколе Эркулеи
Исходя из обилия святоотеческих текстов о покаянии, статья главным образом сосредоточена на «преобразующей» силе такого чувства и центральной роли, которую оно может сыграть в нравственной жизни человека.
Читать PDF
0.00 байт

Вина, покаяние, искупление

Разин Александр Владимирович
В статье показано, что христианство осмысливает личностную проблематику через понятия греха, сознания вины, покаяния, искупления.
Читать PDF
0.00 байт

Духовный стих «Покаяние о искусителе» (к изучению сюжета о покаянии дьявола)

Пигин А. В.
В статье анализируется духовный стих (кант) «Покаяние об искусителе», известный сегодня в единственном списке XX в. нижегородского происхождения.
Читать PDF
0.00 байт

Наказание покаянием в России в XVIII В. : церковные практики на службе у светского государства

Марасинова Елена Нигметовна
В фокусе данной работы находится феномен активизации использования государством церковных практик, особенно покаяния, и религиозных мировоззренческих ценностей для борьбы против тяжких преступлений в среде мирян во второй половине
Читать PDF
0.00 байт

За рамками пенитенциалий: раннесредневековые рассуждения о покаянии

Абигаль Фарей
Раннесредневековый покаянный дискурс можно исследовать и через источники, отличные от пенитенциалий.
Читать PDF
0.00 байт

Православные пособия о подготовке к исповеди XVII В. И их источники: "Наука о тайне Св. Покаяния"(Ки

Корзо Маргарита Анатольевна
Адресованные мирянам пособия о подготовке к таинству исповеди появляются в Киевской митрополии во второй половине XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

Покаяния за преступления

Галустьян О.А.
Рассматриваются отдельные положения исследований христианских мыслителей прошлого и настоящего касательно такого явления, как покаяние.

Похожие термины:

  • Исповедь (покаяние)

    таинство Православной Церкви, во время которого христианин с искренним сожалением называет перед священнослужителем свои грехи, выражает стремление преодолеть греховные страсти, нравственно об
  • ПОКАЯНИЕ (Видуй)

    Заступаясь за Израиль перед Господом, сказал Ему пророк Шмуэль: "Вседержитель, ведь не осуждаешь Ты человека, пока не скажет он Тебе: "Безгрешен я" [если не сознается в грехе своем]". И сказано (Иер. 11,35
  • ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ПОКАЯНИЯ

    Десять дней, от первого дня Рош hа-Шана* до десятого дня месяца Тишри* (включая Йом Кипур*), называются Д.Д.П., так как в эти дни произносят "Слихот" и "Тахнуним", а некоторые евреи постятся. В эти десять д
  • СУББОТА ПОКАЯНИЯ

    Суббота, которая предшествует дню Йом Кипур*. Она называется также "Шаббат Шува", по первым словам "Гафтара"* из Гошеа: "Шува, Исраэлъ" ("Вернись, Израиль..."). Суббота эта приходится на период "Десяти дне
  • ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

    Церковный обряд исповеди, когда православный христианин получает видимое прощение грехов от священника, а невидимое – от Самого Иисуса Христа.
  • ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ПОКАЯНИЯ (Асерет йемей тшува)

    Десять дней, от первого дня Рош hа-Шана* до десятого дня месяца Тишри* (включая Йом Кипур*), называются Д.Д.П., так как в эти дни произносят "Слихот" и "Тахнуним", а некоторые евреи постятся. В эти десять д
  • СУББОТА ПОКАЯНИЯ (Шаббат тшува)

    Суббота, которая предшествует дню Йом Кипур*. Она называется также "Шаббат Шува", по первым словам "Гафтара"* из Гошеа: "Шува, Исраэлъ" ("Вернись, Израиль..."). Суббота эта приходится на период "Десяти дне