ПОЛЕЖАЕВ
ПОЛЕЖАЕВ
Александр Иванович (30.VIII.1804 - 16.I.1838) - рус. поэт. Сын пензенского помещика и крепостной крестьянки. В 1820-26 - вольнослушатель Моск. ун-та. Поэма "Сашка" (1825) явилась поводом для отдачи П. в солдаты (1826). В 1829-33 участвовал в воен. действиях на Кавказе. В 1831 произведен в унтер-офицеры. В 1833 с полком вернулся в Москву, познакомился с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым. Революц. направленность, реализм и народность творчества П. позволяют считать его продолжателем декабристских традиций и предшественником революц.-демократич. поэзии. Соч.: Соч., М., 1955. Лит.: Белинский В. Г., Стихотв. П., Собр. соч., т. 2, М., 1948; Рыпин A., Забытый поэт, "BE", 1889, No 3; Бобров E. A., Этюды о А. И. Полежаеве, Варшава,1913; Воронин И. Д., А. Полежаев. Критико-биографич. очерк, М., 1954.
ПОЛЕЖАЕВ
Александр Иванович (1804, по др. сведениям – 1805, с. Покрышкино (или – с. Рузаевка) Инсаровского у. Пензенской губ. – 1838, Москва), русский поэт. Незаконнорожденный сын богатого помещика, с детства испытал тяготы и невзгоды своего положения. С 1816 г. он обучается в Москве в гимназии, а с 1820 г. – на словесном отделении Московского ун-та. Здесь в кругу молодых вольнодумцев, возмущенных расправой Николая I с декабристами, Полежаев пишет поэму «Сашка» (1825–26), своеобразную пародию на только что вышедшую 1-ю главу «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, описывающую похождения героя в крайне сниженном виде. В «Сашке» поэт выразил свое презрение к сословным привилегиям и законопослушности. Распространение поэмы привело к следствию и суду, Полежаев, только что окончивший университет, был назначен унтер-офицером. Не желая смиряться, пытался бежать, чтобы ходатайствовать в Санкт-Петербурге о пересмотре дела, но вернулся в полк, где был приговорен к разжалованию в рядовые. В 1828 г. по новому делу провел в одиночном заключении год в кандалах, заболел чахоткой, которая стала причиной смерти. В 1829–32 гг. Полежаев участвовал в сражениях на Кавказе (поэмы «Эрпели», 1830, и «Чир-Юрт», 1832), его произвели в унтер-офицеры, но в чине прапорщика, который позволил бы оставить службу, отказали. Потеряв надежду, Полежаев стал много пить, вновь самовольно покинул полк, за что был жестоко выпорот розгами. В сентябре 1837 г. его перевели в госпиталь, где он и скончался.
Начинает Полежаев с традиционных тем: жизнь – поток быстротекущих дней («Наденьке», 1829; «Водопад», 1830 или 1831), жизнь человека строится по законам природы («Вечерняя заря», 1826; «Цепи», 1826–28): пятнадцать лет, напр., – время любви и взросления («Любовь», 1825). Но его герой нарушает эти нормы жизни: «Не расцвел – и отцвел в утре пасмурных дней» («Вечерняя заря», 1826). Различия между общим циклическим и индивидуальным линейным временем стираются; образ реки сменяется образом моря жизни, где человек – это пловец, челнок и т. п. («Песнь погибающего пловца», 1828?; «Море», 1831; «К моему гению»,?). Царем над всеми законами жизни является рок («Рок», 1826–28), а утрата «вольности и покоя» делает героя «отверженцем людей» («Живой мертвец», 1828; «Судьба меня в младенчестве убила!..», «Негодование», оба – 1834). Атеизм приводит к богоборчеству («Ожесточенный», 1829?) и демонизму («Божий суд», 1834), что сближает поэзию Полежаева с творчеством М. Ю. Лермонтова (««, 1828; «Грусть», 1834; «Тоска», 1837).
Начинает Полежаев с традиционных тем: жизнь – поток быстротекущих дней («Наденьке», 1829; «Водопад», 1830 или 1831), жизнь человека строится по законам природы («Вечерняя заря», 1826; «Цепи», 1826–28): пятнадцать лет, напр., – время любви и взросления («Любовь», 1825). Но его герой нарушает эти нормы жизни: «Не расцвел – и отцвел в утре пасмурных дней» («Вечерняя заря», 1826). Различия между общим циклическим и индивидуальным линейным временем стираются; образ реки сменяется образом моря жизни, где человек – это пловец, челнок и т. п. («Песнь погибающего пловца», 1828?; «Море», 1831; «К моему гению»,?). Царем над всеми законами жизни является рок («Рок», 1826–28), а утрата «вольности и покоя» делает героя «отверженцем людей» («Живой мертвец», 1828; «Судьба меня в младенчестве убила!..», «Негодование», оба – 1834). Атеизм приводит к богоборчеству («Ожесточенный», 1829?) и демонизму («Божий суд», 1834), что сближает поэзию Полежаева с творчеством М. Ю. Лермонтова (««, 1828; «Грусть», 1834; «Тоска», 1837).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006