отделение, предназначение, приобщение. О посвящении священников и левитов на служение см. Лев 8; Чис 8. За Своих учеников посвятил Себя Господь, чтобы они были освящены истиною (Ин 17.19).
ПОСВЯЩЕНИЕ
посвящение
Посвящение
рукоположение в чтеца, иподьякона, дьякона или другой священнический сан. Посвящение в чтеца и иподьякона имеет особый чин и называется хиротесией. В дьякона, священника и другие священнические чины посвящают во время литургии, это чинопоследование называют хиротонией.
Источник: Православная энциклопедия.
Посвящение
Лит. произведения нередко в силу дружеского расположения, из почтения или в благодарность посвящались авторами друзьям, учителям, правителям и т. п. П. имело форму либо стихотворения или особо выдел, отрывка предисловия, либо простого обращения к адресату в нач. сочинения. По сообщениям античных авторов, П. впервые включил в свое произведение элегик Дионисий Халк (ок. 450 до н. э.). С этого времени П. часто появляются у греч. и рим. поэтов и прозаиков: Исократ посвятил две речи кипрскому царю Никоклу, Феокрит — поэму Птолемею II, Лукреций — поэму Меммию, Цицерон — трактат «Оратор» Бруту, Вергилий — поэму «Георгики» и Гораций — 1-ю книгу од Меценату. П. дают ценную информацию о взаимоотношениях авторов с современниками и о датировке произведений. Обычай посвящать лит. произведения выдающимся лицам просуществовал в течение столетий. Новолат. поэты часто использовали П. в расчете на материальное вознаграждение своего творчества.
Источник: Словарь античности. 1989
ПОСВЯЩЕНИЕ
1. Богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители – в чтеца и в иподиакона, иначе называемое хиротессией (греч. «руковозложение»). В чтецы поставляют из мирян, в иподиаконы поставление совершается из чтецов. Посвящение совершается архиереем перед литургией. При посвящении в чтецы архиерей, возложив руку на голову посвящаемого, читает соответствующие молитвы, затем поются тропари, архиерей совершает крестовидный постриг, и посвящаемого облачают в короткую фелонь, архиерей опять читает молитву с возложением руки, новопосвященному дается читать Апостол, затем его переоблачают в стихарь. При посвящении в иподиакона посвящаемого облачают крестообразно орарем, архиерей читает молитву посвящения с возложением руки на голову посвящаемого. 2. Возведение в чины: а) архидиакона и протодиакона; б) протоиерея и протопресвитера; в) игумена и архимандрита. Совершается архиереем на литургии во время входа с Евангелием.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ПОСВЯЩЕНИЕ
1) вступительная часть крупного произведения, адресованная человеку, которому это произведение посвящено. В посвящениях, обращенных к знатным и влиятельным персонам, могут содержаться комплиментарные обоснования выбора автора (рус. перевод немецкой книги о знаменитом шведском генерале И. Банере (1788) посвящен генералу П. Панину, т. к. оба полководца – равновеликие герои). Известны пародийные посвящения, построенные по образцу панегирических посвящений («Посвятительное послание принцу Потомству» Дж. Свифта, предшествующее его «Сказке бочки»).
2) Жанр лирической поэзии, вступление к большому поэтическому произведению. Посвящение, адресат которого не указан по имени, приближается к дружескому посланию, также содержащему понятные только автору и его корреспонденту намеки и ассоциации (посвящение в «Полтаве» А. С. Пушкина). Однако чаще посвящение адресуется конкретному, названному по имени человеку (посвящение в «Коробейниках» Н. А. Некрасова) или широкому кругу известных автору людей (посвящение в «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкина).
2) Жанр лирической поэзии, вступление к большому поэтическому произведению. Посвящение, адресат которого не указан по имени, приближается к дружескому посланию, также содержащему понятные только автору и его корреспонденту намеки и ассоциации (посвящение в «Полтаве» А. С. Пушкина). Однако чаще посвящение адресуется конкретному, названному по имени человеку (посвящение в «Коробейниках» Н. А. Некрасова) или широкому кругу известных автору людей (посвящение в «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкина).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ПОСВЯЩЕНИЕ
Таинство священства совершаемое в алтаре у престола при архиерейском служении литургии. В диаконы и в священники посвящает один епископ, а посвящение в епископы совершается собором епископов. Посвящение в диаконы бывает на литургии после освящения Даров, чем показывается, что диакон не получает права совершать Таинства; в священники посвящают на Литургии верных после Великого Входа, чтобы посвященный как получивший на то надлежащую благодать принял участие в освящении Даров; в епископы же посвящают во время Литургии оглашенных после Малого Входа, чем показывается, что епископу дается право посвящать других в разные священные степени. Самое важное действие при посвящении есть архиерейское возложение рук с призыванием на посвящаемого благодати Св. Духа, и потому посвящение называется иначе рукоположением. Рукополагаемый в диаконы или в священники вводится через Царские врата в алтарь. По троекратном обхождении престола и целовании его углов он преклоняется пред ним. Архиерей покрывает его голову концом своего омофора, трижды осеняет ее крестным знамением и, возложив на нее свою руку, возглашает вслух, что этого человека "Божественная благодать... проручествует (т.е. производит через руковозложение) во диаконы (или же во пресвитера); помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа". На клиросе поют по-гречески: "Кирие елеисон", что значит: "Господи, помилуй". При возложении на рукоположенного священных одежд, усвоенных его сану, архиерей возглашает: "Аксиос!", т.е. достоин, и это "аксиос" повторяют все священнослужащие и певчие. По облачении священнослужащие той степени, к которой принадлежит рукоположенный, целуют его как своего собрата, и он вместе с ними принимает участие в службе. Почти одинаково с этим происходит посвящение в епископы, с тем только отличием, что посвящаемый пред началом литургии посредине церкви вслух произносит исповедание веры и обещание как следует, по закону проходить свое служение, а после Малого Входа во время пения "трисвятого" приводится в алтарь и становится на колена перед престолом; когда же затем первенствующий в служении архиерей читает молитву посвящения, то все архиереи, сверх возложения на посвящаемого своих правых рук, держат еще над его головой открытое Евангелие письменами вниз.