идеалистическое течение в философии с 30-х гг. XIX в., исходящее из признания позитивной — положительной, конкретной науки единственно подлинным знанием. С претензией на наиболее общее знание, а в конце XIX в. объявляет себя теорией познания точных наук. В основе — агностицизм, базирующийся на убеждении, что человеческое познание ограничено явлениями как психическими состояниями субъекта. Скептически относясь к религиозным догмам, относится к религии примиренчески, формулируя способы ее совмещения с наукой. Сводит задачу науки лишь к описанию явлений. Представители: И. Тэн, Э. Ренан, Д. Милль, Г. Спенсер, АЛ. Троицкий и др.
Позитивизм
ПОЗИТИВИЗМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Позитивизм
направление в гуманитарной мысли, основанное на принципе, что все подлинное («положительное») знание может быть получено лишь как результат функционирования отдельных наук. Французский мыслитель О. Конт в 30-е годы XIX века провозгласил разрыв с философской традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо философии. В «Курсе позитивной философии» он отстаивал идею, что ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, как они происходят. Наука познает не сущности, а феномены.
В рамках позитивистской парадигмы историческая методология была ориентирована на выявление, описание и упорядочение эмпирических сведений. «Люди, занимавшиеся историческими исследованиями в конце XIX века, очень мало интересовались теорией того, что они делали. В полном соответствии с духом позитивистской эпохи историки того времени считали профессиональной нормой более или менее открыто презирать философию вообще и философию истории в частности», - так характеризовал познавательную ситуацию американский теоретик Р. Дж. Коллингвуд.
Современные ученые характеризуют такую модель исторического исследования как европоцентристскую, опирающуюся на относительно стабильные представления об объекте исторического исследования.
В начале XX века позитивистская парадигма пришла в противоречие с запросами общества. Выходом из познавательного кризиса стало появление в европейской исторической науке школы «Анналов».
Сторонники позитивизма работают и сегодня, хотя чаще всего они не заявляют о своей позиции.
В рамках позитивистской парадигмы историческая методология была ориентирована на выявление, описание и упорядочение эмпирических сведений. «Люди, занимавшиеся историческими исследованиями в конце XIX века, очень мало интересовались теорией того, что они делали. В полном соответствии с духом позитивистской эпохи историки того времени считали профессиональной нормой более или менее открыто презирать философию вообще и философию истории в частности», - так характеризовал познавательную ситуацию американский теоретик Р. Дж. Коллингвуд.
Современные ученые характеризуют такую модель исторического исследования как европоцентристскую, опирающуюся на относительно стабильные представления об объекте исторического исследования.
В начале XX века позитивистская парадигма пришла в противоречие с запросами общества. Выходом из познавательного кризиса стало появление в европейской исторической науке школы «Анналов».
Сторонники позитивизма работают и сегодня, хотя чаще всего они не заявляют о своей позиции.
Источник: Краткий исторический словарь
Позитивизм
В настоящее время определение «позитивистский » звучит для историков осуждающе и обозначает автора или его труд, сосредоточенный на описании фактов и рассказе о событиях в самом узком смысле слова. Оно восходит к концепции истории, приписываемой историкам методической школы конца XIX в. и нашедшей выражение, в частности, в учебнике Шарля-Виктора Ланглуа и Шарля Сеньобоса «Введение в изучение истории» (Langlois Ch.-V., Seignobos Ch. Introduction aux etudes historiques. P., 1898) и в журнале «Revue historiquc» («Исторический журнал»), который был основан в 1876 г. Габриэлем Моно и его последователями. «Методические» историки отстаивали строгий метод воссоздания исторической действительности (так как история должна быть «объективной наукой»), основанный на внешней и внутренней критике документов и до сих пор лежащий в основе труда историка (см.: Garcia P. Le moment methodique / / Les courants historiques en France, XIXe - XXe siecle. P., 1999). Новейшие работы Оливье Дюмулена, Жерара Нуарьеля и Антуана Про внесли нюансы в карикатурные представления об этих историках, которые на самом деле были гораздо более открытыми и разнообразными, чем их изображали следующие поколения, в особенности поколение «Анналов». Термин «позитивизм» заимствован из философской традиции и обозначает подход, признающий факты и непосредственный опыт, основой познания. Он относится, в первую очередь, к философским и социологическим трудам Огюста Конта (1798-1857), а они совершенно не соответствовали критериям, которые разработали «методические» историки, отвергавшие любую априорную философию истории. Исходя из опыта точных наук Конт пытался создать позитивную науку для изучения общества. Речь шла о «комплексной исторической науке» (Раймон Арон), постигающей человека в его целостности и основанной на эмпирическом, позитивном изучении общества. Конт мыслил в терминах универсальных законов и критериев. Знание должно быть основано на целостном охвате социального мира и помогать его реформировать и реорганизовывать. Он выделял три стадии исторической эволюции общества и познания: теологическую (когда явления объясняются сверхъестественными причинами), метафизическую (для объяснения используются абстрактные сущности) и позитивную (научную). Влияние учения Конта было разносторонним, но лишь очень немногие историки в собственном смысле слова, например пытавшийся открыть законы истории Генри Т. Бокль (1821-1862), опирались в своих исследованиях на концепцию истории, выдвинутую Контом.
• Историзирующая история, Сциентизм
• Историзирующая история, Сциентизм
Источник: Словарь историка 2011
ПОЗИТИВИЗМ
франц. positivisme, от лат. positivus - положительный) - направление в бурж. философии и социологии (возникло в 30-40-х гг. 19 в., основатель О. Конт), выступившее с утверждением, что философия как самостоят. наука, претендующая на содержат. исследование реальности, не имеет права на существование, что подлинное, "положительное" ("позитивное") знание может быть получено как результат отд. спец. наук или их синтетич. объединения. Последнее сменялось в задачу новой "позитивной" философии. В число этих наук, наряду с естеств. науками, позитивисты включали и социологию, к-рая. по мнению Конта, должна была заменить собой политэкономию, этику, учение о праве и философию истории и увенчивала созданную им классификацию наук. Отрицая возможность познания сущности предметов (филос. агностицизм), П. отказывал отд. наукам в праве выяснять, почему происходят те или иные явления, и ограничивал их задачу внешним описанием результатов непосредств. наблюдения, выяснением вопроса, как совершался тот или иной процесс. Провозгласив, что позитивистская философия стоит выше односторонности как материализма, так и идеализма, позитивисты по существу всегда оставались на почве идеализма. Наиболее характерные черты П. 19 в. в социологии (крупнейшие представители, кроме Конта, - Дж. Ст. Милль, Г. Т. Бокль, И. Тэн, Г. Спенсер) - натурализм и эволюционизм. Отвечая на запросы развития науки своего времени, позитивисты строили свою социологию на утверждении, что развитие общества подчинено тем же законам, что и развитие природы, но при этом они метафизически, антиисторически сводили социальные процессы к естественным - физич., биологич. и особенно психологическим. Признавая закономерность и прогрессивный характер обществ. развития, понимая общество как "социальный организм", позитивисты представляли себе это развитие в форме медленных, эволюц. изменений от простого к сложному, от однородного к неоднородному, рассматривая всякую революцию как "аномалию" ист. развития. Эта черта особенно характерна для П. как идеологии бурж. либерализма. П. явился филос. основой позитивистского направления в бурж. историографии, к к-рому принадлежало большинство наиболее крупных историков 2-й пол. 19 в. В соответствии с дуалистич. позитивистской методологией, они утверждали равноправие воздействия материальных и духовных факторов на историю (плюрализм, т. н. "теория факторов"), непознаваемость конечных ист. законов, отрицали решающую роль клас. борьбы в истории и клас. природу гос-ва. В то же время, будучи вынуждены отвечать на потребности развивающейся ист. науки, они сближали последнюю с естеств. науками, утверждали значение точных методов исследования (статистический, сравнительно-исторический), ставили в центр внимания историю больших масс людей и ист. процессов (резко выступая против сведения ист. процесса к отд. событиям и деятельности "великих людей"), признавали большую роль экономического фактора в обществ. жизни (хотя, не признавая понятия "общественно-экономич. формация", понимали экономику очень поверхностно - как развитие обмена, эволюцию цен, заработной платы и т. п.). Роль и место позитивистской историографии в истории ист. науки оценивается сов. учеными по-разному. Одни считают ее направлением, знаменовавшим начало упадка бурж. историографии, и ставят его во всех отношениях ниже бурж. историографии 1-й пол. 19 в. Другие, признавая, что позитивистская методология истории стояла неизмеримо ниже возникшего одновременно с ней ист. материализма, была ему враждебна, отказалась от диалектич. подхода к истории, характерного для наиболее прогрессивных течений бурж. ист. мысли нач. 19 в., все же считают, что в бурж. историографии позитивистское направление представляло определенный прогресс: оно способствовало развитию новых исследовательских методов и широкому изучению экономич. и социальной истории, ранее мало привлекавшей внимание бурж. историков. С позитивистским направлением связано возникновение т. н. экономич. направления в бурж. историографии. (О П. в историографии см. подробнее в ст. Историография). Во 2-й пол. 19 в. П. почти безраздельно господствовал в бурж. социологии и историографии. На рубеже 19-20 вв. П. в своей "классич." форме переживает кризис. Это было связано как с усилением реакц. тенденций в бурж. обществоведении в эпоху империализма, так и с несостоятельностью самого П., обнаружившейся с полной очевидностью в новых ист. условиях и в связи с дальнейшим прогрессом науки. П. подвергается резкой критике "справа", со стороны реакц. субъективистских и релятивистских направлений бурж. филос. и ист. мысли (в частности, со стороны неокантианства). Произошла эволюция филос. П. - с конца 19 в. возникла его новая ист. форма, т. н. эмпириокритицизм, или махизм (он был подвергнут науч. критике В. И. Лениным в кн. "Материализм и эмпириокритицизм"); с 20-30-х гг. 20 в. получает распространение т. н. неопозитивизм. Известная часть историков, особенно франц., бельг., англ., и в 20 в. сохраняет верность методологии П. в формах, более или менее близких к "классич." П., или продолжает его традиции (с П. связана синтеза исторического школа А. Бера, в известной мере - методология школы "Анналов" и др.). Лит.: Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960; Лекторский В. A., От позитивизма к неопозитивизму, "ВФ", 1966, No 9; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Гутнова Е. В., Место и значение бурж. позитивистской историографии второй пол. XIX в. в развитии ист. науки (по мат-лам медиевистики), в сб.: Ср. века, в. 25, М., 1964; Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967. См. также лит. в указанных работах, при ст. об отдельных представителях П. и при ст. Историография. Е. В. Гутнова. Москва.