ПРОПЕРЦИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ПРОПЕРЦИЙ
Секст (ок. 49 — ок. 15 до н.э.) — рим. поэт-лирик. Родился в Умбрии; с начала 20 г. жил в Риме. Сохран. сборник из 92 элегий П., распадающ. по традиц. делению на 4 книги.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Проперций
Секст (род. ок. 47, м. б., в Асизии (ныне Ассизи) ум. ок. 15 до н. э.), один из наиболее значительных рим. элегиков, по всей вероятности, из всаднич. рода. В связи с земельными экспроприациями Октавиана потерял часть отцовских владений. Между 29 и 15 издал четыре книги элегий. Не обладая честолюбием и не стремясь ни к политич., ни к военной карьере, он жил в Риме, целиком отдаваясь поэзии. В первой книге элегий «Кинфия» он воспевал свою любовь к Гостии, образованной, прекрасной даме аристократич. полусвета, которую он назвал Кинфией по имени родившегося на горе Кинфий на о. Делос бога поэтов Аполлона. Темами стихотворений П. были счастье разделенной любви, утверждение истинной верности, восхваление прелест и Кинфии, ревность к соперникам, жалобы на ее неверность и свою горестную, мучительную любовь. П. был принят в кружке Мецената, который его поощрял и направлял, чьи постоянные призывы славить рим. действительность и новый политич. порядок Августа вовлекли П. в творч. конфликты. Во 2 4-й кн. «Кинфии» по сравнению с другого рода поэзией любовная лирика отступает на второй план (стихи к случаю, описания, размышления о поэзии, жалобы на корыстолюбие, безнравственность и роскошь своего времени, стихотворения о совр. событиях и другие). В 4-й книге в соответствии с желанием Мецената как преемник Каллимаха и ею «Причин» («Aitia») П. обращается к национальным рим. сюжетам и прославляет в мифологич. элегиях достопримечательности Рима (сказание о Тарпее, Вертумн, алтарь Геркулеса). Стихотворения П. отличаются печальным, сильным, иногда своеобразным темным языком, сердечной эмоциональностью, замечательной душевностью, частым использованием примеров из очень др. мифологии и ученостью. П. считал себя последователем александрийских поэтов и заимствовал материалы из эллинистич. комедии, эпиграммы и элегии. П., сразу прославившегося своими книгами, охотно читали на протяжении всей античности. В средние века его почти не знали. Ренессанс способствовал возрождению интереса к творчеству П. Поэт оказал сильное влияние на Гете («Римские элегии»).

Источник: Словарь античности. 1989

ПРОПЕРЦИЙ
   • Propert?us,
         Sextus, родился в Умбрии, вероятно, в Асисии, н. Assisi (5, 1, 125). Год его рождения неизвестен и может быть определен только приблизительно; несомненно, что П. был моложе Тибулла и старше Овидия, следовательно, родился между 54 и 44 гг. до Р. X. Ov. trist. 4, 10, 53 сл. 2, 465 слл. С другой стороны, нет никаких хронологических указаний дальше 16 г. до Р. X. Он происходил из неизвестного семейства (3, 24, 37), в ранней юности потерял отца, во время назначенного Октавианом, в 41 г., раздела земель ветеранам лишился отцовского наследства (5, 1, 127 слл.) и в молодом возрасте прибыл в Рим. Здесь в 28 году (5, 1, 3. 3, 31), едва достигнув 18-летнего возраста, он влюбился в прекрасную и образованную Гостию (3, 15), которая вдохновила его к поэзии и была воспета им под вымышленным, по обычаю того времени, именем Кинфии или Цинтии (Cynthia). Он жил на Эсквилине (3, 23, 24), вблизи Мецената, которого он, подобно прочим современным поэтам, почитал как своего покровителя (4, 8). Впрочем, кажется, что, предавшись любви и поэзии, он жил очень уединенно в кругу верных друзей. Мы имеем от него 5 (по древнейшему ошибочному разделению, 4) книг элегий. Содержание их большей частью заимствовано из его жизни с Кинфией и представляет многоразличные перемены этих отношений, продолжавшихся после годовой разлуки (4, 16, 9) пять лет (4, 25, 3). При этом П. обнаруживает огненную натуру, которая страстно воспринимает радость и горе, а также глубокое чувство и благородный характер. Привязанность его к возлюбленной основывается не на одной телесной ее красоте, блестящий портрет которой он набрасывает в одном из своих стихотворений (2, 2), но также на духовной привлекательности этой римлянки, богато украшенной всеми средствами тогдашнего образования (3, 13, 9). Хотя она часто оскорбляла своими капризами и неверностью поэта и иногда отдавала предпочтение богатому обожателю, однако он оставался преданным ей, и даже после того, как он с растерзанным сердцем отказался от нее (4, 25), он сохранил свою привязанность к ней даже за гробовой доской (5, 7). Эта искренняя любовь, которой было проникнуто все его существо, послужила ему, по его собственному неоднократному уверению (особенно подробному 2, 1), неисчерпаемым источником его поэзии, и никто из римских поэтов не изобразил пыл страсти с такой правдивостью, как П. Оттого его стихотворения отличаются большой живостью, придающей изложению краткость, которая часто кажется резкой и отрывочной и затрудняет понимание связи мыслей. При всем том он умеет превосходно владеть своими чувствами и воспроизводить их в прочувственных картинках, в которых сохраняются самые тонкие черты. С этим он соединяет частое употребление мало идущих к делу мифов, которые он искусно вплетает в свои картины то в виде беглых намеков, то в пространном изложении, но везде они проникнуты поэтическим духом. В этом он следовал примеру александрийских элегиков, Каллимаха и Филета, которым он преимущественно старался подражать, пленившись их умением владеть формой (4, 1) и предполагая в своих современниках всеобщее понимание этих прикрас, которые впоследствии навлекли на него упреки в излишней учености и темноте. Язык его тщательно обработан по греческому вкусу, стих сильный и важный. Стихотворения 5-й книги, принадлежащие последнему времени жизни поэта, существенно отличаются от прежних; в них по большей части материал заимствован из римских сказаний и историй, и они проникнуты благородным патриотическим одушевлением. Последнее сочинение, время которого можно определить (5, 6), относится к 16 г. до Р. X. Издания: Muret (1558), J. Scaliger (1582 слл.), Passeratius (1608), Broukhusius (1727), Vulpi (1755), Barth (1777), P. Burmann и Santen (1780), Kuin?l (1803), Lachmann (1816; изд. текста 1829), Jacob (1827), Paldamus (1827), Hertzberg (1843-1845, лучшее издание), Keil (1850, 1857), Haupt (вместе с Катуллом и Тибуллом, 4-е изд., 1879), Luc. M?ller (вместе с Катуллом и Тибуллом, 1870); немецкий перевод Hertzberg (1838) и F. Jacob (1860 слл.).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

Босиком по снегу (Вергилий, "Буколики" 10. 49 и Проперций 1. 8. 7)

Каячев Борис Александрович
Мотив хождения босиком по снегу появляется в двух похожих контекстах у Вергилия («Буколики» 10.49) и у Проперция (1.8.7).
Читать PDF
0.00 байт

Odyssea 9, 31: damnavit Propertius (Проперций 3, 12, 23-38)

Каячев Борис Александрович
On a thorough examination, Propertius' 'summary' of the Odyssey at 3,12,23-38 demonstrates an intent, if often denied, interest not only in the minute details of the Homeric text itself, but in its reception in the ancient philolo
Читать PDF
0.00 байт

Мотивы 5-й элегии II книги Проперция в раннем творчестве Лермонтова (на примере стихотворения «к***

Пяткова Наталия Сергеевна
В аспекте резонантного пространства литературы ставится проблема связи творчества Лермонтова с элегиями древнеримского поэта Проперция. Особое внимание уделено вопросу о месте Античности в творчестве Лермонтова.
Читать PDF
0.00 байт

О заглавии первой книги Проперция

Зельченко Всеволод Владимирович
The popular notion, according to which Propertius’ First Book was entitled Cynthia, is in fact based not on the textual sources, but rather on the inscriptio of the humanistic codex Groninganus, unreasonably declared by Lachmann t
Читать PDF
0.00 байт

Русские читатели Проперция: Ф. Я. Козельский

Любжин Алексей Игоревич
В статье рассматривается сборник элегий Ф. Я. Козельского, учитывающий опыт Проперция.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности постановки односложного слова В АБСОЛЮТНОМ КОНЦЕ ГЕКЗАМЕТРА У ПРОПЕРЦИЯ

М. Н. Казанская
Читать PDF
0.00 байт

Страх и гнев как спутники любви в поэзии Проперция

Демина Светлана Сергеевна
Любовь в элегиях Проперция связана со страхом (timor, metus) и гневом (ira). Описание этих эмоций позволяет римскому поэту показать специфический характер любви, ее влияние на разум и поведение.

Похожие термины:

  • Проперций, Секст

    лат. Sextus Propertius) (ок. 50 - 15 до н.э.)    римский поэт, представитель любовной лирики, выходец из Умбрии; получил образование в Риме, где жил и творил. Известны 4 книги его элегий, большинство из них посвяще