Пророк
Пророк
в различных религиях — провозвестник, истолкователь воли Бога (богов).
Пророк
человек, по особому внушению Святого Духа умеющий предсказывать будущее и говорить людям слова назидания, утешения и увещевания.
Источник: Православная энциклопедия.
ПРОРОК
греч. жрец, к-рый предсказывает то, что должно произойти. В древности, за пределами ветхозавет. мира, не обязательно сам «предсказатель», но лишь второстеп. служитель при оракуле, объявляющем будущее. Помимо прочего, П. считался посредником между богами и людьми. В иуд. и христ. представл. П., осознающий свою функцию вестника и свой авторитет, был глашателем божеств. воли, непосредств. вдохновляемым божеством, а также предвозвестником будущего.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Пророк
(греч. жрец, который предсказывает то, что должно произойти). В древности, за пределами ветхозаветного мира, не обязательно сам «предсказатель», но лишь второстеп. служитель при оракуле, объявляющем будущее. Помимо прочего, П. считался посредником между богами и людьми. В иудейских и христианских представлениях П., осознающий свою функцию вестника и свой авторитет, был глашатаем божеств, воли, непосредственно вдохновляемым божеством, а также предвозвестником будущего (ссылки на Христа, описание исцелений).
Источник: Словарь античности. 1989
ПРОРОК
Предсказатель, провозвестник Божьей воли. Пророки – самый многочисленный образ Ветхозаветной истории. Они оказывали огромное влияние на общественную жизнь не только данного народа, но и многих других народов далеко за пределами страны. Пророков разделяют на великих, напр., Моисей, Илия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, и малых, напр., Иона, Михей, Наум, Аггей, Захария и др. В Новом Завете пророком считают Иоанна, автора Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова). К последним пророкам и первым апостолам относится Иоанн Предтеча. В русском языке существует крылатое выражение, взятое из Библии: «Нет пророка в своем Отечестве».
Источник: Основы православной культуры. 2011
ПРОРОK
1. Человек, предсказывающий будущее. 2. Лицо, возвещающее людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Святого Духа (см. 1 Kор. 14, 3). Пророки, труды и изречения которых известны из Священного Писания, следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам – сестра Моисея, Девора- пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль- прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захария – отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна-пророчица, Иоанн Kреститель, Агав и т.п. По пророческим книгам в Священном Писании пророки делятся на больших и малых. Большими называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньших пророков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний ветхозаветных пророков составлял Мессия – Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки охватили в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его в Египет, избиение вифлеемских младенцев, явление перед Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть, Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцетом (уксусом), смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, ниспослание Святого Духа, проповедь апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви до пределов Вселенной, последние времена мира, пришествие Антихриста, второе пришествие Господа, воскресение мертвых, Страшный cуд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и, наконец, вечное царство Христово. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Святой Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божьего. Так, апостол Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). См. Чины (разряды) святости.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ПРОРОК
Под словом пророк вообще разумеются, во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица возвещающие людям слово назидания. увещания и утешения, по особому внушению Св. Духа (I Кор. 14:3). Пророки, о трудах и изречениях которых мы знаем из Свящ. Писания, суть следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам, сестра Моисея, Девора пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захария, отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иоанн Креститель. Агав и др. По книгам пророческим в Свящ. Писании пророки разделяются на больших и меньших. Большими пророками называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Они называются большими по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньшие пророки суть следующие 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний Ветхозаветных пророков составлял Мессия — Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки обняли в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви, как-то: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его во Египет, избиение Вифлеемских младенцев, явление пред Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть. Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцтом, смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, седение одесную Бога Отца, ниспослание Св. Духа, проповедь Апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви Его до пределов вселенной, равно как последние времена мира, пришествие антихриста, второе будущее пришествие Господа, воскресение мертвых. Страшный Суд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и наконец вечное царство Христово, Свящ. Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Св. Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божия. Так ап. Петр пишет: “Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет 1:22).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Пророк
гр. profhths, лат. propheta), разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк - это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающий народу Божий слова; эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Св. Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, т.е. пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе. Как говорится в Книге пророка Амоса, "Господь Бог сказал - кто не будет пророчествовать?" (Ам. 3. 8).
Пророчество присутствует в св. истории с самых ранних времен. В Св. Писании пророками именуются ветхозаветные патриархи Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей. В конце эпохи Судей (времени пророка и судьи Самуила) появляются сонмы пророков или "сынов пророческих" (I Царств 10. 5 сл.) и пророки становятся постоянным институтом, направляющим религиозно-нравственную жизнь Израиля. Наряду с царем и священником, пророк оказывается одной из трех основных составляющих израильского общества. Со времени Самуила пророчество образует непрерывную традицию учителей и учеников, продолжающуюся до Боговоплощения. Эта традиция отразилась в пророческой литературе, в пророческих книгах Ветхого Завета; четыре из них принадлежат великим пророкам Исаии, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу, двенадцать - малым пророкам: Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софронии, Аггею, Захарии и Малахии. Когда пророчество в Израиле прерывается в эпоху Маккавеев (I Макк. 9. 27), Израиль воспринимает это как "великую скорбь" и живет в ожидании обетованного пророка; приход Иоанна Крестителя и понимался как исполнение этого обетования. Иоанн Креститель выступает как последний из пророков, он возвещает покаяние и близость Царствия Небесного, т.е. приход Мессии, Христа ("В те дни приходит Иоанн Креститель... и говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" - Мф. 3. 2-3).
Христос (равно как затем и апостолы) постоянно ссылается в Своей проповеди на "закон и пророков", показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община "чад Божиих". Об этом говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, приводя слова пророка Иоиля: "И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать" (Деян. 2. 18).
Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых возникает в древней церкви чрезвычайно рано, являясь, видимо, продолжением и переосмыслением культа пророков в иудаизме. Со временем в восточной церкви (в отличие от западной) появляются празднования ветхозаветным святым, в православном календаре память всех ветхозаветных святых (включая пророков) празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, и вместе с тем в отдельные дни чествуются отдельные пророки: Самуил, Иоад, Илия и Елисей, шестнадцать пророков, оставивших писания. По свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (ум. 386 г.), уже в древней литургии в ходатайственной молитве после совершения Евхаристии среди святых назывались и ветхозаветные пророки (как это имеет место и в современных литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого). В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из "девятичинной" просфоры - в честь "Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков".
Пророчество присутствует в св. истории с самых ранних времен. В Св. Писании пророками именуются ветхозаветные патриархи Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей. В конце эпохи Судей (времени пророка и судьи Самуила) появляются сонмы пророков или "сынов пророческих" (I Царств 10. 5 сл.) и пророки становятся постоянным институтом, направляющим религиозно-нравственную жизнь Израиля. Наряду с царем и священником, пророк оказывается одной из трех основных составляющих израильского общества. Со времени Самуила пророчество образует непрерывную традицию учителей и учеников, продолжающуюся до Боговоплощения. Эта традиция отразилась в пророческой литературе, в пророческих книгах Ветхого Завета; четыре из них принадлежат великим пророкам Исаии, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу, двенадцать - малым пророкам: Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софронии, Аггею, Захарии и Малахии. Когда пророчество в Израиле прерывается в эпоху Маккавеев (I Макк. 9. 27), Израиль воспринимает это как "великую скорбь" и живет в ожидании обетованного пророка; приход Иоанна Крестителя и понимался как исполнение этого обетования. Иоанн Креститель выступает как последний из пророков, он возвещает покаяние и близость Царствия Небесного, т.е. приход Мессии, Христа ("В те дни приходит Иоанн Креститель... и говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" - Мф. 3. 2-3).
Христос (равно как затем и апостолы) постоянно ссылается в Своей проповеди на "закон и пророков", показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община "чад Божиих". Об этом говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, приводя слова пророка Иоиля: "И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать" (Деян. 2. 18).
Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых возникает в древней церкви чрезвычайно рано, являясь, видимо, продолжением и переосмыслением культа пророков в иудаизме. Со временем в восточной церкви (в отличие от западной) появляются празднования ветхозаветным святым, в православном календаре память всех ветхозаветных святых (включая пророков) празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, и вместе с тем в отдельные дни чествуются отдельные пророки: Самуил, Иоад, Илия и Елисей, шестнадцать пророков, оставивших писания. По свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (ум. 386 г.), уже в древней литургии в ходатайственной молитве после совершения Евхаристии среди святых назывались и ветхозаветные пророки (как это имеет место и в современных литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого). В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из "девятичинной" просфоры - в честь "Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков".
Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994
пророк
глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк-не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (ср. Исх 7.1-2). Священное Писание пророком называет и Авраама (Быт 20.7), который вовсе не высказывался, но верил Богу, и Моисея, который возвестил народу весь закон, устройство скинии и порядок богослужения, открытые ему Богом.
В Писании упомянуты по именам следующие пророки:
Аарон (Исх 7.1),
Аввакум (Авв 1.1),
Авдий (не назван пророком),
Авраам (Быт 20.7),
Агав (Деян 21.10),
Агей (Езд 5.1; Агг 1.1),
Адда (2Пар 12.15; 13.22),
Азария (2Пар 15.1) (не назван пророком),
Амос (Ам 7.14) («не пророк и не сын пророка»),
Ананий (2Пар 16.7) (прозорливец),
Анания (Иер 28.1) (лжепророк),
Асаф (2Пар 29.30) (прозорливец),
Ахав (Иер 29.21) (лжепророк),
Ахия (3Ц 11.29),
Валаам (2Пет 2.15-16) (лжепророк),
Вариисус (Деян 13.6) (лжепророк),
Варнава (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Гад (1Ц 22.5),
Давид (не назван пророком),
Даниил (Мф 24.15),
Елдад (Чис 11.26) (не назван пророком),
Елиезер (2Пар 20.37) (не назван пророком),
Елисей (4Ц 6.12),
Еман (1Пар 25.5) (прозорливец),
Енох (Иуд 14) (не назван пророком),
Захария (Езд 5.1),
Идифун (2Пар 35.15) (прозорливец),
Иезекииль (священник-Иез 1.3),
Иеремия (Иер 28.5; Мф 2.17) (из священников-Иер 1.1),
Ииуй (2Пар 19.2) или Иуй (3Ц 16.12),
Илия (3Ц 18.36),
Иоанн (Лк 7.28),
Иозиил (2Пар 20.14) (левит, пророком не назван),
Иоиль (2Пар 9.29) (прозорливец),
Иоиль (Деян 2.16),
Иона (4Ц 14.25; Мф 12.39),
Исаия (4Ц 20.1; Мф 3.3),
Иуда (Деян 15.32),
Луций (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Малахия (пророком не назван),
Манаил (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Михей (3Ц 22.7,8,19) (пророком не назван),
Михей (Иер 26.18; Мих 1.1) (пророком не назван),
Модад (Чис 11.26) (пророком не назван),
Моисей (Вт 18.15; 34.10),
Наум (пророком не назван),
Нафан (2Ц 7.2),
Одед (2Пар 28.9),
Осия (пророком не назван),
Савл (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Самей (2Пар 12.5),
Самуил (1Ц 3.20; Деян 13.20),
Саул (1Ц 10.11) («во пророках», см. пророчествовать),
Седекия (Иер 29.21) (лжепророк),
Сила (Деян 15.32),
Симеон (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Софония (пророком не назван),
Урия (Иер 26.20) (пророком не назван),
Хозай (2Пар 33.19) (пророком не назван),
Шемаия (Иер 29.31-32) (лжепророк).
Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:
пророк (Чис 12.6) (Суд 6.8) (2Пар 25.15),
один пророк (3Ц 13.11) (3Ц 20.13) (3Ц 20.25,38,41),
два пророка (От 16.3,10),
пророки (4Ц 23.2),
некоторые пророки (Деян 13.1),
прочие пророки (Неем 6.14) (лжепророки),
человек Божий (1Ц 2.27) (3Ц 13.1) (3Ц 20.28) (2Пар 25.7),
сыны пророков (3Ц 20.35; 4Ц 2.3,5),
50 сынов пророческих (4Ц 2.7),
100 пророков (3Ц 18.13),
400 пророков (2Пар 18.5) (лжепророки),
сонм пророков (1Ц 10.5),
весь израильский народ (патриархи) (1Пар 16.22).
Пророками также названы в 3Ц 18.19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).
Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь (4Ц 17.13). Бог в древности всегда говорил через пророков (Евр 1.1), но их пророчества всегда имели как бы два плана-ближайший и отдаленный. И в этом отдаленном пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии (Ин 5.39; От 19.10) и наиболее ясно-самые великие пророки еврейского народа (Пс 21.2,17-19; Ис 9; 53; Иер 23.5-6; 31.31-34; Иез 34.23-24; Дан 9.25).
В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шестнадцати пророков, которые делятся на «больших» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и «малых» (остальные). Когда говорится «закон и пророки» (Мф 22.40; Рим 3.21), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества-до Иоанна (Мф 11.13), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.
Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).
В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе (1Ц 19.20), в Вефиле (4Ц 2.3), в Иерихоне (4Ц 2.5), в Галгале (4Ц 4.38) и в других местах (4Ц 6.1-2), ученики которых назывались сынами пророческими (4Ц 4.1).
Ныне Бог говорит в Сыне Своем (Евр 1.2), который назван Пророком из Назарета (Мф 21.11) и Пророком, Которому должно придти в мир (Ин 6.14; Деян 3.22-24). Его ближайшие ученики названы также пророками (1Фес 2.15; От 22.9). (См. провидец, провозвестник, прозорливец, человек Божий)
В Писании упомянуты по именам следующие пророки:
Аарон (Исх 7.1),
Аввакум (Авв 1.1),
Авдий (не назван пророком),
Авраам (Быт 20.7),
Агав (Деян 21.10),
Агей (Езд 5.1; Агг 1.1),
Адда (2Пар 12.15; 13.22),
Азария (2Пар 15.1) (не назван пророком),
Амос (Ам 7.14) («не пророк и не сын пророка»),
Ананий (2Пар 16.7) (прозорливец),
Анания (Иер 28.1) (лжепророк),
Асаф (2Пар 29.30) (прозорливец),
Ахав (Иер 29.21) (лжепророк),
Ахия (3Ц 11.29),
Валаам (2Пет 2.15-16) (лжепророк),
Вариисус (Деян 13.6) (лжепророк),
Варнава (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Гад (1Ц 22.5),
Давид (не назван пророком),
Даниил (Мф 24.15),
Елдад (Чис 11.26) (не назван пророком),
Елиезер (2Пар 20.37) (не назван пророком),
Елисей (4Ц 6.12),
Еман (1Пар 25.5) (прозорливец),
Енох (Иуд 14) (не назван пророком),
Захария (Езд 5.1),
Идифун (2Пар 35.15) (прозорливец),
Иезекииль (священник-Иез 1.3),
Иеремия (Иер 28.5; Мф 2.17) (из священников-Иер 1.1),
Ииуй (2Пар 19.2) или Иуй (3Ц 16.12),
Илия (3Ц 18.36),
Иоанн (Лк 7.28),
Иозиил (2Пар 20.14) (левит, пророком не назван),
Иоиль (2Пар 9.29) (прозорливец),
Иоиль (Деян 2.16),
Иона (4Ц 14.25; Мф 12.39),
Исаия (4Ц 20.1; Мф 3.3),
Иуда (Деян 15.32),
Луций (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Малахия (пророком не назван),
Манаил (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Михей (3Ц 22.7,8,19) (пророком не назван),
Михей (Иер 26.18; Мих 1.1) (пророком не назван),
Модад (Чис 11.26) (пророком не назван),
Моисей (Вт 18.15; 34.10),
Наум (пророком не назван),
Нафан (2Ц 7.2),
Одед (2Пар 28.9),
Осия (пророком не назван),
Савл (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Самей (2Пар 12.5),
Самуил (1Ц 3.20; Деян 13.20),
Саул (1Ц 10.11) («во пророках», см. пророчествовать),
Седекия (Иер 29.21) (лжепророк),
Сила (Деян 15.32),
Симеон (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Софония (пророком не назван),
Урия (Иер 26.20) (пророком не назван),
Хозай (2Пар 33.19) (пророком не назван),
Шемаия (Иер 29.31-32) (лжепророк).
Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:
пророк (Чис 12.6) (Суд 6.8) (2Пар 25.15),
один пророк (3Ц 13.11) (3Ц 20.13) (3Ц 20.25,38,41),
два пророка (От 16.3,10),
пророки (4Ц 23.2),
некоторые пророки (Деян 13.1),
прочие пророки (Неем 6.14) (лжепророки),
человек Божий (1Ц 2.27) (3Ц 13.1) (3Ц 20.28) (2Пар 25.7),
сыны пророков (3Ц 20.35; 4Ц 2.3,5),
50 сынов пророческих (4Ц 2.7),
100 пророков (3Ц 18.13),
400 пророков (2Пар 18.5) (лжепророки),
сонм пророков (1Ц 10.5),
весь израильский народ (патриархи) (1Пар 16.22).
Пророками также названы в 3Ц 18.19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).
Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь (4Ц 17.13). Бог в древности всегда говорил через пророков (Евр 1.1), но их пророчества всегда имели как бы два плана-ближайший и отдаленный. И в этом отдаленном пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии (Ин 5.39; От 19.10) и наиболее ясно-самые великие пророки еврейского народа (Пс 21.2,17-19; Ис 9; 53; Иер 23.5-6; 31.31-34; Иез 34.23-24; Дан 9.25).
В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шестнадцати пророков, которые делятся на «больших» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и «малых» (остальные). Когда говорится «закон и пророки» (Мф 22.40; Рим 3.21), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества-до Иоанна (Мф 11.13), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.
Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).
В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе (1Ц 19.20), в Вефиле (4Ц 2.3), в Иерихоне (4Ц 2.5), в Галгале (4Ц 4.38) и в других местах (4Ц 6.1-2), ученики которых назывались сынами пророческими (4Ц 4.1).
Ныне Бог говорит в Сыне Своем (Евр 1.2), который назван Пророком из Назарета (Мф 21.11) и Пророком, Которому должно придти в мир (Ин 6.14; Деян 3.22-24). Его ближайшие ученики названы также пророками (1Фес 2.15; От 22.9). (См. провидец, провозвестник, прозорливец, человек Божий)