РАБСТВО

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Рабство
сформировалось в виде социально-экономического уклада при распаде родоплеменной общины. Можно сказать, что этот процесс способствовал разделению труда на умственный и физический. В классическом виде существовало в V–IV вв. до н. э. в Древней Греции и с I в. до н. э. до V в. н. э. в Древнем Риме. Со временем стало тормозить социально-экономическое развитие общества.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

РАБСТВО
исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина — рабовладельца. В последующие эпохи наиболее широкие размеры и экономическое значение приобрело в XVII—начале XIX вв. в колониях на Американском континенте, куда ввозились негры-рабы из Африки для работы на плантациях. В основном отменено на протяжении XIX в.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

РАБСТВО
наиболее ранняя форма социальной зависимости. Зародилось в эпоху разложения первобытнообщинных отношений. Рабами становились пленные, несостоятельные должники и др. Первоначально Р. имело патриархальный характер (рабы были бесправными членами семьи господина, выполняя самую тяжелую работу) и существовало практически у всех народов. В Древней Руси Р. было распространенной, но не преобладающей формой социально-экономических отношений. К рабам по правовому положению приближались холопы.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Рабство
Рабство (slavery). Положение, при к-ром один человек является собственностью другого, известно со времен древнейших цивилизаций. Так, на дощечках с линейным письмом Б минойской цивилизации упоминаются лица, находившиеся в опред. форме неволи. Позднее племена, пришедшие с С. Балкан, поработили нас. Юж. Греции. Благодаря илотам в Спарте обходились без личных рабов, в Афинах, напротив, мн. семьи имели одного-двух рабов для домашней работы. Рабы часто использовались в мастерских и серебряных рудниках. В Афинах имелись также обществ, рабы. Экономика Древн. мира во мн. опиралась на труд рабов, центром работорговли на побережье Эгейского моря был священный о. Делос. Среди народов Древн. мира был распространен обычай обращать в рабство военнопленных. Рабов также поставляли пираты. Экспансия Римской империи привела к обращению в рабство огромного кол-ва людей: напр., после аннексии Эпира в 146 г. до н.э. Р. стала подрывать стабильность в Древн. мире. В течение 2-го и 1-го вв. до н.э. произошло три крупных восстания рабов, подавить к-рые удалось с величайшим трудом. Р. существовало на протяжении неск. веков, хотя распространение христианства изменило положение рабов

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Рабство
производств, отношения, основанные на собственности рабовладельца как на средства производства, так и на непосредств. производителей (рабов). Р. — древнейший вид эксплуатации и угнетения, возникший в процессе распада первобытнообщинного строя незадолго до образования др.-вост. классовых государств. В странах античного Средиземноморья Р. стало господствующим способом производства и определяло обществ, отношения в течение неск. столетий. Источниками Р. были: захват военнопленных, пиратство, долговое Р. и др. Во время голода родители нередко продавали в Р. своих детей, чтобы спасти их от голодной смерти. Долговое Р. было отменено в Афинах в 594 до н. э., в Риме — в 326 до н. э., в других государствах др. мира оно сохранялось и в дальнейшем. В древности Р. являлось основой производств, отношений отнюдь не повсеместно и не во все времена. В экономич. и социальной сферах оно могло доминировать лишь при особых условиях, однако никогда не вытесняло полностью труд свободных людей. В греко-рим. античности Р. играло гораздо большую роль, чем на Др. Востоке. В период своего возникновения Р. носило еще патриархальный характер. Рабы состояли в тесных отношениях с хозяином дома, напоминавших чем-то связи клиентов с патроном (например, отношения Одиссея и пастуха Эвмея у Гомера или общение рабов и хозяев в Риме во время сатурналий и компиталий). Рабы были заняты в домашнем хозяйстве, работали пастухами, садовниками и полевыми работниками в сельском хозяйстве, в мастерских и на рудниках. Особенно тяжким был труд на рудниках и мельницах. За преступления против господина следовало особенно суровое наказание — продажа раба в гладиаторскую школу. Среди рабынь и рабов, занятых в домашнем хозяйстве, особое место занимали врачи, учителя, воспитатели и кормилицы. Рабам поручались функции низших служителей при храмах, а в Афинах они даже исполняли полицейские обязанности. Единой общей классовой борьбы рабов не существовало; она всегда была локальной, спонтанной и разрозн. Как правило, борьба рабов против хозяев велась в экономич. области: они умышленно занижали урожай зерна, при каждой возможности проявляли небрежность в работе, портили инвентарь. Политич. классовая борьба рабов не оставила заметного следа в античной истории. Восстания против Р. вспыхивали лишь тогда, когда социальные противоречия достигали апогея, а угнетение рабов становилось невыносимым. Лишь из неск. фрагментарно сохранившихся источников (например, апокрифич. предсказаний) можно узнать об идеологич. предпосылках классовой борьбы рабов. В поздней античности Р. никогда не отменялось законом, оно постепенно отмерло само. Тем не менее Р. существовало еще в средние века (особенно у арабов и турок; работорговля в сев.-итал. городах-государствах). Пережитки Р. наблюдались даже в новое время (например, в США — до 1865; в Саудовской Аравии — до 1962).

Источник: Словарь античности. 1989

Рабство
исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации и угнетения, основанная на собственности рабовладельца как на средства производства, так и на непосредственных производителей - рабов. Р. возникло в период разложения первобытной общины и появления частной собственности, роста экономического неравенства и развития производительных сил. Впервые рабовладельческий уклад появился и утвердился в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия и др.). Однако классическую форму р. приобрело в Древней Греции и Древнем Риме.
   Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы, рабы и свободные производители: крестьяне, ремесленники и т. п. В античных странах основными источниками пополнения рабов были: войны, долговая кабала, пиратство, а также дети, рожденные от рабов и рабынь, и подкидыши. Со временем долговое р. было отменено: в Афинах - Солоном в 594 г. до н.э., в Риме - Петелием в 326 г. до н.э.
   Р. в период своего возникновения носило патриархальный характер, т.е. рабы были практически на положении членов семьи: жили в доме, ели вместе со всеми за столом и т.д. В классической же рабовладельческой системе рабы - это говорящие орудия труда, вещи владельца. Совр. наука не может определить точного количества рабов в античных странах: известно только, что рабов было значительно больше, чем свободных людей. В различных сферах производства характер труда рабов отличался: наиболее тяжелым был труд в каменоломнях, шахтах, на мельницах, в мастерских и гладиаторских школах. В лучших условиях находились рабы-интеллигенты: ученые, врачи, учителя, служащие учреждений и т.п.
   Рабовладельческое общество было более прогрессивным, чем первобытная община. При налаженной системе организации рабского труда и усиленной эксплуатации рабовладельцы получали огромные прибыли, а это давало большие возможности для развития производства, науки, искусства и т.п. Но, достигнув высокого уровня развития производства, производительные силы не могли дальше развиваться в рамках рабовладельческих отношений. К тому же борьба рабов не способствовала успеху производства и ускоряла его кризис и падение. Поэтому были найдены новые формы зависимости: вольноотпущенничество, колонат, пекулий и др. Эти формы зависимости способствовали переходу от рабства к феодальным отношениям и феодальному способу производства; происходил процесс дальнейшего развития производительных сил и производственных отношений в новых условиях. И хотя законодательно р. не было отменено, оно постепенно само изжило себя.
   Валлон А. История рабства в античном мире / Пер. с франц. Т. 1-2. М., 1941; Доватур А.И. Рабство в Аттике в VI - V вв. до н.э. Л., 1980; Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990; Ленцман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963; Маринович Л.П., Голубцова Е.С., Шифман И.Ш., Павловская А.И. Рабство в Восточных провинциях Римской империи в I - III вв. М., 1977; Неронова В.Д. Формы эксплуатации в древнем мире в зеркале советской историографии. Пермь, 1992; Нибур Г.И. Рабство как система хозяйства. Этнологическое исследование / Пер. с англ. М., 1907; Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. Л., 1991; Штаерман Е.М., Трофимова М.К. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия). М., 1971.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

РАБСТВО
   • ???????, ?????????,
         Состояние личной неволи у греков было разнообразно как по своим причинам, так и по своим проявлениям. Так, мы встречаем во многих греческих государствах состояние неволи, соответствовавшее по своим проявлениям и правовым отношениям крепостному праву новейших времен. Причиною такого положения можно вообще считать покорение коренных жителей вторгшимися в страну победоносными пришельцами. На основании договора или вследствие безусловного подчинения и порабощения покоренные попадали в отношение зависимости от новых владельцев страны; при этом могли быть различные степени неволи и в отдельных странах эти отношения представляли весьма различные друг от друга явления. Так, мы встречаем в Фессалии пенестов, а в Спарте илотов, о положении которых до нас дошли более точные сведения (ср. Helotes, Илоты). От этих крепостных отличаются настоящие рабы, ??????? (впрочем, и пенесты, илоты и другие крепостные иногда обозначаются этим названием), неволя коих, произошедшая первоначально от взятия в плен на войне (Ноm. Od. 1, 398) или от продажи в рабство (напр., Евриклеи, Ноm. Od. 1, 430, Евмея, Ноm. Od. 15, 482), переходила по наследству к их потомкам. Поводом к возникновению такого рода рабства, в особенности в государствах, в которых не было крепостного сословия, послужила потребность поручать исполнение черной работы, непристойной свободному гражданину (???????), людям, не имеющим гражданских прав. Первым государством, организовавшим у себя торговлю рабами, называется остров Хиос. Оправдание рабства греческими философами и политиками узко связано с вкоренившимся народным убеждением греков о разнице между эллинами и варварами (ср. также Barbari, Варвары): грек по своему природному свойству господствует над варварами (Aristot. polit. 1, 2). Такой взгляд в связи с необходимостью домашних работ, которых господин не мог поручать автоматам, какими пользовались Дедал и Гефест (Aristot. polit. 1, 4), не допускал сомнения в законности рабства. Однако считалось делом гуманности предоставлять пленным эллинам возможность выкупа. Поэтому рабы первоначально все были из варваров, преимущественно фригийцев, фракийцев и скифов. Рынки для сбыта рабов находились главным образом на островах Делосе и Хиосе и в Византии; но и в Афинах происходила торговля рабами. При рассмотрении правовых отношений рабов нам приходится иметь в виду преимущественно Афины. Раб был не только слугою, но и действительно собственностью господина, вещью, предоставленной в произвольное распоряжение господина. Резкость и жестокость такого положения, которое, говоря строго, равняется полному лишению всякого права, однако, значительно смягчалась, благодаря гуманности и образованности афинян. Умерщвление раба преследовалось судом (такие дела судились ефетами в Палладии); также за истязания рабов (???????) в известных случаях подвергали законному взысканию. Без приговора суда господин не имел права подвергнуть раба смертной казни, хотя наказание господина, если он убил своего раба, состояло только в религиозном покаянии. От жестокого обращения господина раб мог спасаться в убежище, ????????, именно в храме Фесея, и, не выходя оттуда, просить, чтобы его продали другому господину (??????? ???????). Был ли господин обязан исполнить это требование и в каких именно случаях — неизвестно. В прочих отношениях права рабов, в виду того что они составляли собственность господина, были весьма ограничены. Они не имели правоспособности и потому не могли обращаться с жалобой в суд. Таким правом обладал лишь господин, который владел ими и для которого оскорбление или увечье, нанесенное рабу, заключало в себе нарушение его права собственности. Иначе было положение таких рабов иностранца, которые, проживая в Афинах, вели дела на счет своего господина или, за известную подать (????????), промышляли самостоятельно; на них смотрели как на людей свободных и обращались с ними как со свободными. Рабы не могли даже являться свидетелями на суде, но показаниям их, добывавшимся всегда при посредстве пытки, приписывали значение важного судебного доказательства. (О способе пытки ср. ??????????, Пытки.) Жалоба на раба могла подаваться (и то всегда лишь диететам) только в том случае, когда раб без приказания на то своего господина совершил действие, причинившее вред другому лицу. Но если действие совершено было по приказанию господина, то против этого, вероятно, и должна была быть направлена жалоба. Против беглого раба со стороны его господина (но и со стороны всякого другого, имевшего интерес в признании его рабом) могла быть применяема ????????, т. е. можно было на улице или на квартире (исключая, конечно, места, за которыми признавалось право убежища) схватить его и отвести к себе на дом (???????, ??????? ???? ????????). Если раб сам или третье лицо, во власти которого он находился в то время, оказывали сопротивление (??????????, ??????????, ?????????????, ?????????????), то арестующиий (??????) мог представить иск (???? ???????????) или архонту, или, если тот, на которого он предъявлял права собственности, считался свободным человеком из числа не граждан (ср. ???? Архэ), — полемарху. Если истец мог доказать свои права собственности, то ответчик должен был вознаградить его за понесенный им убыток и, кроме того, уплатить штраф в пользу казны. Особенное положение занимали в Афинах государственные рабы (??????? ????????, ????????), употреблявшиеся для низшего рода государственных отправлений. Такими рабами были так называемые скифы или стрелки, составляющие отряд первоначально в 300, затем в 600 и наконец в 1200 человек; по имени некого Спевсина, предложившего учреждение этого отряда, они назывались также ??????????. Служили они жандармами и полицейскими солдатами, и главный караул их находился сначала на рынке, а впоследствии на ареопаге. Кроме того, упоминаются еще 200 конных стрелков (???????????). Далее, служители государственных чиновников, рассыльные, писцы, сыщики, сторожа, тюремщики, палачи и т. д. большею частью (а палачи — всегда) были государственными рабами; такими же были и рабочие на монетном дворе. Все эти люди, без сомнения, имели право на собственность, вели свое самостоятельное хозяйство и относительно права вести тяжбы, вероятно, уравнены были метэкам. Из этого льготного положения их следует, что они никогда не продавались в частные руки. Обращение с рабами зависело, конечно, от нравов господина; вообще нельзя отрицать, что афиняне обращались с ними довольно кротко и что в Афинах, сравнительно с другими государствами, они пользовались большею свободою. Частью это происходило от кротости афинского нрава, а частью от многочисленности рабов, которая заставляла обходиться с ними поосторожнее из опасения вызвать возмущение. Ксенофонт (r. p. Ath. 1, 60) видит причину большей распущенности (?????????) афинских рабов в том обстоятельстве, что они одеждою не отличаются от народа и потому редко подвергаются оскорблению и ударам, т. к. всякий боится оскорбить гражданина, даже если думает, что имеет дело с рабом. Посещение храмов и святилищ, а также участие в домашнем богослужении и общественных торжествах вообще не возбранялось рабам. Цены рабам были весьма различны, смотря по искусству и способностям; в Афинах платили обыкновенно от 1 мины до 10 мин, но иногда и гораздо дороже; Никий, напр., купил приказчика в свои рудники за 1 талант. Места продажи рабов назывались ??????. Торговля рабами происходила, кажется, обыкновенно во время новолуния (????????). Arist. Equit. 43 со схолиями. От купленных рабов отличались еще рабы, рожденные в доме господина (???????????, а если оба родителя были рабами — также ???????????). Число рабов в Аттике в цветущее время государства доходило до 365 000, при 90 000 гражданских жителей; отношение, следовательно, почти равнялось 4:1. Положение рабов было различно, смотря по роду их обязанностей и качеству их службы. Они должны были выполнять домашние работы в самом обширном смысле слова: провожать господина или госпожу на их выходах из дому (считалось знаком большой скромности, что жена Фокиона сопровождалась только одною рабынею), заведовать, в качестве дядек (??????????), воспитанием мальчиков, провожать их в гимназии и училища и наблюдать за ними. Даже у бедных граждан был по крайней мере один раб для исполнения хозяйственных работ; но в каждом, хотя бы и скромном хозяйстве, требовалось большое число рабов для всякого рода дела. Кроме таких домашних рабов, были и другие, служившие вне дома ремесленниками и фабричными рабочими и имевшие сравнительно более свободное и независимое положение. Они работали на счет своего господина (пример такого рода представляет отец Демосфена, у которого на оружейном заводе работало 302 или 303 раба, а в мастерской носилок — 20 рабов) или платили ему оброк (????????) из своих заработков. Так, между прочим, рабы отдавались внаем в рудники за известную поденную плату господину; они также на свой счет принимали работы по подряду, а вероятно, и обработку полей за известную арендную плату господину. При поступлении в дом вновь купленного раба сыпали конфеты (???????????, ?????????) ради хорошего предзнаменования. Отпущение рабов на волю по разным поводам было делом обыкновенным, часто они сами выкупали себя на счет сделанных ими сбережений; однако господин мог, вероятно, и отказать им в своем согласии на выкуп. Бывало, что рабы, отличившиеся в морской военной службе (они служили гребцами), как это было в сражении при Аргинузских островах, массами отпускались на волю. Также после битвы при Херонее рабы, принимавшие в ней участие (уже в Марафонской битве рабы сражались в рядах граждан), были объявлены свободными; отпускались они на волю и за содействие, оказанное ими при открытии тяжких преступлений. Нередки были и случаи отпущения на волю по духовному завещанию (??????????????). Вольноотпущенники (????????????) получали права метэков, не прерывая вполне связи со своим прежним господином, который делался их заступником перед судом (?????????). Неблагодарность со стороны вольноотпущенника давала его прежнему господину право на обвинение его в измене (???????????); в случае осуждения виновный вновь обращался в рабство, а в случае оправдания освобождался от всех своих обязанностей по отношению к своему ????????? и вполне сравнивался по своим правам с вольнорожденными метэками (см. также ?????, Иностранец). ср.: Becker, Charikles III, стр. 1 слл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

РАБСТВО
первая исторически возникшая и наиболее грубая форма эксплуатации, при к-рой раб, наряду с орудиями производства, являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. В наиболее отчетливых формах Р. раб не имел никаких прав и считался вещью, к-рой пользовались по личному усмотрению; лишенный средств производства и экономич. стимула к труду, он работал только в результате прямого физич. принуждения, предполагавшего систему устрашений и наказаний. Особое положение рабов подчеркивалось обычно и внеш. признаками (клеймо, ошейник, одежда и т. д.). Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Р. получило широкое распространение при рабовладельческом строе. Как одна из форм эксплуатации и форм социальных отношений Р. существовало во многих странах в период феодализма и даже капитализма. Социально-экономич. предпосылки Р. сложились в процессе разложения первобытнообщинного строя, связанном с ростом производительности труда в земледелии, животноводстве, ремесле и т. п., появлением прибавочного продукта, с возникновением частной собственности и имуществен. неравенства. Выделяют две осн. группы рабов: рабов, занятых обслуживанием домашнего х-ва и семьи рабовладельца, и рабов, занятых непосредственно в тех или иных видах производства (работа в полеводстве и животноводстве, на рудниках, занятие ремеслами и т. п.). В нек-рых странах существовали спец. группы рабов: рабы-воины, фактически приравненные к свободным бойцам, рабы для жертвоприношений, гладиаторы и т. д. Источники Р.: иноплеменники, захваченные в плен во время войны или предпринимаемых с этой целью операций (набеги, пиратство и т. п.); соплеменники, обращенные в Р. за неуплату долгов (в нек-рых гос-вах, например Иудее, это было запрещено или ограничено определ. сроком), за совершенные преступления и т. д.; естеств. прирост рабов, работорговля и пр.

Формы Р. в различные историч. эпохи и в связи с особенностями социально-экономич. развития стран и народов мира отличались большим разнообразием. Начальной, наиболее примитивной его формой было т. н. патриархальное Р., когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные ее члены, жили обычно под одной крышей с хозяином и выполняли такую же работу, что и остальные члены семьи. Это Р., рассчитанное на удовлетворение потребностей больших патриархальных семей и семей др. видов, существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их от первобытнообщинного строя к клас. обществу, в т. ч. и у тех, к-рые по существу миновали рабовладельч. формацию. В большинстве случаев патриархальное Р. характеризовалось относительно удовлетворит. положением рабов, сравнительно легким приобретением ими статуса свободных (обычно путем брака со свободными или путем усыновления свободным раба), однако некоторые виды его, например у индейцев Сев. Америки (тлинкитов, хайда и др.), отличались жестоким обращением с рабами.

В раннеклас. гос-вах, центрах древних цивилизаций - Др. Египте, Ассирии и Вавилонии, Др. Индии, Др. Китае и др., Р. и рабовладельч. отношения не получили значит. развития. Осн. масса рабов в этих гос-вах принадлежала правившим там деспотам; рабы обслуживали их дворцовые х-ва, использовались на строительстве спец. сооружений (храмов, дворцов и т. п.), в рудниках, на обществ. работах (рытье каналов, прокладка дорог и т. п.), нередко их привлекали и к службе в армии. Отд. группы рабов деспот дарил своим приближенным в личное услужение; значит. число рабов находилось также в распоряжении храмов и верховных жрецов. Частное рабовладение было незначительным. В ряде случаев (напр., в Др. Египте, Ассирии и др.) значит. группы пленных сажались на землю, они платили налоги, как свободные общинники. Массовые жертвоприношения рабов были характерны в осн. лишь для Китая в период правления Шан-Инь (2-е тыс. до н. э.) и ранних этапов истории Египта; они совершались при погребении кит. царей (ванов) и егип. фараонов, к-рых по религ. представлениям рабы должны были обслуживать в загробной жизни. Распространение частного рабовладения, а также купли-продажи рабов (в Др. Египте - с конца Среднего царства, в Др. Китае - с эпохи Чжоу, в Индии - с 6 в. до н. э.) не внесло сильных изменений в положение рабов; в большинстве стран закон по-прежнему осуждал жестокое обращение с рабом, препятствовал продаже детей раба др. хозяину. Преобладали формы патриархального Р., при к-рых осн. сферой применения труда рабов было домашнее х-во. Однако в нек-рых странах, напр. в Китае, труд рабов использовался и в производств. сфере (в ремесле, торговле, скотоводстве и частично в земледелии). В конце эпохи Чжоу, а затем в эпохи Цинь и Хань (3-1 вв. до н. э.) рабский труд использовался также на работах по строительству Великой Кит. стены, оросит. каналов, по прокладке дорог, на строительстве дворцов, в горном деле и т. д. В раннеклас. гос-вах Америки - у майя, ацтеков и инков, рабы использовались преимущественно на изнурительных работах, многочисленные группы их обрекались на ритуальные жертвоприношения.

Наибольшего развития Р. достигло в Др. Греции и Др. Риме, пройдя и здесь через стадию патриархального Р. (гомеровская Греция, Рим эпохи царей). Р. античного типа, получившее распространение и в нек-рых др. странах Средиземноморья, напр. в Карфагене, характеризовалось широким развитием частного рабовладения и выделением класса рабовладельцев, использовавших труд рабов в сел. х-ве (особенно в Риме во 2 в. до н. э. - 2 в. н. э.), ремеслах, горном деле и др. видах произ-ва; в воен. деле рабы использовались мало. Число рабов определяло благосостояние и обществ. положение; крупные рабовладельцы, имевшие по нескольку сот и даже тысяч рабов, нередко отдавали их внаем с целью извлечения большей прибыли. В юридич. отношении рабы были бесправны; их называли "живыми орудиями", "двуногим скотом" и т. п.; по римскому праву они считались "вещью" ("Mancipi res"), к-рую рабовладелец мог продать или уничтожить. Кроме обращения в рабов военнопленных и должников, широкие размеры приобрела покупка рабов в соседних "варварских" гос-вах (Сирии, Египте и др.) и у пиратов Средиземноморья, деятельность к-рых в последние века до н. э. приобрела столь широкий размах, что, по свидетельству Страбона, только на рынке о. Делос ежегодно продавалось до 10 тыс. рабов. Сравнительно гуманное отношение к рабам отмечено по существу лишь в Афинах, где законами Солона было упразднено долговое Р., рабы (особенно общественные) могли иметь семью, жестокое обращение с рабами встречало осуждение и т. п. Очень тяжелым было положение рабов в Риме. Брачные связи рабов и свободных карались, брачная связь раба и рабыни считалась просто сожительством, к-рое рабовладелец мог в любое время прервать. Рабы тысячами погибали в рудниках, каменоломнях и в гладиаторских играх. Доведенные до отчаяния рабы поднимались на восстания, наиболее крупными из них были Сицилийские восстания рабов во 2 в. до н. э. и Спартака восстание (74 (или 73) - 71 гг. до н. э.). Восстания рабов жестоко подавлялись, однако они в значит. мере способствовали расшатыванию основ рабовладельч. строя. Это привело, в частности, к нек-рому изменению правового положения рабов. В Др. Риме в эпоху империи был принят ряд законов, частично охранявших рабов от произвола их хозяев (осуждение убийства рабов, регламентация торговли рабами и т. п.). Распространение христианства не оказывало на этот процесс заметного влияния; призывая к отказу от жестокого обращения с рабами, отцы церкви вместе с тем считали Р. естественным явлением и убеждали рабов смиренно подчиняться их хозяевам.

Античное Р. с его сравнительно высокой интенсификацией труда рабов способствовало росту произ-ва, созданию больших материальных ценностей. Переложение тягот физич. труда на плечи рабов облегчило выделение групп людей, занятых политикой, наукой и искусством, и привело к большим успехам в этих областях, достигнутым в античном мире. Постепенно, однако, Р. изживало себя экономически, превращаясь в тормоз дальнейшего развития производства. Новые орудия труда и технич. нововведения в Риме (усовершенствованный плуг, молотилка, водяная мельница и др.) требовали от работников более высокой квалификации и нового отношения к труду. Рабы не были заинтересованы в росте производительности труда. В первые века н. э. рабовладельч. х-во в Риме клонится к упадку. Число рабов сокращается в связи с уменьшением притока их извне и ростом числа вольноотпущенников (сохранявших по отношению к прежнему господину ряд обязанностей); мн. рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами; возникновение системы колоната знаменовало кризис рабовладельч. способа произ-ва.

В период раннего средневековья и в возникших на терр. Римской империи "варварских" гос-вах (особенно в гос-ве остготов в Италии и вестготов в Испании) Р. играло заметную, но уже не ведущую роль в х-ве. Значит. часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. По данным "Книги страшного суда", в Англии в конце 11 в. насчитывалось лишь ок. 25 тыс. рабов (сервов). Значит. группы рабов принадлежали католич. церкви (т. н. "церковные рабы"). К 13 в. в большинстве стран Зап. Европы Р. фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья (особенно в Венеции и Генуе) широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Сев. Африку) продолжалась до 16 в. В Византии процесс изживания рабовладельч. отношений шел в осн. аналогично западноевропейскому, но медленнее; в 10-11 вв. Р. сохраняло там еще большое экономич. значение. У германцев и славян (кроме далматинцев, к-рые вели торговлю рабами) Р. было распространено преим. в патриархальной форме; на Руси оно существовало еще в 9-12 вв. в недрах развивавшегося феод. общества. Постепенно рабы (холопы) пополняли ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь гл. обр. в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (особенно работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов.

В крупнейших странах Востока - Китае, Индии и др. Р. в его патриархальной форме сохранилось вплоть до развития там капиталистич. отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Осн. источником Р. в ср. века здесь было долговое Р. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников Р. в Китае на протяжении всего средневековья было превращение в гос. рабов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах приобрело Р. и в мусульм. странах Бл. и Ср. Востока. Так как ислам запрещал обращать в Р. мусульман, то осн. источником поступления рабов в мусульм. страны была покупка их на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульм. странах использовались на тяжелых работах - в рудниках (см. Зинджи), в войсках мусульм. государей (см. Гулямы, Мамлюки), в домашнем х-ве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал).

Новый этап широкого распространения Р. (с 16 в.) связан с процессом т. н. первоначального накопления и колониальными захватами в странах Азии, Африки и Америки. Капиталистич. способ произ-ва, базирующийся на применении свободного наемного труда, вместе с тем с момента своего появления везде, где это было возможно и выгодно, вводил или поощрял многообразные пережитки докапиталистич. форм эксплуатации и принуждения, в т. ч. и Р., приспосабливая его к нуждам капиталистич. х-ва. Испания и Португалия, а позднее - Голландия, Франция и Англия, захватывая новые земли, стремились в той или иной степени использовать там подневольный труд местного населения. Особенно широкие размеры и наибольшее экономич. значение Р. приобрело в колониях на амер. континенте, гл. обр. в связи с развитием там крупного плантационного х-ва. Сопротивление, а также вымирание индейцев, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать индейцев в рабов, вынудили исп. и португ. колонизаторов ввозить негров-рабов из Африки. Первые группы их были доставлены на Гаити в нач. 16 в.; систематич. ввоз на о-ва Вест-Индии и в страны Юж. Америки развернулся с 1517; первая группа негров-рабов в Сев. Америку (штат Виргиния) была доставлена в 1619. Работорговля быстро расширялась и стала столь прибыльным делом, что за право поставки рабов велись войны и оно оговаривалось в мирных договорах (напр., в Утрехтском мирном договоре 1713). Своего наибольшего размаха работорговля достигла в 17 - 1-й пол. 19 вв. Зап. побережье Африки было покрыто сетью контор-факторий, где работорговцы (вначале испанцы и голландцы, а с 18 в. преим. англичане) приобретали рабов через местных вождей. За рабами снаряжались экспедиции, опустошавшие большие р-ны. С 1680 по 1786 только в англ. колонии, включая Вест-Индию, было доставлено св. 2,1 млн. рабов, в среднем по 20 тыс. в год; общее число негров, ввезенных в страны Америки, составляло, по-видимому, св. 10 млн. чел., примерно столько же их погибло в пути. В областях крупных плантаций (хлопковых, табачных, сахарных и др.) на терр. южных штатов совр. США, крупных о-вов Карибского м. (Гаити, Куба, Ямайка и др.), в Бразилии и Гвиане негры-рабы в нач. 19 в. составляли большинство населения; их труд приносил огромные доходы, а дешевое сырье, поступавшее с этих плантаций в Европу, способствовало развитию там крупной пром-сти. Обращение с неграми на плантациях было очень жестоким; они были низведены до положения рабочего скота, подвергались всевозможным наказаниям. "Черный кодекс", введенный Людовиком XIV в 1685, регламентировал обращение с рабами во франц. колониях, в частности запрещал пытки, но уже в нач. 18 в. он был сведен на нет более жестокими установлениями. Особенно тяжелым было положение рабов на Ю. терр. США. В несколько лучшем положении находились группы рабов, обслуживающих домашнее х-во плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели в ряде стран, особенно в Бразилии, к появлению многочисленного слоя мулатов. В США с развитием расовой сегрегации такие связи стали редким явлением.

Рабы вели неустанную борьбу за свое освобождение; наиболее яркие ее проявления: движение беглых рабов в 16-17 вв. на терр. исп. колоний в Америке; движение рабов в Бразилии, создавших в 17 в. республику Палмарис; партиз. борьба негров-марунов на о-ве Ямайка; освободит. восстание рабов на о-ве Гаити под руководством Туссен-Лувертюра в кон. 18 - нач. 19 вв., завершившееся отменой Р. и созданием независимой республики. Крупнейшие группы рабов сохранялись в США и Бразилии.

По мере развития капиталистич. отношений все более отчетливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производит. сил. В этих условиях под давлением все усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого обществ. движения против Р. (аболиционизм в США и т. п.) началась отмена Р. Великая франц. революция "Декларацией прав человека и гражданина" провозгласила отмену Р. Однако во франц. колониях этот акт был проведен в жизнь по существу лишь в 40-х гг. 19 в. Англия провозгласила отмену Р. в 1807, но провела это в колониях лишь в 1833. В 50-х гг. 19 в. объявила об отмене Р. Португалия, а в 60-х гг. Р. было отменено большинством гос-в амер. континента. В США Р. было отменено в результате гражд. войны 1861-65 между Сев. и Юж. (рабовладельч.) штатами; в этой войне на стороне северян активно участвовали негры.

Однако капитализм не был заинтересован в полном уничтожении Р. Наряду с открытым Р. продолжали существовать формы принудит. труда, мало отличающиеся от Р. (долговое Р. - пеонаж в странах Америки, система законтрактованных рабочих в Океании и т. п.). В ряде колониальных и зависимых стран институт Р. продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах имело Р. в португ. колониях Африки как в плантационном, так и в домашнем х-ве. В нач. 20 в. на о-вах Сан-Томе и Принсипи рабы (servi?aes) составляли св. половины населения. Во мн. колониальных и зависимых странах Р. было отменено лишь в нач. 20 в. У арабов Центр. и Юж. Аравии и в нек-рых странах Африки (Эфиопии, Нигерии и др.) Р. сохранилось вплоть до 50-х гг. 20 в. В Саудовской Аравии Р. было отменено лишь в нояб. 1962.

Междунар.-правовое регулирование борьбы с Р. началось еще в 1-й четв. 19 в. Однако большинство между-нар. док-тов о борьбе с Р. осуждало, но не запрещало Р. и носило формальный, декларативный характер. (В наст. время действует конвенция о Р., заключенная в 1926 в Женеве в рамках Лиги наций. С 1948 в течение ряда лет вопрос о Р. обсуждался в ООН. Принятая ООН в 1948 Всеобщая декларация прав человека провозгласила (ст. 4), что Р. и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 в Женеве состоялась конференция представителей 59 гос-в по вопросу о борьбе с Р., принявшая дополнит. конвенцию об упразднении Р., работорговли и институтов, и обычаев, сходных с Р. (принудит. труд и т. п.).

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 3, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 И8д., т. 25, ч. 2; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Андреев М. Г., Институт рабства в Китае, "Проблемы Китая", 1929, No 1; Думан Л. И., О роли рабства в эпоху Инь (XIV-XI вв. до н.э.), в сб.: Китай. Япония. История и филология. К 70-летию акад. Н. И. Конрада, М., 1961; Го Мо-жо, Эпоха рабовладельч. строя, пер. с кит., М., 1956; Чанана Дев Радж, Рабство в древней Индии, пер. с англ., М., 1964; Утченко С. Л., Штаерман E. M., О некоторых вопросах истории рабства, "ВДИ", 1960, No 4; Слонимский M. M., K проблеме античного рабства, "ВДИ", 1961, No 4; Штаерман E. M., Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике, М.,1964; Ельницкий Л. A., Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв. до н.э., М., 1964; Валлон A., История рабства в античном мире, пер. с франц., т. 1-2, М., 1941; Нибур Г. И., Рабство, как система хозяйства. Этнологическое исследование, пер. с англ., 2 изд., М., 1907; Аверкиева Ю. П., Рабство у индейцев Северной Америки, М.-Л., 1941; ООН. Доклад специального комитета по вопросу о рабстве (Вторая сессия), (б. м.), 1951; Травинский В. М., Как погибли миллионы негров, М., 1963; Пашерстник А. Е. и Левин И. Д., Принудительный труд и рабство в странах капитала, М., 1952; Фостер У., Негритянский народ в истории Америки, пер. с англ., M., 1955; Duignan P., Clendenen С, The United States and the African slave trade 1619-1862, Stanf., 1963; Ingram J. K., A history of slavery and serfdom, L., 1895; W?ndham Н. A., The Atlantic and slavery, L., 1935; Du Bois W. E. В., The Negro, N. Y., 1915; Franklin J. H., From slavery to freedom, 2 ed., N. Y., 1956; Langer О., Sklaverei in Europa wahrend der letzten Jahrhunderte des Mittelalters, Bautzen, 1891; GreenidgeG. W. W., Slavery, L., 1958; Nevinsov Н. W., A modern slavery, Essex, 1963; Martin G., Histoire de l´esclavage dans les colonies fran?aises, P., 1948; Weatherford W. D., The Negro from Africa to America, N. Y., 1924; Tennenbaum F., Slave and citizen. The Negro in the Americas, N. Y., 1947; Dumond D. L., A bibliography on antislavery in America, Ann Arbor, 1961; Saco J. A., Historia de la esclavitud..., v. 1-7, P.-Havana, 1875-1938.

В. И. Козлов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Культура: между рабством обычая, рабством статуса и рабством потребления

Флиер Андрей Яковлевич, Костина Анна Владимировна
В статье представлена концепция трех функциональных культурных стратегий, в рамках которой культура-вообще представляет собой историческое сочетание разных функциональных культур (традиционной, креативной и консьюмерной), «локальн
Читать PDF
0.00 байт

Культура: между рабством обычая, рабством статуса и рабством потребления (продолжение)

Флиер Андрей Яковлевич, Костина Анна Владимировна
В статье предложена новая модель происхождения культуры культурогенеза, основанная на концепции авторов о том, что культура-вообще есть сочетание трех функциональных культурных стратегий (традиционной, креативной и консьюмерной),
Читать PDF
0.00 байт

Австро-сербский торговый договор 1881 г. : рабство или модернизация?

Пархоменко Д. В.
Основная цель статьи доказать, что австро-сербский торговый договор 1881 г., несмотря на ряд негативных для Сербии последствий, в целом соответствовал долгосрочным задачам экономической модернизации страны.
Читать PDF
0.00 байт

Рабство на новых территориях: проблема территориального урегулирования в США по итогам войны с Мекси

Миньяр-белоручев Константин Валерьевич
В статье рассматривается политической борьба в США в конце 1840-х годов, о судьбе территорий, присоединенных по итогам войны с Мексикой (18461848).
Читать PDF
0.00 байт

Плен и рабство в период монгольского завоевания и в Золотой Орде по восточным источникам

Бахтин Александр Геннадьевич
В статье освещаются известия из сочинений восточных (арабских, персидских, тюркских и армянских) средневековых авторов о плене и рабстве в период монгольских завоеваний в Средней и Передней Азии, Закавказье и Восточной Европе.
Читать PDF
0.00 байт

Рабство в странах Черного моря (позднее Средневековье – Новое время)

Возгрин Валерий Евгеньевич
Читать PDF
0.00 байт

'рабство', 'свобода' и 'собственность' в проектах решения крепостной проблемы в России первой четвер

Тимофеев Дмитрий Владимирович
В рамках исследования проблемы адаптации европейских идей в России анализируется взаимосвязь понятий 'рабство', 'свобода' и 'собственность' в социально-политическом лексиконе образованного российского подданного первой четверти XI
Читать PDF
0.00 байт

2006. 02. 043. Нельсон Т. Рабство в средневековой Японии. Nelson Th. Slavery in medieval Japan // Mo

Корнилов М. Н.
Читать PDF
0.00 байт

«Черное рабство» в южных колониях Англии в Северной Америке

Ярыгин А. А.
Читать PDF
0.00 байт

98. 03. 038. Гринберг К. Честь и рабство. Ложь, дуэли, носы, маски, переодевания в женскую одежду, д

Валюженич А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Легальное рабство в Сибири и Оренбургском крае в XVIII - первой половине XIX в.

Мальцев Илья Александрович
В статье воссоздана история одного из наименее изученных социальных явлений российского прошлого.
Читать PDF
0.00 байт

99. 03. 016. Супоницкая И. М. Антиномия американского Юга: свобода и рабство / РАН. Ин-т всеобщ. Ист

Соломатина В. М.
Читать PDF
0.00 байт

Рабство в средневековом Дагестане в контексте религиозных воззрений

Иноземцева Е.И.
В рамках научной статьи делается попытка рассмотреть рабство в позднее Средневековье через призму воззрений основных мировых монотеистических религий и в этой связи осветить некоторые аспекты бытования института рабства в феодальн
Читать PDF
0.00 байт

Древняя Месопотамия: скованная свобода и эмансипированное рабство

Давыдов Сергей Анатольевич
Рабовладение в Древнем Междуречье имело специфику, отличавшую его от классического. С одной стороны, здесь свободные люди несли тяжелое бремя повинностей перед государством или домохозяином.
Читать PDF
0.00 байт

'рабство', 'свобода' и 'собственность' в проектах решения крепостной проблемы в России первой четвер

Тимофеев Дмитрий Владимирович
В рамках исследования проблемы адаптации европейских идей в России анализируется взаимосвязь понятий 'рабство', 'свобода' и 'собственность' в социально-политическом лексиконе образованного российского подданного первой четверти XI

Похожие термины:

  • Рабство и свобода. Рабы и царские люди

    Античный полис создавался в начале железного века. Вооружение античного воина было несравненно более мощным, чем, скажем, воина шумерского или же египетского времени Древнего либо даже Нового цар
  • ДОЛГОВОЕ РАБСТВО

    возникает с усилением соц. дифференциации внутри древнейших греч. общин. Кредиторы получали власть не только над движимым и недви-жимым имуществом должника, но и над его личностью. В Афинах Д. р. бы
  • Рабство и работорговля

    форма эксплуатации, при которой раб, наряду с орудиями производства, является собственностью хозяина - рабовладельца (говорящее орудие). Древнейшие государства, основу которых составляло рабство,
  • ПАТРИАРХАЛЬНОЕ РАБСТВО

    начальная стадия рабства, когда в рамках большой семьи из нескольких поколений самые тяжелые работы выполняют рабы.
  • РАБ, РАБСТВО

    Рабство издревле существовало между людьми. Оно известно было и до потопа (Быт 9:25). Древние патриархи имели многих рабов (Быт 12:5, 14:14). Рабами делались: люди взятые в военный плен (Вт 20:10,11, 21:10), иногда
  • РАБСТВО (Авдут)

    У всех без исключения народов существовал в древности институт Р. Оно не только было дозволено, но составляло необходимую основу существования хозяйства - семейного, общинного и национального. В о
  • АМЕРИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВО БОРЬБЫ С РАБСТВОМ

    American Anti-Slavery Society) - амер. аболиционистская орг-ция, существовавшая в 1833-70. Основано деятелем аболиционистского движения У. Гаррисоном в Филадельфии. Об-во требовало немедленного освобождения рабов