РАСПЯТИЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РАСПЯТИЕ
укрепление на кресте — казнь на кресте. Р. называют также крест с фигурой Иисуса Христа, являющийся объектом поклонения, особенно в католицизме.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Распятие
крестная казнь, одна из самых жестоких в древнем мире. Римляне считали крестную смерть самой позорной казнью, на которую осуждали великих злодеев и изменников.

Источник: Православная энциклопедия.

РАСПЯТИЕ
самое позор. наказание в Рим. империи, обрекавшее осужден. на долгую и мучит. смерть. В период Республики распинали (вероятно, в подражание пунийцам) в первую очередь рабов и неримлян; рим. граждан подвергали Р. за переход на сторону врага во время войны. В императ. эпоху так казнили гл. обр. людей из низов, причем со временем — все чаще. Р. было отменено Константином после 314.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Распятие
самое позорное наказание в Римской империи, обрекавшее осужденного на долгую и мучительную смерть. В период Республики распинали (вероятно, в подражание пунийцам) в первую очередь рабов и неримлян; рим. граждан подвергали Р. за переход на сторону врага во время войны. В императорскую эпоху так казнили главным образом людей из низов, причем со временем — все чаще. Р. было отменено Константином после 314.

Источник: Словарь античности. 1989

РАСПЯТИЕ
1. Казнь через пригвождение к кресту. Во времена римского владычества в Палестине считалась самой позорной и мучительной казнью для наиболее опасных преступников. 2. Изображение распятого на кресте Спасителя. В живописи и скульптуре большая и сложная композиция с Богоматерью, Иоанном и другими очевидцами или участниками казни Иисуса Христа. Первые изображения распятия восходят к I–III вв., широкое распространение получают с VI в. Распять, гл – казнить, пригвоздив к кресту.

Источник: Основы православной культуры. 2011

РАСПЯТИЕ
   • Crux,
         казнь через распятие на кресте, которая произошла из повешения на arbor infelix. Это было самое жестокое наказание и применялось, собственно, лишь к рабам, а впоследствии к иностранцам и гражданам, которые были humiles. Грабеж, морской разбой, убийство, мятеж, государственная измена наказывалась Р. Осужденный на смерть, неся furca или patibulum, под ударами бичей и прутьев препровождался на место казни, где его поднимали на сшх, столб, утвержденный на лобном месте, таким образом, что patibulum образовывало перекладину креста. К ней осужденного плотно пригвождали за руки, а ноги прибивали к столбу. Изображение Спасителя, несущего Свой крест, противоречит римскому обычаю, потому что лишь patibulum fertur, damnati in crucem aguntur, tolluntur, cruci affiguntur, а выражения — cruci figere не встречается. Новое исследование с точки зрения христианской археологии предложил Zestermann в двух лейпцигских программах (1866-1867).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

распятие
распинание, растягивание на кресте)-самая мучительная, позорная и страшная казнь в древности. Осужденный привязывался и прибивался (через ладони и ступни ног) к деревянным брусьям, соединенным в виде креста (в форме букв Т или Х). Крест вкапывался в землю и устанавливался вертикально, так что казненный повисал на веревках и гвоздях и так оставлялся умирать. Смерть часто наступала только через двое или трое суток, поэтому распятых охраняли, чтобы их не сняли друзья или родственники. Для ускорения смерти применялся прием перебивания костей ног, ибо казненные, как им ни было тяжело, опирались на ноги, чтобы облегчить дыхание. С перебитыми же ногами они очень скоро задыхались. Осужденного на смерть часто перед казнью отдавали в руки солдат и палачей для истязаний и были случаи, что он умирал еще до распятия. Если же оставался жив, его заставляли нести к месту казни свой собственный крест, на котором его должны были распять. Казнь эта была известна в глубокой древности и применялась еще персами, о чем есть упоминание в Священном Писании (Езд 6.11; Есф 5.14). Римляне применяли эту казнь только для разбойников и рабов, римский гражданин не мог быть распят. Господь Иисус Христос претерпел эту страшную казнь и все мучения, связанные с ней, и это было искупительной жертвой за всех нас, которой Он освободил всех верующих во имя Его от суда Божия (Ин 11.50-51). (См. крест)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
512.68 кб

Илимское распятие

Молодин В.И.
Капитан эффектным движением сдернул матерчатое покрывало, и перед нами предстала действительно великолепно изготовленная фигура Спасителя. Мастер был несомненно талантлив.
Читать PDF
479.60 кб

Энколпион с композицией «Распятие. Пророк Илия» из Довмонтова города Пскова

Прусакова Зоя Васильевна
Статья посвящена публикации креста-энколпиона, происходящего из раскопок В.Д. Белецкого в Довмонтовом городе Пскова в 1966 г. и поступившего на хранение в Отдел истории русской культуры Эрмитажа (инв. №ПД-66/43).
Читать PDF
8.00 мб

Об анатомической достоверности в сюжете «Распятие» в русской иконописи XV — начала XVI веков

Филиппов Алексей Евгеньевич
В статье рассмотрена проблема анатомической достоверности в сюжете «Распятие».
Читать PDF
523.81 кб

Картина Джона Мартина «Распятие» и концепция «Возвышенного христианства» в культуре английского рома

Евсеева Татьяна Павловна
Статья посвящена изучению закономерностей трактовки религиозных сюжетов в творчестве английского живописца Джона Мартина (1789-1854).
Читать PDF
169.39 кб

РАСПЯТИЕ (Фрагменты)

Мэлколм Мэггеридж
Читать PDF
288.27 кб

«Распятие с предстоящими» французской школы конца xvi В. Этапы реставрации

Яо Михаил
В статье показана поэтапная реставрация работы южно-французской школы конца XVI в., написанной на дереве. Также анализируется иконография «Распятия».
Читать PDF
333.33 кб

Распятие Христа

Яо Михаил
Во втором номере вестника «Мир искусств» мы начинаем новую рубрику «Словарь сюжетов».
Читать PDF
430.39 кб

Икона «Распятие» 1708 года вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова. Особенности стиля и ико

Виноградова Елена Анатольевна, Соколова Ольга Александровна
В статье рассматриваются особенности стиля и иконографии иконы «Распятие», написанной в 1708 г. известным вологодским иконописцем Иваном Григорьевым Марковым и отреставрированной в 2015 г.
Читать PDF
117.72 кб

2005. 01. 021. Бенерт К. Музыкальное распятие Йозефа Берглингера: гармония, инаковость и театр страс

Махов А. Е.
Читать PDF
74.14 кб

Изображение распятия в немецкой живописи и графике 1920-1940-х годов

Макаренко Ксения Викторовна
В немецкой живописи и графике 1920-1940-х гг. встречаются два варианта обращения к теме распятия: один представляет собой интерпретацию сюжета из библейского предания, другой отсылку к практиковавшемуся в Древнем Риме виду казни.
Читать PDF
108.31 кб

2006. 04. 015. Липтон С. «Нежный наклон его головы»: тексты о созерцании распятия в эпоху высокого с

Махов А. Е.

Похожие термины:

  • РАСПЯТИЕ, КРЕСТНАЯ КАЗНЬ

    Мф 23:34, 27:31 и др.). Распятие от древних времен служило самою жестокою и вместе самою позорною смертною казнью и доселе еще существует между Индусами и Китайцами. Римляне считали распятие самою позор
  • Распятие на кресте

    Распятие на кресте (crucifixion), смертная казнь у древн. народов - персов, карфагенян, римлян. Как правило, Р. подвергались только рабы и лица, не имевшие гражд. прав. Человек, прибитый гвоздями или привяза
  • Распятия Христова (Воздвижения Креста Господня) церковь в Кремле

    (Соборная площадь). Построена царем Федором Алексеевичем в 1681 г. над северным приделом Верхоспасского собора. Этой церкви принадлежит центральная из одиннадцати глав теремных церквей. Прежде в це
  • Распятия Христова церковь в Кремле

    (Соборная площадь). Построена царем Федором Алексеевичем в 1681 г. над северным приделом Верхоспасского собора. Этой церкви принадлежит центральная из одиннадцати глав теремных церквей. Прежде в це